- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по природоведению 5 класс коррекции 8 вида
Рабочая программа по природоведению 5 класс коррекции 8 вида
Раздел | Другое |
Класс | 5 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Сучкова Г.К. |
Дата | 27.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классов», под редакцией В.В. Воронковой, на основе учебного плана МБОУ «Первомайская сош» на 2014-2015 учебный год для учащихся специальных (коррекционных) классовVIII вида.
Курс природоведения является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению пятиклассниками элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний. Преподавание природоведения направленно на коррекцию недостатков умственного развития школьников. Необходимо научить учащихся ответственно относиться к природной среде, развивать физическую культуру, они учатся грамотному поддержанию своего здоровья и формированию у них здорового образа жизни.
В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление. Они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и зависимости.
Цель: изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, о природных сообществах, об организме человека и охране его здоровья.
Задачи курса природоведения.
Образовательно-коррекционные:
1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.
2. Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.
3. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.
4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.
Воспитательно-коррекционные:
1. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.
2. Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.
3. Формирование здорового образа жизни.
4. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.
5. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности
2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.
3. Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы на уроках природоведения.
На изучение природоведения отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год.
На уроках природоведения используются такие формы организационной работы как урок в классе, экскурсия (наблюдения в природе, на пришкольном участке), выполнение практических работ.
Средства обучения, используемые на уроке: наглядные, ТСО, дополнительные пособия, изготовленные учителем.
Из наглядных средств используются натуральные объекты (гербарии, образцы культурных и дикорастущих растений, коллекции, модели, муляжи), учебные картины, таблицы, фотографии, звукозаписи, видеофильмы, раздаточный материал. Дополнительные пособия - карточки для проверки знаний, карточки-загадки с изображением объектов и явлений природы.
Методы и приемы, используемые в ходе обучения: наблюдения, работа с натуральными наглядными пособиями, беседа, работа с учебником, с изобразительными наглядными пособиями, таблицами лабораторные и практические задания. Наблюдения - один из основных методов. В ходе изучения курса природоведения учащиеся наблюдают за погодой и ведут дневники наблюдений, за растениями и животными, трудом людей.
Природоведение, как учебный предмет, включает разделы:
· Окружающий нас мир. (4 часа)
· Сезонные изменения в природе. (21 час)
· Наша страна. (5 часа)
· Природа нашей Родины: неживая природа; живая природа. ( 20 часов)
· Охрана здоровья человека.(8часов)
· Охрана природы и экология. (4 часа)
· Труд на пришкольном участке. (8 часов)
Окружающий нас мир
№
дата
По факту
тема
Виды деятельности.
Контроль.
Д/З
1
1.09
Человек и природа.
Сельские и городские жители.
Вопросы с.9
С.7-9
2
3.09
Далекий остров. Окно в природу.
Жизнь и названия островов Севера.
Описать белого медведя.
С.10-12
Изменения в жизни природы
3
8.09
Календарь природы.
Что такое календарь и для чего он нужен.
Назвать планеты солнечной системы.
С.14-15
4
10.09
Погода.
Что такое погода и для чего ее изучают
Вопросы с.17
С.16-17
5
15.09
Температура воздуха.
Для чего надо знать температуру.
Вопросы с.20
С.18-20
6
17.09
Вода в воздухе. Осадки.
Виды осадков. Как образуются облака.
Вопросы с.22
С.20-23
7
22.09
Ветер.
Как образуется ветер и какие виды ветров.
Вопросы с.25
С.23-26
8
24.09
Прогноз погоды.
Для чего надо знать прогноз погоды
Вопросы с.28
С.27-28
9
29.09
Экскурсия на местную метеостанцию.
Знакомство с работой метеоролога.
10
1.10
Погода и мы.
Действие погоды на человека.
Вопросы с.29
С.28-29
11
6.10
Смена дня и ночи.
Как происходит смена дня и ночи.
Вопросы с. 31
С.30-31
12
8.10
Суточные часы.
Почему день сменяет ночь.
Вопросы с.34
С.34-36
13
13.10
Режим дня школьника.
Для чего надо соблюдать режим дня.
Составление своего режима дня.
Сю34-36
14
15.10
Сутки в жизни растений и животных
Реакция организма на смену дня и ночи.
Вопросы с. 38
С.36-38
15
20.10
Синица-лазоревка.
Жизненный цикл синички
Фронтальный опрос.
С.39-40
16
22.10
Человек и его здоровье.
Роль зарядки и воздушных процедур
Вопросы с.42
С.41-42
17
Смена времен года.
Почему происходит смена времен года.
Вопросы с.44
С.43- 44
18
Осень.
Приметы осени.
Вопросы с.46
С.44-46
19
Осенние приготовления.
Как лягушки готовятся к зиме.
Ваши наблюдения за животными.
С.47-48
20
Зима.
Как переносит зиму животный и растительный мир
Вопросы с. 49
С.48-49
21
Спасаясь от зимней стужи.
Помощь животным зимой
Свои наблюдения.
С.50-51
22
Экскурсия в природу для наблюдения за изменениями в природе.
Вывешивание кормушек
23
Без болезней круглый год.
Перегрев и переохлаждение. Витамины.
Вопросы с.58
С.57-58
24
Многолетние изменения в природе.
Далекое прошлое планеты.
Что вы заметили в изменении природы.
С.58-61
25
Многообразие живых организмов.
Познакомиться с многообразием живых организмов.
Вопросы с.64
С.61-61=4
26
Обобщающий урок по теме
«Изменения в жизни природы.
Наша Родина - Россия
27
Российская федерация.
Россия -наша Родина
Вопросы с.67
С.66-67
28
Города и села.
Жизнь городов и сел. Отличительные черты.
Вопросы с.69
С.68-69
29
Один день нашей Родины.
Размеры страны. Разнообразие жизни.
Фронтальная беседа
С.69-71
30
Москва- столица нашей Родины.
Главный город страны.
Вопросы с.74
С.72-74
31
Разнообразие поверхности.
Что такое поверхность Земли и ее разнообразие.
Вопросы с.76
С.74-76
32
Полезные ископаемые.
Виды полезных ископаемых.
Вопросы с.79
С.77-79
33
Природа России.
Разнообразие родной природы.
Вопросы с.82
С.79-82
34
Заповедники и национальные парки.
Отношение человека к природе. Красная книга.
Вопросы с.85
С.82-85
35
Обобщающий урок по теме
«Наша Родина- Россия»
С.85-88
Увлекательные путешествия в мир природы
36
Лес.
Красота, значение, охрана лесов.
Вопросы с.92
С.90-92
37
Растения леса.
Группы растений. Охрана лесов.
Вопросы с. 94
С.92-94
38
Грибы.
Съедобные и ядовитые грибы.
Вопросы с.96
С.94-97
39
Лесной дом и его обитатели.
Что такое лесной дом и его обитатели.
Вопросы с.99
С.97-99
40
Лесные охотники.
Знать хищных зверей.
Как животные добывают пищу.
С.100-102
41 42
Птицы леса.
Узнать, какие птицы населяют лес.
Вопросы с.104
С.102-106
43
Змеи и ящерицы.
Особенности змей и ящериц.
Вопросы с.108
С.106-108
44
Насекомые леса
Польза и вред насекомых.
Вопросы с.110
С.108-110
45
Встречи в лесу.
Как вести себя при встрече с животными.
С.113
С.110-113
46-47
Луг. Луговые травы.
Как человек использует луговые травы.
С.115 , 117
С.113-115 с.115-117
48
Животный мир луга
Узнать о живых обитателях луга.
С.119
С.118-120
49
Насекомые луга.
Польза и вред насекомых.
Фронтальный опрос.
С.120-122
50-51
Обитатели почвы. Крот.
Знакомство с жизнью обитателей почвы.
С.124 как крот приспособился к жизни под землей.
С.123-126
52
Болото.
Образование болот.
С.128
С.126-128
53
Птицы болот.
Как живут птицы на болотах.
С.130
С.128-130
54
Комары.
Жизненный цикл комаров.
С.132
С.130-132
55
Вода на Земле.
Узнать виды водоемов.
С.137
С.134-137
56
Животные морей и океанов.
Узнать о морских обитателях
С.141
С.138-141
57 58
Жизнь на границе двух сред. Жизнь бобра.
Знать обитателей пресных водоемов и живой мир побережья.
С144
С.141-146
59
Экскурсия в природу.
«Наблюдение за жизнью близ нашей речки Харасуг.
60
Обобщающий урок по теме
«Увлекательные путешествия в природу»
Фронтальный опрос.
Рядом с нами
61
Культурные растения.
Что такое культурные растения.
С.150
С.148-150
62
Сад.
Как ухаживать за садом
С.152
С..150-152
63
Цветочно- декоративные растения
Знать виды цветов.
С.154
С.153-154
64
Жабы.
Узнать виды жаб и их образ жизни.
Польза жаб
С.154 -156
65
Экскурсия в поле для наблюдения
За его растительностью и животным миром
66
Огород. Сорняки.
Что выращивать и как бороться с сорняками.
С.158
С.156-160
67
Поле.
Дикое и культурное поле.
С.162
С.160-162
68
Природа и наше будущее.
Хозяин природы и как ее сохранять
С.164
С.163-164
69
Обобщающий урок по курсу природоведения
Что мы узнали о природе.
Загадки, тест.
70
КВН
«В мире прекрасного»
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся 1 уровня должны знать:
· Обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства.
· Расположение России, ее столицы, природные богатства и хозяйственная деятельность человека.
· Основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней.
· Основные отделы тела человека, значение и взаимосвязь органов, бережного отношения к своему здоровью. Основные приемы укрепления и сохранения своего здоровья.
Учащиеся 2 уровня должны знать:
· Обобщенные названия предметов и явлений природы, их основные свойства.
· Расположение России, ее столицу.
· Основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней.
· Основные отделы тела человека. Основные приемы укрепления и сохранения своего здоровья.
Учащиеся 1 уровня должны уметь:
· Называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке; давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи.
· Связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда.
· Выполнять рекомендуемые практические работы с некоторой помощью учителей.
· Соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности в труде.
· Соблюдать правила поведения в природе.
Учащиеся 2 уровня должны уметь:
· Называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке; Проводить наблюдения.
· Выполнять рекомендуемые практические работы с помощью учителя.
· Соблюдать правила поведения в природе.
Проверка знаний учащихся осуществляется через:
· Пересказ в соответствии с планом.
· Ответы на вопросы.
· Использование учебника как справочника.
· Самостоятельные работы.
· Контрольные работы.
· Тестовый материал.
· Экскурсии.
· Наблюдения.
Тематическое планирование по разделам:
1.Окружающий нас мир -2 часа
2.Изменения в жизни природы -24 ч.
3. Наша Родина-Россия -9 ч.
4. Увлекательные путешествия в мир природы -25 ч.
5. Рядом с нами -10 ч.
Всего: 70 часов
Литература.
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 6-9 классов. Сборник 1. Издательство Москва «Владос» 2000 г.
2. Хлебосолова О. А., Хлебосолова Е. И., Природоведение: Учеб.для 5 класса.- М.: ВЛАДОС, 2004