Разработка урока по кубановедению на тему Именем Екатерины наречённый (3 класс)

Цель урока:1.Формировать чувства ответственности за сохранение истории родного края.2.Знакомить с достопримечательностями столицы нашего края.3.Развивать познавательную активность, речь, логическое мышление.Задача: Показать роль личности Екатерины II в истории Краснодарского края.Текстовый комментарий – пояснение Данные слайды и материал мультимедийной разработки можно использовать как непосредственно на уроке кубановедения, так и в качестве иллюстрированного материала при проведении внеклассных...
Раздел Другое
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конкурс «Мультимедийных уроков»

Номинация «Кубановедение»



Тема мультимедийного урока:

«Именем Екатерины наречённый»

урок кубановедения с применением мультимедийной презентации

3 класс

учитель

МБОУ гимназии №72

г. Краснодара

Савченко Светлана

Игоревна

Краснодар 2015

Конкурс «Мультимедийных уроков»

Секция гуманитарных предметов

Номинация начальные классы

(предмет «Кубановедение»)

Савченко

Светлана Игоревна

МОУ гимназия № 72

г. Краснодара

План- конспект проведения урока прилагается

Предмет: кубановедение

Урок

Тема: «Именем Екатерины наречённый»

Класс: 3

Форма урока:

Цель урока:

  1. Формировать чувства ответственности за сохранение истории родного края.

  2. Знакомить с достопримечательностями столицы нашего края.

  3. Развивать познавательную активность, речь, логическое мышление.

Задача: Показать роль личности Екатерины II в истории Краснодарского края.

Текстовый комментарий - пояснение

Данные слайды и материал мультимедийной разработки можно использовать как непосредственно на уроке кубановедения, так и в качестве иллюстрированного материала при проведении внеклассных мероприятий.

Оборудование: мультимедийный проектор, диск с материалами урока.

Программы, необходимые для запуска проекта:

Microsoft Word, Microsoft Power Point, Проигрыватель Windows Media


  1. Савченко Светлана Игоревна

  2. Учитель начальной школы

  3. Номинация - начальные классы (предмет «Кубановедение»)

  4. «Именем Екатерины наречённый»

  5. г. Краснодар

  6. МБОУ гимназия № 72, т. 225-12-12










Ход урока

  1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока

У: История Кубани привлекательна своим прошлым, и своим настоящим.

- Ребята, что вы знаете из истории образования нашего родного края? (Ответы детей).

- Почему наш город был назван Екатеринодаром? (В честь Екатерины II)

- Что вы можете сказать о великой императрице Екатерины II?

Слайд 2

Разработка урока по кубановедению на тему Именем Екатерины наречённый (3 класс)

- Ребята, что можносказать о личности Екатерины II, глядя на портрет?

3. Беседа с детьми с целью активизации знаний.

Происхождение, воспитание и образование Екатерины Великой

Екатерина, дочь находившегося на прусской службе принца Христиана-Августа Анхальт- Цербстского и принцессы Иоганны-Елизаветы (урожденной принцессы Голштейн-Готторпской). Она получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм. В 1744 Екатерина с матерью была вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745.

Характер и образ правления Екатерины II.

Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. В общении с подданными Екатерина была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. За все время царствования Екатерины практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен.

- Ребята, скажите, какие же человеческие качества позволили стать Екатерине императрицей? (Ответы детей)

Слайд 3

Разработка урока по кубановедению на тему Именем Екатерины наречённый (3 класс)

В апреле 1792 года казачья делегация прибыла в Санкт-Петербург на приём к императрице. Было составлено прошение войска о возможном отведении выгодных земель Черноморским казакам для поселения на Тамани. На приёме черноморцы сумели расположить к себе Екатерину. За усердную и ревностную службу императрица даровала казакам Таманский полуостров и Прикубанье. Решение о переселении окончательно было принято 30 июня 1792 года и заверено особой грамотой. Этой грамотой было суждено открыть новую странцу в истории России

Слайд 4

Разработка урока по кубановедению на тему Именем Екатерины наречённый (3 класс)

Черноморское войско было многочисленным (более 12000 человек). Первые казаки достигли Тамани 25 августа 1792 года. Началось великое переселение! Казаки стали обживать кубанские земли, основали 40 куренных селений.

1793г. Считается годом основания Екатеринодара. Казаки решили назвать город в честь дара Екатерины, Екатеринодаром.

Учитель: - Как теперь вы ответите, почему казаки назвали город Екатеринодаром? (Ответы детей)

Учитель: - А знаете ли вы, какие исторические места связаны с именем Екатерины? (Ответы детей)

Учитель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю отправиться в путешествие по историческим местам, названным в честь Екатерины Великой. Во время нашего путешествия вы узнаете как неразрывно связано прошлое и настоящее. У вас будет возможность сравнить виды Екатеринодара и Краснодара.

4. Работа над темой урока.

Первая остановка: Екатерининский сквер

Слайд 5

Разработка урока по кубановедению на тему Именем Екатерины наречённый (3 класс)

Долгое время улица Красная начиналась от Крепостной площади, северной границей которой являлась ул. Крепостная (современная Пушкина). Позже эта площадь получила название Атаманской и именно здесь в дни празднования 200 летнего юбилея войска состоялась закладка памятника Екатерине 11. В 1904 г. разбит сквер, получивший название Екатерининского. Сквер стал излюбленным местом прогулок екатеринодарцев.

Вторая остановка: Памятник Екатерине I

Слайд 6

Разработка урока по кубановедению на тему Именем Екатерины наречённый (3 класс)В Екатерининском сквере напротив законодательного собрания находится памятник Екатерине II. Идея создания памятника принадлежит офицеру кубанского казачьего войска, археологу, историку, краеведу Е. Ф. Фелицину. К 100-летию переселения казаков на Кубань. Памятник был открыт в 1907 г. И

уРазработка урока по кубановедению на тему Именем Екатерины наречённый (3 класс)трачен в 1920г.

Слайд 7

Краснодар - особенно его старая часть - единственный в своём роде. Наши предки любовно его называли «южным архитектурным модерном», «Нашим маленьким Парижем». Исторический центр кубанской столицы подобен книге, где главы - улицы, дома -страницы. Время стёрло многие строки, но пришло время восстановить исчезнувшее, особо хранить оставшееся. Вновь во всей красе предстала перед нами бронзовая фигура императрицы Екатерины II, в честь которой казаки назвали свою столицу Екатеринодаром. Восстановлен памятник на прежнем месте. Торжественное открытие восстановленного памятника состоялось 8 сентября 2006 года. Скульптор - А. А. Апполонов

На высоком постаменте величественно возвышается бронзовая фигура императрицы, изображённой в царственной порфире (пурпурной мантии) и с атрибутами монаршей власти (держава и скипетр) в руках.

Третья остановка: Свято - Екатерининский собор

Слайд 8

Старинная церковь св .Екатерины Перестроенный и освящённый в 1914 г.

(1814 г.) новый Екатерининский собор

Разработка урока по кубановедению на тему Именем Екатерины наречённый (3 класс)Разработка урока по кубановедению на тему Именем Екатерины наречённый (3 класс)

При застройке Екатеринодара основатели города предусмотрительно оставили «пустопорожними» несколько кварталов, предназначая их для строительства в будущем чего-нибудь значительного. На одном из них, между современными улицами Мира и Орджоникидзе, Коммунаров и Седина, в 1814 году была построена церковь св. Екатерины. Инициатором её строительства был войсковой протоиерей Кирилл Россинский.

По церкви площадь, на которой она стояла, стала называться Екатерининской. Это название распространялось и на окружающие площадь улицы, поскольку они тогда еще не имели названий. Когда они определились (в основном это произошло в 60-х годах XIX века), то Екатерининской стала называться и улица, прилегающая к площади с южной стороны (сейчас ул. Мира).

Будущий храм решил судьбу старинной церкви. Дело в том, что к тому времени стала она уже ветхой, и остано­вились на таком варианте: церковь св. Екатерины упразд­нить и на этой площади построить новый храм, один из приделов которого освятить в честь св. великомученицы Екатерины, а именовать новый храм «Екатерининским семипрестольным храмом».

Новый собор строился 14 лет. Торжественное освящение главного престола состоялось 23 марта 1914 года. Все эти годы старинная Екатерининская церковь стояла здесь же, притулившись у возводимой громадины. Жители «садов» (позже жители Калинина) обратились в городскую управу с просьбой о переносе её поближе к ним. Поначалу им было отказано, но в 1913 году были объявлены торги на перенос старинной церкви в третью часть города, «на сады», с целью дать храм далёкой окраине и одновременно «сохранить редкий исторический памятник». Церковь была разобрана и перенесена «на Титаровскую межу». При раз­борке была обнаружена оловянная доска с датой её за­кладки:14 декабря 1813 года.

На новом месте церковь несколько изменила свой внешний вид. Судьба её закончилась печально: в 1987 году она сгорела.

Слайд 9

Разработка урока по кубановедению на тему Именем Екатерины наречённый (3 класс)

Сейчас это Свято-Екатерининский кафедральный собор, являющийся главным храмом епархии. При храме действует воскресная школа. Наряду с обычной ежедневной службой в Екатерининском соборе проходят все самые торжественные богослужения.

Новый храм на Ектерининской площади в обиходе называли Красным собором.

Четвёртая остановка: Улица Екатерининская.

Слайд 10

Разработка урока по кубановедению на тему Именем Екатерины наречённый (3 класс)Разработка урока по кубановедению на тему Именем Екатерины наречённый (3 класс)

Ребята, а сейчас представьте, что машина времени нас перенесла назад в прошлое и мы оказались на одной из улиц Екатеринодара, Екатерининской. Перед вами - одно- и двухэтажные дома железнодорожников среди корявых дубов, которые уцелели от вырубленного старого леса Дубинки. Мощеная крупным булыжником улица с двумя рядами трамвайных рельсов ведет в центр города. Извозчики приглашают вас ускорить дорогу. Вы отказываетесь и вместе с другими идете прямо но мостовой, подымая прибитую ночной сыростью дорожную пыль. Вокруг бегают собаки, гребутся куры, гуляет свинья с поросятами. Улица крива, убога, сбегает к позеленевшему от плесени Карасунскому каналу, пересекающему ее поперек, с приземистыми хатами и турлучным духаном, где уже толпятся мужики.

Совершенно неузнаваемой стала улица Мира (прежде Екатерининская), одна из самых оживленных и многолюдных улиц нашего города. Неширокая и короткая - от вокзала до госпиталя инвалидов Великой Отечественной войны и дальше, до берега Кубани, за прошедшие годы она преобразилась. Выросли многоэтажные жилые дома, на месте гостиницы 'Большая Московская', которая была сожжена немецкими оккупантами в 1943 году, выросла пятиэтажная 'Центральная'. Ровный сплошной асфальт, яркое электрическое освещение по ночам, троллейбусы нескольких маршрутов, связавшие все районы города с железнодорожным вокзалом, такси, автобусом - все это сделало улицу Мира современной, красивой...

Учитель: - Ребята вот и подошло к концу наше историческое путешествиие.

Вы увилели как изменился наш город, стал красивый, ухоженный.

О каких памятных местах, связанных с именем Екатерины II мы говорили?

(Ответы детей)

- Как в современном Краснодаре помнят и чтят Екатерину Великую?

(Ответы детей).

Учитель: Несомненно, Екатерина II, выдающаяся, яркая личность, она сыграла огромную роль в судьбе России и Кубани. Несмотря на то, что Екатерина по происхождению не была русской, она была настоящей патриоткой России, много сделала для государства Российского. Поэтому возникает необходимость вернуть историческое имя «Екатеринодар» столице Кубани.

- Ребята, а вы как считаете?

5. Подведение итогов урока.

- Почему Краснодар был назван Екатеринодаром?

- Почему Екатерина пожаловала кубанские земли казакам?

- Как раньше называлась улица Мира?

- В каком году был открыт памятник Екатерине II?

- Когда состоялось торжественное открытие восстановленного памятника Екатерине II?

- Что понравилось на уроке больше всего?

6. Домашнее задание.

Нарисовать рисунок «Город будущего».

Список литературы

  1. М. В. Мирук, Т. А. Науменко «Введение в историю Кубани», Краснодар 2004 г.

  2. Е. А. Хачатурова, Н. А. Корсакова « История Кубани в рассказах и иллюстрациях», Краснодар, 2005 г.

  3. «Зовут меня Кубань», краевое издательство «Северный Кавказ».

  4. Г. Шахова «Улицы Краснодара рассказывают…» (книга 2), ООО «Полиграфист», г. Ейск, 2002г.


© 2010-2022