Компетентность в области мотивации образовательной деятельности

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Компетентность в области мотивации образовательной деятельности

Любая деятельность всегда побуждается определёнными мотивами. Мотивы - это то, ради чего выполняется деятельность. Мотивация - побуждение к действию.

Задача педагога - не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого обучающегося, организовать совместную познавательную и творческую деятельность, т.е. это совместный анализ хода и результата деятельности.

Методы мотивации

Эмоциональные методы мотивации: затрагивают чувства человека, такие как - удовольствие, страх, любопытство, доверие и другие. Позволяют мотивировать человека на деятельность, путем бессознательного:

- поощрение;

- учебно-познавательная игра;

- создание ярких наглядно-образных представлений;

- создание «ситуации успеха»;

- положительное оценивание;

- свободный выбор задания;

- удовлетворение желания быть значимой личностью.

Познавательные методы мотивации: направленность человека на бескорыстное узнавание нового и удовлетворение от самого процесса умственных усилий. К этим методам относятся:

- опора на жизненный опыт;

- познавательный интерес;

- создание проблемной ситуации;

- побуждение к поиску альтернативных решений;

- выполнение творческих заданий;

- «мозговая атака».

Волевые методы мотивации: метод не самый простой, так как не у всех ребят достаточно развита сила воли, но позволяет развивать настойчивость, способность преодолевать трудности, умение владеть собой. Это:

- предъявление учебных требований;

- информирование об обязательных результатах обучения;

- формирование ответственного отношения к учению;

- познавательные затруднения;

- самооценка деятельности и коррекция;

- рефлексия;

- прогнозирование деятельности.

Социальные методы мотивации: каждый человек развивается в обществе, и дать ребенку понять, насколько важен он, его труд, основная задача этого метода. К социальным методам относят:

- развитие желания быть полезным;

- побуждение стать личностью;

- создание ситуации взаимопомощи;

- поиск контактов и сотрудничества;

- заинтересованность в результатах;

- взаимопроверка.

Мотивацию обучающихся к образовательной деятельности проанализируем на примере конкретного занятия «Спорт и здоровье» дополнительной образовательной программы «Ступени развития личности». Данное занятие проводится с детьми 10-12 лет первого года обучения.

Цель занятия: создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья.

Задачи:

- ознакомить обучающихся с видением Льва Николаевича Толстого на проблему здорового образа жизни;

- развивать познавательный интерес детей, создавая на учебном занятии «ситуации успеха»;

- воспитывать коммуникативные навыки через игровой блок.

Перед вами план проведения учебного занятия. Рассмотрим отдельно содержание каждого этапа занятия, методы мотивации которые способствовали успешному усвоению данной темы и достижению цели занятия.


План проведения учебного занятия

Структура занятия

Время

Содержание занятия

1.

Организационный этап

5 мин.

Приветствие «Мяч в кругу».

2.

Подготовительный этап

10 мин.

Определение цели и задач занятия;

творческое задание «Шифровка».

3.

Основной этап

(информационный блок)

15 мин.

10 мин

Информация с видео презентацией «Здоровый образ жизни Льва Николаевича Толстого»;

упражнение «Великие люди о важности спорта».

Перерыв

10 мин

4.

Основной этап

(игровой блок)

30 мин.

Игра - соревнование «Великая сила - спорт!».

5.

Итоговый этап

5 мин.

Анализ и оценка успешности занятия.

6.

Рефлективный этап

5 мин.

Самооценка работы обучающихся на занятии.

Первый этап занятия - организационный. Педагог психологически настраивает обучающихся на учебную деятельность. На данном занятии - это приветствие «Мяч в кругу». Ребята делятся своими умениями, достижениями в области спорта.

Эмоциональные методы мотивации: создание «ситуации успеха», положительное оценивание, удовлетворение желания быть значимой личностью.

Познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, познавательный интерес.

Социальные методы мотивации: развитие желания быть полезным, побуждение стать личностью.

Подготовительный этап. Сообщение темы, цели и задач учебного занятия. Творческое задание «Шифровка», где ребятам необходимо расшифровать каждую букву слова «СПОРТ» при помощи слов или словосочетаний.

Эмоциональные методы мотивации: учебно-познавательная игра, положительное оценивание.

Познавательный метод мотивации: выполнение творческого задания.

Волевые методы мотивации: предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, познавательные затруднения.

Основной этап (информационный блок). С обучающимися проводится беседа - диалог о Льве Николаевиче Толстом. Кем он был? Чем знаменит? Затем дети выступают с небольшими сообщениями, рассказывая о том, что Л.Н.Толстой был большим поклонником спорта и здорового образа жизни. В это же время на экран выводится презентация. Затем беседа с детьми продолжается, воспитанники делятся своими впечатлениями о новых сведениях. Выступающих обязательно благодарим и провожаем на место аплодисментами.

На этом же этапе проводится упражнение «Великие люди о важности спорта». Дети зачитывают высказывания великих людей о значении спорта в жизни человека, выписывают понравившиеся, объясняют, почему выбрали именно это высказывание.

Эмоциональные методы мотивации: создание «ситуации успеха», положительное оценивание, свободный выбор задания.

Познавательные методы мотивации: познавательный интерес, выполнение творческих заданий.

Социальные методы мотивации: развитие желания быть полезным, поиск контактов и сотрудничества.

Основной этап (игровой блок). Игровой блок проходит в форме игры - соревнования «Великая сила - спорт!». Все воспитанники при помощи жребия делятся на две команды. В соревнованиях чередуются интеллектуальные и подвижные конкурсы. Победившая команда получает медали «Самый спортивный». (Медали печатаются на цветной бумаге и по окончанию игры дети вклеивают их в свои тетради).

Эмоциональные методы мотивации: поощрение, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, создание «ситуации успеха», положительное оценивание, удовлетворение желания быть значимой личностью.

Познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, «мозговая атака».

Волевые методы мотивации: самооценка деятельности и коррекция.

Социальные методы мотивации: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах.

Итоговый этап. На данном этапе подводятся итоги занятия, дети анализируют услышанный и увиденный материал через устный опрос, делятся впечатлениями, новыми знаниями, что позволяет педагогу судить о достижении поставленной цели и задач.

Эмоциональные методы мотивации: положительное оценивание.

Волевые методы мотивации: оценка деятельности.

Рефлексивный этап. Обучающиеся оценивают свою работу и работу товарищей на занятии.

Эмоциональные методы мотивации: положительное оценивание, удовлетворение желания быть значимой личностью.

Волевые методы мотивации: самооценка деятельности, прогнозирование деятельности.

Социальные методы мотивации: заинтересованность в результатах, взаимопроверка.








В ходе подготовки к данному выступлению возник вопрос: какие из методов мотивации являются ведущими у воспитанников, посещающих детское объединение «Ступени развития личности». С помощью анкетирования было проведено микроисследование «Мотивация обучения воспитанников».

В микроисследовании приняло участие 28 человек в возрасте от 11 до 15 лет.

Цель: выявить преобладающие методы мотивации обучения воспитанников детского объединения «Ступени развития личности».

Инструкция: педагог ставит перед воспитанниками задачу: "Внимательно прочитайте анкету и подчеркните те пункты, которые соответствуют вашим стремлениям и желаниям".

Таблица 1. Методика "Мотивация обучения воспитанников" (анкета)

Мотивы

1.

Занимаюсь в объединении, потому что мне интересно

2.

Занимаюсь в объединении, потому что узнаю здесь много нового и полезного для себя

3.

Занимаюсь в объединении, потому что это дисциплинирует меня

4.

Занимаюсь в объединении, потому что хочу завоевать авторитет у товарищей

5.

Занимаюсь в объединении, потому что меня здесь выслушивают и поддерживают

6.

Занимаюсь в объединении, потому что люблю мыслить, думать, соображать

7.

Занимаюсь в объединении, потому что это помогает воспитывать в себе такие качества как ответственность, настойчивость, умение отвечать за свои поступки

8.

Занимаюсь в объединении, потому что здесь много интересного общения

9.

Занимаюсь в объединении, потому что здесь я чувствую себя значимой личностью

10.

Занимаюсь в объединении, потому что здесь много интересных творческих заданий

11.

Занимаюсь в объединении, потому что мне нравится учиться оценивать себя и свою деятельность

12.

Занимаюсь в объединении, потому что всегда могу найти здесь применение своим творческим и лидерским качествам


Таблица 2. Результаты анкеты

Место

№ вопроса

Степень значимости

выборов %

I.

1.

Занимаюсь в объединении, потому что мне интересно

96,4

II.

2.

Занимаюсь в объединении, потому что узнаю здесь много нового и полезного для себя

85,7

III.

6.

Занимаюсь в объединении, потому что люблю мыслить, думать, соображать

64,3

IV.

7.

Занимаюсь в объединении, потому что это помогает воспитывать в себе такие качества как ответственность, настойчивость, умение отвечать за свои поступки

50

IV.

10.

Занимаюсь в объединении, потому что здесь много интересных творческих заданий

50

V.

5.

Занимаюсь в объединении, потому что меня здесь выслушивают и поддерживают

46,4

VI.

8.

Занимаюсь в объединении, потому что здесь много интересного общения

35,7

VII.

11.

Занимаюсь в объединении, потому что мне нравится учиться оценивать себя и свою деятельность

28,6

VIII.

12.

Занимаюсь в объединении, потому что всегда могу найти здесь применение своим творческим и лидерским качествам

17,6

IX.

3.

Занимаюсь в объединении, потому что это дисциплинирует меня

7,1

IX.

9.

Занимаюсь в объединении, потому что здесь я чувствую себя значимой личностью

7,1

X.

4.

Занимаюсь в объединении, потому что хочу завоевать авторитет у товарищей

3.6



Таблица 3. Классификация мотивов обучения у воспитанников в объединении «Ступени развития личности»

I место

II место

III место

IV место

Познавательная мотивация

Эмоциональная мотивация

Волевая мотивация

Социальная мотивация

2, 6, 10

вопросы

1, 5, 9

вопросы

3, 7, 11

вопросы

4, 8,12

вопросы

56 выборов

42 выборов

24 выборов

16 выборов











"Мотивация обучения воспитанников"

Фамилия, имя_____________________________________________________

Возраст ________________ Год обучения___________________________

Инструкция: Внимательно прочитайте анкету и отметьте те пункты, которые соответствуют вашим стремлениям и желаниям (не более пяти пунктов).

Мотивы

1.

Занимаюсь в объединении, потому что мне интересно.

2.

Занимаюсь в объединении, потому что узнаю здесь много нового и полезного для себя

3.

Занимаюсь в объединении, потому что это дисциплинирует меня.

4.

Занимаюсь в объединении, потому что хочу завоевать авторитет у товарищей.

5.

Занимаюсь в объединении, потому что меня здесь выслушивают и поддерживают.

6.

Занимаюсь в объединении, потому что люблю мыслить, думать, соображать.

7.

Занимаюсь в объединении, потому что это помогает воспитывать в себе такие качества как ответственность, настойчивость, умение отвечать за свои поступки.

8.

Занимаюсь в объединении, потому что здесь много интересного нового общения.

9.

Занимаюсь в объединении, потому что здесь я чувствую себя значимой личностью.

10.

Занимаюсь в объединении, потому что здесь много интересных творческих заданий.

11.

Занимаюсь в объединении, потому что мне нравится учиться оценивать себя и свою деятельность.

12.

Занимаюсь в объединении, потому что всегда могу найти здесь применение своим творческим и лидерским качествам.

Спасибо за сотрудничество!

© 2010-2022