- Преподавателю
- Другое
- Компетентность в области мотивации образовательной деятельности
Компетентность в области мотивации образовательной деятельности
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бирина Г.П. |
Дата | 13.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Компетентность в области мотивации образовательной деятельности
Любая деятельность всегда побуждается определёнными мотивами. Мотивы - это то, ради чего выполняется деятельность. Мотивация - побуждение к действию.
Задача педагога - не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого обучающегося, организовать совместную познавательную и творческую деятельность, т.е. это совместный анализ хода и результата деятельности.
Методы мотивации
Эмоциональные методы мотивации: затрагивают чувства человека, такие как - удовольствие, страх, любопытство, доверие и другие. Позволяют мотивировать человека на деятельность, путем бессознательного:
- поощрение;
- учебно-познавательная игра;
- создание ярких наглядно-образных представлений;
- создание «ситуации успеха»;
- положительное оценивание;
- свободный выбор задания;
- удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные методы мотивации: направленность человека на бескорыстное узнавание нового и удовлетворение от самого процесса умственных усилий. К этим методам относятся:
- опора на жизненный опыт;
- познавательный интерес;
- создание проблемной ситуации;
- побуждение к поиску альтернативных решений;
- выполнение творческих заданий;
- «мозговая атака».
Волевые методы мотивации: метод не самый простой, так как не у всех ребят достаточно развита сила воли, но позволяет развивать настойчивость, способность преодолевать трудности, умение владеть собой. Это:
- предъявление учебных требований;
- информирование об обязательных результатах обучения;
- формирование ответственного отношения к учению;
- познавательные затруднения;
- самооценка деятельности и коррекция;
- рефлексия;
- прогнозирование деятельности.
Социальные методы мотивации: каждый человек развивается в обществе, и дать ребенку понять, насколько важен он, его труд, основная задача этого метода. К социальным методам относят:
- развитие желания быть полезным;
- побуждение стать личностью;
- создание ситуации взаимопомощи;
- поиск контактов и сотрудничества;
- заинтересованность в результатах;
- взаимопроверка.
Мотивацию обучающихся к образовательной деятельности проанализируем на примере конкретного занятия «Спорт и здоровье» дополнительной образовательной программы «Ступени развития личности». Данное занятие проводится с детьми 10-12 лет первого года обучения.
Цель занятия: создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья.
Задачи:
- ознакомить обучающихся с видением Льва Николаевича Толстого на проблему здорового образа жизни;
- развивать познавательный интерес детей, создавая на учебном занятии «ситуации успеха»;
- воспитывать коммуникативные навыки через игровой блок.
Перед вами план проведения учебного занятия. Рассмотрим отдельно содержание каждого этапа занятия, методы мотивации которые способствовали успешному усвоению данной темы и достижению цели занятия.
План проведения учебного занятия
№
Структура занятия
Время
Содержание занятия
1.
Организационный этап
5 мин.
Приветствие «Мяч в кругу».
2.
Подготовительный этап
10 мин.
Определение цели и задач занятия;
творческое задание «Шифровка».
3.
Основной этап
(информационный блок)
15 мин.
10 мин
Информация с видео презентацией «Здоровый образ жизни Льва Николаевича Толстого»;
упражнение «Великие люди о важности спорта».
Перерыв
10 мин
4.
Основной этап
(игровой блок)
30 мин.
Игра - соревнование «Великая сила - спорт!».
5.
Итоговый этап
5 мин.
Анализ и оценка успешности занятия.
6.
Рефлективный этап
5 мин.
Самооценка работы обучающихся на занятии.
Первый этап занятия - организационный. Педагог психологически настраивает обучающихся на учебную деятельность. На данном занятии - это приветствие «Мяч в кругу». Ребята делятся своими умениями, достижениями в области спорта.
Эмоциональные методы мотивации: создание «ситуации успеха», положительное оценивание, удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, познавательный интерес.
Социальные методы мотивации: развитие желания быть полезным, побуждение стать личностью.
Подготовительный этап. Сообщение темы, цели и задач учебного занятия. Творческое задание «Шифровка», где ребятам необходимо расшифровать каждую букву слова «СПОРТ» при помощи слов или словосочетаний.
Эмоциональные методы мотивации: учебно-познавательная игра, положительное оценивание.
Познавательный метод мотивации: выполнение творческого задания.
Волевые методы мотивации: предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, познавательные затруднения.
Основной этап (информационный блок). С обучающимися проводится беседа - диалог о Льве Николаевиче Толстом. Кем он был? Чем знаменит? Затем дети выступают с небольшими сообщениями, рассказывая о том, что Л.Н.Толстой был большим поклонником спорта и здорового образа жизни. В это же время на экран выводится презентация. Затем беседа с детьми продолжается, воспитанники делятся своими впечатлениями о новых сведениях. Выступающих обязательно благодарим и провожаем на место аплодисментами.
На этом же этапе проводится упражнение «Великие люди о важности спорта». Дети зачитывают высказывания великих людей о значении спорта в жизни человека, выписывают понравившиеся, объясняют, почему выбрали именно это высказывание.
Эмоциональные методы мотивации: создание «ситуации успеха», положительное оценивание, свободный выбор задания.
Познавательные методы мотивации: познавательный интерес, выполнение творческих заданий.
Социальные методы мотивации: развитие желания быть полезным, поиск контактов и сотрудничества.
Основной этап (игровой блок). Игровой блок проходит в форме игры - соревнования «Великая сила - спорт!». Все воспитанники при помощи жребия делятся на две команды. В соревнованиях чередуются интеллектуальные и подвижные конкурсы. Победившая команда получает медали «Самый спортивный». (Медали печатаются на цветной бумаге и по окончанию игры дети вклеивают их в свои тетради).
Эмоциональные методы мотивации: поощрение, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, создание «ситуации успеха», положительное оценивание, удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, «мозговая атака».
Волевые методы мотивации: самооценка деятельности и коррекция.
Социальные методы мотивации: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах.
Итоговый этап. На данном этапе подводятся итоги занятия, дети анализируют услышанный и увиденный материал через устный опрос, делятся впечатлениями, новыми знаниями, что позволяет педагогу судить о достижении поставленной цели и задач.
Эмоциональные методы мотивации: положительное оценивание.
Волевые методы мотивации: оценка деятельности.
Рефлексивный этап. Обучающиеся оценивают свою работу и работу товарищей на занятии.
Эмоциональные методы мотивации: положительное оценивание, удовлетворение желания быть значимой личностью.
Волевые методы мотивации: самооценка деятельности, прогнозирование деятельности.
Социальные методы мотивации: заинтересованность в результатах, взаимопроверка.
В ходе подготовки к данному выступлению возник вопрос: какие из методов мотивации являются ведущими у воспитанников, посещающих детское объединение «Ступени развития личности». С помощью анкетирования было проведено микроисследование «Мотивация обучения воспитанников».
В микроисследовании приняло участие 28 человек в возрасте от 11 до 15 лет.
Цель: выявить преобладающие методы мотивации обучения воспитанников детского объединения «Ступени развития личности».
Инструкция: педагог ставит перед воспитанниками задачу: "Внимательно прочитайте анкету и подчеркните те пункты, которые соответствуют вашим стремлениям и желаниям".
Таблица 1. Методика "Мотивация обучения воспитанников" (анкета)
Мотивы
1.
Занимаюсь в объединении, потому что мне интересно
2.
Занимаюсь в объединении, потому что узнаю здесь много нового и полезного для себя
3.
Занимаюсь в объединении, потому что это дисциплинирует меня
4.
Занимаюсь в объединении, потому что хочу завоевать авторитет у товарищей
5.
Занимаюсь в объединении, потому что меня здесь выслушивают и поддерживают
6.
Занимаюсь в объединении, потому что люблю мыслить, думать, соображать
7.
Занимаюсь в объединении, потому что это помогает воспитывать в себе такие качества как ответственность, настойчивость, умение отвечать за свои поступки
8.
Занимаюсь в объединении, потому что здесь много интересного общения
9.
Занимаюсь в объединении, потому что здесь я чувствую себя значимой личностью
10.
Занимаюсь в объединении, потому что здесь много интересных творческих заданий
11.
Занимаюсь в объединении, потому что мне нравится учиться оценивать себя и свою деятельность
12.
Занимаюсь в объединении, потому что всегда могу найти здесь применение своим творческим и лидерским качествам
Таблица 2. Результаты анкеты
Место
№ вопроса
Степень значимости
выборов %
I.
1.
Занимаюсь в объединении, потому что мне интересно
96,4
II.
2.
Занимаюсь в объединении, потому что узнаю здесь много нового и полезного для себя
85,7
III.
6.
Занимаюсь в объединении, потому что люблю мыслить, думать, соображать
64,3
IV.
7.
Занимаюсь в объединении, потому что это помогает воспитывать в себе такие качества как ответственность, настойчивость, умение отвечать за свои поступки
50
IV.
10.
Занимаюсь в объединении, потому что здесь много интересных творческих заданий
50
V.
5.
Занимаюсь в объединении, потому что меня здесь выслушивают и поддерживают
46,4
VI.
8.
Занимаюсь в объединении, потому что здесь много интересного общения
35,7
VII.
11.
Занимаюсь в объединении, потому что мне нравится учиться оценивать себя и свою деятельность
28,6
VIII.
12.
Занимаюсь в объединении, потому что всегда могу найти здесь применение своим творческим и лидерским качествам
17,6
IX.
3.
Занимаюсь в объединении, потому что это дисциплинирует меня
7,1
IX.
9.
Занимаюсь в объединении, потому что здесь я чувствую себя значимой личностью
7,1
X.
4.
Занимаюсь в объединении, потому что хочу завоевать авторитет у товарищей
3.6
Таблица 3. Классификация мотивов обучения у воспитанников в объединении «Ступени развития личности»
I место
II место
III место
IV место
Познавательная мотивация
Эмоциональная мотивация
Волевая мотивация
Социальная мотивация
2, 6, 10
вопросы
1, 5, 9
вопросы
3, 7, 11
вопросы
4, 8,12
вопросы
56 выборов
42 выборов
24 выборов
16 выборов
"Мотивация обучения воспитанников"
Фамилия, имя_____________________________________________________
Возраст ________________ Год обучения___________________________
Инструкция: Внимательно прочитайте анкету и отметьте те пункты, которые соответствуют вашим стремлениям и желаниям (не более пяти пунктов).
Мотивы
1.
Занимаюсь в объединении, потому что мне интересно.
2.
Занимаюсь в объединении, потому что узнаю здесь много нового и полезного для себя
3.
Занимаюсь в объединении, потому что это дисциплинирует меня.
4.
Занимаюсь в объединении, потому что хочу завоевать авторитет у товарищей.
5.
Занимаюсь в объединении, потому что меня здесь выслушивают и поддерживают.
6.
Занимаюсь в объединении, потому что люблю мыслить, думать, соображать.
7.
Занимаюсь в объединении, потому что это помогает воспитывать в себе такие качества как ответственность, настойчивость, умение отвечать за свои поступки.
8.
Занимаюсь в объединении, потому что здесь много интересного нового общения.
9.
Занимаюсь в объединении, потому что здесь я чувствую себя значимой личностью.
10.
Занимаюсь в объединении, потому что здесь много интересных творческих заданий.
11.
Занимаюсь в объединении, потому что мне нравится учиться оценивать себя и свою деятельность.
12.
Занимаюсь в объединении, потому что всегда могу найти здесь применение своим творческим и лидерским качествам.
Спасибо за сотрудничество!