• Преподавателю
  • Другое
  • Элективный курс “Речевой этикет” (“Сөйләм сәнгате“) (Предпрофильная подготовка)

Элективный курс “Речевой этикет” (“Сөйләм сәнгате“) (Предпрофильная подготовка)

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Речевой этикет" ("Сөйләм сәнгате")

(Предпрофильная подготовка)

В целях сохранения и развития татарского языка в образовательных школах ведутся предметы "татарский язык" и "татарская литература", кружки, элективные курсы. Более предметную юридически-нормативную базу разработки национально-регионального компонентов в условиях Татарстана составляют законы: "Об образовании РТ","О языках народов РТ", Госудварственная программа РТ по сохранению,изучению и развитию языков народов РТ. Республика Татарстан - родина многих людей, народов, целый мир цивилизаций. Поэтому одной из главных проблем национального воспитания является формирование личности как носителя и продолжителя ценностей и традиций национальной культуры.

Программа элективного курса "Речевой этикет" ("Сөйләм сәнгате") рассчитана для учащихся 8- 9 -х классов общеобразовательной школы.

Для современного человека очень важно быть в курсе событий и процессов, происходящих в мире, стране, городе, уметь проанализировать и оценить эти события и процессы, формировать собственную активную жизненную позицию. Умению компетентно и плодотворно обсуждать общественно значимые проблемы, аргументировано отстаивать свою точку зрения и грамотно её высказывать. Благодатным материалом для выполнения этих задач являются журналистские тексты. Программа курса предлагает обратиться к такому важному в современной жизни пласту литературы, как публицистика.

Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию татарского языка в школе. Во главу угла ставится не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, способность соблюдать языковые нормы на письме, но и формирование коммуникативных умений детей.

Как показывает практика, учащиеся, обладающие хорошими знаниями орфографии и пунктуации, часто оказываются неинтересными собеседниками, не могут продемонстрировать умение завязать знакомство, поддержать беседу, испытывать страх перед предстоящим деловым телефонным разговором. Именно поэтому так важно помочь ребёнку приобрести необходимый для жизни опыт общения.

Программа курса не только способствует решению общих задач изучения татарского языка, но и формирует навык работы с периодическими изданиями, ориентирует учащихся на выбор профиля обучения, предусматривает знакомство с профессией журналиста. Практика анализа публицистических текстов, предложенных в программе, позволяет учащимися ознакомиться с широким спектром жанром публицистики, с их историей и спецификой, понять их природу и назначение. Практика работы с текстами показывает, какие задачи решает каждый из жанров: сообщает ли о новом важном факте, рассказывает ли об опыте, разъясняет ли теоретическое положение и его практическое значение, повествует ли о человеке и т.д.

Основная цель элективного курса по татарской литературе для учащихся

8-9-х классов «Речевой этикет» ("Сөйләм сәнгате") - обучение учащихся коммуникативным умениям и навыкам, необходимым в современной жизни.

Большую часть программного материала составляет работа над языком произведения:

-показать разнообразие языка прессы, активизировать языковые и речевые навыки учащихся по татарскому языку , подготовить к чтению оригинальных материалов текущей периодики, развить творческий потенциал учащихся.

-углубление знаний по стилистике, а также знаний основных публицистических жанров и особенностей текстов публицистического стиля;

-формирование умение работать с публицистическими текстами, совершенствование навыка анализа публицистических текстов;

-ознакомление с основными требованиями к написанию текстов публицистического стиля и формирование навыков создания публицистических текстов разных жанров, развитие творческого потенциала учащихся;

-развитие умения ориентироваться в потоке поступающей информации;

-формирование профессионально-ориентированных умений, которые помогут в выборе профессии.

Вниманию учащихся предложена интересная и нужная информация о языковых явлениях татарского языка: язык SMS, правила переписки по электронной почте, современные требования к деловому письму и деловому телефонному разговору, особенности языка рекламы и саморекламы.

Основные задачи данного курса:

-развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся, их коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения;

-увеличивать словарный запас учащихся, расширять круг используемых грамматических средств

-развивать потребность в самоусовершенствовании (учить, определять причины коммуникативных неудач и находить пути их преодоления);

-развивать творческий и интеллектуальный потенциал школьников;

-воспитывать речевую культуру, бережное и сознательное отношение к родному(татарскому) языку.

В результате изучения курса учащиеся должны знать/понимать:

-роль языка в жизни современного успешного человека;

-основные признаки современного официально-делового стиля, его использование в речи;

-требования к оформлению деловых бумаг.

Элективный курс рассчитан на 34 часа.

По тематике разделен:

1. "Язык, литература и искусство" "Тел, әдәбият һәм сәнгать". "

2. " В стране приключений" "Маҗаралар илендә".

3. " Красота-это жизнь" "Матурлык-ул тормыш".

4. "Природа,дом и человек" "Табигать, өй һәм кеше".

5. "Мы-дети природы" "Без - табигать балалары".

6. "Вы можете защищать (доказать) свою правоту?

"Үз фикерегезне яклый (исбатлый) беләсезме"?

В ходе изучения курса «Речевой этикет» ( Сөйләм сәнгате") учащиеся должны достигнуть следующих результатов:

-определить свои способности и осознать собственные возможности в выборе гуманитарного профиля обучения;

-повысить уровень общих и специальных знаний, умений и навыков по татарскому языку;

-понимать важную роль СМИ в современной жизни и ориентироваться в огромной массе периодических изданий.

Предпрофильная подготовка, реализуемая через курсы по выбору, информационную работу и профильную ориентацию, эффективна, если она осуществляется с использованием развивающихся технологий, новых деятельностных систем обучения, где содержание предмета становится средством развития мотивации познавательных интересов учащихся.

Литература:

1.Ахмадуллина Ф.Ю., Мирошниченко Л.В., Харисов Ф.Ф., Харисова Ч.М. Язык -зеркало народа - Казань: Магариф, 2009.

2. Габдулхаков В.Ф. Язык, речь, творчество». - Казань: Магариф, 1995.

3. Габдулхаков В. Ф., Еникеева С. З. Риторика. - Казань, 1995.

4. Безменова Н. А. Теория и история риторики. - М.: Наука, 1991.

5. Хаков В. Х. Стилистика. - Казан: Мaгариф, 2004.

6.Черкезова М.В.Проблемы преподавания русской литературы в инокультурной среде.-Дрофа.2007.



© 2010-2022