Новые подходы в образовании. Коучинг и менторинг

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Добродомова Л.М.

Сертифицированный учитель 1 уровня,

учитель начальных классов 1 категории

Аршалынской средней школы №1 Аршалынского района Акмолинской области.

Коучинг и менторинг

В современный век, век глобализации всех областей человеческого общества ситуацию в системе образования можно охарактеризовать, как нестабильную и постоянно меняющуюся сферу. Те подходы к делу и к себе, которые существует, не эффективны и не ведут к желаемым изменениям, не создают инновационных прорывов.

Созданная совместная Программа АО «Назарбаев Интеллектуальной школой» и Кембриджским Университетом Великобритании позволяет вывести систему образования Казахстана из кризиса.

Новые подходы в образовании меняют представление о результате обучения. Теперь задача образовательного процесса состоит не столько в передаче знаний, умений и навыков, а в личностном результате, формировании осознанной позиции ученика и будущего гражданина с активной позицией. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ним в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе и других учебных заведений.

Говоря о новых подходах к развитию и обучению наших «подопечных», хочется отметить, что сегодня становится популярным направление, в основе которого лежит не просто индивидуализированный подход и умение слушая слышать, но раскрытие потенциала человека - это ключевая его задача и основной результат.

Речь идет о коучинге и менторинге, сущность которых попытаюсь сегодня с раскрыть.

Независимо от профессионального статуса, редко кому удается стабильно поддерживать самостоятельно достигнутые наивысшие результаты. В этой связи Программа ЦПМ второго уровня

способствует успешному овладению учителями навыками процессов коучинга и менторинга и позволяет ознакомить коллег с новыми подходами в преподавании и обучении. Процесс становления личности коуча и ментора осуществляется в целях улучшения образовательной практики, в условиях коллаборативной школьной среды.

В Руководстве для учителя по Программе ЦПМ даны следующие формулировки этих процессов.

2слайд

КОУЧИНГ- краткосрочный конфиденциальный, креативный , активный и созидательный процесс взаимодействия коллег для совместного обдумывания существующих практик преподавания, обмена идеями и успешного развития всех сфер профессиональной деятельности

МЕНТОРИНГ- длительный процесс , направленный на достижения существенной динамики в совершенствовании знаний , мышления, эффективности практических действий, с целью профессионального становления личности педагога

3слайд

Менторинг:

Коучинг:

а) процесс длительный и системный;

б) носит неформальный характер, встречи проходят по мере необходимости;

в) консультации, рекомендации и поддержки более длительные;

г) ментор- квалифицированный и опытный учитель

д) акцент установлен на карьере и личностном развитии;

е) цель консультирования устанавливается подопечным при согласовании и направленности со стороны наставника;

ё) менторинг сконцентрирован на профессиональном развитии подопечного.

а) процесс краткосрочный

б) структурирован, встречи запланированы;

в) встречи краткосрочны и сосредоточены на конкретных вопросах;

г) коуч- может не обладать практическим опытом;

д) направлен на формирование конкретных навыков;

е) цель консультирования направлена на достижение конкретных краткосрочных целей;

ё) коучинг сконцентрирован на решении конкретных вопросов, на рассмотрении определенных направлений развития

4 слайд

Коучинг в образовании - инновационная технология актуализации внутренних ресурсов самого педагога и обучающегося в достижении планируемого результата.

. Выделим следующие возможности коучинга для образования

Коучинг - раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности.

Коучинг не учит, а помогает учиться.

Коучинг- процесс, в ходе которого человек узнает о собственных возможностях, составляющих его скрытый потенциал.

Коучинг - процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов.

5слайд

Обратимся к истории создания коучинга.

КОУЧИНГ зародился в 80-х годах прошлого века в Америке и получил широкое распространение. завоевал популярность сначала в Америке, а затем в Европе и Азии оформился в самостоятельную науку, получил признание высокого искусства.

Основателями его стали Тим Гэллви, Томас Дж.Леонард, Джон Уитмор и сыграли ведущую роль в развитии персонального и бизнес коучинга.

6 слайд

ЦЕННОСТИ В КОУЧИНГЕ.

Конфиденциальность , честность, доверие, открытость, прозрачность, целостность, искренность

равенство.

Почему мы говорим, что коучинг- путь к успеху? Потому что он:

эффективно мыслить и действовать

развивать персональные навыки и знания

действия направляет на лучший результат

7слайд

ХАРАКТЕРИСТИКИ КОУЧИНГА КАК ТЕХНОЛОГИИ.

1. Коучинг систематичен. Используются строгая последовательность этапов.

2. Коучинг направлен. Коуч предлагает исследовать что-то или делать что-то.

3. Коучинг беспристрастен. В коучинге учитель может свободно высказать свои мысли без каких-либо оценок, хорошие они или плохие, правильные или неправильные, не даются оценки его реальности или точек зрения. Учителю не навязывают новые умственные ограничения и убеждения.

4. В основном, коучинг проводится в виде диалога между коучем и учителем. Коуч предлагает учителю, чтобы он как можно подробнее исследовал обсуждаемую тему и рассмотрел ее со всех сторон. Основной инструмент для этого - вопросы коуча и его заинтересованность в ответах учителя.

5. Коучинг ориентирован на личность. Коуч в основном работает с мыслями, эмоциями, идеями, выбором, реакциями людей, не меняя их внешнего окружения.

6. Коучинг - это наука об уме, собрание философских принципов, предназначенных для того, чтобы сопровождать людей на пути улучшения своей жизни.

7. В коучинге большая часть работы заключается в прояснении смыслов, которые учитель вкладывает в тот или иной термин, слово или действие.

8слайд

ФИЛОСОФИЯ КОУЧИНГА

  • Человек от природы безгранично талантлив и обладает огромным потенциалом, который не реализуются им в полной мере. В его голове есть ответы на все вопросы.

  • Привести в порядок мысли , деликатно помочь вычленить и сформулировать проблему (focus problem).

  • Определить цели, пути и средства их достижения .

  • Не переделывать человека, а раскрывать его потенциал.

  • Помогать найти собственные решения актуальных проблем.

9 слайд

Кто такой коуч?

Коуч - это успешный, состоявшийся в жизни человек, который владеет системными знаниями для того, чтобы помогать коллеге в достижении любой реальной цели.

Три умения коуча, необходимые для успешного проведения коучинга.

  1. Умение сшушать.

  2. Умение наблюдать.

  3. Умение задавать эффективные вопросы.

Коуч приглашается, в первую очередь, для совместной работы над достижением цели, для профессиональной поддержки и воодушевления.

10 слайд

Коуч не даёт советов и рекомендаций, а ищет решения совместно с учителем.

Коуч - это садовник Вашего таланта и двигатель вашего успеха.

Коуч - вдохновитель, который делает Вашу жизнь интересной.

11 слайд

СОПРОВОЖДЕНИЕ

Качества учителя - коуча

  • терпеливый

  • беспристрастный

  • непредвзятый

  • умеющий слушать

  • внимательный

  • грамотный

  • опытный

  • авторитетный

  • специалист (но это не обязательно)

  • оказывающий поддержку

12 слайд

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ

Коучинг раскрывает потенциал каждого человека, помогает достичь максимального результата и выйти на качественно новый уровень.

13слайд

ВОПРОСЫ КОУЧИНГА

  • Р- Расстановка целей- Что ты хочешь ?

  • О- Окружающая реальность - Что происходит сейчас?

  • С- Список возможностей- Что ты можешь?

  • Т- Твоя воля- Что ты будешь делать?

  • Как ты узнаешь о том, что получил желаемое?

  • Каков формат конечного результата?

14 слайд

ДОСТОИНСТВА СИЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

СИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОМОГАЮТ:

• переключить мысль с проблемы на ее решение;
• почувствовать собеседнику себя более сильным и конструктивным в отношении какой-либо ситуации;
• раскрыть творческий потенциал человека и найти варианты выбора;
• воспринять проблему как дерзкий вызов или как возможность что-то изменить;
• продвинуться от жалоб на проблемы к их решению.

15 слайд

Групповой коучинг включает несколько этапов:

  • Определение совместно с руководителем общей цели, актуальных задач и состава участников группы

  • Интервью с участниками группы

  • Разработка программы

  • Проведение групповой работы

  • Подготовка материалов по результатам работы группы

Предоставление «обратной связи» руководителю и всем участникам группы

16 слайд

В групповом коучинге нет "отвлеченных тем", а есть совместная работа над реальной проблемой.

  • Групповой коучинг - это возможность:

  • 1. Ощутить поддержку.

  • 2. Найти ответы на актуальные вопросы.

  • 3. Получить информацию для более эффективного и гармоничного достижения желаемого.

  • 4. Освоить новые способы и инструменты.

  • 5. Научиться справляться с напряжением и другими проявлениями реакции на стрессовые ситуации, открыть в себе новые ресурсы

  • 6. Увидеть себя глазами другого человека.

  • 7. Принять на себя ответственность за свою жизнь.

17 слайд

КОУЧИНГ-СТИЛЬ ЖИЗНИ

  • Коучинг это стиль жизни успешных людей, которые любят жизнь.

  • Они знают, ЧТО они ХОТЯТ от жизни.

  • Успешные люди постоянно находятся в развитии, ставят цели и успешно продвигаются в достижении поставленных целей, не пасуя перед трудностями.

18 слайд

Значит, мы приходим к выводу:

Коучинг - это побуждение к действию, выявление скрытого потенциала, получение удовольствия, заряд энергии для движения, устранение сомнений, неуверенности, препятствий, снятие напряжения, рассмотрение отдельных аспектов жизни.

Коучинг дает нам- увеличение осознанности, осознание страхов. Препятствий, озарение. Опыт, силу, независимость, веру в себя, позитивный настрой.

Коучинг позволяет нам - реализовать свои мечты, провести оценку жизни, поставить перед собой цели, расширить кругозор, достичь успеха, получить удовольствие.

19 слайд

Что такое менторинг?

Менторинг можно описать как содействие обучению с долгосрочными целями. Для каждого успешного человека существует одна элементарная истина: где-то, как-то, кто-то позаботился об их росте и развитии, и этот человек был ментором. В исследовании вопроса можно обнаружить, что имя ментора появляется в истории многих успешных людей с почти ожидаемой частотой:

· Сократ был наставником Платона.

· Аристотель был наставником Александра Великого (история, политика).

· Шостакович был наставником Рахманинова (музыка).

Из этих примеров следует, что практически в любой области может осуществляться менторинг. Для многих людей неофициальный менторинг является частью повседневной жизни. Всегда найдется человек: друг, родственник, знакомый и незнакомый, который поддержит и поможет советом, так как содействие представляет собой распространение человеческого опыта.

Mentoring - обучение действиям

Менторинг - это техника, которая позволяет передавать знания, умения и опыт в атмосфере поддержки, предполагая определенный вызов.

Менторинг использует те же инструменты, что и коучинг, но, как правило, его продолжительность гораздо дольше и измеряется годами

20 слайд

МЕНТОРИНГ

  • Менторинг - это наставничество, в котором принимают участие ментор и менее опытный человек

  • Ментор - это старший, опытный наставник, советник, который проводит молодого через все трудности карьерного, социального и духовного роста

  • Молодой или менее опытный человек выполняет свою работу, прислушиваясь к советам наставника

21 слайд

Хороший ментор

Быть ментором - сложная задача. Необходимо обладать многими качествами и навыками. Основными из них я считаю:

· Умение мотивировать окружающих.

· Надежность: он чувствует свою ответственность за тех людей, которых поддерживает.

· Хорошо развитые навыки межличностного общения: ментор способен создать доверительные и профессиональные отношения с учителями.

· Хороший слушатель: он помогает своим подопечным чувствовать себя комфортно и защищенно.

· Умение задавать вопросы: корректные, доброжелательные, дающие возможность подумать и поспорить.

· Честность: говорит учителям правду.

· Умение поддержать: дает конструктивные советы по анализу уроков.

· Не порицающий/здравомыслящий: не оценивает учителя только как хорошо/плохо.

· Внимательный: способен понимать и уважать чувства других людей.

· Информированный: ментор обладает необходимыми знаниями и навыками и способен применить их при работе с учителями.

22слайд

Этапы процесса менторинга

Я бы разделила процесс менторинга на этапы:

  1. Составление плана работы, установление проблемы

  2. Наблюдение за работой менти.

  3. Работа в сотрудничестве.

  4. Проведение уроков и их анализ.

  5. Профессиональная беседа с предоставлением обратной связи.

23слайд

Коучинг и менторинг в школах - эффективный способ оказания помощи учителям в их профессиональном развитии и совершенствовании, способствующий повышению качества практики преподавания и обучения.

Приживется ли менторинг в наших казахстанских школах? Время покажет. Одно совершенно очевидно -менторинг может играть очень важную роль в постоянном улучшении профессиональных знаний и навыков, которые нужны учителям для обучения и подготовки учащихся к жизни и работе вXXI веке.

(Наталья КОТОВА, старший менеджер-тренер филиала Центра педагогического мастерства в г. Кокшетау.)

24слайд

Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Диккенс Ч.

Используемая литература:

1.ОСНОВЫ НАСТАВНИЧЕСТВА. Учебное пособие для тренинга.

Составители: Каримова Г.Э., Шустова Н.Ф., Мусина Р.Г., Хасилова З.С., Сафин Д.В., Душанбе - 2007 г..




© 2010-2022