• Преподавателю
  • Другое
  • Статья на тему Общение с книгой - незаменимая форма интеллектуального развития человека

Статья на тему Общение с книгой - незаменимая форма интеллектуального развития человека

Наша цивилизация представляет собой совокупность знаний и опыта, накопленных предшествующими поколениями. Мы можем приобщиться к ней, только проникнув в духовный мир этих поколений. И в этом ключевая роль отводится чтению. В современном обществе, чтение становится, к сожалению, все менее и менее полулярным. Это особенно заметно среди молодежи.                                                             В данной статье показывается, какую пользу приносит чтение, раскрывается роль чтения в жизни ч...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Абаев Алан Георгиевич,

РСО-Алания, г. Владикавказ





Общение с книгой - незаменимая форма интеллектуального развития человека



Наша цивилизация представляет собой совокупность знаний и опыта, накопленных предшествующими поколениями. Мы можем приобщиться к ней, только проникнув в духовный мир этих поколений. И в этом ключевая роль отводится чтению.

Заменить чтение ничто не может. Ни воспринятая на слух лекция, ни увиденное на экране изображение не обладают такой просветительской силой. Изображение весьма ценно как иллюстрация текста, но оно не способствует формированию общих понятий. И фильм, и живая речь преходящи. Трудно и невозможно к ним вернуться за справкой или советом. Книга же остаётся спутником всей нашей жизни.

К сожалению, как ни странно, в нашем мире чтение становится всё менее и менее популярным (предпочтения отдаются телевидению, интернету). Это особенно заметно среди молодёжи, которая впоследствии пожинает горькие плоды от своей бездеятельности, чему мы становимся свидетелями.

Нет желания читать и у многих взрослых. Нередко можно услышать от человека, который после работы пришёл домой, такое высказывание: «Когда я прихожу домой, уставший от тяжёлого дня, вместо того чтобы взять книгу, я включаю телевизор. Это гораздо проще». Исходя из этого, можно отметить, что люди отдают предпочтение телевидению, посвящая просмотру телепрограмм значительную часть своего времени, порой забывая о других своих делах. В связи с этим было бы полезно поразмыслить о том, какую пользу приносит чтение.

Во-первых, чтение развивает воображение. Телевидение не даёт возможность думать самому. Всё можно легко понять по выражениям лиц, изменениям тона голоса и декорациям. Но когда читаешь, то самостоятельно распределяешь роли, выбираешь обстановку и следишь за ходом событий. Читая книгу, лучше владеешь ситуацией, чем что-то смотря по телевизору.

Во-вторых, чтение улучшает речевые навыки. Ни дети, ни взрослые не становятся более восприимчивыми от того, что проводят больше времени перед телевизором. Чтение же не только требует владения речевыми навыками, но и совершенствует их, поскольку умение читать неразрывно связано с речью. Именно чтение, на мой взгляд, является единственной возможностью накопить хороший запас слов, благодаря которому можно понимать прочитанное, обосновывать свои мысли.

В-третьих, чтение развивает терпение. Всего за один час на экране телевизора может промелькнуть более тысячи изображений, практически не оставляя зрителю времени поразмышлять над тем, что он смотрит. Неудивительно, что некоторые исследования связывают длительный просмотр телевизионных передач с принятием поспешных решений и проявлением нетерпения как у детей, так и у взрослых. Каждому читателю требуется разное время, чтобы вникнуть в смысл написанного, оценить события и поразмышлять над ними. События разворачиваются медленно, предложение за предложением, абзац за абзацем, страница за страницей, последовательно и логично.

Таким образом, зная, какую пользу приносит чтение, вряд ли можно назвать его пассивным отдыхом. В то время как телезрителю ясны каждая картина и каждый звук, читатель сам подбирает декорации и звуковое сопровождение. Такое творческое использование энергии мозга не даёт ему оставаться бездеятельным, что благотворно влияет на здоровье человека. Учитывая это, не было бы мудро ограничить время, проводимое перед экраном телевизора?

Говоря о книге, нельзя не отметить и то, что она даёт возможность подняться над самим собой. Только книга может научить, как и в какой последовательности двигаться вперёд, как почестнее людям следует вести себя на земле согласно человеческому званию, иными словами, указать дорогу к устойчивому благополучию.

Книга поэтому есть верный, бескорыстный и наиболее сведущий друг. Она - самый терпеливый учитель, готовый десятки раз повторить недоступную мысль, прежде чем её освоит неопытный или ленивый разум. Люди бывают пристрастны, бесчестны, несовершенны в своих увлечениях, и опять только книга может помочь нам безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие.

Неспроста А.Т. Твардовский писал, что общение с книгой - высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека.

Всем нужно помнить: книга нужна всем в любом возрасте. Она сопровождает человека всю его жизнь. Для современного человека необходимы обширные знания. Он постоянно должен следить за новым в науке и технике. Источник знания - книга. Чтобы быть на уровне прогресса, нужно постоянное чтение. Ведь большая радость в жизни - радость чтения, возбуждающая творчество. И настоящая любовь к книге - это любовь к исследованию мира.

Поэтому выделяйте время на чтение, чтобы оно помогало вам понимать людей, мир, себя, способствовало эмоциональному развитию, вырабатывало чуткость и сочувствие, закладывало нравственные ценности, формировало самоуважение.

И пусть книга всегда будет занимать достойное место в вашей жизни и способствовать вашему счастью.

3


© 2010-2022