• Преподавателю
  • Другое
  • Семинар для воспитателей на тему Использование картин, альбомов, иллюстраций в словарной работе

Семинар для воспитателей на тему Использование картин, альбомов, иллюстраций в словарной работе

Картины широко применяются в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Ребенок проявляет большой интерес к картине. Известно, с каким увлечением даже самые маленькие дети рассматривают иллюстрации в книгах, журналах и задают бесчисленные вопросы взрослым. Картина вызывает активную работу мышления, памяти и речи. Рассматривая картину, ребенок называет то, что он видит, спрашивает о том, что ему непонятно, вспоминает об аналогичном событии и предмете из его личного опыта и рассказывает об ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ягуновская средняя общеобразовательная школа»

















Доклад на тему:

«Использование картин, альбомов, иллюстраций в словарной работе»







Выполнила:

Пургалева А. П.













Картины широко применяются в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Ребенок проявляет большой интерес к картине. Известно, с каким увлечением даже самые маленькие дети рассматривают иллюстрации в книгах, журналах и задают бесчисленные вопросы взрослым.

Картина вызывает активную работу мышления, памяти и речи. Рассматривая картину, ребенок называет то, что он видит, спрашивает о том, что ему непонятно, вспоминает об аналогичном событии и предмете из его личного опыта и рассказывает об этом.

На всех занятиях с использованием картин перед воспитателем, прежде всего, стоят следующие задачи:

1) учить детей рассматривать и правильно понимать содержание картины, вести от беспорядочного рассматривания к последовательному, выделять существенное;

2) воспитывать чувства детей, т. е. вызывать правильное отношение к тому, что нарисовано;

3) расширять запас слов у детей, чтобы они могли свободно и уверенно называть изображенное художником.

Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Это расширяет их словарный запас.

Среди методов опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря большое место занимает показ картин с малознакомым содержанием. В данном случае с помощью картины воспитатель расширяет представления детей об окружающем, знакомит с тем, чего они в данный момент не могут видеть, уточняет то, что дети недостаточно знают. Так, например, по картине можно познакомить детей со средствами передвижения, которых нет там, где живут дети; по картинам дети составляют первые представления о диких животных, о жизни народов в нашей стране и за рубежом, об отдельных видах труда и т. д.

С физиологической точки зрения картина обеспечивает связь второй сигнальной системы с первой, быстрое усвоение слов. Таким образом, картина несет ребенку вместе с представлением и слово, ее рассматривание сопровождается речевым образцом, пояснениями и рассказом воспитателя, чтением стихов, загадыванием и отгадыванием загадок, объяснением и толкованием новых слов, сопоставлением их с уже известными, постановкой вопросов, многократным проговариванием слов детьми в разном контексте.

При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития речи должна соблюдаться строгая постепенность, переход от доступных, простых сюжетов к более сложным. В этих случаях картина предоставляет простор для расширения кругозора и для увеличения запаса слов.

В детском саду используются все виды специально созданных для детского сада дидактических картин (серии «Дикие животные», «Домашние животные», «Кем быть», «Времена года»), а также репродукции картин известных художников (А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.И. Левитана и других). Важно точно определить объем знаний и соответствующего словаря, наметить основные методические приемы (вопросы, пояснения, привлечение художественного слова, обобщение ответов детей).

Картины могут быть: демонстрационные, раздаточные (набор открыток на разные темы).

Типы серий картин:

1. «Мы играем» - те ситуации, которые возникают в группе, на участке.

2. «Наша Таня» - девочка Таня приходит к детям четыре раза в год (времена года).

3. «Наши маленькие друзья» - грузинские дети, украинские, их жизнь.

4. «Домашние и дикие животные»

5. «Иллюстрации к художественной литературе, временам года»

Основной словарный прием в ходе занятия - это вопросы к детям:

1. Для выяснения общего смысла картины: о чем? Как мы назовем картину? Правильно ли ведут себя дети?

2. Описание предметов: что? Какой? Что делает? На что походит? Сначала на первом плане и далее, удаляясь вглубь картины.

3. Для установления связи между частями: для чего? Почему? Показать, что это (картина) целое.

4. Для перехода за пределы изображенного: что было до этого? Что будет потом?

5. Вопросы о личном опыте детей, близком к содержанию картины: а у тебя дома котенок есть?

6. Для активизации словаря (старшим детям) задаются вопросы для подбора синонимов, антонимов. Например, девочка не смелая, трусливая, робкая, растерянная.

Для детских садов создано специальное наглядно-методическое пособие «Альбом для словарно-логических упражнений на занятиях по родному языку в детском саду» В. А. Кирюшкина и Ю. С. Ляховской (М., 1973). Альбом содержит 204 картинки, предметные и сюжетные, сгруппированные в зависимости от целей словарно-логических упражнений в четыре серии: 1) узнавание и называние предметов; 2) обобщение и группировка; 3) классификация; 4) установление временной последовательности.

Особенно полезны картинки, отражающие разновидности обиходных инструментов и машин (пылесосы, термометры, телефон, швейная машина и др.), что помогает детям ориентироваться в бытовой технике.

Альбом предназначен для детей пяти-шести лет. Авторы советуют сочетать использование картинок с использованием натуральных предметов. В методическом руководстве к альбому имеются типовые конспекты комплексных занятий по развитию речи, где одной из частей является работа с картинками из альбома (придумывание сказок по игрушкам и сравнение игрушек на картинках, описательные рассказы об одежде и классификация картинок с изображением одежды). Для активизации словаря предлагается стройная система словарно-логических упражнений: узнавание и называние предметов; выделение признаков и обозначение их словом, сравнение (установление сходства и различия).

Для активизации обобщающих слов в альбоме также дается ряд упражнений: «Назови одним словом» (закончить перечисляемые педагогом слова обобщением), «Продолжи сам» (продолжение перечисления видовых понятий после обобщения педагога), «Что лишнее, в чем путаница?» (исключение лишнего понятия из группировки, исправление обобщений) и др.

Работу с картинками авторы связывают с развитием мышления детей. Так, даже в простейших упражнениях на называние предметов предусмотрена постановка следующих вопросов: почему догадался, что это ...? Почему думаешь, что это именно ...? Каким общим словом можно назвать все эти предметы? Чем они отличаются?

Далее даются образцы последовательных упражнений на группировку (показ и разрушение готовых группировок - «Верни каждый предмет на свое место», «Устрани четвертый лишний предмет из готовых разнородных групп и объясни, чем он отличается, «Самостоятельно раздели картинки на группы»).

Большой интерес представляет предлагаемая авторами работа по осознанию временных отношений и введению слов раньше - после этого и др. Например, выставляется последняя картинка, обсуждается ее содержание, затем последовательно подбираются картинки, на которых изображено то, что было до этого, еще раньше, например: дети-дежурные убирают посуду со столов; дежурные берут у няни и раздают детям вторые блюда; дежурные накрывают столы; надевают фартучки (комплект картинок «Дежурство во время обеда»).

Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

© 2010-2022