• Преподавателю
  • Другое
  • Реализация Национального плана действий по развитию функциональной граммотности школьников

Реализация Национального плана действий по развитию функциональной граммотности школьников

Понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию л...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реализация Национального плана действий по развитию функциональной граммотности школьников.


Темирбулатова Альмира Тулеубековна

учитель математики Ленинской СОШ


Понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а так же обучению на протяжении всей жизни.

В настоящее время сложилась такая ситуация, что ученик должен не просто получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе.

В связи с вхождение Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира и результатами участия Казахстана в PISA и TIMSS, глава государства Н.А. Назарбаев, в послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана», поставил конкретную задачу, по принятию пятилетнего Национально плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. Целью Национально плана является создание условия для развития функциональной грамотности школьников РК.

На развитие функциональной грамотности влияют следующие факторы:

- содержание образования (национальные планы, программы);

- формы и методы обучения;

- система диагностики и оценки учебных достижений;

- программы внешкольного, дополнительного образования;

- модель управления школой;

- наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;

- активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей;

В Национальном плане, в качестве приоритетных факторов- является переход к новым формам и методам обучения, которые подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение и оценку.

Передо мной, как учителем математики, встала проблема необходимости использования таких систем и методов, и форм обучения и преподавания предмету, которые бы позволили выпускнику школы получить систему знаний соответствующую современным требованиям, получить не просто отдельные друг от друга знания, умения и навыки, а овладеть ими в комплексе и использовать их на практике, в деятельности. Одним из условий решения сформулированных задач я нашла при прохождении курсов третьего базового уровня. Во время прохождения курсов меня очень заинтересовала ключевая идея из руководства для учителей, которая звучала следующим образом «при возникновении вопросов не обязательно, что источником знаний будет являться учитель, однако учителя и ученики могут совместно проводить исследования с помощью Интернета, учителя могут помогать ученикам думать критически о способах поиска, об оценке и отборе найденной информации» (РУ, стр. 157). Данная идея послужила толчком для выбора темы исследования - «Развитие у детей таких саморегулируемых действий как умение работать с информацией». Данная тема стала темой моего самообразования и одной из форм применяемых мной на уроке.

Мы живем в информационном обществе, поток информации растет большими темпами, в условиях стремительного развития информационных технологий, во многом определяющих становление современного общества, существенно возрастает умение работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное суждение, поэтому каждый ученик в силу своих умений должен:

- уметь ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое;

- ощущать потребность в значимой информации, уметь формулировать вопросы, определять источники информации и использовать успешные стратегии ее поиска;

- уметь самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию;

- творчески преобразовывать, сохранять и передавать найденную информации.;

- уметь использовать программные средства, ориентированные на решение задач в различных сферах деятельности;

Решение всех данных задач, я вижу, в развитии и формировании у детей таких саморегулируемых действий как умение работать с информацией. Данное умение включает в себя навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире; поиск, анализ, синтез, сравнение и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передачу.

Во втором пункте Нацплана, где приводиться анализ текущей ситуации по развитию функциональной грамотности, приведены результаты участия Казахстана в 2009 году в исследовании PISA. Данные результаты свидетельствуют, что доля казахстанских школьников, готовых адекватно использовать более или менее сложные тексты и с их помощью ориентироваться в повседневных ситуациях, составляет 5% от числа участников исследования грамотности чтения (средний показать АЭСР-28,6%). Отсюда вывод - информационная компетентность у учащихся сформированы не достаточно хорошо.

Применяемые мной формы и методы как на уроках так и во внеурочной деятельности по моему мнению способствуют формированию у учащихся саморегулируемых умений. Одним из таких способов является организация деятельности учащихся при работе с учебником. Главная роль учебника в процессе обучения отводиться формированию у школьников рационально чтения, умения выделять главное, делать выводы, анализировать, сравнивать, формулировать и задавать вопросы.

Сама по себе работа с учебником не является нововведением. Инновационность заключается в новых подходах к изучению текста в учебнике.

Ожидаемым результатом Национального плана от обновления форм и методов обучения - это лично саморазвивающийся, самостоятельный в приобретении знаний, формирующий коммуникативные навыки, умеющий использовать информацию и технологии, решающий проблемы ученик.

Так же хочется рассказать о тех мероприятиях, которые проводятся в школе. Это создание и плодотворная работа творческих групп, созданных по инициативе директора школы по модернизации образования. В январе 2013 года были разработаны анализ и структура современного урока. По данной структуре проводятся открытые уроки, где учителя делятся своим опытом и новым подходам использованным на уроке для развития функциональной грамотности. Эти уроки анализируются по специальной таблице, разработанной творческой группой.

Считаю, что используемые нами, коллективом Ленинской СОШ, технологии, формы и методы способствуют личностному развитию учащихся, повышению качества образования, успешной подготовке и сдаче ЕНТ.

И в конце хотелось бы привести слова Г.С. Батищева «человека нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловит его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность».


© 2010-2022