Уроки Рабочая программа по русскому языку

Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа основного общего образования

по хакасскому языку для 7 класса.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по хакасскому языку разработана в соответствии с приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312; Примерной программой основного общего образования по хакасскому языку, включающей в себя компонент государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089; Положением о рабочих программах и Учебным планом МБОУ Усть-Камыштинской СОШ.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник «Хакасский язык. 7 класс», автор-составитель Л.И.Чебодаева (издательство «Хак. книжное изд-во», 2014г.).

Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс предметных знаний, отражающих основные объекты изучения. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: формирование социокультурных компетенций (коммуникативных, языковедческих, культуроведческих), развитие духовно-нравственных ценностей.

Цель курса:

формирование у учащихся представления о хакасском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народов, полноценного этнического самосознания, этнической самоидентификации и состояния языковой комфортности.

Задачи курса:

  • дать знания о хакасском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в той или иной ситуации общения.

  • развивать и совершенствовать способности к речевому взаимодействию; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, профессиональной ориентации и образовательной адаптации.

  • воспитывать гражданина и патриота, формировать у учащихся уважения и интереса к своему народу и его культуре, потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

Особенности учебного предмета:

1) межпредметность, определяющая содержание речи на хакасском языке в виде сведений о литературе, искусстве, истории, этнографии, географии;

2) многоуровневость, предполагающая овладение различными языковыми средствами (лексика, грамматика, фонетика, умения в четырех видах речевой деятельности);

3) полифункциональность, выступающая как цель обучения и как средство приобретения сведений о самых различных аспектах жизни региона.

Хакасский язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. Хакасский язык во взаимодействии с другими языками способствует формированию основ филологического образования школьников.

Учебный план МБОУ Усть-Камыштинской СОШ предусматривает в 7 классе изучение хакасского языка на этапе основного общего образования в объеме 3 часов в неделю, 102 часа в год. Обоснование целесообразности увеличения количества часов: в снижении коммуникативной компетенции учащихся, дети говорят на родном языке только на уроках и в семье.

В 7 классе учится 11 человек, из них 5 учащихся изучают хакасский язык, а владеют языком на уровне понимания 2 ученика: Узназаков С., Орешкова В. Выбыли летом 2015г. два ученика, обучавшиеся хакасскому языку на «5». Класс в данное время по уровню обученности слабый, на «4» занимаются двое, на «3» - 1 учащийся (Боргояков Н.) Двое учащихся очень слабые: Боргояков К. прибыл из Кемеровской обл. в 6-м классе, не владеет языком, Амзараков Т. не может учиться по многим предметам, только списывает упражнения, с трудом запоминает слова, дома не занимается закреплением. Занимаются без желания, средне, нет помощи со стороны родителей. Большинство учащихся затрудняются в составлении текстов монологической речи, т.к в семье не говорят на хакасском языке.

Даются индивидуальные задания: творческие практикумы, выразительное чтение, индивидуальная работа с текстом, техника чтения, написание сочинений разных жанров.

Ведущие формы, методы и технологии обучения: адаптивное обучение, перевод, анализ текста, тест (как форма контроля), составление плана, коммуникативная деятельность, составление текстов по картинкам, методы здоровьесберегающей технологии. В течение учебного процесса активно применяется ИКТ и ТСО.

Содержание курса.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Из них

Изучение нового, закрепление

Развитие речи

контроль

1

Вводная часть. Общие сведения о хакасском языке. Знакомство с учебником.

10

8

2

-

2

Морфология.

43

32

8

3

3

Вспомогательные части речи.

32

28

3

1

4

Синтаксис.

3

1

1

1





Критерии оценивания

  1. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен пред­ставлять собой связное, логически последовательное сообщение на задан­ную тему, показывать его умение применять определения, правила в кон­кретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный ма­териал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаружива­ет понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учеб­нику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последова­тельно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понима­ние основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке, не умеет обосновать свои суж­дения и привести свои примеры, излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошиб­ки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспо­рядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка диктантов

При изучении хакасского языка целесообразно проводить словарные диктанты как одну из основных форм проверки орфографической грамотности. С л о в а р н ы й д и к т а н т проверят усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять для 7 класса из 15-20 слов.

Для диктантов при Проверочной работе целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть дос­тупными по содержанию учащимся данного класса.

Объём диктанта устанавливается для 7 класса из 80-100 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по опре­деленной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобре­тенных навыков.

Для слабовладеющих формой контроля является тестирование.

При оценке выполнения тестовых заданий рекомендуется ру­ководствоваться следующим:

О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.

О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно вы­полнено не менее половины заданий.

О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой выполнено менее 25% заданий.

О т м е т к а "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Итоговый контроль проводится в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.



Требования к уровню подготовки учащихся:

-понимать устную и письменную речь, диалогическую и монологическую речь;

-знать норму речевого этикета;

-знать признаки основных языковых единиц и ярусов языка, грамматическую терминологию;

-знать особенности звукового строя, грамматической системы и лексики хакасского языка;

-знать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного хакасского литературного хакасского языка;

-уметь осуществлять речевой самоконтроль;

-уметь анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-уметь читать и пересказывать текст, соблюдая интонацию высказывания, темп речи, паузы, громкость голоса, логическое ударение;

-уметь определять тему текста, формулировать его основную мысль, членить текст на смысловые части, составлять план прочитанного.

В результате изучения хакасского языка (за курс основного общего образования) ученик должен знать/понимать:

- основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);

- особенности структуры простых и сложных предложений хакасского языка; ритмомелодические особенности различных коммуникативных типов предложений;

- признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, наклонений, модальных конструкций, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, послелогов);

- основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), существующие в хакасском языке;

- значимость хакасского языка как одного из представителей тюркской семьи языков и его роль в многоязычном обществе;

- место и роль хакасской культуры в поликультурном обществе;

- особенности образа жизни, быта хакасов, культурно-исторических ценностей региона;

известные достопримечательности региона, выдающиеся люди и их вклад в фольклор и литературу, изобразительное искусство, театральную жизнь, науку;

- традиционное верование хакасов на фоне других религий;

- сходство и различия в хакасской и русской традициях;

уметь:

говорение

- начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; объем этикетного диалога - 4 реплики со стороны каждого учащегося;

- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал; объем диалога-расспроса - до 6 реплик со стороны каждого учащегося.

- обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить. Объем диалога-побуждения к действию - до 4 реплик.

- обменяться мнением с собеседником. Объем диалога - 7 реплик.

- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о республике Хакасия и в целом о России;

- делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному;

- использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения; объем монологического высказывания - до 10 фраз.

аудирование

- понимать основное содержание несложных аутентичных текстов для аудирования, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные; время звучания текста - 2 минуты.

- понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов (программы теле-, радиопередач) и выделять для себя значимую информацию;

- понимать носителей языка во внеучебное время в ситуациях обычного повседневного общения.

чтение

- читать по-хакасски, соблюдая произносительные нормы и ритмомелодические особенности предложений разной семантической структуры, стихов, связных текстов;

- читать в темпе, соответствующем ступени обучения; техника чтения за 1 минуту составляет 105-115 слов.

- ориентироваться в хакасском тексте объемом 600 слов;

- читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);

- читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;

- читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;

письменная речь

- писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета в соответствии с традиционными представлениями хакасов. Объем поздравления - 30 слов, объем письма - 50 слов.

- уметь письменно излагать свои впечатления о прочитанном, увиденном, услышанном, пережитом.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями хакасского языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;

- создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли хакасского языка в этом мире;

- приобщения к ценностям хакасской культуры через учебный предмет и через внеклассные мероприятия, проводимые в классе, школе, по месту жительства, в республике;

- приобщения к культуре и быту хакасского народа через мероприятия, праздники, проводимые по месту жительства и в республике, через средства массовой информации (хакасское телевидение, радио и газету), для осознания себя гражданином республики Хакасия.






Ÿгредiг темалары хоостыра план



Уроктар иртiрiлген кÿннер

Уроктың темазы


Примечание

план

факт

Хатиры (12 час)



1

Ниме полч,аң «тiл» паза «чоох»

2

Чоохтың пÿдiрiлген оңдайы

3

Монолог паза диалог

4

Чоохтың стильлерi

5

Чоохты орта пÿдiрерi

6

ч/а Чоох «Пос чирiн пiлерге»

7

Ниме полч,аң эпиграф?

8

Хоос пазылған чоох

9

Пос сағызын хосхан чоох

10

Хакас тiлi - тÿрк тiллерiнiң сöбiрезiнде

11

Лексиканы хатиры

12

ч/а Чоохтазығ - ÿзÿрiг «Чоохтың кöрiмнерi»

Морфология (51 час)



13

Идiлiстеңер 5,6 класстарда алған пiлiстернi хатиры

14

Хакас тiлiнiң сöстiг пайы. Фразеологизмнер

15

Причастие - идiлiстiң хубулбинчатхан формазы

16

Полчатхан тустың причастиелерi

17

ч/а Хоос хоостыра чоох пÿдiрерi «Кÿскÿ арығда»

18

Ирткен тус причастиелерi

19

Полар тус причастиелерi

20

Причастиенiң полар тузының итiрбинчеткен кöрiмi

21

ч/а Грамматика чахығлығ сыныхтағлығ диктант

22

Причастиенiң хубулызы

23

Причастиенiң хубулызы

24

Причастие кизектерi, оларны танығларнаң чарары

25

Причастие кизектерi, оларны танығларнаң чарары

26

Причастиенi морфология саринаң ÿзÿрерi

27

Причастиенi тиксi хатиры

28

ч/а Грамматика чахығлығ сыныхтағлығ диктант

29

Деепричастие - идiлiстiң хубулбинчатхан формазы

30

Пiрiктiрiс деепричастиелернi

31

Пiрге деепричастиелерi

32

Итiрбинчеткен деепричастиелер

33

Син деепричастиелерi

34

Ниме полч,аң текст

35

Деепричастиелернi орта пазары

36

Деепричастиенiң пöлiктерiн тиксi хатиры

37

Кöнiктiрiглер хоостыра тоғынары

38

Деепричастиенi орта пазары

39

Деепричастиенi орта пазары

40

ч/а Изложение «Чапсых сыйых»

41

Деепричастиенiң кизектерi , оларны танығларнаң чарары

42

Деепричастиенiң кизектерi , оларны танығларнаң чарары

43

Деепричастиенi морфология саринаң узурерi

44

Деепричастиенi тиксi хатиры

45

ч/а Грамматика чахығлығ сыныхтағлығ диктант

46

Наречие - пос алынч,а чоох чардығы

47

Наречиенiң тузазы хоостыра пöлiктерi. Действие оңдайының наречиелерi

48

Син наречиелерi

49

Орын наречиелерi

50

Тус наречиелерi

51

Сылтағ паза пöгiн наречиелерi

52

ч/а Изложение «Таныс харағай»

53

Пÿтпеен паза пÿткен наречиелер, оларны орта пазары

54

Пÿтпеен паза пÿткен наречиелер, оларны орта пазары

55

Сöс пiрiгiзiнең пÿткен наречиелер

56

Наречиелернi орта пазары

57

Сöстiг диктант

58

ч/а Чоох пÿдiрерi «Суғ хыринда»

59

Наречиенiң чоохтағдағы тузазы, аның текст пÿдiрерiнде араласчатханы

60

Наречиенiң чоохтағдағы тузазы, аның текст пÿдiрерiнде араласчатханы

61

Наречиенi морфология саринаң ÿзÿрерi

62

Наречиенi тиксi хатиры

63

ч/а Грамматика чахығлығ сыныхтығ диктант

Полызығлығ чоох чардыхтары (35 час)



64

Послелог - полызығлығ чоох чардығы, аның пÿдiзi

65

Пÿтпеен паза пÿткен послелогтар

66

Пÿтпеен паза пÿткен послелогтар

67

ч/а Изложение

68

Послелогтарның лексика тузалары

69

Послелогтарның лексика тузалары

70

Пiр паза кöп тузалығ послелогтар

71

Послелогтарның падежтернең киректелчеткенi

72

Послелогтарның падежтернең киректелчеткенi

73

Кöнiктiрiглер хоостыра тоғынары

74

Послелогтарны морфология саринаң ÿзÿрерi

75

Послелогтарны тиксi хатиры

76

ч/а Грамматика чахығлығ сыныхтағлығ диктант

77

Союз - полызығлығ чоох чардығы

78

Тиңни - палғалыстығ союзтар

79

Теести палғалыстығ союзтар

80

Олаңай паза хадыл чоохтағларда союзтар алнында запятой турғызары

81

Олаңай паза хадыл чоохтағларда союзтар алнында запятой турғызары

82

Союзтарны морфология саринаң ÿзÿрерi

83

Сöстiг диктант

84

Союзтарны тиксi хатиры

85

Грамматика сыныхтағлығ диктант

86

Кизегес - полызығлығ чоох чардығы

87

Кöзiдiг паза пöлiс кизегестерi

88

Тыыдыс паза чöпсiнiс кизегестерi

89

ч/а Изложение «Ағалар чахии»

90

Сурығ паза iкiнч,iлес кизегестерi

91

Сурыныс паза iле нимес кизегестерi

92

Тоғырлас паза синiнч,е кизегестерi

93

Чаратпинчатхан кизектер

94

Кизегестернi орта пазары

95

Кизегестернi морфология саринаң ÿзÿрерi

96

Кизегестернi тиксi хатиры

97

Модальнай сöстер

98

Междометиелер паза табыстарға кööгiп пÿткен сöстер

Синтаксис (4 час)



99

Олаңай чоохтағ. Тööй членнiг чоохтағлар

100

Хадыл чоохтағлар

101

ч/а Грамматика чахығлығ сыныхтағлығ диктант

102

Ирткенiн тиксi хатиры. Хадыл чоохтағлар.



Литература.

  1. Стандарты и программы по хакасскому языку и литературе для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений

Абакан, Хакасское книжное издательство 2010 г.

Учебно-методическое

обеспечение образовательного процесса.

Учебник:

Хакас тілі, 7 класс Авторы: Чебодаева Л.И.,Тюмерекова Т.Т. и др.

Абакан, Хакасское книжное издательство 2014 г.

Методические пособия:

1.Боргоякова В.А., Кызласова И.Л. «Изучаем хакасский. Учебное пособие», Абакан, Хки, 2010.

2.Боргоякова Т.В., Табурчинова В.Н. «Хакасский язык для начинающих», Аб. ХГУ ИСАТ, 2007.

3.Боргоякова Т.Н., Ултургашева О.Г. и др. Программа по хакасскому языку для не владеющих родным языком (5-9 кл.), Аб. ХРИПК, 2003.

4.Кызласова И.Л. «Хакас орфографиязынын тостее», Аб. ИСАТ, 2007.

5.Ултургашева О.Г., Чебодаева В.А. и др. Программа по хакасскому языку для 5-9 кл. Аб. ХРИПК, 2003.

Электронные пособия:

1. «Уроки хакасского языка и литературы» 2012 г.

2.«Хакасский язык для начинающих изучать родной язык» 2012 г.

3.«Хакасский язык для владеющих родным языком»2011г.










Контрольно-измерительные материалы.
















СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ХАКАССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Изучение предмета хакасский язык для начинающих на базовом уровне среднего (полного) общего образования имеет своей целью формирование коммуникативной компетенции, являющейся основой использования хакасского языка как орудия общения в повседневно-бытовой и культурной сферах. Это предполагает решение следующих задач:

  1. Развитие речевой компетенции, а, именно, коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме) и умений регулировать свое речевое поведение в ситуациях реального общения.

  2. Развитие языковой компетенции, включающей в себя овладение языковыми средствами, соответствующими сферам общения, увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях.

  3. Развитие социокультурной компетенции, которая предполагает знания о всех сферах жизни Хакасии: культуре, образовании, природных, климатических условиях. Знание лингвистических средств, помогающих строить свое речевое и неречевое поведение в соответствующей социокультурной среде.

  4. Развитие учебно-познавательной компетенции, состоящей из знания соответствующих лексико-грамматических моделей, удовлетворяющих потребностям учебной деятельности в рамках образовательного учреждения.

  5. Развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению хакасского языка.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ

Предметное содержание речи.

Социально-бытовая сфера: повседневная жизнь, быт, семья, родственники.

Межличностные отношения: характеристика человека, отношение к родным, товарищам.

Человек: человек с точки зрения возрастных особенностей, человеческий организм, здоровье и здоровый образ жизни.

Социально-культурная сфера: структурная организация города и села, жизнь людей в городе и сельской местности, специфика труда и отдыха жителей села и города.

Природа и экология: природные условия Хакасии, особенности растительного и животного мира, охрана окружающей среды.

Хакасия, её история, культурные особенности, достопримечательности.

Учебно-трудовая сфера: специфика современного мира, жизнь молодежи, планы на будущее, проблема выбора профессии.

Образование и наука: научные и образовательные учреждения Хакасии, деятели науки, культуры и образования.

Виды речевой деятельности.

Говорение

Диалогическая речь:

  • формирование различных видов диалогической речи на основе вышеупомянутой тематики в соответствии с ситуацией официального и неофициального общения.

  • развитие умений: участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему, осуществлять запрос информации, обращаться за разъяснениями, выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме.

Монологическая речь:

  • совершенствование владения разными видами монолога;

  • развитие умений строить сообщения в связи с увиденным или прочитанным, сообщения (в том числе при работе над проектом);

  • развитие умений: делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по заданной теме, делать краткий анализ письменного текста, писать рецензию изложенный товарищами текст или статью из периодической печати;

  • рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения и поступки;

  • рассуждать о событиях общественной жизни, приводя примеры, аргументы, делая выводы;

  • описывать особенности жизни и культуры Хакасии.

Аудирование

  • развитие понимания на слух собеседников в процессе общения;

  • развитие понимания основной сюжетной линии текста, представленной на прослушивание;

  • развитие понимания содержания описательных и диалогических текстов, представленных для прослушивания с использованием аудио - и видео средств или представленной учителем или товарищами;

  • развитие выборочного понимания необходимой информации в прагматических текстах (рекламе, объявлениях);

  • развитие понимания полного понимания высказываний собеседника в наиболее распространенных стандартных ситуациях повседневного общения.

Чтение

Дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных текстов различных стилей: публицистических, художественных, прагматических:

  • ознакомительного чтения - с целью понимания основного содержания сообщений, репортажей, отрывков из произведений художественной литературы, несложных фольклорных текстов;

  • изучающего чтения с целью полного и точного понимания информации текстов, соответствующих изучаемым темам;

  • просмотрового, поискового чтения с целью выборочного понимания необходимой информации из текста статьи, небольшого фольклорного произведения;

  • развитие умений выделять основные факты, отделять главную информацию от второстепенной в художественных текстах;

  • извлекать необходимую или интересующую информацию при чтении статей периодической печати.

Письменная речь

Развитие умений: писать личное письмо, заполнять анкеты; излагать сведения о себе в официальной форме; составлять план, тезисы собственного сообщения; описать собственные впечатления о прочитанном; написать об отдельных фактах своей жизни, выражая свои суждения и чувства.


ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ

Орфография

Развитие орфографических навыков, знание основ хакасской морфонологии.

Произносительная сторона речи

Совершенствование слухо-произносительных навыков, знание особенностей артикуляции собственно хакасских звуков, ритмо-мелодических особенностей хакасской звучащей речи.

Лексическая сторона речи

Расширение объема активного и пассивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения, а также оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности общения на хакасском языке Хакасии.

Расширение потенциального словаря за счет овладения новыми словообразовательными моделями.

Грамматическая сторона речи

Расширение объема знаний об изученных грамматических явлениях: видо-временных, неличных и неопределенно-личных форм глагола, форм наклонений, сложных форм времени, глагольных аналитических конструкциях.

Систематизация изученного грамматического материала, знание сущности агглютинации в целях практического применения устной и письменной речи.

Расширение объема знаний о специфике синтаксического строя тюркских языков и хакасского языка в частности: структуры простого предложения, средств связи частей сложных синтаксических конструкций.

Использование косвенной речи, косвенного вопроса, косвенного приказания и побуждения.

Развитие соответствующих грамматических навыков.


СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

Развитие страноведческих знаний и умений, основанных на сравнении фактов русской и хакасской культуры. Увеличение их объема за счет новой тематики и проблематики речевого общения.


УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ

Развитие познавательной деятельности, формируя навыки, необходимые для самостоятельного приобретения знаний. Развитие навыков пользования справочной литературой, такими, как словари, дополнительные учебные пособия и пр. Развитие навыков поиска необходимой информации, его обобщения, вычленение нужной информации из хакасской литературы общего характера.

Развитие специальных умений работы с языковым материалом : выбирать материал, отражающий особенности хакасского быта и культуры; интерпретировать языковые средства в связанном тексте; трансформировать диалогическую речь в монологическую, использовать неполный перевод для уточнения содержания нового текста.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения хакасского языка на базовом уровне ученик должен:

знать

  • значения лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа обучения, и использовать их в соответствующих ситуациях общения;

  • лексические единицы, содержащие оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие особенности хакасской культуры;

  • специфику грамматического строя хакасского языка в объеме, достаточном для практического владения языком: специфику структурной организации, наличие соответствующих формальных средств и их функциональный потенциал;

  • страноведческую информацию о Хакасии, обогащающую социальный опыт школьников и расширяющий коммуникативную компетенцию: сведения о географических особенностях Хакасии, о науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, о языковой картине Южной Сибири, языковые средства и правила речевого и неречевого поведения в соответствии со сферой общения и социальным статусом собеседника.

уметь в соответствии с видом речевой деятельности:

говорение

  • вести диалог в рамках изученных тем;

  • пользоваться в соответствии с ситуацией общения оценочными суждениями;

  • беседовать о себе, своих планах и расспросить собеседника;

  • участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным или прослушанным хакасским текстом, соблюдая правила речевого этикета;

  • рассказывать о своем окружении и ответить на вопросы по теме;

  • рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики;

  • представлять Хакасию и хакасский язык в интернациональном или иноязычном окружении;

аудирование

понимать высказывания собеседника в ситуациях повседневного общения в пределах изученных тем; понимать на слух информацию в пределах изученных тем; частичное понимание информации оригинального публицистичного, художественного или фольклорного характера; относительно полно и точно понимать, понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из различных радио- и телепередач, близких к тематике данной ступени обучения.

чтение

владеть всеми видами чтения: ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым; обладать соответствующей уровню обучения техникой чтения и соблюдать произносительные нормы и ритмо-мелодические характеристики хакасского языка; аутентичных текстов различных стилей: публицистических, художественных, научно-познавательных с различной глубиной проникновения в содержание и в соответствии с коммуникативной задачей;) в зависимости от коммуникативной задачи.

письменная речь

писать личное письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе; конспектировать нужную литературу, писать план о прочитанном, изложение текста с элементами анализа, сочинения в пределах изученных тем и текстов.












© 2010-2022