- Преподавателю
- Другое
- Положение о наставничестве для малоопытных педагогов
Положение о наставничестве для малоопытных педагогов
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ермакова Т.И. |
Дата | 21.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Утверждено
приказом МБОУ СОШ №6
пос. Комсомолец
от 11.01.2013 г. №8-од
ПОЛОЖЕНИЕ
О НАСТАВНИЧЕСТВЕ
МБОУ СОШ №6 ПОС. КОМСОМОЛЕЦ
1. Общие положения.
1.1. Школьное наставничество - разновидность индивидуальной воспитательной работы с учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.
Наставник - опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Молодой специалист - начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе ВУЗа, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.
1.2. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.
1.3. Правовой основой института школьного наставничества являются настоящее Положение, другие нормативные акты Министерства образования и науки РФ, ДО г. Москвы и СЗОУО ДО г. Москвы, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и специалистов образовательных учреждений.
2. Цели и задачи наставничества.
2.1. Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание помощи молодым и малоопытным учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в школе кадрового ядра.
2.2. Основными задачами школьного наставничества являются:
-
привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательном учреждении;
-
ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
-
адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.
3. Организационные основы наставничества.
3.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора школы по учебной работе и руководители методических объединений, в которых организуется наставничество.
3.3. Руководитель методического объединения подбирает наставника из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе школы, предпочтительно стаж педагогической деятельности не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет по данному предмету.
Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.
3.4. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях методического объединения, согласовываются с заместителем директора по учебной работе и утверждаются на заседании Методического объединения.
3.5 Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен приказом директора школы с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года.
3.6. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения:
-
впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
-
выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в образовательное учреждение;
-
выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
-
учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;
-
учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике).
3.7. Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:
-
увольнения наставника;
-
перевода на другую работу подшефного или наставника;
-
привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
-
психологической несовместимости наставника и подшефного.
3.8. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым учителем в период наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.
3.9. По инициативе наставников они могут создавать орган общественного самоуправления - Совет наставников.
4.Обязанности наставника:
-
знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого (малоопытного) специалиста по занимаемой должности;
-
разрабатывать совместно с молодым (малоопытным) специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
-
изучать деловые и нравственные качества молодого (малоопытного) специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
-
знакомить молодого (малоопытного) специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
-
вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
-
проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым (малоопытным) специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым (малоопытным) специалистом План профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
-
оказывать молодому (малоопытному) специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
-
личным примером развивать положительные качества молодого (малоопытного) специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
-
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого (малоопытного) специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести журнал работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого (малоопытного) специалиста, результатах его труда;
-
подводить итоги профессиональной адаптации молодого (малоопытного) специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого (малоопытного) специалиста.
5. Права наставника:
-
с согласия заместителя директора по УР (руководителя методического объединения) подключать для дополнительного обучения молодого (малоопытного) специалиста других сотрудников школы;
-
требовать рабочие отчеты у молодого (малоопытного) специалиста, как в устной, так и в письменной форме.
6. Обязанности молодого специалиста.
6.1. Кандидатура молодого (малоопытного) специалиста для закрепления наставника рассматривается на заседании МО с указанием срока наставничества и будущей специализации и утверждается приказом директора школы.
6.2. В период наставничества молодой (малоопытный) специалист обязан:
-
изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
-
выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
-
постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
-
учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
-
совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
-
периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.
7. Права молодого (малоопытного) специалиста.
Молодой (малоопытный) специалист имеет право:
-
вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
-
защищать профессиональную честь и достоинство;
-
знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
-
повышать квалификацию удобным для себя способом.
8. Руководство работой наставника.
8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора по учебной работе.
8.2. Заместитель директора по УР обязан:
-
представить назначенного молодого (малоопытного) специалиста учителям школы, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
-
создать необходимые условия для совместной работы молодого (малоопытного) специалиста с закрепленным за ним наставником;
-
посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым (малоопытным) специалистом;
-
организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми (малоопытнями) специалистами;
-
изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении;
-
определить меры поощрения наставников.
8.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несут руководители методических объединений.
Руководитель методического объединения обязан:
-
рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план работы наставника;
-
провести инструктаж наставников и молодых (малоопытных) специалистов;
-
обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением;
-
осуществлять систематический контроль работы наставника;
-
заслушать и утвердить на заседании методического объединения отчеты молодого (малоопытного) специалиста и наставника и представить их заместителю директора по УР.
9. Документы, регламентирующие наставничество.
9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
-
настоящее Положение;
-
приказ директора школы об организации наставничества;
-
планы работы методического совета и методических объединений;
-
протоколы заседаний методического совета, методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества;
-
методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству.
Утверждено
приказом МБОУ СОШ №6
пос. Комсомолец
от 11.01.2013 г. №8-од
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСТАВНИКА
МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
1.Общие положения.
Наставник назначается для оказания помощи молодому специалисту в приобретении практических навыков, необходимых для педагогической работы по занимаемой должности, выработке умения применять теоретические знания, полученные в педагогическом институте в конкретной практической работе, а также приобретения практического опыта и дальнейшее освоение разнообразных современных технологий обучения, развития познавательно-мыслительной деятельности учащихся.
2.Задачи и содержание работы.
Наставник молодого специалиста, начинающего работать в школе:
-
знакомит молодого специалиста с деятельностью педагогического коллектива школы;
-
оказывает помощь в изучении учебных программ и пояснительных записок к ним;
-
помогает составить тематический план, подобрать материал для
систематического повторения, практических и лабораторных работ, тематических экскурсий; -
оказывает методическую помощь в подготовке уроков, подборе
дидактических материалов, наглядных пособий, контрольных работ; -
посещает уроки молодого специалиста с последующим тщательным анализом;
-
организует посещение уроков коллег по методическому объединению и уроков лучших учителей школы с последующим совместным обсуждением и анализом;
-
оказывает помощь в подборе методической литературы для самообразования;
-
контролирует и направляет работу молодого специалиста по самообразованию.
3.Порядок назначения наставника.
3.1 Кандидатура наставника рекомендуется методическим советом школы.
3.2 Директор школы издает приказ о назначении наставника.
4.Контроль.
-
Деятельность наставника контролирует методический совет школы.
-
Методический совет один раз в четверть заслушивает отчет наставника.
-
Представители методического совета посещают уроки молодого специалиста и внеклассные мероприятия, организованные им, с последующим обсуждением и анализом.