• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Роль краеведческой игры «Мы живем на Урале» в формировании культуры проектной деятельности учащихся

Статья Роль краеведческой игры «Мы живем на Урале» в формировании культуры проектной деятельности учащихся

Исследовательская и проектная деятельность открывает новые возможности для создания интереса подростка как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Важной особенностью реализации исследовательских и проектных работ является необходимость владения школьниками компетенциями в той или иной области знаний, а также активной работы воображения – непременной основы творчества. Участие в краеведческой игре «Мы живем на Урале» способствует развитию у учащихся навыков исследовательской деятель...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль краеведческой игры «Мы живем на Урале» в формировании культуры проектной деятельности учащихся

Кузнецова Алевтина Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУСОШ № 10 г. Нижний Тагил



Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, имеющую следующие особенности:

  1. Цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

  2. Исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.

  3. Организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Очевидно, что значимыми и интересными для подростков представляются новые виды деятельности, которые им ещё незнакомы, именно их интересно освоить, даже если впоследствии они не войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых.

Исследовательские и проектные работы могут быть построены таким образом, что в них будут востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности. В данном случае учащиеся делают первые шаги в направлении предпрофессиональной ориентации.

Исследовательская и проектная деятельность открывает новые возможности для создания интереса подростка как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Важной особенностью реализации исследовательских и проектных работ является необходимость владения школьниками компетенциями в той или иной области знаний, а также активной работы воображения - непременной основы творчества.

Участие в игре способствует развитию навыков поисковой, исследовательской работы, умений работать с различными источниками: книгой, документами, отбирать материалы, анализировать, делать обобщения и выводы.

Кроме этого воспитывает в детях, патриотические чувства, гордости за свой родной Урал, стремление беречь его природу, достояния

Участие в краеведческой игре «Мы живем на Урале» способствует развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности, которые впоследствии реализуются в проектах.

Краеведческая игра проводится по различным направлениям, что дает широкое поле для деятельности учащихся с учетом их интересов, способствует формированию культуры проектной деятельности, умению поэтапно планировать работу.

Игра «Мы живем на Урале»-это своеобразный проект, включение в который помогает освоить методику создания проекта.(Слайд2)

Организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Очевидно, что значимыми и интересными для подростков представляются новые виды деятельности, которые им ещё незнакомы, именно их интересно освоить, даже если впоследствии они не войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых.

Достоинство проектного метода связано с тем, что школьник выступает в качестве активного субъекта деятельности, что мобилизует потенциал всех его способностей.

Совместная деятельность требует широкого спектра умений.( Слайд3)

Общая работа учащихся над проектом позволяет им проявить собственное творческое видение процесса и результаты работы, создать проектный продукт, которым смогут воспользоваться другие.

Так, в 2004г. на этапе игры «Кладовые Урала» учащимися 5 класса изучался материал, посещались музеи. В ходе были выдвинуты проблемы, на этапе конкретизации которых в результате обсуждения одна группа учащихся предложила в качестве источника информации произведения П.П. Бажова. Так родилась мысль о создании проекта «Литературной викторины «Малахитовая шкатулка открывается…» с последующей ее театрализованной презентацией (материалы были представлены к юбилею писателя в библиотеку им. Герцена)

Другая группа предложила исследование - реферат «Народные промыслы Урала в произведениях Мамина - Сибиряка и Бажова», который впоследствии был представлен на Демидовских чтениях и городских литературных чтениях. Данные групповые проекты стали основой для дальнейшей научной работы «Профессиональная лексика в произведениях Д.Н.Мамина-Сибиряка и П.П.Бажова», занявшей 2 место на городской научно-практической конференции старшеклассников.

Таким образом, хорошо поставленная краеведческая исследовательская работа учащихся, написание рефератов, конкурсных работ имеет общественно полезную направленность, пополняя фонды кабинета уральской литературы материалами, которые впоследствии используются как на уроках, так и во внеклассной работе.

Привлечение учащихся к литературному краеведению, поисковой деятельности способствует развитию личности, уверенности в себе, гордости за свою малую Родину.


© 2010-2022