- Преподавателю
- Другое
- Заметки для педагога дополнительного образования
Заметки для педагога дополнительного образования
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Богачева Л.Н. |
Дата | 05.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУДО ЦДОД
Заметки для педагога дополнительного образования
(из копилки личного опыта)
ПДО Богачева Лидия Николаевна
г. Моршанск -2014
МОДУЛЬ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
-
Организационный период
-подготовка рабочих мест обучающимися;
-вводное слово педагога;
-настрой на определенную работу;
-повторение правил по ТБ (по необходимости) и т.п.
2. Теоретическая часть (по необходимости);
-вводная беседа при изучении новой темы;
-беседа по определенной профессии;
-сообщение, информация согласно теме, которая может быть подготовлена обучающимися по заданию педагога либо самостоятельно;
-работа с эскизами, технологическими картами, специальной литературой, просмотр видеофильмов, прослушивание записей на усмотрение педагога , с учетом возрастных особенностей обучающихся и темы занятия.
3. Практическая часть занятия:
- индивидуальное консультирование;
-практическая помощь;
-групповые формы работы;
-работа в паре, инструкторская работа и проч., согласно формам и методам работы педагога по закреплению и развитию практических навыков по определенному направлению дополнительного образования.
4. Итог занятия:
-чему мы сегодня научились, что полезного усвоили для себя и т.п.;
-что успели сделать т.е. словесное заключение занятия педагогом: похвалить, отметить успехи, настроить на следующее занятие;
-выставка-представление своих работ, практических навыков, выступление обучающихся, выступление дежурного по группе ит.д.;
-изменения и дополнения по составлению плана занятий могут быть внесены как педагогом (обоснованно), так и методистом, зам. директора по УВР.
КОМПЛЕКСНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАДАЧ
1. ОБУЧАЮЩИЕ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ) ЗАДАЧИ
К числу основных образовательных задач относят формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, характерных для данного учебного предмета или данного вида деятельности. Например:
-
Обеспечить в ходе занятия усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, законов, теорий;
-
Обеспечить в ходе выполнения задании усвоение (закрепление, совершенствование) следующих движений, операций, приемов, способов;
-
Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения: по данному предмет) или виду деятельности.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Воспитательные задачи направлены на формирование личностных и нравственных качеств (нравственные: доброта, отзывчивость, трудолюбивость; личные: добрый, трудолюбивый, отзывчивый). Например:
-
Содействовать в ходе занятий формированию следующих личностных качеств;
-
Содействовать решению задач профориентации подростков;
-
Способствовать воспитанию нравственных качеств личности;
-
Содействовать воспитанию у детей следующих эстетических взглядов, убеждений;
-
Содействовать формированию интеллектуальных, физических, валеолгических и т.д. умений;
-
Содействовать трудолюбию и т.д.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ
Развивающие задачи касаются психических сторон личности:
-
Познавательная сфера:
-
Память
-
Внимание
-
Воображение
-
Мышление
-
Фантазия
-
Волевая сфера:
-
Самовыдержка
-
Самообладание
-
Решительность и т. д.
-
Эмоциональная сфера:
-
Чувство сопереживания
-
Эмпатия и т. д.
-
Развитие творческих способностей:
-
Гибкость мышления
-
Оригинальность мышления
-
Умение импровизировать и т. д. Например:
-
Способствовать формированию способов умственной работы (планирование, сравнение, самоконтроль, самооценка):
-
Содействовать развитию волевых качеств: настойчивость в достижении целей, доведение начатого до конца, решительность, целеустремленность:
-
Способствовать развитию эмоций воспитанников: радость, удивление, восторга посредством сюрприза, игровых моментов;
-
Развивать интерес к данному виду деятельности посредством: показа значимости, выставки ребят 2, 3 года обучения;
-
Способствовать развитию объема внимания, памяти и т.д.
Типы учебных занятий, их дидактическая цель и структура
Тип учебного занятия
Дидактическая цель
Структура
Изучение нового материала и первичного закрепления
Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Оргмомент
Целеполагание и мотивация.
Актуализация.
Первичное усвоение
материала.
Осознание и осмысление
учебной информации.
Первичное закрепление
учебного материала
Информация о домашнем
задании.
Комплексного применения знаний и умений
Создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новых учебных ситуациях
Оргмомент
Целеполагание и мотивация. Актуализация. Применение знаний (упражнения):
- в знакомой ситуации (типовые),
- в измененной ситуации (конструктивные),
- в новой ситуации (проблемные). Информация о домашнем задании. Рефлексия (подведение итогов занятия).
Комбинированное
Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях , проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
Оргмомент.
Целеполагание и мотивация.
Актуализация.
Первичное усвоение учебного
материала Осознание и
осмысление учебного
материала Систематизация
знаний и умений.
Применение знаний и
умений.
Проверка уровня усвоения
знаний и умений.
Информация о домашнем
задании. Рефлексия
(подведение итогов занятия)
Обобщения и систематизации знаний и умений
Создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня
овладения системой знании и умений, опытом творческой деятельности
Оргмомент. Целеполагание и
мотивация. Актуализация.
Создать условия для воспроизведения в памяти воспитанников системы опорных знаний и умений, стимулировать поисковую деятельность
Создать условия для проверки уровня обученности, определить методику коррекции учебной деятельности воспитанников
Систематизация и
обобщение.
Применение учебного
материала в знакомой и
новой учебных ситуациях.
Проверка уровня
обученности. Информация о
домашнем задании.
Рефлексия (подведение
итогов занятия).
Актуализация знаний и умений
Создать условия для воспроизведения в памяти воспитанников системы опорных знаний и умений, стимулировать поисковую деятельность
Оргмомент.
Целеполагание и
мотивация.
Актуализация знаний и умений:
-с целью подготовки к
контрольному занятию с целью
подготовки к изучению новой
темы. Информация о
домашнем задании.
Рефлексия (подведение
итогов занятия)
Контроля и коррекции знаний и умений
Создать условия для проверки уровня обученности, определить методику коррекции учебной деятельности воспитанников
Оргмомент.
Целеполагание и мотивация.
Проверка уровня знаний и
умений, уровня
познавательной
самостоятельности
воспитанников.
Рефлексия (подведение итогов
занятия).
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
Основные этапы занятия:
• Постановка целей и задач
• Проверка домашнего задания
• Повторение пройденного материала
• Объяснение нового материала
• Закрепление изученного материала
• Обобщение и систематизация новых знаний
• Контроль знаний и умений
• Формирование нового домашнего задания
Классификация занятий:
• По основной дидактической цели
• По основному способу их проведения
• По основным этапам учебного занятия
По основной дидактической цели:
■ Занятие - ознакомление с новым материалом
■ Закрепление изученного материала
■ Занятие - применение ЗУН
■ Комбинированное занятие
По основному способу их проведения:
■ Беседа
■ Лекция
■ Самостоятельная работа, лабораторная или практическая работа
■ Экскурсия
• Кинозанятие
■ Сочетание различных форм занятий По основным этапам учебного занятия:
■ Вводное
■ Первичного ознакомления с материалом
■ Образование понятий, установление законов на практике
■ Повторение и обобщение
■ Контрольное
■ Смешанное или комбинированное
Контрольные занятия подразделяются па следующие виды:
■ Устный опрос
■ Письменный опрос
■ Зачеты
■ Лабораторные и практические работы
• Самостоятельные или контрольные работы
■ Сочетание различных видов
ПО ФОРМЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫДЕЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ТИПЫ ЗАНЯТИИ
Соревнования, игры:
-
Конкурс ■ Деловая игра
-
Турнир ■ Ролевая игра
-
Эстафета ■ Кроссворд
-
Дуэль ■ Викторина и т.д.
-
КВН
Основанное на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике:
■ Исследование ■ Мозговая атака
■ Изобретательство ■ Интервью
■ Анализ первоисточника ■ Репортаж
■ Комментарий ■ Рецензия
Занятие, основанное на нетрадиционной организации учебного занятия:
-
Занятие мудрости
-
Откровение
-
Дублер начинает действовать
Заняпше, напоминающее публичные формы обобщения:
-
Пресс-конференция ■ Телепередача
-
Брифинг ■ Телемост
-
Аукцион ■ Репортаж
-
Бенефис ■ Диалог
-
Митинг ■ Живая газета
-
Регламентируемая дискуссия ■ Устный журнал
-
Панорама
Занятие, основанное на имитации деятельности учреждений и организации:
-
Суд
-
Следствие
-
Трибунал
-
Цирк
-
Патентное бюро
-
Ученый совет
-
Занятие, основанное на имитации деятельности при проведении общественно-культурн ых мероприятий:
-
Заочная экскурсия
-
Путешествие
-
Прогулки
-
-
Занятие, основанное опираясь на фантазию:
-
о Сказка
-
о Сюрприз
-
-
Использование на занятиях традиционных форм внеклассной работы:
-
Утренник
-
Спектакль
-
Брейн-ринг
-
Диспут
-
-
Интегрированное занятие
-
Трансформация трех способов организации занятий:
-
Лекция-парадокс ■ Защита оценки
-
Парный опрос ■ Консультация
-
Экспресс-опрос ■ семинар
-
ТЕХНОЛОГИИ И КОМПОНЕНТЫ ПЕ ДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
название
Цель
Сущность
механизм
Технология проблемного обучения.
Развитие
познавательной
активности, творческой
самостоятельности
обучающихся.
Последовательное и
целенаправленное
выдвижение перед
обучающимися
познавательных задач,
решая которые,
обучающиеся активно
осваивают знание и
опыт познавательной
деятельности.
Поисковые методы; постановка и решение познавательных задач.
Технология модульного обучения.
Обеспечение гибкости. Приспособление его к
индивидуальным
потребностям личности,
уровню его базовой
подготовки.
Самостоятельная работа
обучающихся с
индивидуальной
учебной программой.
Проблемный подход,
индивидуальный темп
обучения.
Технология развивающего обучения.
Развитие личности и ее способностей.
Ориентация учебного
процесса на
потенциальные
возможности человека и
их реализацию.
Вовлечение
обучающихся в
различные виды
деятельности.
Технология
дифференцированного
обучения.
Создание оптимальных
условий для выявления
задатков, развития
интересов и
способностей.
Усвоение программного
материала на различных
уровнях.
Методы
индивидуального
обучения.
Технология активного (комплексного) обучения.
Организация активности обучения.
Моделирование
предметного и
социального
содержания будущей
профессиональной
деятельности.
Методы активного обучения.
Технология игрового обучения.
Обеспечение личностно
- деятельностного
характера усвоения
ЗУН.
Самостоятельная
познавательная
деятельность,
направленная на поиск,
обработку и освоение
информации,
обеспечивающей успех
в игре.
Игровые ситуации,
решение ситуативных
задач.
Технология «Диалог культур».
Формирование
диалогического
мышления за счет
насыщения его фактами
из различных культур.
Построение обучения на
основе стабильного
учебника.
Объяснительно-иллюстративные и проблемные методы.
Технология личностного-ориентированного обучения.
Развитие
индивидуальных
способностей на пути
социального и
профессионального
самоопределения
обучающихся.
Значимая, престижная
для обучающихся
познавательная
деятельность.
Самообразование и саморазвитие.