Заметки для педагога дополнительного образования

В данной подборке собраны материалы, необходимые педагогу дополнительного образования при подготовке к занятию, а так же при оформлении учебно-методической документации: 1.МОДУЛЬ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ 2.КОМПЛЕКСНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАДАЧ 3. Типы учебных занятий, их дидактическая цель и структура
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МБОУДО ЦДОД













Заметки для педагога дополнительного образования


(из копилки личного опыта)





ПДО Богачева Лидия Николаевна




















г. Моршанск -2014





МОДУЛЬ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


  1. Организационный период

-подготовка рабочих мест обучающимися;

-вводное слово педагога;

-настрой на определенную работу;

-повторение правил по ТБ (по необходимости) и т.п.


2. Теоретическая часть (по необходимости);

-вводная беседа при изучении новой темы;

-беседа по определенной профессии;

-сообщение, информация согласно теме, которая может быть подготовлена обучающимися по заданию педагога либо самостоятельно;

-работа с эскизами, технологическими картами, специальной литературой, просмотр видеофильмов, прослушивание записей на усмотрение педагога , с учетом возрастных особенностей обучающихся и темы занятия.


3. Практическая часть занятия:

- индивидуальное консультирование;

-практическая помощь;

-групповые формы работы;

-работа в паре, инструкторская работа и проч., согласно формам и методам работы педагога по закреплению и развитию практических навыков по определенному направлению дополнительного образования.


4. Итог занятия:

-чему мы сегодня научились, что полезного усвоили для себя и т.п.;

-что успели сделать т.е. словесное заключение занятия педагогом: похвалить, отметить успехи, настроить на следующее занятие;

-выставка-представление своих работ, практических навыков, выступление обучающихся, выступление дежурного по группе ит.д.;

-изменения и дополнения по составлению плана занятий могут быть внесены как педагогом (обоснованно), так и методистом, зам. директора по УВР.












КОМПЛЕКСНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАДАЧ

1. ОБУЧАЮЩИЕ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ) ЗАДАЧИ

К числу основных образовательных задач относят формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, характерных для данного учебного предмета или данного вида деятельности. Например:

  • Обеспечить в ходе занятия усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, законов, теорий;

  • Обеспечить в ходе выполнения задании усвоение (закрепление, совершенствование) следующих движений, операций, приемов, способов;

  • Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения: по данному предмет) или виду деятельности.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Воспитательные задачи направлены на формирование личностных и нравственных качеств (нравственные: доброта, отзывчивость, трудолюбивость; личные: добрый, трудолюбивый, отзывчивый). Например:

  • Содействовать в ходе занятий формированию следующих личностных качеств;

  • Содействовать решению задач профориентации подростков;

  • Способствовать воспитанию нравственных качеств личности;

  • Содействовать воспитанию у детей следующих эстетических взглядов, убеждений;

  • Содействовать формированию интеллектуальных, физических, валеолгических и т.д. умений;

  • Содействовать трудолюбию и т.д.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ

Развивающие задачи касаются психических сторон личности:

  • Познавательная сфера:

  • Память

  • Внимание

  • Воображение

  • Мышление

  • Фантазия

  • Волевая сфера:

  • Самовыдержка

  • Самообладание

  • Решительность и т. д.

  • Эмоциональная сфера:

  • Чувство сопереживания

  • Эмпатия и т. д.

  • Развитие творческих способностей:

  • Гибкость мышления

  • Оригинальность мышления

  • Умение импровизировать и т. д. Например:


  • Способствовать формированию способов умственной работы (планирование, сравнение, самоконтроль, самооценка):

  • Содействовать развитию волевых качеств: настойчивость в достижении целей, доведение начатого до конца, решительность, целеустремленность:

  • Способствовать развитию эмоций воспитанников: радость, удивление, восторга посредством сюрприза, игровых моментов;

  • Развивать интерес к данному виду деятельности посредством: показа значимости, выставки ребят 2, 3 года обучения;

  • Способствовать развитию объема внимания, памяти и т.д.



Типы учебных занятий, их дидактическая цель и структура

Тип учебного занятия

Дидактическая цель

Структура

Изучение нового материала и первичного закрепления


Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.


Оргмомент

Целеполагание и мотивация.

Актуализация.

Первичное усвоение

материала.

Осознание и осмысление

учебной информации.

Первичное закрепление

учебного материала

Информация о домашнем

задании.

Комплексного применения знаний и умений


Создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новых учебных ситуациях


Оргмомент

Целеполагание и мотивация. Актуализация. Применение знаний (упражнения):

- в знакомой ситуации (типовые),

- в измененной ситуации (конструктивные),

- в новой ситуации (проблемные). Информация о домашнем задании. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Комбинированное


Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях , проверки уровня усвоения системы знаний и умений.


Оргмомент.

Целеполагание и мотивация.

Актуализация.

Первичное усвоение учебного

материала Осознание и

осмысление учебного

материала Систематизация

знаний и умений.

Применение знаний и

умений.

Проверка уровня усвоения

знаний и умений.

Информация о домашнем

задании. Рефлексия

(подведение итогов занятия)

Обобщения и систематизации знаний и умений


Создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня

овладения системой знании и умений, опытом творческой деятельности


Оргмомент. Целеполагание и

мотивация. Актуализация.

Создать условия для воспроизведения в памяти воспитанников системы опорных знаний и умений, стимулировать поисковую деятельность

Создать условия для проверки уровня обученности, определить методику коррекции учебной деятельности воспитанников

Систематизация и

обобщение.

Применение учебного

материала в знакомой и

новой учебных ситуациях.

Проверка уровня

обученности. Информация о

домашнем задании.

Рефлексия (подведение

итогов занятия).

Актуализация знаний и умений


Создать условия для воспроизведения в памяти воспитанников системы опорных знаний и умений, стимулировать поисковую деятельность


Оргмомент.

Целеполагание и

мотивация.

Актуализация знаний и умений:

-с целью подготовки к

контрольному занятию с целью

подготовки к изучению новой

темы. Информация о

домашнем задании.

Рефлексия (подведение

итогов занятия)

Контроля и коррекции знаний и умений


Создать условия для проверки уровня обученности, определить методику коррекции учебной деятельности воспитанников


Оргмомент.

Целеполагание и мотивация.

Проверка уровня знаний и

умений, уровня

познавательной

самостоятельности

воспитанников.

Рефлексия (подведение итогов

занятия).






НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

Основные этапы занятия:

• Постановка целей и задач

• Проверка домашнего задания

• Повторение пройденного материала

• Объяснение нового материала

• Закрепление изученного материала

• Обобщение и систематизация новых знаний

• Контроль знаний и умений

• Формирование нового домашнего задания

Классификация занятий:

• По основной дидактической цели

• По основному способу их проведения

• По основным этапам учебного занятия

По основной дидактической цели:

■ Занятие - ознакомление с новым материалом

■ Закрепление изученного материала

■ Занятие - применение ЗУН

■ Комбинированное занятие

По основному способу их проведения:

■ Беседа

■ Лекция

■ Самостоятельная работа, лабораторная или практическая работа

■ Экскурсия

• Кинозанятие

■ Сочетание различных форм занятий По основным этапам учебного занятия:

■ Вводное

■ Первичного ознакомления с материалом

■ Образование понятий, установление законов на практике

■ Повторение и обобщение

■ Контрольное

■ Смешанное или комбинированное

Контрольные занятия подразделяются па следующие виды:

■ Устный опрос

■ Письменный опрос

■ Зачеты

■ Лабораторные и практические работы

• Самостоятельные или контрольные работы

■ Сочетание различных видов




ПО ФОРМЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫДЕЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ТИПЫ ЗАНЯТИИ

Соревнования, игры:

  • Конкурс ■ Деловая игра

  • Турнир ■ Ролевая игра

  • Эстафета ■ Кроссворд

  • Дуэль ■ Викторина и т.д.

  • КВН

Основанное на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике:

■ Исследование ■ Мозговая атака

■ Изобретательство ■ Интервью

■ Анализ первоисточника ■ Репортаж

■ Комментарий ■ Рецензия

Занятие, основанное на нетрадиционной организации учебного занятия:

  • Занятие мудрости

  • Откровение

  • Дублер начинает действовать

Заняпше, напоминающее публичные формы обобщения:

  • Пресс-конференция ■ Телепередача

  • Брифинг ■ Телемост

  • Аукцион ■ Репортаж

  • Бенефис ■ Диалог

  • Митинг ■ Живая газета

  • Регламентируемая дискуссия ■ Устный журнал

  • Панорама

Занятие, основанное на имитации деятельности учреждений и организации:

  • Суд

  • Следствие

  • Трибунал

  • Цирк

  • Патентное бюро

  • Ученый совет

  • Занятие, основанное на имитации деятельности при проведении общественно-культурн ых мероприятий:

    • Заочная экскурсия

    • Путешествие

    • Прогулки

  • Занятие, основанное опираясь на фантазию:

    • о Сказка

    • о Сюрприз

  • Использование на занятиях традиционных форм внеклассной работы:

    • Утренник

    • Спектакль

    • Брейн-ринг

    • Диспут

  • Интегрированное занятие

  • Трансформация трех способов организации занятий:

    • Лекция-парадокс ■ Защита оценки

    • Парный опрос ■ Консультация

    • Экспресс-опрос ■ семинар





ТЕХНОЛОГИИ И КОМПОНЕНТЫ ПЕ ДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

название

Цель

Сущность

механизм

Технология проблемного обучения.

Развитие

познавательной

активности, творческой

самостоятельности

обучающихся.

Последовательное и

целенаправленное

выдвижение перед

обучающимися

познавательных задач,

решая которые,

обучающиеся активно

осваивают знание и

опыт познавательной

деятельности.

Поисковые методы; постановка и решение познавательных задач.

Технология модульного обучения.

Обеспечение гибкости. Приспособление его к

индивидуальным

потребностям личности,

уровню его базовой

подготовки.

Самостоятельная работа

обучающихся с

индивидуальной

учебной программой.

Проблемный подход,

индивидуальный темп

обучения.

Технология развивающего обучения.

Развитие личности и ее способностей.

Ориентация учебного

процесса на

потенциальные

возможности человека и

их реализацию.

Вовлечение

обучающихся в

различные виды

деятельности.

Технология

дифференцированного

обучения.

Создание оптимальных

условий для выявления

задатков, развития

интересов и

способностей.

Усвоение программного

материала на различных

уровнях.

Методы

индивидуального

обучения.

Технология активного (комплексного) обучения.

Организация активности обучения.

Моделирование

предметного и

социального

содержания будущей

профессиональной

деятельности.

Методы активного обучения.

Технология игрового обучения.

Обеспечение личностно

- деятельностного

характера усвоения

ЗУН.

Самостоятельная

познавательная

деятельность,

направленная на поиск,

обработку и освоение

информации,

обеспечивающей успех

в игре.

Игровые ситуации,

решение ситуативных

задач.

Технология «Диалог культур».

Формирование

диалогического

мышления за счет

насыщения его фактами

из различных культур.

Построение обучения на

основе стабильного

учебника.

Объяснительно-иллюстративные и проблемные методы.

Технология личностного-ориентированного обучения.

Развитие

индивидуальных

способностей на пути

социального и

профессионального

самоопределения

обучающихся.

Значимая, престижная

для обучающихся

познавательная

деятельность.

Самообразование и саморазвитие.















© 2010-2022