Конспект урока по теме Поход Александра Македонского на Восток

Конспект  урока в 5 классе  «Поход Александра Македонского на Восток».  После смерти Филиппа во главе Македонии стал его сын Александр. Он продолжил дело своего отца, осуществил поход на Восток. Самые крупные сражения с  Дарием III и персидскими  войсками ( битвы у р.Граник в 334 г. до н.э.,  вблизи  г. Исс в 333 г. н.э.  и у  селения Гавгамеллы в 331 г. до н.э.) привели к  тому, что мощная держава персов рухнула под ударами армии македонцев. Пройдя с боями через восточные области Персидского ца...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА УРОКА: «ПОХОД АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО НА ВОСТОК»

В 5 КЛАССЕ

Цель урока:

Дать представление о восточном походе Александра Македонского.

Задачи урока:

Подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.

Формировать умение работать с датами и исторической картой, на основе текста учебника, презентации давать характеристику историческим событиям.

Оборудование: Учебник: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира . 5 класс; презентация, наглядности.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (ПРЕЗЕНТАЦИЯ слайд №1)

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Города Эллады подчиняются Македонии»

Работа с классом. Решение задач. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ слайд №2)

Задача № 1

-Говорят, что в Македонии были города, но не было полисов. Что это значит и верно ли это?

Ответ: Полис - это городская республика. В Македонском царстве не было городского самоуправления, были только царские крепости и столица Пелла.

Задача №2

- Почему ни один город Эллады не сумел объединить всю страну под своей властью, а македонцы сумели сделать это?

Ответ: Филипп Македонский имел в 5-10 раз больше военных сил, чем Афины или Фивы, но гораздо меньше, чем объединенные военные ресурсы полисов Эллады. Однако Филипп был царь и мог собрать все свои силы вместе, а греки слишком завидовали друг другу и не хотели объединяться. Филипп в отличие от Ксеркса хорошо владел римской мудростью: «Разделяй и властвуй!»

Тесты:

1.Македония - горная страна, расположенная на:

а) юге Пелопоннесского полуострова;

б) северо-западе полуострова Малая Азия;

в) острове Крит;

г) севере Балканского полуострова.

2. Спасение Эллады в добровольном подчинении Филиппу Македонскому видел афинский писатель:

а) Исократ; в) Сократ;

б) Демосфен; г) Аристотель.

3.Битва при Херонее, где греки потерпели поражение от царя Македонии Филиппа, произошла в:

а) 490 году до н.э.; в) 479 году до н.э.;

б) 338 году до н.э.; г) 480 году до н.э.

4. Решающую роль в победе македонян над греками в битве при Херонее сыграла:

а) атака македонской фаланги;

б) численность армии македонян;

в) атака македонской конницы;

г) атака македонского флота.

5. После победы над греками македонский царь Филипп:

а) объявил себя царем Эллады;

б) добился признания себя военным предводителем;

в) стал греческим стратегом;

г) объявил себя властителем мира.

III.Переход к изучению новой темы

Мы выяснили, что под натиском сильной македонской армии Греция отстояла свою независимость. После смерти Филиппа во главе государства стал его сын Александр. Он продолжил дело своего отца, осуществил поход на Восток. Мощная держава персов рухнула под ударами армии македонцев. Почему? Это мы узнаем сегодня на уроке.

IV. Изучение новой темы

План урока.

1. Победы войска Александра Македонского.

2.Гибель Персидского царства.

3. Цель Александра - завоевать весь мир

На доске - тема урока, новые слова и дата: р.Граник, г. Исс, с.Гавгамеллы.

1. Победы войска Александра Македонского.

Работа по исторической карте ст.204 в учебнике

-Каким цветом обозначено на карте Македонское царство? (Красным)

-Каким цветом обозначено Персидское царство? (Желтым)

-Какие известные нам государства входили в состав Персидского царства? (Египет, Финикия, Междуречье)

-В какой части света находятся эти государства? (на Востоке)

-Какой пролив отделял Европу от Азии? (Дарданеллы).

Весной 334 г. до н. э. сотни кораблей перевозили пехоты и конницу македонского царя Александра через узкий пролив на берег Малой Азией. Отсюда Александр начинал свой поход. Немного войска имел молодой царь. Всего 30000 отборной и закаленной в битвах пехоты, 5000 всадников, флот в 160 кораблей. В обозе везли каменные боевые машины и грозные тараны для разбивания стен вражеских крепостей.

Персидская держава раскинулась от реки Инд до Средиземного моря. Народы Египта, Ассирии, Финикии давно уже страдали от власти персов, мечтали о том, чтобы спросить власть персов

Персидская армия была огромна. Лучшую её часть составляла царская гвардия и отряды наёмников разных национальностей. Сатрапы грабили и разоряли местное население. Армия, состоявшая из людей покорённых народностей, была плохо обучена и не умела выдерживать трудные походы. Персидская знать непрерывно боролась за власть, страну терзали восстания, перевороты и гражданские войны.

Противник Александра, царь Дарий III, был слабый, нерешительный человек и бездарный полководец (см стр. 200 иллюстрация Дарий 3).

Узнав о переправе Александра через Гелеспонт, сатрапы Малой Азии собрали большое войско. У них было около 20000 всадников и 20000 греческих наёмников. Один из военачальников, грек Мемнон, опытный полководец, советовал избежать сражения, отступая, опустошать страну, чтобы Александр не мог найти нигде пристанища. Но его не послушали. Персы заняли позицию на правом берегу маленькой горной реки Граник. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ № 3)

Здесь произошло ожесточенное сражение. Закипел горячий рукопашный бой. Победа Александра была полная. Пало владычество персов в Малой Азии (работа с картой на стр. 204).

В городе Гордии, древней столице Фригии, армия Александра остановилась на зиму. Здесь Александру показали знаменитую колесницу, принадлежащую царю Гордию. На ней был сделан узел из ремней, которыми прикреплялось дышло. Существовало древнее предсказание, что тот, кто развяжет узел, овладеет Азией. Александр сделал попытку развязать узел, но безуспешно. Однако он не растерялся: выхватив меч, он одним ударом разрубил узел. Но до завоевания Азии было далеко.

Физминутка

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай-ка выше ноги,

Проложи себе дорогу!

Носом вдох, а ртом выдох

Как погодка??? (Хороша)

Персидский царь Дарий III двинулся во главе огромного войска навстречу Александра Македонского. Армии встретились у города Исс. Александр возглавил свою армию и прорвался к самой колеснице персидского царя. Дарий увидев это испугался и бежал с поля боя. Сопротивление персов было сломлено всего за два часа ((работа с картой на стр. 204).).

Самостоятельная работа по учебнику стр. 201-202.

Выяснить: Какие крупные сражения смог выиграть Александр Македонский в период военного похода на Восток?

Беседа по прочитанному

- Где находится город Исс? (На побережье Средиземного моря)

- Благодаря чему македоняне смогли ворваться в город Тир? (Применили тараны, метательные машины)

- Почему египтяне встретили Александра как освободителя? (Они устали от власти персов, от их притязаний)

- Какой город основал Александр в дельте Нила? (Город Александрию, в дельте Нила)

2.Гибель Персидского царства. ПРЕЗЕНТАЦИЯ № 4

В 331 г. до н.э. начался поход Александра в глубь Персии. Целых 4 месяца шло войско и вот перешло оно через Евфрат и Тигр. Оказалось у селения Гавгамелы, где в ожидании битвы стояли персы. Даже бывалых македонян встревожил вид огромной равнины, заполненной огромными вражескими лагерями. Дарий 3 собрал невиданную по размерам армию: пехоту конницу, колесницы и боевых слонов, которых привели индийцы. Македонские военачальники советовали царю напасть на персов ночь. «Я не краду победу», - ответил Александр (ПРЕЗЕНТАЦИЯ слайд№5, 6, 7).

Битва при Гавгамелах началась с атаки персидских колесниц. Бешено неслись кони и грозили смертью остро оточенные косы, приделанные к колесам и дышлам. Но македоняне вовремя расступились и колесницы промчались, не причинив им вреда. Возницы гибли под градом македонских стрел.

Построившись клином, македонская конница во главе с Александром в свою очередь атаковала персов, прорвала их строй и устремилась к Дарию. За конницей двинулась фаланга. Дария охватил ужас, и он обратился в бегство, а за ним - его воины. Дарий был убит своими приближенными.

Потом Александр, занял Вавилон, Персеполь и другие древние города. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ №8)

3. Цель Александра - завоевать весь мир. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ № 9)

Пройдя с боями через восточные области Персидского царства, войско Александра вторглось в долину Инда. В кровопролитной битве с правившим здесь царем он столкнулся с боевыми слонами. Лошади пугались огромных животных, но лучники Александра ранили многих слонов. Те пришли в ярость, повернули назад и начали топтать своих же воинов. Александр одержал победу. Окрыленный успехом, он объявил о походе до долины реки Ганг. Однако войско, измученное тяжелыми боями и переходами, отказалось повиноваться.

Пришлось Александру повернуть назад. Десятилетний поход завершился в 324 г. до н.э. в Вавилон. Но летом 323 г. до н.э. Александр Македонский заболел, умер. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ № 10, 11)


V.Подведение итогов урока

ТЕСТ по теме(продолжение)

6. Укажите последовательность событий битвы при Гавгамелах:

а) атака персидских колесниц;

б) бегство Дария Третьего с поля боя;

в) атака македонской конницы;

г) вступление в бой македонской фаланги;

д) гибель персидских возничих.

7.Александр Македонский, продолжая дело отца, возглавил поход в:

а) Азию; в) Финикию;

б) Египет; г) Индию.

8. По преданию считалось, что человек, развязавший гордиев узел, станет владыкой:

а) Азии;

б) мира;

в) Греции;

г) Востока.

9. Александр Македонский стремился создать:

а) «восточное» царство;

б) городские полисы;

в) всемирную державу;

г) демократическое государство.

10. Мог ли Филипп Македонский что-нибудь слышать о завоевательных походах Кира Великого:

а) да; б) нет.

А) Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?

Ответы:

1)Армия персов состояла из наёмников, а они в любой момент могли подвести, они не были заинтересованы в результатах военных побед.

2)Знать Персидской державы боролась за власть, в стране было не спокойно, поэтому такое государство легче покорить.

3)Покоренные и уставшие от власти персов народы, могли встать на сторону македонской армии, так как они хотели освободиться власти сатрапов.

4)Полководческий талант Александра Македонского сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы.

Б) Познавательный тест (презентация и таблица)

Выставление оценок

Домашнее задание:

Прочитать §42, с. 200-205 .подготовить развёрнутый ответ на вопрос: Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу? Подготовить реферат.

4


© 2010-2022