• Преподавателю
  • Другое
  • Общеобразовательная программа дополнительного образования Русская народная кукла

Общеобразовательная программа дополнительного образования Русская народная кукла

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОСУЛИНСКОГО РАЙОНА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ


«Согласовано»

Методическое объединение

художественно-эстетического отдела

РЦВР

Протокол № ________ от ________

«Утверждаю»

Директор

Районного Центра внешкольной работы

______________Карпеченко К.С.

Приказ № ________ от ________







ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования


«РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУКЛА»


Программа предназначена

для детей от 5 до 10 лет


Срок реализации программы: 1 год обучения


Разработала

педагог дополнительного

образования высшей категории

Ряжских Ираида Борисовна



х. Пролетарка

2015 г.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ




Разделы



Содержание

Полное наименование программы

Общеобразовательная программа дополнительного образования «Русская народная кукла»

Руководитель

Ряжских Ираида Борисовна

Рецензент


Организация - исполнитель

МБУ ДО Районный Центр внешкольной работы

Адрес организации-исполнителя, телефон, факс

Ростовская область, Красносулинский район,

х. Пролетарка, пер. Школьный 1.

телефон: 88636723117, е-mail: [email protected]

Ф.И.О., должность автора

Ряжских Ираида Борисовна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

География программы

Программа реализуется на территории Красносулинского района Ростовской области

Целевые группы

Постоянный состав группы: дошкольники:10-12 человек;

младшие школьники (1-4 класс): 13-15 человек.

Цель программы

Создать условия для формирования эмоционально - отзывчивой, творчески активной личности, пробудить интерес к рукоделию на тематической и технологической основе изучения народного искусства и этнографического материала.

Направленность

Социально-педагогическая

Срок реализации

1 год

Вид

Общеобразовательная

Уровень реализации

Дошкольное и начальное общее образование

Уровень освоения

Общеразвивающий

Способ освоения содержания образования

Репродуктивный, творческий

Краткое содержание программы

Обучающиеся изучают историю появления кукол на Руси; изготавливают тряпичные куклы по законам и правилам, принятым в народе. Подробные технологические карты, схемы и описания помогают обучающимся изготавливать ту или иную куклу, а так же «наполнять» ее «своим» содержанием, проявлять творческий подход и фантазию.

Пояснительная записка


1.1. Актуальность проблемы

В настоящее время возрастает приоритет народной культуры, как уникальной комплексной системы, уходящей своими корнями к истокам развития человечества, заключающей в себе гуманные идеи единства человека и природы, этническое самосознание, ориентиры для формирования духовных черт характера и социально - культурного опыта.

Одним из огромного количества видов проявления народной культуры является народная кукла. Любой человек, независимо от возраста и профессии, независимо от того, городской он или деревенский помнит игрушку своего детства. Существенное значение имеет и то, как и кем они сделаны - это первые жизненные культурные ориентиры. Знакомство с традиционной куклой при её изготовлении позволит не только развить индивидуальные творческие способности, но и привить уважение к традициям семьи, приобщить к обрядовой культуре родного края, познакомить через игрушку с историей Отечества.

Приобщение детей к истокам народной культуры оказывает нормативно - регулятивное воздействие, способствует закреплению ценностных ориентиров, выступает важнейшим средством личностного развития детей. А также народная культура позволяет войти ребенку в мир социальных отношений, и обогатить его опыт общения с окружающим социумом - сверстниками, родителями, педагогами.

1.2. Направленность и содержание

общеобразовательной дополнительной программы

Общеобразовательная программа дополнительного образования «Русская народная кукла» рассчитана на детей дошкольного возраста 5-7 лет и младших школьников 7-10 лет, срок обучения 1 год.

Программа «Русская народная кукла» предполагает изучение истории народной куклы, традиций и обычаев, связанных с куклами, приемы изготовления текстильной куклы. Включает теоретическую и практическую работу.

Программа соответствует различным потребностям детей и их родителей, т.к. ориентирована на разный уровень подготовленности детей приходящих в объединение. Гибкость и многоуровневая структура программы позволяет заниматься в объединении детям, имеющим задержку развития, проблемы со здоровьем и в тоже время программа ориентирована на оказание помощи и поддержки талантливым детям, поднимая всех на качественно новый уровень индивидуального развития. Программа является «зоной ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями. Программа позволяет реализовывать индивидуальные потребности детей: коммуникативные, познавательные, инструментальные (обучение конкретному ремеслу).

Программа строится с учетом основных методических принципов:


  • гуманизация учебно-воспитательного процесса (создание условий для максимального раскрытия возможностей и способностей ребенка);

  • дифференциация и индивидуализация обучения (учет психических и физических возможностей и способностей каждого ребенка);

  • наглядности и доступности (комплексно использовать все методы обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка);

  • сознательности и активности (понимание воспитанником того, что данные умения и знания пригодятся ему в жизни; проявление желания овладеть этими знаниями).

Обучение детей приёмам выполнения народной тряпичной куклы позволяет придать её реализации комплексный характер:

  • происходит обучение ремесленным навыкам, полезным в будущей трудовой деятельности, а также способным пригодиться в обыденной, семейной жизни;

  • вырабатываются эстетические ценности и идеалы, основанные на лучших традициях отечественной народной культуры, которые содействуют возникновению бережного, уважительного отношения к культурному наследию;

  • формируются и развиваются созидательные, конструктивные установки в формирующейся личности.

При разработке данной программы учитывались особенности детской психологии, а так же запросы обучающихся. Кроме того, работа трудоёмкая, кропотливая, требует длительной концентрации внимания и усидчивости, что требует учитывать физические и психологические особенности детского возраста и применять в программе здоровьесберегающие технологии.

Занятия по данной программе способствуют развитию воображения, мышления, интеллекта, фантазии, художественного вкуса, технического мышления и конструкторских способностей. У детей развивается глазомер и мелкая моторика рук. Занятия так же способствуют воспитанию трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, уважительного отношения к людям труда. Дети приобретают навыки общения и коллективной деятельности.

Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем самым, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.

1.3. Цели и задачи общеобразовательной дополнительной программы


Цель программы: создать условия для формирования эмоционально - отзывчивой, творчески активной личности, пробудить интерес к рукоделию на тематической и технологической основе изучения народного искусства и этнографического материала.

Задачи:

Обучающая: изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов.

Развивающая: способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.

Воспитательная: на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

1.4. Актуальность общеобразовательной дополнительной программы

Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению традиционного искусства, в частности изготовления народной куклы, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга и воспитания детей в семье. Через знакомство и приобщение детей к искусству народной куклы оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, отвечающего национальной традиции, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры.

Знакомство с традиционными русскими куклами позволит детям познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию или станут необычным подарком для родных и друзей.

Содержание программы имеет ярко выраженный национальный характер и направлено на достижение целей воспитания связанных с формированием и развитием гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине, семье, интереса к истории и народному искусству. Программа ориентирована на формирование традиционных, семейных ценностей, воспитание девочек, как хранительниц домашнего очага, рукодельниц.

Данная программа универсальна: по ней с успехом могут заниматься как одарённые дети, так и дети, имеющие нарушения в развитии. Таким детям данная программа помогает в социальной адаптации.

1.5. Организация учебного процесса

Возраст детей: В творческое объединение принимаются дети дошкольного возраста 5-7 лет и младшие школьники (1-4 класс) в возрасте 7-10 лет.

Наполняемость учебной группы: Для успешной реализации программы целесообразно объединение обучающихся в учебные группы: дошкольники численностью от 10 до 12 человек; 1-4 класс - 13-15 человек.

Сроки реализации: Программа рассчитана на 1 год обучения: дошкольники -72 часа, младшие школьники - 144 часа.

Режим занятий: Занятия для дошкольников проводятся 2 раза в неделю по 30 минут. Для младших школьников 2 раза в неделю по 2 академических часа - 45 минут. Между занятиями предусмотрен десятиминутный перерыв.

1.6. Формы и методы работы


Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному. Формы занятий выбираются, исходя из возрастных и психологических особенностей воспитанников, используются теоретические и практические методы обучения.

Теоретический метод обучения:

  • Рассказ-информация по истории создания куклы, виды куклы, функции и предназначение, история костюма, о жизни и быте Русского народа, о православных праздниках.

  • Показ образцов готовых кукол или иллюстрации с изображением кукол в книгах, журналах, презентации.

  • Показ иллюстраций по русскому народному костюму, крестьянскому быту.

  • Беседы и полезные советы по рукоделию в процессе работы.

Практический метод обучения:

  • Дети знакомятся с особенностями, приемами, последовательностью, способами изготовления и оформления кукол.

  • Пробуют изготовить саму поделку на заданную тему, например: в процессе творчества дети делают подарки-сувениры своим близким к Пасхе, Рождеству, Благовещению, Дню Ангела.

Этапы изготовления кукол:

  • Беседа.

  • Продумывание костюма, головного убора, конструкции куклы, изготовление тела куклы, пошив костюма.

  • Декоративное оформление.

На начальном этапе освоения данной программы ребенок выполняет работу подетальным способом, подражая педагогу, т.е. находится в позиции ведомого. На данном этапе воспитанники знакомятся с материалами, инструментами, правилами работы с ними, соблюдая технику безопасности, приобретая навыки, способствующие развитию мелкой моторики, согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий. Все операции выполняются совместно с педагогом. По окончании каждой операции дети называют все моменты ее выполнения, инструменты и приспособления, которые они используют. Важно уже на первом этапе воспитывать умение работать в коллективе, оказывать помощь и поддержку, работать аккуратно и красиво.

В дальнейшем в ходе реализации данной программы воспитанник приходит к самостоятельной деятельности, выступает инициатором творческого процесса. У него формируется воля, интеллект, речь, эмоции, а также развиваются творческие способности. На данном этапе продолжается формирование навыков изготовления народной куклы, расширение знаний, правил и приемов выполнения различных операций при условии большей самостоятельности.

При изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому «тряпочки» и нитки для будущих кукол нужно не резать, а рвать. Однако детям в возрасте 5-7 лет часто бывает очень трудно рвать ткань. В этом случае им разрешается применять ножницы, выкраивая детали по размеру или по шаблону.

Каждый шаг в изготовлении любой обрядовой, обереговой или игровой традиционной куклы неслучаен, наполнен определённым смыслом, имеет конкретное значение, вплоть до того, в какую сторону и сколько раз обматывать нитью деталь. Нельзя здесь что-то пропустить или поменять. Поэтому народной кукле и учатся «из рук в руки», только так можно донести до детей все тонкости и нюансы традиционного ремесла.


1.7. Формы подведения итогов реализации программы

Цель контроля: побудить воспитанника к самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.

Формы контроля: Текущий контроль осуществляется на каждом занятии: наблюдение за деятельностью ребенка, содержательная оценка - рецензия педагогом, само- и взаимоконтроль. Итоговый контроль проводится в форме отчётной выставки детского творчества.

Критерии отбора работ:

  • аккуратность исполнения;

  • соблюдение технологии;

  • творческий подход к работе.

Кроме этого в течение года воспитанники участвуют в выставках и конкурсах по профилю обучения, где происходит оценка их деятельности общественностью и специалистами.

2. Учебно-тематический план

дополнительной общеобразовательной программы


5-7 лет (дошкольники)


Тема занятия

Теория

Практика

Кол-во часов

Вводное занятие. Какие бывают игрушки.

1

1

2

Техника безопасности при работе с колющим и режущим инструментом

1

1

2

Изготовление «Волшебного сундучка»

1

3

4

История народной куклы

2


2

Типы и назначения кукол: обрядовые, обереги, игровые. Правила изготовления.

2


2

Традиционный русский костюм

1

1

2

Кукла-оберег Кувадка

1

1

2

Кукла-оберег Пеленашка

1

1

2

Кукла-оберег Закрутка

1

1

2

Кукла-оберег Ангел

1

1

2

Кукла-оберег Кубышка-травница

1

3

4

Кукла-оберег Счастье (Доля)

1

3

4

«Обережье» (итоговое игровое занятие)

1

1

2

Обрядовая кукла Зернушка (Крупеничка)

1

3

4

Обрядовая кукла Отдарок на подарок

1

3

4

Обрядовая кукла Неразлучники

1

3

4

Обрядовая кукла Кукла-десятиручка

1

3

4

Обрядовая кукла Масленица

1

3

4

«Рукодельницы» (итоговое практическое занятие)

1

1

2

Игровая кукла Кормилка

1

3

4

Игровая кукла Капустка

1

3

4

Игровая кукла Зольная

1

1

2

Мастер-класс от «Сударушки» - итоговое занятие

1

3

4

Подготовка к выставке. Выставка работ.

1

1

2

Игровая программа «Ярмарка»

1

1

2

Итого:

27

45

72


7-10 лет (младшие школьники)


Тема занятия

Теория

Практика

Кол-во

часов

Вводное занятие. Какие бывают игрушки.

1

1

2

Техника безопасности при работе с колющим и режущим инструментом

1

1

2

Изготовление «Волшебного сундучка»

1

1

2

История народной куклы

2


2

Типы и назначения кукол: обрядовые, обереги, игровые. Правила изготовления.

2


2

Традиционный русский костюм

1

1

2

Кукла-оберег Кувадка

1

1

2

Кукла-оберег Пеленашка

1

1

2

Кукла-оберег Закрутка

1

1

2

Кукла-оберег Ангел

1

1

2

Кукла-оберег Кубышка-травница

1

1

2

Кукла-оберег Счастье (Доля)

1

1

2

Кукла-оберег Берегиня




«Обережье» (итоговое игровое занятие)

1

1

2

Обрядовая кукла Зернушка (Крупеничка)

1

1

2

Обрядовая кукла Отдарок на подарок

1

1

2

Обрядовая кукла Неразлучники

1

1

2

Обрядовая кукла Кукла-десятиручка

1

1

2

Обрядовая кукла Масленица

1

1

2

«Рукодельницы» (итоговое практическое занятие)

1

1

2

Игровая кукла Кормилка

1

1

2

Игровая кукла Капустка

1

1

2

Игровая кукла Зольная

1

1

2

Мастер-класс от «Сударушки» - итоговое занятие

1

1

2

Подготовка к выставке. Выставка работ.




Игровая программа «Ярмарка»

1

1

2

Итого:



144


3. Содержание программы дополнительного образования детей

5-7 лет (дошкольники):


Введение в образовательную программу (4 часа).

Цель и задачи на год. История возникновения народной куклы. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.

Правила внутреннего распорядка. Обязанности кружковца. Организация занятий. Содержание рабочего места.

Изготовление «Волшебного сундучка» для хранения кукол (4 часа).

История народной куклы, русский костюм (4 часа).

История народной куклы, традиций, обычаев, связанных с куклами. Рассказ об истории русского костюма. Показ презентаций.

Типы и назначения кукол (2 часа).

Информация о видах кукол (обрядовые, обереги, игровые), их функции и предназначении. Показ образцов.

Тряпичная народная кукла (42 часа).

Рассказ - информация по истории создания куклы, о её предназначении, показ образцов, иллюстраций. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления куклы. Изготовление поделок на заданную тему.

Выставка кукол. Итоговое мероприятие (12 часов).

Итого: 72 часа.

7-10 лет (младшие школьники):

Введение в образовательную программу (4 часа)

Цель, задачи на год. История возникновения народной куклы. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены. Правила внутреннего распорядка. Обязанности кружковца. Организация занятий.

Изготовление «Волшебного сундучка» для хранения кукол (2 часа).

История народной куклы, русский костюм (4 часа).

История народной куклы, традиций, обычаев, связанных с куклами. Рассказ об истории русского костюма, о различии костюмов русских губерний.

Типы и назначения кукол (2 часа).

Информация о видах кукол (обрядовые, обереги, игровые), их функции и предназначении. Показ образцов.

Тряпичная народная кукла (56 часов).

Рассказ по истории создания куклы, о её предназначении, показ образцов, иллюстраций. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления куклы. Изготовление поделок на заданную тему.

Мастер-класс для родителей. Выставка кукол (4 часа).

Итого: 144 часа.

4. Прогнозированные результаты

К концу обучения дети должны знать:

  • названия инструментов и правила техники безопасности при работе с ними;

  • названия материалов, из которых делают кукол;

  • названия кукол, выполненных в течение учебного года.

Дети должны уметь:

  • выполнять поручение педагога, данное в устной форме;

  • выражать желание спрашивать, отчитываться за выполненную работу;

  • изготавливать самостоятельно куклу;

  • правильно организовывать и содержать в порядке рабочее место;

  • правильно использовать инструменты.

Дети должны иметь представление:

  • о видах декоративно-прикладного искусства;

  • о народных традициях, связанных с определённой куклой.

5. Материально- техническое обеспечение программы

Техническое оснащение:

  • Кабинет, имеющий хорошее освещение.

  • Стулья, рабочие столы.

  • Стол и стул педагога.

  • Доска.

Инструменты и приспособления:

  • Ножницы.

  • Иглы, игольницы.

Материалы:

  • Хлопчатобумажные, льняные ткани.

  • Хлопчатобумажные и шерстяные нитки.

  • Тесьма, кружево, сутаж.

  • Синтепон, вата, крупы.

Дидактическое обеспечение:

  • Таблицы с поэтапным выполнением изделий.

  • Иллюстрации.

  • Образцы готовых кукол.

  • Шаблоны для изготовления одежды и кукол.

  • Разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов, игровых программ.


6. Список используемой литературы

Для детей:

  1. Е.Берстенева, Н.Догаева. «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. - М. «Белый город».

  2. В. Феррари «Игрушка своими руками».

  3. «Делаем куклы». - М. Издательство «Ниола-прес», 2006 год.

Для родителей:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- "Просвещение", Москва 1991.

  2. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству.- "Искусство в школе", Москва 1995.

Для педагогов:

  1. Е.А.Гурбина. Занятия по прикладному искусству. Дополнительное образование. - Волгоград, «Учитель», 2010







7. Приложение

7.1. Упражнения для отдыха:

1. Локти на столе. Движение кистей рук в стороны под счет 4-5 раз.

2. Повороты кистями рук.

3. Игра на пианино. Поочередно поднимать по одному пальцу, отрывая его от стола, начинать от мизинца.

4. Пальцы обеих рук соединяют в замок. Ритмичное поднимание и опускание пальцев.

5. Кисти рук имитируют движения крыльев птицы.

6. Сгибание и разгибание пальцев: пальцы сложены как для письма, правая рука протянута вперед, поднимание и опускание указательного пальца под счет 1,2,3; вращение трех пальцев вправо под счет 1,2,3 и влево с обратным отсчетом.

7. Сгибание и разгибание пальцев, держащих ручку, раз - сгибаем, два - разгибаем 5-6 раз.

7.2. Санитарно-гигиенические требования при работе:

1. Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны.

2. Сидеть следует прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость, в глаза не попадали частички волокон, из которых состоит ткань.

3. Перед началом и после работы следует вымыть руки, чтобы лоскутки не пачкались, а на руках не оставалось мелких волокон.

4. Незавершенное изделие лучше хранить, завернув в ткань или положив в пакет.

7.3. Инструкция

по технике безопасности при практической работе в объединении

Общие требования безопасности:


  1. К занятиям допускаются обучающиеся, прошедшие инструктаж по ТБ.

  2. Опасность возникновения травм:

  • при работе с острыми и режущими инструментами;

  • при работе с конторским клеем;

  • при нарушении инструкции по ТБ.

  1. В кабинете должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.

Требования безопасности перед началом занятий:


  1. Приготовить необходимые материалы и инструменты.

  2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при выполнении работы.

  3. Входить в кабинет спокойно, не торопясь.

  4. При слабом зрении надеть очки.

Требования безопасности во время занятий:


  1. Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только кольцами вперед, с сомкнутыми лезвиями.

  2. Не пользоваться ржавыми иглами, булавками - они могут порвать изделие, сломаться. Иглу и булавки хранить в коробочке с крышкой.

  3. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.

  4. При работе швейной иглой надеть напёрсток.

  5. Осторожно пользоваться клеем.

  6. Не покидать рабочее место без разрешения.

Требования безопасности в аварийных ситуация:


  1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом педагогу.

  2. При возникновении пожара в кабинете, немедленно прекратить занятия, по команде педагога организованно, без паники покинуть помещение.

  3. При получении травмы немедленно сообщить о случившемся педагогу.

Требования безопасности по окончании занятий:


  1. По окончании работы все инструменты надо обязательно убирать в специальную рабочую коробку.

  2. После окончания работы произведите уборку своего места.

  3. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите педагогу.

14


© 2010-2022