Выступление на педагогическом совете Урок: поиск, общение, жизнь

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК: ПОИСК, ОБЩЕНИЕ, ЖИЗНЬ

Ковешникова О.С.

А знаете ли вы, чему учат в современной школе?

Уверена - знаете!

Но знаете ли вы, чему можно учить в современной школе?

И не удивляйтесь, пожалуйста!

Оказывается, можно учить любить!

Любить в другом ученика и учителя.

Любить в себе учителя и ученика…

И действительно, учитель готовится к уроку всю жизнь. Это отражает саму суть нашей профессии. Невозможно отдавать то, чего не имеешь сам. И сейчас актуальны слова КОНСТАНТИНА УШИНСКОГО «Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию». А чтобы стать хорошим учителем, отвечающим современным требованиям общества, надо не только любить и уметь учить других, но и любить и уметь учиться самому, постоянно повышать свою квалификацию. Леонид Мартынов отлично показал нам наше положение :

Дети

В какой-то мере знают больше нас,

И надо думать при любом ответе,

Чтоб не смеялся весь десятый класс.

И если что-то не дает покоя,

То не тетрадки и не дневники,

А эта снисходительность, с какою

Взирают на тебя ученики…

А выход может быть только один - непрерывная работа над собой.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Главная наша задача - дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. В этом помогает проектная деятельность. Когда мы вместе с детьми работаем над проектом, рождается единый дух творчества, единый порыв, единство мыслей и чувств. В проектной деятельности выстраиваются иные взаимоотношения. Мы находимся на равных с ребенком, мы - тоже исследователи и также ищем истину, а значит вместе с учеником можем ошибаться, удивляться, радоваться.

В проектном обучении учитель превращается в организатора познавательной деятельности учащихся, менеджера образования, наставника.

Очень важным средством мотивации учебной деятельности является личность учителя, методическое мастерство, человеческие качества, увлеченность своим предметом, доброе отношение и понимание интересов с учеников.

Технический прогресс все более насыщает наш труд элементами инженерно-технических знаний и умений. Особую роль в формировании и реализации нового качества образования играет использование современных информационных и коммуникационных технологий.

Я выделяю следующие направления в использовании компьютера на уроках биологии:

  • компьютер как универсальное техническое средство обучения. Это позволяет продемонстрировать на уроке большое количество наглядного материала;

  • диагностика, контроль знаний учащихся. Работа с электронными учебниками, тренажерами, версиями ЕГЭ позволяет учащимся подготовиться к успешной сдаче экзаменов и поступлению в вузы;

  • подготовка к урокам, проектная, исследовательская деятельность осуществляется через использование информационных ресурсов электронных энциклопедий и Интернет;

  • подготовка (техническая) заданий, инструктивных карточек к лабораторным и практическим работам для учащихся.

Данная моя концепция основывается на любви к детям. Каждый из них - это личность со своим маршрутом достижения успеха.

Для меня одним из важнейших принципов является толерантность. Она, как никогда ранее важна в современном мире и , конечно, должна являться основой любой технологии. Необходимо услышать другого человека и понять его, проявить терпимость к ближнему.

Занимаясь образованием и воспитанием детей, мы работаем на будущее. А чтобы создавать будущее, нужно самому быть человеком новой формации, не человеком, дающим готовые истины, а искателем, странником, всегда находящимся в пути.

Представьте, если я как учитель биологии отдам ребенку весь свой багаж знаний, вы отдадите, как математик, химик, то не сможет ли он надорваться, нет, головной мозг человека устроен так, что ненужная, неактуальная информация забывается через короткий промежуток времени. И с таким багажом знаний ребенок просто не сможет выходить за пределы стандартных учебных ситуаций. И просто не сможет легко адаптироваться в жизни. И в этом нам помощником является компетентностный подход.

Приходило ли вам в голову оценивать свою жизнь вот в каком отношении: есть ли в ней радость, счастье, глубокое удовлетворение? Должны ли они быть, стоит ли затрачивать силы ради них? (Александр Мень).

Счастье - это атмосфера моей души. Эту атмосферу создает моя семья. А счастливый учитель - это ответственный учитель, потому что атмосферу своей души он передает детям.

Я - счастливый человек, прежде всего потому, что я нашла свое призвание в жизни. Именно со школой я связываю свои мечты.

У каждого человека свое счастье .

Я убеждена в том, что оно имеет свое лицо, свою душу, свой путь. Счастье нельзя купить, отнять, ему бесполезно подражать, но его можно ДАРИТЬ.

А можно ли быть счастливым на уроке? Да. Потому что урок - это моя маленькая жизнь, это маленькая жизнь ученика. Это наша с ним жизнь, это наше с ним пространство общения.

Урок - это точность, яркость, четкость, целеполагание.

Я всегда знаю, зачем я прихожу в класс, что мне надо от детей и что им надо от меня как от учителя и человека.

Урок - это лаборатория мысли, это не проверка памяти обучающихся и их посещаемости. Это маленькие открытия в маленьком уроке. Но, боюсь, нельзя дать готового рецепта, как научить делать открытия . На мой взгляд, мыслить творчески, не шаблонно помогает проблемный метод.

В моих уроках определенное место занимает критическое мышление - мы вместе с учеником ищем здравый смысл, учимся выдвигать новые идеи. (пример урока с пресмыкающимися). В итоге дети мыслят самостоятельно, используют все имеющиеся знания.

Урок - это многообразие видов деятельности.

Ведь только в совокупности перцептивного, гностического, логического и управленческого аспектов осуществления учебной деятельности урок превращается в общение, поиск или жизнь .

Урок - это создание успеха для детей, диалог, где ученик имеет право на индивидуальную позицию: множество разных теорий предлагает нам наука по вопросу происхождения жизни на Земле. И самая распространенная - это теория Дарвина, но не все верят в нее. А никто и не заставляет пропускать ее через сердце. Она есть, и примите ее как должное, а через сердце пропустите свою, другую, близкую.

Урок - это доброжелательность, уважение, доверие, взаимопонимание, сотрудничество.

И в содружестве этих составляющих МОЙ УРОК ПРЕВРАЩАЕТСЯ В НАШ УРОК С УЧЕНИКОМ.

А здоровье наших детей - разве это не счастье?

Мы должны использовать следующие компоненты сбережения здоровья школьников на уроках:

  1. Психологический настрой учителя и ученика (доброжелательная улыбка, взаимное приветствие, пожелание удачи).

Добрый день. Я рада встрече с вами

На урок пришли без опозданья

Чтоб попасть на ярмарку заданий

И заняться важными делами.

Что сегодня нам необходимо

Трудолюбие и сила знаний

Поработайте, не проходите мимо

Посетите ярмарку заданий.

  1. Использование активных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся (парная и групповая работа, взаимная проверка знаний, понятийные «лестницы», работа в «облаках» и другие). Это способствует повышению мотивации учебной деятельности.

  2. Смена видов деятельности на уроке ( в норме 7-8 продолжительностью до 10 минут).

  3. Я уменьшаю громоздкие домашние задания за счет выполнения их части на этапе закрепления и обобщения знаний.

  4. Провожу физкультминутки. Используется определенная система упражнений для релаксации, формирования правильной осанки, для профилактики нарушений зрения, неврозов.

1 ЧАСТЬ.

  1. Движение кистей и стоп вверх-вниз.

  2. Движение головой вверх-вниз.

  3. Повороты кистей и стоп влево-вправо.

  4. Наклоны головы к плечам.

  5. Вращение кистей и стоп.

2 ЧАСТЬ.

  1. Повороты головы влево-вправо.

  2. Ладушки ладонями и стопами.

  3. Перекатывание головы от плеча к плечу.

  4. Царапание пальцами рук и ног.

  5. Петушиные движения головой.

3 ЧАСТЬ.

  1. Веревочка.

  2. Вращение предплечьями.

  3. Вращение плечами.

  4. Отодвигание стен и потолка.

  5. Потягивание.

  1. Систематический контроль правильного положения тела ребенка, что является профилактикой нарушений осанки.

Любовь и счастье - это две ступени, которые ведут к творчеству.

«Воспитание детей - самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров...» (Ю.Рюриков).

Сегодня и завтра обществу ценен человек-творец. Поэтому я перед собой ставлю задачу - дать ребенку возможность не только получить готовое, но и открывать что-то самостоятельно

Используя личностно- деятельностный подход на уроках, мы можем наблюдать за тем, как творит личность со своими мотивами и потребностями.

И на уроках мы переносимся на рефлексивный подход - творчески осмысливаем и преодолеваем проблемно-конфликтные ситуации, приобретаем новые смыслы, а возможно и ценности, решаем неординарные задачи, и особенно важно, когда мои ученики работают в неординарных условиях.

А что же в результате ?

Ученики хотят видеть в нас счастливых учителей, творцов, создателей, мастеров своего дела, опытных технологов и организаторов.

А мы ожидаем от своего старания и усердия успешного, легко адаптированного ученика, самостоятельно критически мыслящего, умеющего видеть возникающие в реальной действительности проблемы и ищущего пути рационального их решения.

И наверное о нас, учителе и ученике, Максим Горький сказал:

«Вот снова величавый и свободный, подняв высоко гордую голову, он, медленно, но твердыми шагами идет по праху старых предрассудков, один в седом тумане заблуждений, за ним - пыль прошлого тяжелой тучей, а впереди стоит толпа загадок, бесстрастно ожидающих его. Они бесчисленны, как звезды, и человеку нет конца пути!»





© 2010-2022