Доклад Калмыцкий фольклор как источник народной педагогики

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

г. Элисты Республики Калмыкия



Калмыцкий фольклор

как источник народной педагогики





Настаева Клавдия Борисовна

учитель калмыцкого языка и литературы

Фольклор - величайшее духовное сокровище народа. Жанры устного народного творчества - эпосы, сказки, пословицы и поговорки, загадки несут в себе неоценимую педагогическую нагрузку. В них отражаются нравы, обычаи, интересы и потребности, желания и воля всех народов, их стремление воспитать детей здоровыми, умными, трудолюбивыми, нравственно чистыми. Арсенал устного народного творчества всегда служил действенным воспитательным средством. Традиционные духовно-нравственные ценности калмыцкого народа - тоже в его вечном творении - фольклоре. И сегодня все жанры калмыцкого фольклора продолжают жить, воспитывать и вдохновлять. Использование воспитательно-образовательного потенциала фольклора - один из решающих факторов этнопедагогизации процесса обучения.

Среди памятников устного народного творчества калмыцкого народа особое место занимает эпос «Джангар». В этом великом творении народа аккумулированы его дух, самобытность, элементы экологического сознания, нравственного кодекса. Идея служения народу и отечеству выступает лейтмотивом эпоса. Герои «Джангара» представляют собой воплощение мужской чести, дружбы, верности, родовой гордости, презрения к смерти. В целом являют собой совершенных жителей совершенной страны Бумбы. В «Джангаре» калмыцкий народ воспел самое ценное, что выковывалось и закреплялось в нем веками: он прославляет мудрость и великодушие в лице Джангара; прославляет выносливость, воплощенную в образе богатыря Санала; силу, назвав ее Савром; отвагу, олицетворив ее в Хонгоре; проницательность и дальновидность, окрестив ее Алтаном Цеджи и словесный дар, дав ему имя Ке Джилгана.

Уже с начальной школы дети знакомятся с эпосом «Джангар». В 1- м классе учащиеся оправляются в путешествие по сказочной стране Бумба. Здесь ожидает их первое знакомство с богатырями - героями. Дети с удовольствием рисуют дворец Джангара (по описанию в эпосе), учат наизусть небольшие отрывки из эпоса.

Во 2-м классе уроки и внеклассные мероприятия посвящены магталам, восхвалениям героев-богатырей. Ребята отмечают особенности каждого, стремятся походить на них.

В 3-м классе более подробно изучаются песни о Джангаре и ханше Аһ Шавдл. В этом же классе читается «Песнь о трех мальчуганах»

В 4-м классе много внимания уделяется описанию скакунов богатырей.

Изучая эпос, учащиеся получают представление о физических качествах богатырей, сила которых сочетается со смекалкой и умом. Интерес у учащихся вызывают конкурсы на лучшего знатока эпоса, тематические выставки рисунков, театральные постановки с использованием мотивов эпоса «Джангар».

Уже начальные строки эпоса «Джангар» несут вековечные педагогические идеи народа.

Это было в начале времен,

В стародавний век золотой.

Вечности начинался расцвет.

Величавый брезжил рассвет

Веры бурханов святой.

Джангар жил в эти дни.

Круглым остался он сиротой.

Так о нем говорят:

Таки-Зулы-хана он семенем был,

Тангсык-Бумбы_хана внуком он был,

Узюнга великого сыном он был.

Так описывается родословная хана Джангара. У калмыков исстари ведется, что человек должен знать своих предков до седьмого, до девятого колена, знать историю своей семьи, своего рода. Семейные традиции, осознание принадлежности к своему роду и племени - один из ведущих постулатов народной педагогики. При изучении «Джангара» большое внимание уделяется родословной богатырей эпоса. На примере родословной богатырей дети составляют родословную своей семьи. На уроках калмыцкого языка детям дается понятие о родственных связях членов семьи, об их бабушках и дедушках. Чтобы вызвать интерес и почитание старших, проводятся занятия «Уңг-тохман мед!» На занятиях используются игровые персонажи, макет родословного древа, альбомы с фотографиями бабушек и дедушек. Дети учатся узнавать по снимкам своих родных, называть их правильно по-калмыцки.

Калмыцкие народные сказки, «порожающие своей мудростью» (Г.Н.Волков), тоже являются истоками и средствами народной педагогики.

Представление о воспитательной возможности сказок дает, к примеру, сюжет сказки « Как ленивый старик работать стал». Здесь повествуется о том, как старуха шаг за шагом, поощряя усилия мужа, приучила его к труду.

Особое место занимает сказка «72 небылицы» как олицетворение нравственного кредо народа. Она включена в сборник «Антология устного народного творчества калмыков для детей» и входит во все аналогичные издания, опубликованные на родном языке. Изучение ее предусмотрено школьной программой. В ней говорится о том, что стареющую некрасивую дочь хан отдаст тому, кто расскажет 72 небылицы. На объявление откликнулись отец и сын. Отец рассказал 71 небылицу, и его прогнали, а сыну хан заявил:

«Весел я: меня развлеки беседой,

Мне 72 небылицы поведай-

- А ты, дурачок, посмотри:

Поведал мне семьдесят три!

Таким образом, хан вероломно и грубо прогнал, обманул пастуха - правдолюбца. В «72-х небылицах» осуждается ложь, утверждается девиз: «Скорей умри, но сдержи свое слово!». Сказка раскрывает духовный мир народа, стремившегося к справедливости, свободе, счастливой жизни. Текст сказки, несомненно, может служить этнопедагогическим источником для изучения быта, менталитета, характера калмыков.

Народ на протяжении многовековой истории отобрал все самое ценное и выразил в форме поучительных изречений, сгустков мудрости. В них синтезированы самые сокровенные мысли о человеке, его жизни и поступках, формировании личности, о духовно-нравственных ценностях. Достаточно привести несколько пословиц, чтобы убедиться в их роли и значении в обществе. «Үлгүрт -үкл уга», «Үлгүрт-худл уга», «Күүнә кеерүл-келн, келнә кеерүл -үлгүр». В пословицах и поговорках обобщена житейская мудрость, закрепленная в краткой, меткой словесной форме. Пословица судит о человеческом достоинстве, недостатках, острым словом клеймит злых, жадных, завистливых, утверждает правду, честь, мужество, дружбу.

В калмыцком фольклоре есть десятки пословиц и поговорок, свидетельствующих о большом авторитете и почете родственников по материнской линии. Например, «Усна экн - булг, күүнә экн - наһцх» («Начало воды - родник, начало человека - дядя (наһцх)»; «Наһцхин ноха ахлдг» («Даже дядина собака и та главенствует»); «Зе наһцх хойр мартдг уга» (« Племянник и дядя по материнской линии не забывают друг друга"). Изучение и осмысление подобных пословиц способствуют утверждению основных постулатов этнопедагогики: культа матери, культа предков.

Мы приучаем детей черпать мудрость из пословиц. Недаром говорят «Ухаг үлгүрмүдәс авдг». Глубокая жизненная философия народа уместилась в коротеньких изречениях: «Бийән һурв эргүлчкәд, тегәд кү кел». По пословицам учащиеся пишут небольшие сочинения. ( «Зөвтә үгд зүркн хандг»,« Хулха кеҗ - байн болдго», « Худл келҗ - ухата болдго»). Чтобы быстрее и прочнее запомнились народные афоризмы, их смысл, проводим игры « Найди конец пословицы», «Закончи пословицу» и другие.

Многообразен и неисчерпаем калмыцкий фольклор. Изучение и выявление воспитательных идей каждого из жанров фольклора свидетельствуют о том, как велика роль и значение их в нравственном, трудовом, патриотическом, умственном воспитании учащихся. Неоценима роль калмыцкого фольклора в приобщении учащихся к духовной культуре, традициям и обычаям своего народа, любви к родного языку. Особенно велико значение созидательной силы фольклора в формировании национального самосознания.

© 2010-2022