• Преподавателю
  • Другое
  • ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ «ОТКУДА АЗБУКА ПОШЛА» Театрализованное представление – викторина

ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ «ОТКУДА АЗБУКА ПОШЛА» Театрализованное представление – викторина

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ» г.ЧАПАЕВСКА














ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ


«ОТКУДА АЗБУКА ПОШЛА»

Театрализованное представление - викторина












Составил: педагог дополнительного

образования Парцвания Е.А.










2012-1013 уч. год





Пояснительная записка.

В ГБОУ СОШ « Центр образования» г.Чапаевска Самарской области с 1991 года ежегодно проводятся праздники, посвященные Дню славянской письменности и культуры. Организатором празднований является театральное объединение

« Фантазёры» со своим руководителем - педагогом дополнительного образования Парцвания Екатериной Александровной.

В этом учебном году праздник , посвященный Дню славянской письменности и культуры пройдёт по сценарию, разработанным педагогом дополнительного образования Парцвания Е.А. и предназначен он для учащихся с 1-5 классов.

Цель мероприятия:

  • Осмысление проблемы сохранения интереса к национальной культуре и повышение интереса к истокам российской государственности и культуры.

Задачи:

  • Продолжить знакомить учащихся с историей возникновения славянской письменности.

  • Воспитывать интерес к чтению и книгам.

Место проведения мероприятия:

Мероприятие может проводиться в актовом зале, классе или на школьном участке, приспособленном для этих целей.

Необходимое техническое оборудование:

Звуковоспроизводящая техника, микрофоны, компьютер, проектор (если используется презентация).

Используемый инвентарь, бутафория и реквизит:

Сундучок, таблички с буквами русской азбуки (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж). Рисунки зашифрованных посланий, чернильница, перья, плакат с головоломками, реквизит для инсценировок, костюмы для актёров и других участников.

Количество участников: не менее 12человек (9-13 лет)

В мероприятии могут принять участие объединения дополнительного образования с концертными номерами и выставкой работ декоративно-прикладного творчества.

Звучат колокола.

Ведущий: Собрались русичи, собрались-то не от скуки ведь, не от горюшка, а дабы поведали им мысли книжные, дабы узнать о русичах древних да восславить матушку Русь!

Звучат колокола.

Ведуший: Сегодня мы празднуем День славянской письменности. Мы чествуем великих просветителей Константина - Кирилла и Мефодия.

Девочка:

Поутру невесть откуда,

Глянь, прислали сундучок -

Чудо, цвета изумруда.

В малахитовых разводах

И окован серебром...

Мальчик:

Вот узнать бы, что таится

В сундучке старинном том!

Может, в нем таится клад

И сокровища лежат?

Гляньте: грамотка на нем!

Мы сейчас ее прочтем.

Разворачивает лежащую на сундучке «грамотку » и читает:

Здесь, дружок, таится клад,

И сокровища лежат.

А какие - угадай:

«Черные, прямые, от рождения немые,

станут в ряд - заговорят».

Ведущий поворачивает сундучок , достаёт таблички на которых написаны буквы. В это время появляются девочки в русских костюмах , исполняя танец хоровод, забирают у ведущего таблички с буквами и выстраиваются перед зрителями.

Ведущий:

- Ребята, я вижу, что кое-кто из вас немного разочарован! Вы, наверное, ждали монет золотых, камней драгоценных, а тут..

Буква А: Письменность - это величайшее сокровище из тех, которыми сумел овладеть человек.

Буква Б: Чтение - это душа человека . Письмо - забота о будущих поколениях.

Буква В: А ведь было время, когда люди не умели ни читать ни писать. Не было букв на свете.

Буква Г: Сначала люди рисовали то, что хотели передать или запомнить. Буква Д: Но постепенно рисунки превратились в значки, каждый обозначал какое-то слово.

Буква Е: Такие значки называют иероглифы.

Буква Ж: Ребята попробуйте расшифровать это письмо (демонстрируется послание в картинках)

Детям даётся время, а затем слушаются варианты ответов

Ведущий:

Ребята, давайте проверим себя. Вот, что здесь написано:

« Знайте, я отправился на лодке и заночую на острове с двумя хижинами. Я охочусь на морских львов и вернусь на лодке в мой зимний дом».

Скажите, удобна ли такая запись?

( Ответы детей)

Ведущий:

А вот ещё одна история из прошлого:

Появляются: Скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Гобрий.

Скиф: Я принес тебе подарки от наших вождей. Вот они: лягушка, птица, мышь и 5 стрел.

Царь: Что означают твои дары, гонец? Что хотели сообщить мне твои вожди?

Скиф: Мне велено передать это тебе и вернуться обратно. А если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймешь, о чем предупреждает тебя мой народ. (Уходит.)

Царь: Что ж, мой соратник Гобрий, надо разгадать послание непокорных Скифов. Уже столько лет мы пытаемся поработить этот народ и завоевать его землю - и все без толку! Неужели они решили сдаться? Мышь... она живет в земле. Лягушка... она живет в воде, а птица - в воздухе. Стало быть, они решили отдать нам свои земли, воды и пространства и отдают нам вместе со стрелами свою храбрость и силу!

Гобрий: Нет, мой царь, я воевал со Скифами и знаю их характер. Скорее всего, это послание надо понять так: «Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю, не ускачете подобно лягушкам в озера, то падете под ударами наших стрел».

Затем, оба, пожав плечами, уходят.

Ведущий: Вот так в древности и обменивались депешами! И громоздко, и не особенно понятно...

Ведущий: Но много ли можно сообщить с помощью узелков, черт и резов? И вот стали узнавать славяне, что в других странах люди уже пользуются знаками для обозначения каждого звука. Знаки эти придумали, как считается, самиты - древний народ, живший на берегах Средиземного моря. Совершенствовали эти знаки на протяжении сотен лет древние греки. Они назвали эти знаки «алфавит», сложив для этого названия две буквы: «альфа» и «бета» («вита»). Книги (римские, греческие, византийские) стали попадать к славянам еще в незапамятные времена. Но неудобен, оказался чужеземный алфавит для написания славянской речи.

Ведуший:

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо своё, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города,

И орёл не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к луне,

Если точно розовое пламя,

Слово проплывало в тишине.

Инсценировка "Солунские братья"

Под музыку хореографическая группа синим полотнище , изображает морской прибой. Два мальчика играют на морском берегу. Рисуют на песке .

Автор: На берегу тёплого моря стоит город Солунь. Жили здесь два брата, сыновья военачальника. Настало время мальчикам идти в школу, и стали возникать у них вопросы:

Кирилл: А почему учитель всё время говорит по-гречески? Ведь он прекрасно разговаривает по-славянски.

Мефодий: Ты же знаешь, что в школе можно говорить и писать только по-гречески. Ведь только культурные языки достойны чернил и пергамента - это латынь и греческий. Все другие языки грубые и варварские, и писать на них нельзя!

Кирилл: Нет, можно! Вот и я вырасту и придумаю славянам буквы. Они будут писать, и читать на родном славянском языке, и не хуже, чем греки.

Ведущий : И сбылась мечта младшего брата. Долгой и тернистой была дорога Кирилла к созданию славянской азбуки. Долгое время братья занимались просветительской миссией. Главной целью жизни Кирилла и Мефодия стало просвещение и объединение славян. За свою подвижническую деятельность великие братья были причислены к лику святых.

Ведущий открывает сундучок и достает следующие предметы: несколько гусиных перьев и старинную чернильницу.

Ведущий. А это что за предметы, и какое отношение они имеют к письменности?

Ответы детей

Выясняется, что эти перья - «орудия труда » - предшественники карандашей и авторучек, ими пользовались вплоть до начала XIX века. Мальчик читает фрагмент из стихотворения М.Богдановича

«Переписчик»:

На девственном листе под узеньким окном

Неспешно буковки выводит он пером,

А между ярко-черными рядами

Вставляет красную строку. Веселыми цветами

И разноцветными головками зверей,

И птиц невиданных - фантазии своей

Искусной вязью (вдоволь есть сноровки!) -

Украсит он заставки, и концовки,

И заголовки все - ведь некуда спешить.

Порою труд прервет, чтоб лучше заострить

Перо гусиное, - и глянет: радость-солнце

Столпами падает на стол через оконце.

Во время чтения стихотворения демонстрируются слайды презентации с изображением старинных книг.

Ведущий. В старину древние писцы (чаще всего монахи) такими перьями переписывали целые книги. Конечно, писались книги подолгу. Конечно, книги тогда стоили очень дорого. Человек, имевший несколько книг, считался богатым. И не потому, что обложки книг богато украшались серебром, золотом и драгоценными камнями, а потому, что в них был вложен труд писца и многовековая человеческая мудрость.

Ведущий. Книг на Руси требовалось все больше и больше. Писцы не успевали их переписывать.

И опять прослышали люди на Руси, что в некоторых чужеземных странах научились книги печатать с помощью специального станка. И вот в XVI веке такой станок был создан на Руси замечательным русским мастером. А его имя мы узнаем из этой зашифрованной записи.

Ведущий достаёт из сундука свиток с головоломкой, в которой зашифрована запись « Иван Фёдоров - первопечатник».

Демонстрируются кадры презентации с изображениями первого печатного станка и первой напечатанной азбуки.

Ведущий: 1 марта 1564 года Иван Фёдоров напечатал первую русскую АЗБУКУ.

Ведущий: А сейчас мы проведем конкурс на знание русских поговорок и пословиц, посвященных родному языку, азбуке. Я буду начинать пословицу, а вы её заканчивать.

( проводиться конкурс)

Ведущий: А сейчас конкурс, который называется « Живые буквы». В этом конкурсе принимают участие две команды по 4 человека. Каждому участнику на грудь и на спину вешаются таблички с буквами. Ведущий называет слова, команда должна «написать» это слово. Оценивается грамотность и быстрота.

(проводиться конкурс)

Ведущие имеют заранее подготовленный список и дают подсказки.

Победителю вручается призы- книги.

Буква А:

В книгах - своя глубина.

Кто доберется до дна,

Тот и получит в награду

Все драгоценные клады.

Юмористическая сценка

На сцене появляются два старца (Кирилл и Мефодий). Их изображают ученики. "Старцы" с удивлением осматривают зал, в котором проводится праздник, плакаты с буквами кириллицы и говорят:

Кирилл:

Посмотри сюда, Мефодий -

Это ж наши с тобой буквы,

Говорил тебе - в народе

Наши буквы помнить будут!

Знать, трудились не напрасно,

Видишь - торжество какое,

Посмотри-ка, жизнь - прекрасна!

Видно, празднество большое.

Мефодий:

Слышал, гимн пропели и тебе и мне,

Значит, мы прославили Россию на Земле.

Такой язык красивый создали не зря,

Ты видишь - все славяне нас благодарят.

Однако, кто это кричит,

А речь мне не понятна?

"Старцы" отходят в сторонку. На сцене появляются мальчик и девочка (в очках), ведущие между собой диалог (громко):

Мальчик: "Эй, очкарик, прикинь - училка по физ-ре вконец оборзела, мне пару вкатила за то, что я с полурока сорвался. Мне теперь предки на Макдональдс бабки не дадут!"

Девочка: "А мой фазер запретил мне купить прикид от Дольче и Габанна, видать - с дуба рухнул. В чем мне теперь на тусовку подрулить?"

Мальчик и девочка, оживленно жестикулируя, удаляются.

Снова на сцену выходят "старцы":

Кирилл:

Видать заморские слова

Проникли в речь на Русь

И трудно будет их изжить, боюсь…

Мефодий:

Да нет, ведь это отроки младые,

Не выучили все они слова красивые, простые,

А как прочтут Толстого, Пушкина все книжки,

То в раз их головы наполнятся умишком,

Поймут они, что никогда нельзя предать

Язык родной, как Родину и Мать!

Буква А: Что значит уметь читать и писать?

Буква Б: Это как крылья для человека, помогающие залететь в прошлое и будущие.

Буква В: Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово. И эта преемственность может прерваться, если только мы с вами разучимся петь, плясать играть мечтать о будущем, ценить прошлое.

Ведущий:

Есть на свете слово вещее,

Есть - простое, есть - зловещее

Слово мести, утешенья,

Слово чести, всепрощенья,

Слово - злое и пустое…

Ведь оно, немало стоя,

Станет в битве - словом мщения,

В горе - словом утешенья,

В год борьбы - живою правдою,

В день любви - немою клятвой,

Сутью дружбы, добротною,

И простое и святое!

А с мелодией свободной -

Станет песнею народною.

Звучит русская народная песня.





Используемая литература:

1.Русские пословицы и поговорки.-М.: «Художественная литература», 1988г

2.Л.Рубенштейн « Азбука едет по России»-М.: «Детская литература», 1987г.

3.И.Агапова М.Давыдова « Литературные игры для детей» -М.: «Лада», 2010г.

4.Серия « Я вхожу в мир искусств»-М.:ВЦХТ(« Репертуар для детских и юношеских театров»),2010г.

5. «Народные праздники и обряды»- С.-Пб.: ООО «Издательство «Тригон», 2004г.

6. «Чудесный короб»-М.: « Детская литература»,1989г.

7.Ю.Алянский « Азбука театра»-Л.: « Детская литература»,1998г.

8. «Веселые конкурсы для больших и маленьких»-М.: «АСТ-Пресс»

Используемая музыка:

Ансамбль «Звоны»;

Национальная музыка: русские народные наигрыши, греческий танец

«Сертаки» и другая фольклорная музыка.


Заимствованные материалы:

1. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева "Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии", 1998

скачать по ссылкам бесплатно книгу можно здесь:

kodges.ru/17025-put-k-volshebstvu-teorija-i-praktika-skazkoterapii.html

2. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева "Тренинг по сказкотерапии", 2006





© 2010-2022