• Преподавателю
  • Другое
  • Статья на тему ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ ФГОС СПО

Статья на тему ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ ФГОС СПО

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ ФГОС СПО

Федюхина М.А., преподаватель

БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж»

Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск

[email protected]

Аннотация в статье говорится о особенностях формирования ИКТ-компетентности студентов педагогического колледжа.

Ключевые слова информационно-коммуникационные технологии, компетентность, ИКТ-компетентность.

Abstract: This article refers to the characteristics and process of formation of the ICT competence of students of pedagogical college which consists of three phases.

На сегодняшний день в современной российской системе образования происходят преобразования, связанные с переходом к новой образовательной парадигме, в основе которой лежит компетентностный подход. Этот подход лежит в основе новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Внедрение ФГОС начального общего образования в современную школу предусматривает переориентировку приоритетов в подготовке будущих учителей начальной школы. Одним из обязательных результатов подготовки учителя начальных классов является его информационно-коммуникативная компетентность.

ИКТ-компетентность является важной составляющей профессиональной компетентности учителя. Как отмечается - это умение, способность и готовность решать профессиональные задачи, используя распространённые в данной профессиональной области средства ИКТ.

Общее толкование термина «ИКТ-компетентность учителя», которое можно употреблять к педагогу любого профиля, определено Е.К. Хеннером, как «совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям, а также способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационных технологий» [1, С. 6].

Сжатые сроки обучения, большие объемы информации и жесткие требования к образовательным результатам - вот современные условия образовательного процесса. Такие высокие запросы невозможно осуществить, основываясь только на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Поэтому используются новые подходы к организации обучения, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии.

Для учителя начальных классов современные информационные технологии имеют особую роль, так как они должны подготовить младших школьников к изучению постоянно усложняющегося курса информатики, оказать ребенку помощь в процессе социализации. ИКТ в работе педагога начальных классов является средством повышения наглядности и оптимизации учебного процесса, позволяют организовать учебную методическую деятельность на более высоком уровне. Использование таких средств, предполагает повышение эффективности образовательного процесса, если не забывать о некоторых ограничениях связанных с гигиеническими требованиями, особенностями психологии младших школьников, отсутствие у них пользовательских навыков.

Таким образом ИКТ-компетентность учителя начальных классов должна гарантировать реализацию:

  • новых целей образования;

  • нового содержания образовательной деятельности;

  • новых форм организации образовательного процесса.

Из выше изложенного под ИКТ-компетентностью учителя начальных классов можно понимать его мотивированное желание, готовность и способность эффективно использовать информационные и коммуникационные технологии в условиях многопредметной и полифункцинальной пропедевтической педагогической деятельности при обучении и развитии детей младшего школьного возраста в условиях их раннего включения в информационно-коммуникационную образовательную среду[2].

Нами было проведено анкетирование среди учителей начальных классов Республики Алтай. Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что 70 % из опрошенных не выражают уверенности в своих силах при организации обучения на основе применения ИКТ и нуждаются в методической и технической поддержке, поскольку не обладают необходимым уровнем ИКТ-компетентности.

Подготовка педагога начальных классов в условиях Горно-Алтайского педагогического колледжа включает изучение ИКТ, направленна на овладение не только общими знаниями, но и методики построения образовательного процесса с их применением на практике. Таким образом, профессиональная подготовка включает решение задач, связанных с изучением вопросов методики применения ИКТ в образовательном процессе, что может быть достигнуто только при построении целостной системы, ориентированной на формирование ИКТ-компетентности специалиста.

Поэтому мы считаем необходимым при формировании «ИКТ-компетентности учителя начальных классов» учитывать характерные черты его профессиональной деятельности, к которым мы относим:

  • пропедевтичность, что обусловлено тем, что учитель начальных классов стоит у истоков формирования всех универсальных учебных действий;

  • многопредметность его деятельности и, следовательно, необходимость при работе со многими видами информации использования метапредметных свойств информационных и коммуникационных технологий;

  • полифункциональность, потому как, на учителя начальной школы возложены развивающая и воспитательная функция наравне с образовательной;

  • необходимость соблюдения специальных психолого-методических и здоровье сберегающих условий образовательной деятельности в младшем школьном возрасте;

  • профильность подготовки в области ИКТ, которая отражает обязательность владения учителем методикой обучения основам информатики и элементам компьютерной грамотности обучающихся начальной школы [3].

Таким образом процесс формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов включает три этапа:

1) профессионально-ориентировочный - направлен на формирование навыков использования ИКТ для решения учебных задач. Средством выступает освоение существующих ИКТ на материале профессиональной деятельности учителя начальных классов, например, подготовка учебных карточек, наглядности, расчет учебной нагрузки и т.д.;

2) профессионально-методический - предполагает решение методических задач средствами ИКТ, формирование умений применять ИКТ для обучения младших школьников. Средством является педагогический анализ целесообразности, эффективности применения ИКТ, разработка дидактических материалов с использованием ИКТ и т.д.;

3) профессионально-организационный - направлен на получение навыков организации учебного процесса по нескольким предметам разных циклов в условиях применения ИКТ, проектирование профессиональной деятельности учителя начальных классов. Средством выступает решение комплексных профессиональных задач на основе использования ИКТ[4].

Библиографический список:

  1. Хеннер, Е. К. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения: [Текст] : [опыт Перм. гос. пед. ун-та] / Е. К. Хеннер, А. П. Шестаков // Информатика и образование. - 2004. - № 12. - C. 5-9.

  2. Роберт, И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты) [Текст] / И. В. Роберт. - 2-е изд., доп. - М. : ИИО РАО, 2008.- 274 с.

  3. Зайцева, С. А. Инструментарий исследования ИКТ-компетентности будущих учителей начальных классов / С. А. Зайцева // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 2. - Т. 2 (Психолого-педагогические науки). - С. 109-112.

  4. Ершова, Н. А. Формирование компетентности учителя начальных классов в области информационно-коммуникационных технологий в педагогическом колледже [Электронный ресурс]: дис. … канд. пед. наук / Н. А. Ершова. - Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. - Режим доступа: dissercat.com/content/formirovanie-kompetentnosti-uchitelya-nachalnykh-klassov-v-oblasti-informatsionno-kommunikat#ixzz3XXvYET66. (25.11.2014).


© 2010-2022