• Преподавателю
  • Другое
  • Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине Техника безопасности и охрана труда на рабочем месте

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине Техника безопасности и охрана труда на рабочем месте

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине Техника безопасности и охрана труда на рабочем месте

Министерство образования и науки Самарской области

государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ








СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ


ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ


ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ



ДИСЦИПЛИНА МДК 04.03. Техника безопасности и охрана труда на рабочем месте

название цикла


профессиональный


основной профессиональной образовательной программы

по специальности 151901 Технология машиностроения

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ








Тольятти, 2014г.

ОДОБРЕНО

Методической комиссией

специальности 151901

Председатель МК

_____________

Протокол №_____от «_________»20 г.

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по НМР

__________________Луценко Т.Н.

«_______»__________________20 г.

.


Составитель: Авраменко В.В., преподаватель ГБОУ СПО ТМК

Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО ТМК по специальности 151901 Технология машиностроения основной профессиональной образовательной программы и программы учебной дисциплины Техника безопасности охрана труда на рабочем месте адресованы студентам очной формы обучения.

Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.











СОДЕРЖАНИЕ

4

Введение

1. Составление инструкции при работе на металлорежущем станке 5

2. Расчет толщины стенки ограждения 8

3. Приложения(А,Б) 11










































Введение


УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!


Методические указания по дисциплине « Техника безопасности и Охрана труда» для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам правильного составления отчетов.

Приступая к выполнению практической работы Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Все задания к практической работе Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.

Отчет о практической работе Вы должны выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.

Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по дисциплине или допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.

Желаем Вам успехов!!!







Раздел 3 МДК 04.03. Техника безопасности и охрана труда на рабочем месте

Тема 3.2. Техника безопасности при работе на металлорежущих станках Практическая работа 1 Составление инструкции при работе на металлорежущем станке

Учебная цель: Научиться составлять и оформлять нормативную документацию по ТБ и ОТ

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

  • вести документацию установленного образца по охране труда;

оценивать состояние техники безопасности на производственном

объекте;

  • проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в том

числе оценку условий труда травмобезопасности

знать:

  • нормативные документы по охране труда и здоровья;

  • правовые и организационные основы охраны труда в организации,

  • систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных

  • объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду

Задачи практической работы:


  1. формирование навыка самостоятельной работы по подбору и обработке литературы, нормативных правовых актов по ОТ

  2. обобщению данных по ОВПФ и формулированию выводов по конкретному рабочему месту;

  3. формирование навыка самостоятельного составления документов по аттестации и сертификации рабочих мест.

Обеспеченность занятия (средства обучения):


  1. Учебно-методическая литература:

- Нормативные документы по охране труда. Методические и информационные материалы.

- Охрана труда: Сборник документов. - М.: Омега-Л, 2008. - 332 с;

  1. Справочная литература:

Васина Ю.А. Большой справочник специалиста по охране труда.

М.:ИНДЕКСМЕДИА, 2009. - 744 с.


  1. Технические средства обучения:

- Персональные компьютеры,

- Оборудование для демонстрации наглядных пособий.

  1. Рабочая тетрадь (обычная, в клетку).

  2. Образцы документов (таблицы из приложения).

  3. Раздаточные материалы (карточки-задания, )

  4. Калькулятор (простой).

  5. Ручка.

  6. Карандаш простой

  7. Чертежные принадлежности.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Построение и содержание инструкций. Каждой инструкции должно быть присвоено наименование и номер. В наименовании следует кратко указать , для какой профессии или вида работ она предназначена. Требования инструкций следует излагать в соответствии с последовательностью технологического процесса и с учетом условий, в которых выполняется эта работа. Типовая инструкция должна содержать следующие разделы:

-общие требования безопасности

-требования безопасности перед началом работы

-требования безопасности во время работы

- требования безопасности в аварийных ситуациях

- требования безопасности по окончанию работы

Если безопасность выполнения работы обусловлена определенными нормами, то они должны быть указаны в инструкции.

Средства защиты человека от поражения электрическим током.

Электрозащитные средства представляют собой переносимые и перевозимые изделия, служащие для защиты людей, работающих с электроустановками, от поражения электрическим током, от воздействия электрической дуги и электромагнитного поля (ГОСТ 12.1.009). Изолирующие защитные средства служат для изоляции человека от токоведущих частей и от земли и подразделяются, в свою очередь, на основные и дополнительные: основные средства способны надежно выдерживать рабочее напряжение электроустановки и допускающие касание токоведущих частей, находящихся под напряжением. В электроустановках напряжением выше 1000 В к основным изолирующим защитным средствам относятся изолирующие штанги, изолирующие и электроизмерительные клещи, указатели напряжения, указатели напряжения для фазировки, изолирующие устройства и приспособления для ремонтных работ (изолирующие лестницы, площадки, тяги, канаты, корзины телескопических вышек и др.).

- дополнительные электрозащитные средства - это такие средства защиты, которые при данном напряжении не могут обеспечить защиту от поражения током, поэтому их применяют совместно с основными электрозащитными средствами. К дополнительным электрозащитным средствам в электроустановках напряжением выше 1000 В относятся: диэлектрические перчатки, диэлектрические боты, диэлектрические ковры, индивидуальные экранирующие комплекты, изолирующие подставки и накладки, диэлектрические колпаки, переносные заземления, оградительные устройства, плакаты и знаки безопасности.

При эксплуатации электрозащитных средств и приспособлений (за исключением диэлектрических ковров, подставок, плакатов и знаков безопасности) их предварительно нумеруют и учитывают в журнале учета и содержания защитных средств. Кроме того, защитные средства следует подвергать эксплуатационным, периодическим и внеочередным (после ремонта) испытаниям. Результаты электрических и механических испытаний заносят в лабораторный журнал. На защитные средства, прошедшие испытания (кроме инструмента с изолированными рукоятками), ставят штамп специальной формы. Нормы и сроки электрических и механических испытаний установлены в зависимости от вида электрозащитного средства, рабочего напряжения и типа испытаний.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию


1. Какие факторы учитываются при разработке инструкции?

2. Кто составляет и утверждает инструкции?

3.Каков порядок оформления инструкции?

4. Основные и дополнительные защитные средства в электроустановках до 1000В

Задания для практического занятия:

1. Ознакомиться с теоретическим материалом.

2. Сформулируйте цель работы.

3. Ответьте на контрольные вопросы

4 . Оформить отчет.

Инструкция по выполнению практической работы

1. Изучить требования по составлению инструкций и данные общие положения.

2. Провести оценку условий труда на основе данных, приведенных в характеристики условий труда (карточка- задание)

3.Составить инструкцию для профессии

Порядок выполнения отчета по практической работе

1.Ознакомиться с теоретическим материалом.

2.Сформулируйте цель работы.

3.Ответьте на контрольные вопросы

4. заполнить титульный лист инструкции

5. составить инструкцию 6. оформить отчет







Раздел 3 МДК 04.03. Техника безопасности и охрана труда на рабочем месте .

Тема 3.4. Обеспечения безопасности условий труда в сфере профессиональной деятельности.

Практическая работа 2 Расчет толщины стенки ограждения

Учебная цель: Изучить методику расчета при подборе ограждения

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен уметь:

- вести документацию установленного образца по охране труда;

- оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;

- определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

- оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте.

знать:

- нормативные документы по охране труда и здоровья;

- общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;

- особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;

- правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;

-.возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками

Задачи практической работы:

1.формирование навыка самостоятельной работы при подборе ограждения

2.формирование навыка самостоятельной работы по изучению нормативной

документации

3.Выполнить расчет стенки ограждения

Обеспеченность занятия (средства обучения):

Учебно-методическая литература:

- Нормативные документы по охране труда. Методические и информационные

материалы.

- Охрана труда: Сборник документов. - М.: Омега-Л, 2008. - 332 с;

  1. Справочная литература:

Васина Ю.А. Большой справочник специалиста по охране труда.

- М.:ИНДЕКСМЕДИА, 2009. - 744 с.

  1. Технические средства обучения:

- Персональные компьютеры,

  1. Образцы документов (МУ по ПР)

  2. Раздаточные материалы (карточки-задания, )

  3. Калькулятор (простой).

  4. Ручка.

  5. Карандаш простой

  6. Чертежные принадлежности.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Для обеспечения безопасности работы на токарных, фрезерных, сверлильных и других станках необходимо, чтобы корпуса электродвигателей и металлические части, закрывающие электроаппаратуру, имели защитное заземление. Все открытые

вращающиеся части станков и механизмов должны быть закрыты глухими кожухами, плотно прикрепленными к стенке или другой неподвижной части станка. Кожуха сменных зубчатых и ременных передач должны быть откидными с принудительным закрыванием или съемными При проектировании техносферы по условиям безопасности должны быть обеспечены:
- комфорт в зонах жизнедеятельности;
- правильное расположение зон пребывания человека и источников опасности;
- сокращение размеров опасных зон;
- применение экобиозащитной техники;
- применение средств индивидуальной защиты. Средства защиты не должны снижать производительность труда, ухудшать условия наблюдения за технологическим процессом.

Защитные ограждения, приспособления и устройства должны исключать:
1. возможность соприкосновения работника с движущими частями оборудования;
2 .выпадение (вылет) деталей, рабочих органов;
3. попадания частичек обрабатываемого материала на человека;
4. возможность травмирования при смене рабочих органов инструментов. Ограждения представляют собой преграду между человеком и опасным или вредным фактором В зависимости от назначения и условий работы ограждения изготавливают из различных материалов. Ограждения, должны иметь определенный запас прочности, гарантирующий безопасность рабочего Ударная нагрузка Рогр на ограждение в случае отлёта обрабатываемой детали, инструмента, разрыва образивного круга определяется по формуле: Р=m.V/2R,


где:

m -

масса детали, инструмента, круга, кг,

V -

окружная скорость вращения, м/с,

R -

радиус центра тяжести детали, м.

По найденному значению Рогр определяют толщину стенки ограждения


Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию


  1. Классификация ограждений.

  2. Как определяют ударную нагрузку Рогр ?

3.Какова зависимость толщины стенки ограждения из листовой стали от

ударной нагрузки

Задания для практического занятия:

Согласно заданному варианту (таблица 1)

1. Рассчитать толщину стенки ограждения

2. Составить отчет.


Таблица 1.

вариант

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

m

10

5

1,2

1,25

1,60

1,65

1,70

1,75

1,80

2

V

20

18

17

17,5

16

16,5

12,5

12

10,5

10




Инструкция по выполнению практической работы

  1. Изучить требования нормативной документации и данные общие положения

  2. Выполнить расчет толщины стенки ограждения

Порядок выполнения отчета по практической работе

1.Ознакомиться с теоретическим материалом.

2.Сформулируйте цель работы.

3.Ответьте на контрольные вопросы

4.Выполнитьрасчет





































Приложение А



Образец

Первая страница инструкции по охране труда для работников

Наименование предприятия


Утверждено Утверждаю

Соответствующий Руководитель

выборный предприятия выборный профсоюзный подпись, дата

орган

ИНСТРУКЦИЯ

По охране труда для


Наименование



Текст


5.1. В разделе «Общие требования безопасности» должны быть отражены:

- условия допуска лиц к самостоятельной работе по профессии или соответствующей работы( Возраст, пол, состояние здоровья,проведение инструктажей)

- указание о необходимости соблюдения правил внутреннего распорядка;

-Требования по выполнению режимов труда и отдыха;

- Характеристики опасных и вредных производственных факторов, воздействующих на работника;

- нормы выдачи для данной профессии спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

- требования по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности;

- порядок уведомления администрации о случаях травмирования работника и неисправности оборудования;

- указания об оказании первой (доврачебной) помощи;

- правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы;

- ответственность работника за нарушение требований инструкций.

5.2. В разделе «Требования безопасности перед началом работы» должны быть изложены:

- Порядок подготовки рабочего места, средств индивидуальной защиты;

- порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения и т.п.;

- порядок приемки смены в случае непрерывной работы;

- требования производственной санитарии.

5.3. В разделе «Требование безопасности во время работы» должны быть изложены:

-способы и приемы безопасного выполнения работ, правила использования технологического оборудования, приспособлений и инструментов;

- правила безопасной эксплуатации транспортных средств, тары и грузоподъемных механизмов;

- указания по безопасному содержанию рабочего места;

- действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций;

- требования к использованию средств защиты работников.

5.4. В разделе «Требования безопасности в аварийных ситуациях» должны быть изложены:

- действия работников при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям;

- действия по оказанию медицинской помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании.

5.5. В разделе «Требования безопасности по окончании работы» должны быть изложены:

- порядок безопасного отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений и машин, а при непрерывном процессе порядок передачи их по смене;

- порядок сдачи рабочего места;

- порядок уборки отходов производства;

- требования соблюдения личной гигиены и производственной санитарии;

- порядок извещения руководителя о всех недостатках, обнаруженных во время работы.






























Приложение Б


Зависимость толщины стенки ограждения из листовой стали от ударной нагрузки


Ударная нагрузка, кН

Толщина стенки ограждения, мм

Ударная нагрузка, кН

Толщина стенки ограждения, мм

4,91

1

73,5

10

8,33

2

80,36

11

14,6

3

96,04

12

17,15

4

102,9

13

25,67

5

115,64

14

31,16

6

139,16

15

39,69

7

159,74

16

47,04

8

188,16

17

61,74

9

205,8

18



















Приложение В



Образец отчета по практической работе


ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № …

Подготовительная часть.

Сформулируйте цель работы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Группа студент Дата

Преподаватель

Выводы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________







15


© 2010-2022