Рабочая программа учебной дисциплины Квиллинг +

Рабочая программа учебной дисциплины "Квиллинг+" разработана для использования в учреждении дополнительного образования по специализации "Декоративно-прикладное искусство". Программа предполагает углублённое ознакомление детей с такими современными видами рукоделия и ручного труда как квиллинг, техника "терра", скрапбукинг, бумагопластика. Обучение детей по данной программе позволяет сформировать у них представления о дизайнерской деятельности, расширить диапазон навыков ручного труда, что благо...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества Муниципального образования Ейский район

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ ДОД ДДТ

________________________И.А.Дикая

____________________________20__г.

Протокол педагогического совета №__

от «__»______________________20__г.



Рабочая программа учебной дисциплины




__________________________________________________________________Наименование программы


__________________________________________________________________Наименование учебной дисциплины


__________________________________________________________________Срок реализации


__________________________________________________________________Вид программы


__________________________________________________________________Возраст обучающихся


__________________________________________________________________Ф.И.О. преподавателя










ст. Камышеватская

2013г.

Пояснительная записка.

Истоки способностей

и дарования детей - на кончиках их пальцев… В.А. Сухомлинский.



Программа имеет художественную направленность и создаёт условия для развития детей в декоративно- прикладном творчестве, изо деятельности. Художественно-творческая деятельность способствует решению многих педагогических задач: расширение и развитие у детей эстетических представлений, формирование позитивной палитры духовных потребностей, переход личности от ступени потребителя духовных и материальных ценностей к ступени их создателя. Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. При отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей школьников происходит их угасание. В контексте такого воздействия и разработана эта программа.

Новизна и необычность данной ОП состоит в обучении детей двум различным по характеру видам декоративно-прикладного творчества: бумагокручение (квиллинг) и коллаж в технике «терра», а так же их совмещению и сочетанию.

Актуальность предполагаемой образовательной программы определяется тем, что бумагокручение и коллаж «терра» обрели большую популярность как самотоятельные виды творческой деятельности и как элементы дизайнерского искусства. Квиллинг используется по всему миру и как вид детского творчества, так как это достаточно простая техника рукоделия, не требующая больших затрат и дорогостоящих инструментов, а также специально оборудованного рабочего места. Бумагокручение предоставляет каждому ребёнку, увлекающемуся ручным трудом, неограниченный простор для творческой самореализации, развития познавательной и эмоциональной сферы. Изготовление необычных, изящных, красочных, изделий развивает также гибкость кистей, мелкую моторику, глазомер и пространственно-цветовое восприятие, и, кроме того, стимулирует процесс перехода от конкретного мышления к абстрактному. Коллаж «терра» как вид дизайнерского искусства редко используется в детском творчестве, так как требует затрат времени определённых художественных навыков, но освоение учащимися элементов данной техники может значительно расширить творческий потенциал детей и оказать благотворное воздействие на направленность профессионального самоопределения. Ещё одним развивающим свойством этой техники является то, что она базируется на неограниченных средствах и способах выражения, сочетании подчас, казалось бы несовместимых приёмов или материалов. «Терра» требует фантазии и интуиции, которые помогут создать яркие необычные композиции, выражающие творческую индивидуальность автора.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что позволяет детям научиться создавать неповторимые предметы для интерьера, сочетающие живописную фактуру фона и кружевную бумажную филигрань. Она также может стать основой для формирования позитивного плодотворного досуга подростков, пробудить в них стремление быть активными созидателями - творцами эстетических ценностей, не только наслаждающимися миром, но и преображающими его.

Цель программы:

Формирование гармоничной личности средствами декоративно-прикладного творчества, способной творить красоту своими руками, а так же способной видеть и наслаждаться красотой окружающего мира и красотой искусства.

Задачи:

Образовательные: - познакомить детей с техниками квиллинг и коллаж «терра», как видами декоративно-художественного искусства; - сформировать базовые навыки работы в данных техниках; - научить создавать изделия и картины выражая своё индивидуальное видение красоты мира. Развивающие: - способствовать реализации творческого потенциала детей; - совершенствовать эстетическое восприятие детей; -развивать пространственное, образное, абстрактное мышление, воображение, произвольность психических процессов, целеустремлённость; -развивать мелкую моторику, глазомер, усидчивость. Воспитательные: -сформировать интерес к различным видам декоративно-прикладного искусства, -сформировать внимательное и бережное отношение ко всем объектам окружающего мира; -воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, дружелюбие, культуру общения.

Программа рассчитана на детей в возрасте 8-15 лет. В раннем и среднем подростковом возрасте у детей формируется осознание себя как личности, появляется способность к самоанализу своих качеств, устремлений и возможностей. Это порождает стремление попробовать себя в новых видах деятельности, в которых они бы могли более основательно проявить свой интеллектуально-творческий потенциал, самореализоваться, быть успешными.

В состав объединения принимаются все желающие дети старше 10 лет. Допускаются зачисление в объединение детей 8-9 лет, имеющих повышенную мотивацию и предварительную степень подготовки (ранее занимавшихся декоративно-прикладным творчеством).

Программа рассчитана на 3 года обучения и составляет 648 учебных часов. Занятия по каждому году обучения проводятся 2 раза в неделю по 3 часа и в сумме составляет 216 часов. Наполняемость учебной группы предполагает: 1-й год обучения - 15 человек; 2-й год обучения - 12 человек; 3-й год обучения - 10 человек.

В течении учебного года обучающиеся получают определённый запас теоретических знаний, посещают выставки, интерактивные мастер-классы и галереи, знакомясь с различными видами и представителями мира декоративно-прикладного искусства. Но специфика данного курса такова, что кульминацией работы обучающихся являются конкурсы и выставки, из этого следует, что основной формой проведения занятий является практическая работа. Занятия проводятся фронтально и индивидуально. Фронтально, обычно, проводится теоретическая часть занятий и вводные занятия по темам на 1 году обучения. На 2 и 3 году обучения работа осуществляется, в основном, индивидуально, или небольшими группами, в зависимости от склонностей и индивидуальных особенностей каждого ребёнка. На первых порах выполнение практических заданий возможно по образцу. Показывая образец, необходимо объяснить последовательность выполнения работы, например, помочь придать роллам нужную форму, правильно и аккуратно их соединить. В дальнейшем, при успешном овладении приёмами техники необходимо помогать детям эстетически грамотно подбирать цвета, выражать в работе настроение и идею, стимулировать проявления индивидуальной манеры. Периодически в течение года для повышения мотивации проводить и участвовать в выставках различных категорий, представляя лучшие работы (групповые мини-выставки, выставки для родителей, по учреждению и др.).

Ожидаемые результаты.

По итогам 1 года обучения учащиеся должны:

Знать: - историю возникновения и развития техники бумагокручения, теоретическое описание техники «терра»; - элементарные понятия цветоведения; - правила ТБ, организацию рабочего места, материалы и инструменты, используемые в данной технике, основные употребляемые термины; -терминологию изучаемых техник, теорию простейших приёмов бумагокручения, сборки изделий, создания фактурного фона.

Уметь: - изготавливать несложные квиллинговые работы; -выполнять однослойные коллажи «терра» с росписью в один-два тона; -применять знания технологических приёмов при самостоятельной работе над изделиями; -воспринимать красоту объектов окружающего мира; -работать в группе на принципах взаимоподдержки.

По итогам 2 года обучения учащиеся должны:

Знать: -основные технологические приёмы квиллинга и коллажа «терра»; -последовательность действий при выполнении изделий, картин, панно; -основные понятия цветоведения.

Уметь: -самостоятельно подбирать материал для работы; -видеть необычное и прекрасное в окружающем мире, анализировать и воплощать в работах; -компоновать работу в соответствии с задуманной композицией; -выполнять объёмные многослойные работы; -сплочённо работать в коллективе, содействовать успеху всей группы.

По итогам 3 года обучения учащиеся должны:

Знать: -все известные приемы техники «терра»; -теоретические основы цветоведения; -о творческой деятельности известных мастеров квиллинга и коллажа.

Уметь: -самостоятельно разрабатывать эскиз и готовить фактурный фон; -использовать неординарные материалы, выдерживая эстетичность работы; -использовать индивидуальный стиль в работе, отражая своё видение красоты мира; -выполнять технически сложные мелкие элементы; -слаженно взаимодействовать при создании коллективных работ.

Учебно-тематический план. 1-й год обучения

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

3

2

1

2

Техника квиллинга. Плоские композиции.

42

8

34

3

Техника «терра» в один слой.

42

8

34

4

Цветоведение. Окрашивание в два тона.

33

4,5

28.5

5

Двухслойные цветы. Бахромчатые элементы.

48

4,5

43,5

6

Итоговые работы.

45

-

45

7

Выставка работ. Итоговое занятие.

3

1

2


Итого:

216

28

188


Учебно-тематический план. 2-й год обучения

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2

2

-

2

Техника квиллнга и коллажа.

8

2

6

3

Двухцветные и трубчатые элементы.

90

18

72

4

Коллаж «терра». Цветоведение.

36

4

32

5

Квиллинговая мозаика. Бумагопластика

70

16

54

6

Искусство флористики.

8

4

4

7

Итоговое занятие.

2

1

1


Итого:

216

47

169


Учебно-тематический план. 3-й год обучения

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2

2

-

2

Эскиз.Многослойные цветы.

48

12

З6

3

Конусы. Сложные листы.

48

12

36

4

Ажурные объёмные поделки.

28

4

24

5

Рельефные работы в технике «терра».

30

2

28

6

Работы Хелен Уолтер.

58

7

51

7

. Итоговое занятие.

2

1

1


Итого:

216

40

176


Реферативное описание тем.


1-й год обучения.

1. Вводное занятие. Знакомство с детьми. Рассказ о ДДТ и возможностях творческой деятельности в повседневной жизни. Обзорное ознакомление с видами работы, планами на учебный год, расписанием занятий, правилами поведения и внутреннего распорядка, инструктаж по ТБ.

2. Техника квиллинга, или бумажной филиграни. История её возникновения и современные виды. Изготовление плоских цветочных композиций: ромашка, подсолнух, колосок, простой лист Практика: просмотр слайдов, фотографий, книг по данной теме. Материалы и инструменты. Подготовка рабочего места. Основные технические приёмы квиллинга. Практика: скручивание и придание различной формы роллам, освоение способов изготовления роллов одинакового диаметра и симметричного их закрепления. Изготовление декоративных открыток «Чудесные цветы», медальончиков «Фантазия»

3. Техника «терра» .Рельеф в один слой. Этапы развития искусства коллажа, его особенности. Практика: грунтование поверхности, нанесение рельефного одинарного слоя, абстрактная и композиционная фактура. Изготовление фона для квиллинговых работ. 4. Цветоведение. Окрашивание в два тона. Основные представления о свойствах цвета. Изучение особенностей сочетания цветовых тонов. Практика: подбор фона для готовой работы. Сравнение цветовых тонов с помощью цветных карточек и анализ особенностей их сочетания. Окрашивание фона в два цвета, отработка навыков размывки, усиления цвета, плавного перехода.

5. Двухслойные цветы. Сдвоенные листья. Бахромчатые элементы. Приёмы нарезания бахромы. Применение бахромчатых цветов и бахромчатых полос в декоративных композициях. Знакомство с простейшими приёмами бумагопластики. Практика: обучение разработке эскиза двухслойного цветка, упражнение в технике изготовления конусов и сборки цветов. Склеивание двух роллов в один лист. Изучение цветовых тонов с помощью цветных карточек и особенностей их сочетания. Изготовление картин «Цветущая ветка», «Герань», «Хризантемы», «Фиалки», монохромных фантазийных работ. Практика: выполнение приемов по нарезанию короткой, длинной бахромы. Изготовление зелени методом вырезания и складывания. Изготовление работ « Алый хвощ», «Чертополох», «Жемчужина».

6. Итоговые работы. Закрепление индивидуальных навыков . Оформление работ в рамы и паспарту. Практика: обучение детей использовать в процессе итоговой работы всю свою фантазию, стремиться вносить в неё индивидуальные нотки. Изготовление из картона простейших паспарту для работ.

7. Выставка работ. Итоговое занятие. Творческое напутствие на каникулы.

2-й год обучения.

1.Вводное занятие. Ознакомление с новыми темами. Правила техники безопасности, санитарии и гигиены. Виды и формы занятий,. Особенности практической работы.

2. Техника квиллинга и коллажа. Основные приёмы изготовления роллов, бахромчатых элементов, рельефного фона, сборки цветов и изготовления зелени. Практика: повторение основных приёмов. Изготовление работ на тему «Летние зарисовки».

3. Двухцветные элементы. Окантовка роллов различными видами бумаги. Трубчатые роллы, их использование в композициях. Практика: склеивание полос различных цветов, подбор цвета и прогнозирование эстетического эффекта, оклеивание роллов самоклеящейся , простой бумагой, гофрокартоном. Изготовление работ на тему «Мини букеты», «Павлин»

4. Коллаж «терра».Цветоведение. Коллекция материалов для коллажа, способы их крепления и сочетания. Правила смешивания цветов. Пастельные тона. Практика: изготовление разнофактурных тонов, двухслойное окрашивание.

5. Квиллинговая мозаика. Контурные декоративные элементы. Бумагопластика с элементами 3 d: стебли, стволы, листья, вазы. Белый цвет. Практика: выкладывание плоскостных элементов картин с помощью плотных роллов простой формы, обучение изготовлению плотных изогнутых полос из ватмана и использованию их в формировании декоративных композиций. Формирование навыков очень аккуратной работы с белыми роллами, и использования белого цвета для усиления «свежести» работы. Изготовление работ пейзажной направленности на фоне распечатанных пейзажей, «Арбуз» , «Сердечная тема». Практика: отработка навыков переноса контура на картон через копирку, аккуратного вырезания и выкатывания заготовок, соединение элементов 3d без прокладывания картоном. Изготовление работ «Райское дерево», «Рябинка», «Ваза на столе» «Вербочка».

6. Искусство флористики. Знакомство с правилами создания цветочной композиции. Подготовка работ к выставкам. Практика: изготовление работ по теме «Шикарный букет».

7. Итоговая выставка работ «Очарование». Подведение итогов.



3-й год обучения.

1.Вводное занятие. Введение в программу. Правила безопасности и личной гигиены. Правила поведения учащихся на занятиях.

2.Эскиз. Многослойные цветы. Петельчатый и произвольный лист. Спирали. Практика: самостоятельная подготовка эскизов, изготовление георгинов, цинний, гербер, обучение скручиванию спиральных элементов и использованию их в композициях. Обучение изготовлению петельчатых листов разных размеров и скручиванию произвольных листов.

3. Конусы из бумажных лент. Сложно-изогнутые листы. Роза. Каллы. Практика: обучение сворачиванию коротких и длинных конусов, окантовке их чашелистиками; отработка навыков склеивания листа из трёх частей на примере изготовления лилий; работа со сдвоенными полосами.

4. Ажурные объёмные изделия и поделки в технике квиллинг. Завитки. Практика: знакомство с видами объёмных поделок, обучение созданию одинарных и двойных завитков, изготовление снежинки, горшочка, корзинки.

5. Техника «терра».Рельефные и фактурные работы. Окрашивание в несколько тонов. Практика: обучение различным способам придания фактуры с помощью гипсовой смеси, накат губкой и кистью. Отработка навыков ступенчатого смешивания краски, окрашивания поверхности методом постукивания, и размывания перехода тонов, прорисовки прожилок.

6. Работы Хелен Уолтер. Простота, эстетический вкус и посвящение работ природе. Практика: изготовление работ по схемам Х. Уолтер. Формирование умения передавать форму и цвет живых цветов с помощью техник квиллинг и «терра». Окончательное оформление всех работ для выставочных и конкурсных мероприятий.

7. Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. Итоговая выставка





Методическое обеспечение.

Для максимальной эффективности реализации программы «Квиллинг +» предполагается использовать различные формы занятий. Прежде всего, это практические занятия в группах и подгруппах. Групповые занятия помогают детям освоить теоретический материал, сформировать определённые умения и навыки в области рукоделия. По подгруппам целесообразно прводить занятия по сложным темам, требующим многократного повторения, упражнения и закрепления с ребятами, которые работают над собственным авторским проектом, коллективной работой. Также в первый год обучения целесообразно использовать такую форму, как работа детей в парах, что позволит детям явно видеть результат своей работы и подготовит к освоению навыков коллективной работы.

Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому ребёнку. Задача индивидуального подхода - наиболее полное выявление персональных способов развития возможностей каждого ребёнка, содействующих гармоничному формированию его личности. Индивидуальный подход позволяет отстающему ребёнку наиболее успешно освоить материал и стимулирует развитие его творческих способностей.

Методика обучения так же основана на принципах природосообразности (образовательный процесс строится для ребенка с учётом его психофизиологических качеств), гумманизации (формирование системы ценностей духовного развития). В программе используется спиральный метод обучения, т.е развитие одной темы поэтапно в течение 2-х лет обучения от простого к сложному. В процессе занятий квиллингом в рамках программы все формы и методы взаимообусловлены и применяются в комплексе. При проведении занятий используются классические методы работы: словесные (беседа, объяснение, рассказ), наглядные (демонстрация картин, изделий и видеоматериалов, показ-исполнение педагогом, работа по образцу), практические (наблюдение, упражнение, практические задания). Кроме того для гармонизации монотонных занятий, упражнений, для создания положительного эмоционального фона используется прослушивание музыкальных произведений, развивающих восприятие прекрасного. В процессе обучения по программе «Квиллинг+» педагог оставляет за собой право использовать и другие формы, методы проведения занятий, руководствуясь принципами целесообразности и мобильности самого образовательного процесса.

Структуру методического обеспечения можно систематизировать и представить в виде нижеследующей таблицы:



Раздел программы.

Форма организации и проведения занятий

Методы и приёмы

УВП

Дидактические материалы, техническое оснащение.

Вид и форма контроля.

1

2

3

4

5

6

1-й год обучения

1

Вводная часть

Занятие, фронтальная форма

Беседа, демонстрация образцов, видеоматериалов

Образцы работ, материалы, инструменты, (МИ), фотографии

Опрос

2

Техника квиллинга

Комбинированные занятия, групповая форма

Беседа, объяснение, показ педагогом, упражнение

Образцы готовых элементов, МИ

Опрос, диагностические задания

3

Техника «терра» в один слой

Практическое занятие, работа в парах.

Объяснение, показ педагогом, упражнение

Образцы готовых элементов, МИ

Самоанализ работ

4

Цветоведение.

Практическое занятие, работа в парах.

Объяснение, показ педагогом, упражнение

Образцы готовых элементов, МИ

Самоанализ работ

5

Двухслойные цветы и листья.

Практическое занятие, работа в парах.

Объяснение, показ педагогом, упражнение.

Образцы готовых элементов, МИ

Контрольное задание

6

Итоговые работы

Практическое занятие, мастерская.

Наблюдение, практическое задание

МИ

Коллективный анализ

7

Выставка работ. Итоговое занятие.

Занятие-презентация

Наблюдение. Практическая работа.

Готовые работы детей

Выставка работ


















2-й год обучения

1

2

3

4

5

6

1

Вводная часть

Занятие, фронтальная форма, игра аукцион.

Беседа, демонстрация образцов, видеоматериалов

Образцы работ, МИ, фотографии

Опрос, круглый стол.

2

Техника квиллинга и коллажа

Комбинированные занятия, групповая форма

Беседа, объяснение, показ педагогом, упражнение

Образцы готовых элементов, МИ

Опрос, диагностические задания

3

Двухцветные и трубчатые элементы

Практическое занятие.

Объяснение, показ педагогом, упражнение

Образцы готовых элементов, МИ

Самоанализ работ.

4

Коллаж «терра». Цветоведение

Практическое занятие.

Объяснение, показ педагогом, упражнение

Образцы готовых элементов, МИ

Коррективный анализ

5

Мозаичный квиллинг.

Практическое занятие, работа в парах.

Объяснение, показ педагогом, упражнение

Образцы готовых элементов, МИ

Коллективный анализ

6

Флористика.

Комбинированные занятия, групповая форма

Беседа, демонстрация образцов, видеоматериалов, упражнение

Образцы работ, МИ, фотографии

Контрольные задания.

7

Итоговое занятие.

Занятие-презентация

Наблюдение. Самостоятельная работа

МИ, готовые работы детей.

Выставка работ.





3-й год обучения

1

2

3

4

5

6

1

Вводная часть

Занятие, фронтальная форма, игра аукцион.

Беседа, демонстрация образцов, видеоматериалов

Образцы работ, МИ, фотографии

Опрос, круглый стол.

2

Многослойные цветы.

Практические занятия, групповая форма

Объяснение, показ педагогом, упражнение

Образцы готовых элементов, МИ

Диагностические задания

3

Конусы, сложно-изогнутые листы.

Практическое занятие.

Объяснение, показ педагогом, упражнение

Образцы готовых элементов, МИ

Самоанализ работ.

4

Ажурные объёмные изделия.

Практическое занятие.

Объяснение, показ педагогом, упражнение

Образцы готовых элементов, МИ

Коррективный анализ

5

Техника «Терра».

Практическое занятие, работа в парах.

Объяснение, показ педагогом, упражнение

Образцы готовых элементов, МИ

Коллективный анализ

6

Работы Хелен Уолтер.

Комбинированные занятия, групповая форма

Беседа, демонстрация образцов, видеоматериалов, упражнение

Образцы работ, МИ, фотографии

Конкурс «Цвети земля моя».

7

Итоговое занятие.

Занятие-презентация

Наблюдение. Самостоятельная работа

МИ, готовые работы детей.

Выставка работ.

Материально-техническое обеспечение программы.

Занятия по программе «Квиллинг+» не требуют специально оборудованного помещения, дети работают за обычными школьными столами. Используются следующие материалы и оборудование: различные виды цветной бумаги /обычная, для принтеров, бархатная, самоклеящаяся, гофро-картон, цветной картон), гуашь, акрилловые краски,кисти, маркеры, шило, ножницы, клей ПВА, клей синтетический, гипсовая смесь. Для занятий желательно наличие мультимедийного проектора, магнитофона.

Список литературы для педагога.

  1. Арраноски Т. Изделия из бумажных верёвочек: цветы, гирлянды, аксессуары. Практическое руководство/Пер. с итал. - М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007г.

  2. Браиловская Л.Д. Дизайн квартир и реставрация мебели. - Ростов н/Д Феникс, 2003г.

  3. Букеты: живые и искусственные цветы. /Авт.-сост. В.В.Онищенко, И.В. Осипов. - Ростов н/Д: Феникс; Харьков: Фолио, 2007г.

  4. Кудряшова Т.В. Украшения для интерьера в технике «терра». - М.: Эксмо, 2008г.

  5. Одноралов Н. В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1988г.

  6. Технология. Организация кружковой работы в школе: конспекты занятий по темам «Аппликация из щепы», «Инкрустация из соломки», «Монотипия и флористика» /авт.-сост. О. Н. Маркелова. - 2-е изд., стер. - Волгоград 6 Учитель, 2010г.


Список литературы для учащихся.

  1. Аппликация. Лучшие техники и узоры /Пер. с франц. И.Ю.Наумовой. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г Аппликация. Лучшие техники и узоры /Пер. с франц. И.Ю.Наумовой. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г

  2. Мафлин Андреа. Планировка и оформление. Мебель. Стены. Пол. - М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2006г.

  3. Мэсси Питер, Слэтэр Элисон. Мозаика. Оригинальные идеи для вашего дома/ Пер. с англ. - М.: Мой мир ГмбХ Ко. КГ., 2007











© 2010-2022