Планирование по природе и экологии Красноярского края 7 класс

Программа разработана на основе авторской программы С.Ю. Андреевой, Н.Л. Солянкиной и И.Б. Зубковской. Обеспечивает преемственность в контексте реализации учебного предмета Природа и экология Красноярского края. Программа включает в себя темы: растительный мир Красноярского края, животный мир Красноярского края, природные комплексы Красноярского края.
Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

ИМЕНИ МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.И.КРЫЛОВА



РАССМОТРЕНО на МО

________________________

Протокол №1

«27» августа 2015 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по НМР

________Нешкуренко Е.Г..

«28» августа 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ-СОШ № 2

_________ Л.А.Громова

« 31 » августа 2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по природе и экологии Красноярского края


учителя Нагорнюк Елены Николаевны

составлена в соответствии с учебным планом и программой для общеобразовательных учреждений по природе и экологии Красноярского края

5-8 классы под редакцией:

С. Ю. Андреевой, Н. Л. Солянкиной, И. Б. Зубковской


Основное общее образование,7 класс

(базовый уровень)

(0,5 ч. x 35 раб. недель= 17 часов)













ЗАТО п. Солнечный Красноярского края


2015/16 учебный год



I. Пояснительная записка.

(Базовый уровень)

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы «Природа и экология Красноярского края», на основе краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (сборник документов агентства образования администрации Красноярского края ККИПКРО, Красноярск 2006 год), учебного плана МКОУ-СОШ №2 ЗАТО п. Солнечный на 2015 - 2016 учебный год

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

Согласно краевому (национально-региональному) компоненту ГОС общего образования Красноярского края образовательная область «Естествознание» реализуется в учебном предмете «Природа и экология Красноярского края».

Основной целью изучения данного учебного предмета на ступени основного общего образования является:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы Красноярского края как целостности и возможных путях ее сохранения.

  • развитие познавательного интереса к изучению природы Красноярского края;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям Красноярского края и окружающей среде региона;

  • применение элементарных методов исследования в повседневной жизни для прогнозирования состояния собственного здоровья, здоровья населения края и окружающей среды.

Структура курса «Природа и экология Красноярского края» предполагает его изучение в 5-9 классах.

Авторская программа С.Ю. Андреевой, Н.Л. Солянкиной, Зубковской И.Б. обеспечивает преемственность между первой и второй ступенями общего образования в контексте реализации учебного предмета «Природа и экология Красноярского края» национально-регионального компонента государственного стандарта общего образования и предполагает включение учащихся в самостоятельную исследовательскую деятельность.

Содержание курса 7 класса предполагает применение учащимися знаний и умений, полученных в ходе изучения содержания курсов биологии и географии, для исследования объектов и явлений природы своей местности. Программа разработана с опорой на курс «Природа и экология Красноярского края» 5 класса, в результате чего некоторые темы его рассматриваются снова, но на более расширенном теоретическом, а также практическом уровне.

Концептуальными основаниями отбора предметного содержания в данной программе являются следующие идеи:

  • настоящее время - это переход общества от технократического взаимодействия общества с природой к взаимодействию с природой на основе концепции устойчивого развития;

  • перед современной школой стоит задача не столько передачи учащимся большого объема знаний, сколько обучение их умению находить и систематизировать знания, применять их в жизни.

В связи с этим содержание программы направлено на формирование у школьника, прежде всего, экологической культуры посредством реализации следующих образовательных целей и задач.

Цели:

  • Формирование целостного представления о природе Красноярского края, достижение осознания взаимосвязи и взаимозависимости жизни общества и природы.

  • Воспитание ценностного отношения к окружающей природе и собственному здоровью.

Задачи:

  • Формировать у школьников:

- систему знаний о своеобразии природы Красноярского края, единстве и взаимосвязи ее компонентов, особенностях жизни и хозяйственной деятельности человека в различных природных условиях региона.

- умения работы с объектами природы (их определение и систематизация, оценка состояния окружающей среды), способствующих осознанию ценности природных богатств Красноярского края и выполнению требований рационального природопользования.

  • Развивать у школьников познавательные и созидательные способности на основе организации практики приобретения жизненного опыта в ходе разработки и реализации учебных проектов, нацеленных на оптимизацию условий жизни людей в своей местности.

Работа с одаренными детьми: формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности, развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой, обобщение и систематизация знаний по учебным предметам, формирование информационной культуры учащихся, повышение мотивации учеников к изучению образовательной области, развитие творческих способностей учащихся, формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

II. Требования к уровню подготовки учащихся.

Познавательной компетенцией:

  • знать и понимать особенности флоры и фауны Красноярского края

  • знать и понимать роль заповедников, заказников, ботанических и зоологических садов в сохранении биологического разнообразия региона

  • знать и понимать необходимость сохранения естественного состава природной среды

  • уметь описывать и анализировать особенности природных объектов края

  • уметь объяснять роль организмов в экосистемах Красноярского края

  • уметь наблюдать за изменениями в окружающей среде региона и объяснять их

  • уметь прогнозировать эффекты хозяйственной деятельности человека на природу и жителей Красноярского края

Информационно-коммуникативной компетенцией:

  • уметь пользоваться различными источниками информации (справочники, энциклопедии и др.) для описания природных объектов края

  • уметь представлять информацию о результатах наблюдений в различных формах (таблицы, схемы, планы, описания) и на разном уровне (школьном, районном, региональном)

  • уметь ориентироваться на территории края различными способами

Рефлексивной компетенцией:

  • уметь оценивать собственную деятельность в соответствии с правилами безопасности для природы и населения Красноярского края

  • уметь определять состояние своего организма и проводить профилактику (при необходимости) заболеваний

  • уметь выявлять экологические риски для населения в различных социо-природных условиях края

Социальной компетенцией:

  • уметь находить и обосновывать пути решения проблем и снижения возникающих рисков для жителей края

  • уметь использовать практические приемы обеспечения жизнедеятельности живых организмов в различных социальных и природно-климатических условиях Красноярского края.

III. Содержание рабочей программы.

7 класс (18 часов)

Тема 1. Растительный мир Красноярского края (5 часов)
Растительный мир Красноярского края. Многообразие растений и грибов Красноярского края. Дикорастущие (лекарственные, ядовитые, съедобные, кормовые, декоративные), культурные и занесенные в Красную книгу растения. Систематизация и классификация растений. Низшие и высшие споровые растения. Голосеменные и покрытосеменные растения.
Определение перечня лекарственных, ядовитых и исчезающих видов растений вашей местности (вашего пришкольного участка). Определение мер сохранения растений в природных сообществах.
Практическая работа Определение названий растений, произрастающих на пришкольном участке с использованием атласа-определителя.

Тема 2. Животный мир Красноярского края (5 часов)
Животный мир Красноярского края. Многообразие членистоногих, червей, моллюсков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих Красноярского края. Исчезающие виды животных и птиц. Причины снижения их численности. Животные Красноярского края, занесенные в Красную книгу. Меры охраны.
Создание фотоальбомов, видеороликов и компьютерных презентаций (на выбор) о животных и птицах Красноярского края.
Практическая работа Разработка моделей природоохранных мероприятий (на основе материалов наблюдений, собранных во время экскурсии).

Тема 3. Природные комплексы Красноярского края (8 часов)
Формирование современных природных комплексов на территории края как результат длительного развития географической оболочки. Природные и антропогенные ландшафты Красноярского края. Природные зоны края и их физико-географические особенности. Арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, лесостепи, степи. Высотная поясность на территории края и экологические проблемы. Взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов природной зоны как зонального природного комплекса. Зональная система земледелия Красноярского края и рациональное использование земельных ресурсов.

Антропогенное воздействие на почвы: (промышленное и бытовое загрязнение, изменение кислотности, внесение избытка удобрений, засоление, эрозия, переэксплуатация).


Исследование природных комплексов своей местности. Создание фотоальбомов видеороликов и компьютерных презентаций (на выбор) о природных комплексах своей местности


IV. Календарно - тематическое планирование.


Тема урока

Тип урока

Планируемый результат

Элементы содержания

Дата по плану

Фактическая дата

Тема 1. Растительный мир Красноярского края (5 часов)

1

Растительный мир Красноярского края. Многообразие растений и грибов Красноярского края.


Урок-практикум.



Практическая работа 1.

Уметь узнавать наиболее распространенные растения и животных Красноярского края (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя. Уметь определять наиболее распространенные в Красноярском крае ядовитые растения, грибы и опасных животных;

Растительный мир.

Многообразие растений и грибов.



2

Дикорастущие (лекарственные, ядовитые, съедобные, кормовые, декоративные), культурные и занесенные в Красную книгу растения.

Урок изучения материала.

Уметь определять наиболее распространенные в Красноярском крае ядовитые растения, грибы и опасных животных;


Растительный мир.

Многообразие растений.



3

Систематизация и классификация растений. Низшие и высшие споровые растения.

Урок-практикум.

Практическая работа 2.





4

Голосеменные и покрытосеменные растения.

Обобщение.


Растительный мир

Многообразие растений.




Тема 2. Животный мир Красноярского края (5 часов)

5

Практическая работа: Определение названий животных Красноярского края с использованием атласа-определителя.


Урок-практикум.


Практическая работа 3.

Уметь определять названия животных.




6

Животный мир Красноярского края. Многообразие членистоногих и червей.

Комбинированный.

Создание фотоальбомов, видеороликов и компьютерных презентаций (на выбор) о животных и птицах Красноярского края.

Животный мир

Многообразие членистоногих и червей.




7

Многообразие моллюсков, рыб, земноводных, пресмыкающихся.


Комбинированный.

Создание фотоальбомов, видеороликов и компьютерных презентаций (на выбор) о животных и птицах Красноярского края.

Многообразие моллюсков, рыб, земноводных, пресмыкающихся



8

Птицы и млекопитающие Красноярского края.

Комбинированный.

Создание фотоальбомов, видеороликов и компьютерных презентаций (на выбор) о животных и птицах Красноярского края.

Птицы и млекопитающие



9

Исчезающие виды животных и птиц. Причины снижения их численности. Животные Красноярского края, занесенные в Красную книгу.

Комбинированный.

Создание фотоальбомов, видеороликов и компьютерных презентаций.

Исчезающие виды животных и птиц. Причины снижения их численности. Животные занесенные в Красную книгу.




10

Экскурсия в зоологический сад, музей, заповедник, заказник (на выбор заочно).

Обобщение.






Тема 3. Природные комплексы Красноярского края (8 часов)

11

Формирование современных природных комплексов на территории края как результат длительного развития географической оболочки.

Комбинированный.

Уметь анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, влияние деятельности человека на животный и растительный мир Красноярского края и в целом на экосистемы;

Природные зоны



12

Природные и антропогенные ландшафты Красноярского края.

Комбинированный.

Знать ландшафт края.

Природные зоны.



13

Природные зоны края и их физико-географические особенности. Арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, лесостепи, степи.

Урок-практикум.


Практическая работа 4.

Уметь исследовать природных комплексов своей местности. Создание фотоальбомов видеороликов и компьютерных презентаций (на выбор) о природных комплексах своей местности.


Природные зоны.



14

Природные зоны края и их физико-географические особенности. Высотная поясность на территории края .

Урок-практикум.




Практическая работа 5.

Уметь исследовать природных комплексов своей местности. Создание фотоальбомов видеороликов и компьютерных презентаций (на выбор) о природных комплексах своей местности.


Природные зоны



15

Экологические проблемы.

Комбинированный.

Поиск информации и путей решения об экологических проблемах края.

Проблемы экологии края, причины.



16

Взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов природной зоны как зонального природного комплекса. Зональная система земледелия Красноярского края и рациональное использование земельных ресурсов.

Комбинированный.


Природный комплекс, природные зоны, земельные ресурсы края.



17

Экскурсия в зоологический сад, музей, заповедник, заказник (на выбор заочно).


Урок-практикум.


Практическая работа 6.





18

Обобщение и систематизация знаний.

Обобщение.







V. График проведения контрольных, лабораторных, практических работ.

№ урока

Дата проведения

Контрольные работы

Практические работы

План

Факт

Тема 1: Растительный мир Красноярского края.

1

Практическая работа 1.

Определение названий растений, произрастающих на пришкольном участке с использованием атласа-определителя.

3

Практическая работа 2. Определение перечня лекарственных, ядовитых и исчезающих видов растений вашей местности (вашего пришкольного участка). Определение мер сохранения растений в природных сообществах.

4

Растения Красноярского края.

Тема 2. Животный мир Красноярского края.

5

Практическая работа 3: Определение названий животных Красноярского края с использованием атласа-определителя.

10

Животные Красноярского края.

Тема 3. Природные комплексы Красноярского края.

13

Практическая работа 4: Природные зоны края и их физико-географические особенности.

14

Практическая работа 5: Природные зоны края и их физико-географические особенности.

17

Практическая работа 6: Исследование природных комплексов своей местности.

18

Природные комплексы края.









VI. Тематический план.

№ п/п

Раздел

Количество часов

Из них

Изучение нового и закрепление

Контроль

1

Тема 1: Растительный мир Красноярского края.

5

4

1

2

Тема 2: Животный мир Красноярского края.

5

4

1

3

Тема 3: Природные комплексы Красноярского края.

8

7

1








Ресурсное обеспечение рабочей программы.


Список методической литературы по предмету:

1. Атлас Красноярского края и Республики Хакасии.- Роскартография, 1994.

2. Безруких В. А., Кириллов М. В. Физическая география Красноярского края и Республики Хакасии: Учебное пособие. - Красноярск, 1993.

3. Безруких В. А., Кириллов М. В. Физическая география Красноярского края и Республики Хакасии. Хрестоматия: Учебное пособие. - Красноярск, 1995.

4. Безруких В. А., Елин О. Ю. Физическая география Красноярского края: Учебное пособие. - Красноярск, 2003.

5. Величко М. Ф. Маленькие путешествия вокруг большого города.- Красноярск, 1989.

6. Енисейский энциклопедический словарь. Гл. редактор Дроздов Н. И.- Красноярск, 1998.

7. Кириллов М. В. Природа Красноярского края и её охрана. Красноярск, 1983.

8. Кириллов М. В. Природа Красноярска и его окрестностей. Красноярск, 1988.

9. Пособие для учителя "Природа Красноярского края", 5-9 классы. Интернет-версия (nrk.cross-ipk.ru).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЕТЯМ:

1. Сыроечковский Е. Е., Рогачева Э. В. Животный мир Красноярского края. -Красноярск, 1980.

2. Сыроечковский Е. Е., Рогачева Э. В. Красная книга Красноярского края. -Красноярск, 1995.

3. Красноярский край. Контурные карты. - Красноярск: КОО Ассоциация Русская энциклопедия, 1984.

4. Заякин А. Ю. "Природа и экология Красноярского края", 5 класс. Пособие для учащихся. Интернет-версия (nrk.cross-ipk.ru)













Работа с одаренными детьми:

Отличительные особенности одаренных детей

1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.

3.Испытывают радость от умственного труда.

Принципы работы с одаренными детьми

1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружок.

5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Цели работы:

- Развивать у обучающихся интереса к исследовательской деятельности, к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также скрепить в них уверенность в своих силах.

. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

Задачи:

- выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к предмету;

- использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках географии, и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности.

Методы работы:

-анкетирование, опрос;

- собеседование;

- тестирование;

- анализ литературных источников;

- творческие работы;

- метод прогнозирования;

- метод исследования проблемы.

Формы работы с одаренными учащимися на уроках географии:
- творческие мастерские;
- групповые занятия с сильными учащимися;
- вовлечение и участие в конкурсах;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции.





© 2010-2022