Дополнительная общеразвивающая программа Основы правоведения

Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования Администрации города Вологды

Муниципальное образовательное учреждение

«Межшкольный учебный комбинат»



Принято на заседании педагогического

совета (Протокол № _от_____________)

Утверждаю:

Директор МОУ «МУК

_______________________

Приказ № __ от ________ 2014 года









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


рабочая учебная программа

«осНОВЫ ПРАВОВЕДЕНИЯ»


Профессиональная проба по профессии:

Юрист


для обучающихся 10-11 классов

(16-17 лет)


Срок обучения 2 года




Разработчик программы:

М.В. Глазкина,

преподаватель

Принято на заседании МО

Протокол №____от______________________

Руководитель МО __________/____________/






Вологда

2014 г.

Рабочая учебная программа «Основы правоведения» (профессиональная проба по специальности «юрист») разработана на основе ФГОС СПО по специальности 031001 Правоохранительная деятельность (приказ Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2010 г. N 924).

Организация-разработчик:

Муниципальное образовательное учреждение «Межшкольный учебный комбинат».

Составитель:

Глазкина Марина Владимировна, преподаватель спецдисциплин;


Рассмотрена и рекомендована к использованию методическим объединением

(протокол № 1 от 27.08.2014 г.)

СОДЕРЖАНИЕ









СОДЕРЖАНИЕ

3

1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


7

3.

условия реализации программы учебной дисциплины

17

4.

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


19



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (модуля) «ОСНОВЫ ПРАВОВЕДЕНИЯ»

1.1. Область применения программы:

Рабочая учебная программа «Основы правоведения» (профессиональная проба по специальности «юрист») разработана на основе ФГОС СПО разработана на основе ФГОС СПО по специальности 031001 Правоохранительная деятельность (приказ Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2010 г. N 924).

Программа направлена на подготовку обучающихся 10-11 классов, на основе добровольного выбора, к поступлению в профессиональные образовательные организации по гуманитарному профилю, а так же обеспечивает базовый уровень юридических знаний для получения профессионального образования по другим профилями и для будущей профессиональной деятельности.

1.2. Место дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы:

Рабочая учебная программа «Основы правоведения», может быть реализована как учебный модуль в рамках реализации Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования ОО «Технология», так и отдельный общеразвивающий курс для школьников.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Цель изучения программы:

- формирование устойчивого правосознания обучающихся;

- создание условий для социализации личности, формирование определенных навыков социального поведения;

- стимулирование активной жизненной гражданской позиции;

- формирование правовой культуры как элемента политической, гражданской культуры личности;

- воспитание высоких нравственных качеств личности, ориентированной на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

- предупреждение правонарушений, ознакомление с принципами юридической ответственности и порядком рассмотрения дел о правонарушениях в суде и других правоохранительных органах государства.

1.4. Требования к уровню освоения и содержания программы:

В результате изучения учебного курса на базовом уровне обучающийся:

Должен знать:

- термины и понятия: государство, закон, законодательство, право, правовая норма, нормативно-правовой акт, законодательная, исполнительная, судебная власть, самоуправление, референдум, гражданин, правоспособность и дееспособность гражданина, трудовой договор, гражданско-правовой договор, брачный договор;

- основные права человека, источники российского права, отрасли права, полномочия законодательной, исполнительной власти, виды правонарушений, виды юридической ответственности;

Должен уметь:

- читать и анализировать правовую литературу, ориентироваться в основных юридических источниках и отраслях российского права, опознавать юридическую ситуацию, моделировать варианты правомерного поведения.

Содержание учебного материала тесно связано с изучением основ правоведения, с организацией работы юриста в различных типах учреждений и организаций. Отбор содержания учебного материала в программе представлен тематически.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Учебная нагрузка обучающегося - 68 часов:

  • в рамках реализации ФГОС СОО ОО «Технология», учебный модуль «Основы правоведения» (профессиональная проба «юрист») учебные занятия проводятся в режиме 1 часа в неделю в течение 2 лет (34 часа в год);

  • реализация отдельного общеразвивающего курса для старшеклассников «Основы правоведения» предполагает возможность вариативного подхода в определении режима занятий: срок обучения 1 год - режим занятий 1 раз в неделю по 2 часа; срок обучения 2 года - режим занятий 1 раз в 2 недели по 2 часа; и др.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная учебная нагрузка (всего)

68

в том числе:



практические занятия

68


Итоговая аттестация в форме контрольной работы

(тестовое задание или защита исследовательского проекта)


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы правоведения»

Наименование разделов и тем

№ п/п

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, контрольные работы

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

РАЗДЕЛ 1.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

4


Тема 1.1.

Профессиональная карьера

Практическая работа:

4

3

Составление плана построения профессиональной карьеры.

Составление резюме.

Работа с профессиограммой.

Игра: «Собеседование»

РАЗДЕЛ 1.

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ «ЮРИСТ».

2


Тема 1.1.

Практическая работа:

2

3

Работа с профессиограммой «Юрист»

Экскурсия в музей истории органов МВД

РАЗДЕЛ 2.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

11


Тема 2.1.

Теория государства и права

Практическая работа:



Применять юридические понятия и категории;

Контрольная работа по теме «Теория государства и права»

2

3

Тема 2.2.

Конституционное право

Практическая работа:

2

3

Характеристика Конституции РФ

Контрольная работа по теме «Конституционное право»

Тема 2.3.

Органы местного самоуправления

Практическая работа:

3

3

Составление обращения (жалобы) в ОМС.

Подача обращения (жалобы) в ОМС.

Контрольная работа по теме «ОМС»

Тема 2.4.

Судоустройство

Практическая работа:

4

3

Экскурсия в суд (городской, областной), ФССП, прокуратуру.

Составление искового заявления в суд.

Подача искового заявления в суд.

Контрольная работа по теме «ОМС. Судоустройство»

РАЗДЕЛ 3.

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

8


Тема 3.1.

Правовые основы реализации и защиты прав потребителей.

Практическая работа:

2

3

Применение понятий, закрепленных в ФЗ «О защите прав потребителей»

Тема 3.2.

Оценка качества товаров и услуг

Практическая работа:

1

3

Способы защиты прав потребителей при покупке товаров, оказании услуг.

Тема 3.3.

Реализация прав потребителей

Практическая работа:

5

3

Составление претензии о замене некачественного (качественного) товара.

Подача претензии о замене некачественного (качественного) товара.

Составление и подача искового заявления о возмещении морального вреда.

Экскурсия в отдел по защите прав потребителей г. Вологды.

Контрольная работа по теме: «Защита прав потребителей»

РАЗДЕЛ 4.

ОТРАСЛИ ПРАВА

32


Тема 4.1.

Экологическое право

Практическая работа:

3

3

Разработка проекта по использованию и утилизации отходов.

Технологический проект «Оценка воздействия на окружающую среду».

Контрольная работа по теме «Экологическое право»

Тема 4.2.

Трудовое право

Практическая работа:

5

3

Составление заявления о приеме на работу.

Составление заявления об увольнении по собственному желанию.

Составление трудового договора.

Расчет заработной платы работника.

Контрольная работа по теме «Трудовое право»

Тема 4.3.

Гражданское право

Практическая работа:

8

3

Составление договора:

- купли-продажи

- дарения

- аренды

- безвозмездного пользования

- возмездного оказания услуг

- перевозки

- хранения.

Контрольная работа по теме «Гражданское право»

Тема 4.4.

Семейное право

Практическая работа:

4

3

Порядок заключения брака.

Порядок расторжения брака

Заключение брачного договора

Контрольная работа по теме «Семейное право»

Тема 4.5.

Предпринимательское право

Практическая работа:

2

3

Проект «Юридические аспекты создания своего предприятия»

Тема 4.6.

Административное право

Практическая работа:

3

3

Решение ситуационных задач по теме «Административная ответственность»

Контрольная работа по теме «Административное право»

Тема 4.7.

Уголовное право

Практическая работа:

3

3

Решение ситуационных задач по теме «Уголовная ответственность»

Игра «Проступок. Правонарушение. Преступление»

Контрольная работа по теме «Уголовное право»

Тема 4.8.

Уголовный процесс

Практическая работа:

1

3

Применение процессуального решения в сфере уголовное производства

Тема 4.9.

Гражданский процесс

Практическая работа:

1

3

Применение норм гражданского процесса в профессиональной деятельности

Тема 4.10.

Жилищное право

Практическая работа:

2

3

Составление договора найма жилого помещения

Контрольная работа по теме «Жилищное право»

РАЗДЕЛ 4.

ЮРИДИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

11





Тема 4.11.

Нотариат

Практическая работа:

5

3

Осуществление нотариальных действий:

- заверение копий документов

- удостоверение сделок

- выдача свидетельств

- совершение исполнительных надписей

- совершение протестов

Тема 4.12.

Адвокатура

Практическая работа:

2

3

Игра «Адвокатская защита»

Тема 5.3.

Судья

Практическая работа:

2

3

Игра «Судебное заседание»

Тема 5.

Юрисконсульт

Практическая работа:

2

3

Игра «Юридическая консультация»


ВСЕГО:

68 часов





Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебников;

Технические средства обучения:

  • компьютер(ы) с лицензионным программным обеспечением.


3.2. Информационное обеспечение обучения.

- мультимедийные учебные пособия, электронные издания энциклопедий;

- электронные пособия и видеоматериалы;

3.3. Кадровое обеспечение реализации программы.

Реализация программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля).

3.4. Дидактическое обеспечение реализации программы.

  • наглядные пособия, , раздаточный материал.

  • видеоматериалы

3.5. Методическое обеспечение реализации программы:

- описание педагогического инструментария оценки результативности программы.



Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы:

Для педагога:


  1. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Технология: базовый уровень: 10-11 классы: Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2012.

  2. Шкатулла В.И., Надвикова В.В., Сытинская М.В. «Основы права». - М.: ИЦ «Академия», 2007.

  3. Надвикова В.В., Сытинская М.В., Шкатулла В.И. «Практикум по основам права». - М.: Инфра-М, 2010.

  4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) // Российская газета. - 25.12.1993г. - № 237.



  1. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

  2. Федеральный закон "О Прокуратуре Российской Федерации", N 2202-1 от 17.01.1992.

  3. Закон РФ "О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1.

  4. Федеральный закон от 23.11.1995 N 175-ФЗ. (ред. от 30.12.2001). "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".

  5. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

  6. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О гражданстве Российской Федерации".

  7. Гражданский кодекс РФ.

  8. Гражданский процессуальный кодекс РФ.

  9. Жилищный кодекс РФ

  10. Уголовный кодекс РФ.

  11. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

  12. Федеральный закон "О Прокуратуре Российской Федерации", N 2202-1 от 17.01.1992.

  13. Закон РФ "О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1.

  14. Федеральный закон от 23.11.1995 N 175-ФЗ. (ред. от 30.12.2001). "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".

  15. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

  16. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О гражданстве Российской Федерации".






Для обучающихся:


  1. Надвикова В.В., Сытинская М.В., Шкатулла В.И. «Практикум по основам права». - М.: Инфра-М, 2010.

  2. Выбери профессию: юрист: практическое руководство/ Е.А. Жилина. - М.: КНОРУС, 2011.

  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) // Российская газета. - 25.12.1993г. - № 237.

  4. Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)

  5. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года).

  6. Гражданский кодекс РФ.

  7. Жилищный кодекс РФ.

  8. Кодекс об административных правонарушениях.

  9. Семейный кодекс РФ.

  10. Трудовой кодекс РФ.

  11. Уголовный кодекс РФ.


Для родителей:


1. Надвикова В.В., Сытинская М.В., Шкатулла В.И. «Практикум по основам права». - М.: Инфра-М, 2010.

2. Выбери профессию: юрист: практическое руководство/ Е.А. Жилина. - М.: КНОРУС, 2011.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) // Российская газета. - 25.12.1993г. - № 237.

  2. Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)

  3. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года).

  4. Гражданский кодекс РФ.

  5. Жилищный кодекс РФ.

  6. Кодекс об административных правонарушениях.

  7. Семейный кодекс РФ.

  8. Трудовой кодекс РФ.

  9. Уголовный кодекс РФ.



4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

Итоговый контроль обучения по учебной дисциплине завершается аттестацией в форме контрольной работы.

Результаты обучения

Формы и методы

контроля и оценки результатов обучения

Освоенные знания:

- термины и понятия: государство, закон, законодательство, право, правовая норма, нормативно-правовой акт, законодательная, исполнительная, судебная власть, самоуправление, референдум, гражданин, правоспособность и дееспособность гражданина, трудовой договор, гражданско-правовой договор, брачный договор;

- основные права человека;

- источники российского права;

- отрасли права;

- полномочия законодательной, исполнительной власти, судебной;

- виды правонарушений;

- виды преступлений;

- виды наказаний;

- виды юридической ответственности;

Текущий контроль. Экспертная оценка на практическом занятии.

Оценка результатов контрольных работ.

Освоенные умения:

- читать и анализировать правовую литературу;

- ориентироваться в основных юридических источниках и отраслях российского права;

- опознавать юридическую ситуацию;

- моделировать варианты правомерного поведения.

Текущий контроль. Экспертная оценка на практическом занятии.

Оценка результатов контрольных работ, тестовых заданий.

Для текущего контроля и промежуточной аттестации создаются фонды оценочных средств (ФОС), которые включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки (таблицы).

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица):

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно



Критерии и показатели результативности, технологии отслеживания результатов

Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

  1. (НЕУД.)

1.Организация ответа (введение, основная часть, заключительная часть).

Удачное использование правильной струтуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Не умение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2.Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фрктов, понимание ключевой пробелмы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключавая пробемы выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросмы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы не правильны; факты сопоставлячются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы не удачны ии задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; не умение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); не умение задавать вопросы даже с помошью учителя; нет понимания противоречий

3.Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующитми фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепеление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4.Научная корректность (точность и использование фактического материала)

Отсутствуют фаткические ошибки; детами подразделяются на значительгные и не значительные; идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде кулючевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализхируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Не значние факто и деталей, не умение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет погнимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко но не всегда полно; правильное и допустимое описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто не правильно или не понятно

Не умение выделить понятия; нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6. Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; четкая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственной связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности

5


© 2010-2022