Методический материал Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока

 «Иду на урок» – эту фразу мы произносим ежедневно. С чем мы идём на урок? Зачем мы идём на урок? Со сменой парадигмы образования изменяется сущность и  смысл понятий «образование»  и как его составной части – «обучение».  Обучение сегодня – это педагогическое конструирование активного взаимодействия ученика с объектом познания, культуры. Роль учителя при этом в том, что он организатор этого конструирования, он управляет процессом познания, т.е. планирует, организует выполнение плана, анализируе...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Иду на урок» - эту фразу мы произносим ежедневно. С чем мы идём на урок? Зачем мы идём на урок?

Со сменой парадигмы образования изменяется сущность и смысл понятий «образование» и как его составной части - «обучение». Обучение сегодня - это педагогическое конструирование активного взаимодействия ученика с объектом познания, культуры. Роль учителя при этом в том, что он организатор этого конструирования, он управляет процессом познания, т.е. планирует, организует выполнение плана, анализирует достигнутые результаты. Основной формой работы учителя остаётся урок. Поэтому уметь конструировать урок, знать структуру урока, современные требования к нему - основа успешной деятельности любого педагога.

Урок является формой реализации конкретных целей образования. При этом под целью понимается планируемый результат. А должен ли ребенок знать цель урока? Ведь цели урока - это дело учителя. Но представьте себе, что, не зная целей, ребенок чувствует себя словно в каком-то лабиринте. А многие наши ученики приходят в раздражение потому, что учителя знают, что будет происходить, а они - нет. И совсем другое чувство возникает у школьников, когда они представляют себе цель того, в чем им предстоит участвовать. Цели урока могут быть представлены двумя видами:

- цели деятельности учителя;

- цели деятельности учащихся.

Обучив школьника целеполаганию, мы выполним немаловажную часть заказа государства, который нам дан в виде образовательных стандартов. Обществу необходимы молодые люди, умеющие учиться, осознающие важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способные применять полученные знания на практике и т.д.

Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности, их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Иными словами, целеполагание в обучении - это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определённых его этапах.

В педагогической науке целеполагание характеризуют как трёхкомпонентное образование, которое включает в себя:

  1. обоснование и выдвижение целей;

  2. определение путей их достижения;

  3. проектирование ожидаемого результата.

Цель может быть общая или конкретная, дальняя или ближняя, внешняя или внутренняя, осознаваемая или нет. Можно выделить следующие группы целей:

  • личностные цели - осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей;

  • предметные цели - формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений и законов, входящих в изучаемую тему; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме;

  • креативные цели - составление сборника задач; сочинение естественнонаучного трактата; конструирование технической модели; рисование картины;

  • когнитивные цели - познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов;

  • оргдеятельностные цели - овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умением ставить перед собой цель, планировать деятельность; развитие навыков работы в группе, освоение техники ведения дискуссий.

Поставить цель, значит, предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. Хорошо понятная и обозначенная цель «наводит» на соответствующий результат того, кто её сформулировал. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

Эффективность работы по обучению постановке цели повышается, если есть определённая система. Планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания.

Основные условия при постановке цели:

- учет уровня знаний и опыта детей;

- доступность, т.е. разрешимая степень трудности;

- толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных;

- вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Цель должна быть:

  • диагностируемая - измеримая (то есть должна иметься средства и возможности проверить, достигнута ли цель), критерии измеримости бывают качественные и количественные;

  • конкретная (цель не должна иметь расплывчатые формулировки, не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять»);

  • понятная;

  • осознанная;

  • описывающая желаемый результат;

  • реальная;

  • достижимая;

  • значимая;

  • побудительные (побуждать к действию);

  • соотноситься с конкретным сроком.

Как уже отмечалось выше, необходимым компонентом целеполагания является определение, с помощью чего цели будут реализованы. Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если учитель и ученик не будут иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.

Цель урока начинают формулировать с глагола в неопределённой форме. Цель должна включать в себя:

- предмет - это объект воздействия, то на что воздействует педагог, то, что формируется педагогом, то над чем работает педагог;

- средство - каким образом происходит это воздействие, т.е. средства достижения цели;

- конечный результат - это конкретное знание, умение, которому хотят научить детей (обязательно проверяемый с помощью конкретного инструментария);

- способ действия.

Чтобы легче было сформулировать цель, обучающимся можно предложить ключевые слова:

Повторим…

Изучим…

Узнаем…

Проверим…

Обучение школьников целеполаганию (в том числе и формулированию цели) возможно через применение различных приёмов и стратегий из технологии критического мышления.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная. Поэтому важно введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания - незнания.

Пример № 1. «Работа над понятием»

Обучающимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова. При этом составляется ряд пояснений (либо возможно составление ассоциативного ряда, понятийного колеса), основанных на уже имеющихся знаниях. После чего проводится работа со словарями, справочными материалами, в которых указаны пояснения ключевых слов темы урока (работа с понятиями). В заключении, проводится анализ и соотнесение сказанного при первом восприятии и того, что узнали из словарей и справочных материалов. Таким образом, мы определяем, что мы уже изучили и знаем, а с чем предстоит познакомиться на уроке, что является основой для постановки цели урока. Необходимым условием является обязательная фиксация всей информации на доске (флип-чарте) и сохранение таким образом, чтобы на любом этапе урока можно было к ней обратиться.

Важно отметить, что обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД.

Пример № 2. «Задом наперёд»

Ученикам предлагается выполнить вариант итоговой проверочной работы (текста) по новой теме. Это позволит им выявить область своего «незнания» и тем самым будет способствовать более осознанной постановке учебных целей.

Как вариант подобного приёма можно использовать проверочную работу, тест по уже изученной теме, но в которую внесены задания, выполняемые только на основе знаний, полученных на данном уроке.

Пример № 3. Работа с содержанием учебной деятельности

Каждому обучающемуся перед изучением нового раздела, новой темы урока выдаются листы с содержанием учебной деятельности. На основе него определяется индивидуальная цель всего раздела, либо темы конкретного урока. В конце урока каждый обучающийся выставляет себе оценку, используя критерии оценивания знаний. По итогам контрольной работы проводится самоанализ (соответствие поставленных оценок по итогам уроков и оценке по итогам контрольной работе, причин полученных результатов и т.д.).

Пример № 4. «Знаю - Повторить - Хочу знать»

Использовать данный приём можно после выполнения проверочной работы, теста (предполагается проверка по ключу), либо после самостоятельного изучения какого - либо текста, связанного с новой темой.

Если задание не вызвало трудностей, в нём не допущены ошибки при выполнении, то его следует поместить в колонку «Знаю».

Если что - то знакомо, но вызывает затруднения (например: забыли, сделали ошибки), то необходимо заполнить колонку «Повторить».

Если ученик впервые сталкивается с таким заданием, то заполняет колонку «Хочу знать».

Знаю

Повторить

Хочу знать




Подобным образом происходит распределение информации текста:

- «знаю» - уже знакомая информация, факты;

- «повторить» - информация, которая уже была известна, но забыты её подробности, нюансы; информация, изучение которой на данном уроке недостаточно и т.д.;

- «хочу знать» - информация, которую необходимо углубить, изучить более подробно, поскольку недостаточно рассматривается в данном тексте, вызвала интерес.

Пример № 5. «Маркировка списка»

Предлагается список основных понятий новой темы - необходимо возле каждого предложения, понятия поставить знак:

«+» - знаю;

«!» - надо повторить.

Пример № 6. Проблемная ситуация

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:

- самостоятельное решение

- коллективная проверка результатов

- выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения

- постановка цели урока.

Пример № 7. Приём «7 W», или «7 уточняющих вопросов»

Данный приём помогает максимально осмыслить причины возникновения желания достичь определённого результата (после постановки цели).

Необходимо сформулировать 7 вопросов (почему, зачем, для чего, по какой причине…), направленных на уточнение необходимости достигать того или иного результата.

Возможно использование и таких приёмов, как «Дерево знаний», работа по индивидуальной карте изучения темы.

Целеполагание является основой для развития таких умений, как контролировать процесс и результаты своей деятельности; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; адекватно воспринимать оценки и отметки и т.д. Но все эти умения относятся и к умению проводить рефлексию.

Слово РЕФЛЕКСИЯ происходит от латинского reflexio - обращение назад.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Таким образом, цель рефлексии - вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности (ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п.).

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния

  2. рефлексия деятельности

  3. рефлексия содержания учебного материала

Важные аспекты организации рефлексивной деятельности учащихся - ограниченность во времени. Техники эмоционального состояния должны быть краткими, лаконичными, быстро проводимыми, ненавязчивыми.


  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Пример № 1. Фотосъёмка.

Описание: Представьте, что сегодня весь урок снимал фотограф. Но, увы, из-за неумелости фотографа плёнка засветилась. Давайте попробуем восстановить каждый кадр этой плёнки. «Восстанавливаются»:

а) самые яркие, эмоциональные кадры;

б) кадры, которые получились «не очень»!

Пример № 2. Если бы я был волшебником.

Описание: Если бы Вы были волшебником, то сегодня …….

  • похвалили...

  • добавили…

  • исправили…

  • убрали…

Пример № 3. Мишень настроения

«Хорошо» в 10 окружности.

Задание: учащиеся отмечают на мишени степень усвоения материала или своё настроение и т.д.


  1. Рефлексия деятельности и содержания урока

С целью «обращения назад» в конце урока (раздела) необходимо ещё раз обратиться к цели и проанализировать степень её достижения, на основе чего возможна постановка цели на следующий урок в зависимости от степени достижения данной.

Я провожу рефлексию деятельности и содержания урока (по степени достижения цели), продолжая работу с используемым в начале урока приёмом целеполагания.

Но в практике применяются и такие приёмы, как:

Пример №1. Анкета с выбором ответа


1. На уроке я работал

активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен /не доволен

3. Урок для меня показался

коротким/длинным

4. За урок я

не устал/устал

5. Моё настроение

стало лучше/стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен/не понятен; интересен/скучен

7. Домашнее задание мне кажется

лёгким/трудным

Пример № 2. «Пять причин»

Найти пять причин, почему мне это нужно?

Где это может применяться?

Приме № 3. Телеграмма

Каждому предлагается заполнить бланк телеграммы, получив при этом следующую инструкцию: «Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше?

Напишите, пожалуйста, об этом короткое послание - телеграмму из 11 слов.

Пример № 4. Рюкзак

Я научился…………………………..

Я разобрался…………………………..

Я наконец-то……………………

С этой минуты, я буду………………

Самое важное - это……………………….

Этот урок для меня…………………

Сегодня я сделал открытие, что…………………

Не менее интересны для ребят и менее затратны во времени такие приёмы, как: «Гора успеха» («Лестница успеха»), «Барометр», «Всё у меня в руках».

Нельзя забывать, что ученик на уроке должен оценивать не только себя, но и работу коллектива. Особенно это касается тех занятий, где используются групповые методы работы.

Пример№ 1.

Работая в группе, вы общались. Как это влияло на результат?

  • работа стала более эффективной;

  • это тормозило процесс;

  • в работе мы допускали неточности;

  • не позволило задействовать ресурсы всех участников группы.

Пример №2. Рынок мнений (применяется мною при рефлексии работы над длительными проектами)

Проводится с целью рассмотрения важнейших результатов работы малых групп. Каждая малая группа записывает важнейший итог своей работы в верхней части плаката. Важно, чтобы это был только один итог (одно положение).

Плакаты всех групп вывешиваются на доске. Возле каждого плаката находится один член малой группы, отвечающий на вопросы и дающий необходимые разъяснения.

Всем участникам предоставляется 30 минут для ознакомления с выставкой.

В нижней части плакатов записываются дополнения, контраргументы, вопросы, отзывы. Представители групп возле плакатов должны сменяться, чтобы все участники получили возможность принять участие в работе.

При необходимости малая группа затем собирается и обсуждает собранные в виде записей на плакатах мнения зрителей о своей работе.

Пример № 3. «Командная работа»

Методический материал Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока





Используемая литература:


  1. Алексеева Е.С., Антонова И.Н., Галковская И.В., Новикова Т.С., Светенко Т.В. и др. Методический конструктор для развития предприимчивого мышления и поведения//Фонд «Новая Евразия», Печатный Двор «Стерх». Псков. - 2013 г.


© 2010-2022