- Преподавателю
- Другое
- Семинарского занятия по предмету: «Здоровый ребёнок»
Семинарского занятия по предмету: «Здоровый ребёнок»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Голоскокова В.С. |
Дата | 30.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГОУ «КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рассмотрено на заседании
ЦМК Специальных дисциплин № 3
Протокол № ____
от «___»__________200__ г.
Председатель ЦМК_______________
Васильева З.А.
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной
работе _______________
Л.А. Назарова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
семинарского занятия по предмету: «Здоровый ребёнок»
Тема: «Питание детей первого года жизни.
АФО органов пищеварения»
Подготовила преподаватель:
Голоскокова В.С.
2010 г.
Технологическая карта семинарского занятия
«Питание детей первого года жизни.
АФО органов пищеварения»
Цели:
-
Выявить усвояемость материала, уровень знаний по данной теме.
-
Научить логически мыслить и проследить межпредметные связи педиатрии с другими дисциплинами.
-
научить студентов слушать и оценивать ответы товарищей.
Время проведения - 80 мин.
Место проведения - колледж
Оснащение
-
вопросы фронтального опроса
-
вопросы индивидуального опроса
-
ролевая игра «Перекорм, недокорм ребёнка»
-
претесты и тесты;
-
ролевая игра «Режим питания кормящей матери»
-
ситуационные задачи.
Хронологическая карта занятия
-
Организационный момент - 2 мин.
-
Мотивация - 2 мин.
-
Фронтальный опрос - 20 мин.
-
Индивидуальный опрос - 20 мин.
-
Ролевая игра «Перекорм, недокорм ребёнка».
-
Решение ситуационных задач - 20 мин.
-
Ролевая игра «Питание кормящей матери» - 10 мин.
-
Подведение итогов - 4 мин.
-
Домашнее задание - 2 мин.
Перечислите правила введения прикормов.
Эталон ответа:
-
До кормления грудью или смесью (кроме сока и фруктового пюре).
-
На всех видах вскармливания.
-
Начинаем с малых доз.
-
Постепенно увеличиваем.
-
Доводим до нужного объёма в течение 2-х недель.
-
Нельзя вводить два прикорма одновременно.
-
Следующий вид прикорма вводим через недели после того, как ребенок привык к предыдущему.
-
Даём с ложки или из чашки.
-
Хорошо измельчаем.
-
Прикормы готовят непосредственно перед кормлением с соблюдением гигиенических правил.
Ролевая игра «Недокорм, перекорм»
Симптомы
Перекорм
Недокорм
Поведение
Ребёнок беспокойный, метеоризм, нарушения сна, стучит ножками.
Беспокойный, капризный, эмоциональный, тонус снижен.
Цвет кожных покровов
Розовый
Бледно-серый
Масса тела
Прибавляет в весе хорошо
Стоит в весе или отстаёт
Характер стула
Частый, иногда жидкий
«Голодные» запоры, стул сухой, колековатый
Мочеиспускание
Частое - полиурия
Редкое - олигурия
Жажда
После кормления воду не пьёт
Пьёт жадно, охотно
Фронтальный опрос
-
Всё лучшее в человеке от…..? (Лучей солнца и молока матери)
-
Что такое лактация?
-
Как называется отделяемое из молочной железы в первые дни после родов?
-
Первое прикладывание к груди. Правила прикладывания.
-
Частота кормления грудью на первом году жизни. Подготовка молочной железы.
-
Прикорм - определение, задачи, цели.
-
Правила введения прикорма.
-
Виды вскармливания.
-
Виды смесей.
-
Противопоказания для кормления:
а) грудью со стороны матери
б) со стороны ребёнка
-
АФО органов пищеварения:
а) фазы сосания
б) факторы, способствующие сосанию
-
Микрофлора кишечника в зависимости от вида вскармливания.
-
Меконий, его характеристика.
Задача № 1
Ребенку 5 мес. Вскармливание естественное. Получает сок и фруктовое пюре. Родился с массой 3200, рост 52 см.
Мать обратилась за советом в поликлинику, не пора ли его прикармливать, хотя у матери достаточное количество молока.
-
Режим кормлений. 1
-
Объем пищи в сутки и на одно кормление.
3.Какой прикорм необходимо ввести? Зачем?
-
Как правильно его приготовить?
-
Научите мать правильному введению прикорма.
Задача № 2
Ребёнку 1,5 мес., масса 3700. Родился с массой 3200.
Мать обратилась к медсестре, т.к. ее ребенок стал беспокойным, реже мочится. Мать кормит ребенка 7 раз в день, обеспокоена тем, что у нее мало молока и не знает, что делать.
Решить:
1. Достаточно ли ребёнок прибавляет в весе?
2. Достаточно ли у матери молока (при контрольном кормлении ребенок высосал 60 г. в груди молока не осталось)?
3. Как накормить ребенка?
4. Составите меню на один день.
Задача №3
На приеме в поликлинике. Ребенку 2 мес. Вес при рождении 3 кг. За первый месяц прибавил 600 г, за 2-ой месяц - 400г. На естественном вскармливании.
Жалобы: мать считает, что у нее мало молока, т.к. беспокоится после кормления, стул через сутки, а раньше был 2 раза в день.
-
Тактика медсестры.
-
Назовите состояние матери.
-
Дайте рекомендации матери по диете, питьевому режиму и режиму дня.
-
Назначьте дополнительное питание ребёнку и объясните матери, как его давать.
Задача 4
На патронаже. Ребенку 2 недели. Родился с массой 3100, длиной 50 см. Сейчас масса 3400, Мать обеспокоена тем, что у нее мало молока. Дома имеются детские весы. На контрольных кормлениях ребенок высасывает 90 мл, 80 мл, 85 мл. Кормят ребенка 8 раз в сутки.
Рассчитать:
1.Какую массу должен иметь ребенок?
2. Объём пищи в сутки и на одно кормление?
3. Нуждается ли ребенок в докорме?
4. Составьте диету на один день.
5. Научите мать профилактике гипогалактии.
Задача №5
Ребенок родился с массой 3500, рост 50 см, закричал не cpaзу. Оценка по Апгар 4-5 баллов.
Как должен вскармливаться ребенок после рождения?
1. Сроки прикладывания к груди после рождения?
2. Когда нельзя прикладывать ребенка к груди?
3. Какой должен быть объем пищи в сутки у новорожденного ребёнка в возрасте 2-х дней при кормлении сцеженным молоком?
Как правильно давать ребенку сцеженное молоко?
Задача 6
На патронаже. Ребенку 6,5 мес. Весит 7500. На естественном вскармливании и еще получает сок, фруктовое пюре, овощное пюре. Родился с массой 3200.
Мать хочет дать ребенку кашу, но не знает, как правильно это сделать. Кормит ребенка 5 раз и сутки.
Решить:
1. Достаточно ли ребенок весит?
2. Какой объем пищи должен получать ребенок и сутки и на одно кормление?
3. Какую дать кашу и как правильно ее приготовить?
4. В какое кормление и как правильно вводить кашу ребёнку?
Задача № 7
Вы - участковая медсестра. На первичном патронаже у новорожденного.
Мать спрашивает; "Все ли я могу есть? Чем питаться лучше всего? Что из продуктов следует исключить из рациона?
1. Сестринские диагнозы.
2. Составьте план беседы с матерью.
Задача № 8
Вы - участковая медсестра. На первичном патронаже у новорожденного. Матери 18 лет.
Жалобы матери: "Я не знаю, правильно ли я прикладываю к груди ребенка и как долго и часто нужно его кормить? Что делать, если плачет ночью?"
1. Сестринские диагнозы.
2. Составьте план сестринского вмешательства.
Задача № 9
Вы - участковая медсестра.
На профилактическом приеме. Ребенку З мес.
Мать сообщает: «Я слышала, что с 5 мес, ребенку можно давать овощное пюре, но не знаю, как правильно это сделать ? Молока у меня достаточно».
-
Сестринские диагнозы.
-
Составьте план сестринского вмешательства.
Задача №10
На профилактическом приеме. Ребенку 6 мес.
Мать спрашивает: "Я кормлю ребенка только грудным молоком. Нужно ли что-нибудь еще давать? Молока достаточно, прибавляет в весе очень хорошо''.
-
Сестринские диагнозы,
-
Составьте план сестринского вмешательства.
Противопоказания к кормлению ребёнка грудью
Абсолютными противопоказаниями к первому прикладыванию к груди новорожденного является:
-
тяжелые заболевания новорожденного (асфиксия, родовые травмы, сепсис др.),
-
глубокая недоношенность (отсутствие сосательного и глотательного рефлексов;
Со стороны матери:
-
тяжелые экстрагенитальные заболевания матери:
а) заболевания почек с почечной недостаточностью,
б) врожденные и приобретенные пороки сердца.
в) тяжелые формы болезни крови и злокачественные опухоли,
г) острые психические заболевания,
д) тяжелое течение родов (кесарево сечение, ручное отделение плаценты,
большая кровопотеря).
В других случаях вопрос решается индивидуально с учетом состояния здоровья матери и интересов ребёнка.
При тяжелой фенилкетонурии, болезни кленового сиропа и других обменных заболеваниях вопросов о кормление грудью решается индивидуально.
Определение гипогалактии. Гипогалактия материи - это пониженная секреторная способность желез, различают: раннюю (до 10 дней) и позднюю, первичную и вторичную.
Первичная гипогалактия развивается на фоне общей инфантильности матери, связана с эндокринной патологией и плохо поддается лечению, встречается у 1-2% женщин. Вторичная гипогалактия развивается в результате неправильной техники кормления (беспорядочное кормление, недостаточное опорожнение молочных желез, нерациональный образ жизни, недостаточное питание, стрессы, переутомление, заболевания). Вторичная гипогалактия чаще временное состояние, при своеобразном лечении восстанавливается лактация, в то время как при первичной гипогалактии необходимо своевременно назначить докорм.
Профилактика вторичной гипогалактии:
-
создать доминанты естественного вскармливания:
подготовленный период - установка на кормление грудью начинается задолго до лактации с раннего детства будущей мамы:-
будущую маму должны кормить грудью, существует даже термин «безмамная мама» - если мать не кормит девочку грудью, то и девочка когда вырастает может иметь проблемы с лактацией;
-
игра в дочки матери;
-
занятие в школе молодых матерей и отцов - иатрогенное воздействие, настрой медработников и членов семьи на кормление грудью, вера врача, что молоко придет;
-
создание групп поддержки;
-
рекомендовать женщине переждать «лактационный кризис»;
-
раннее прикладывание к груди в родильном зале;
-
ж) первое прикладывание к груди под контролем медработников;
-
запрещение использование долактационного кормления в родильном доме (искусственные смеси, вода);
-
запрещение использования имитаторов груди (соски, пустышки, бутылочки), рекламы детских молочных смесей;
-
широкое пеленание с первых дней жизни;
-
свободное вскармливание ребёнка днем не менее 10-12 раз, ночью не менее2-3 раз;
-
использование палат совместного пребывания матери и ребенка. Для улучшения лактации можно использовать различные средства, но учитывать, что эти средства не являются основными:
-
нормализация и коррекция режима дня и питания кормящей;
-
устранение причин;
-
массаж молочных желез за 20 мин. до кормления;
-
физиотерапевтическое лечение, УФО, УВЧ, УЗ;
-
медикаментозные методы по схеме (апилак, глютаминовая кислота, никотиновая кислота, гендевит, гидрализация сухих пивных дрожжей, отвар крапивы).
-
-
Самой лучшей пищей для маленького ребёнка является материнское молоко. Оно является идеальным продуктом питания и удивительным образом приспособлено к особенностям пищеварения и обмену веществ грудного ребёнка.
Преимущества грудного молока.
-
Молоко содержит все питательные вещества, необходимые ребёнку: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества.
-
Они хорошо усваиваются и эффективно используются детским организмом.
Белки: в женском молоке белка в три раза меньше, чем в коровьем, однако этот белок является очень ценным. Он представлен, в основном, альбуминном, а в коровьем молоке в основном белок казеин, который ребёнку трудно переварить, а альбумин легко переваривается и полностью усваивается ребёнком. (И ещё: для животных нужно больше белка, т.к. они растут быстрее, чес люди и почкам ребёнка трудно справиться с выведением большого количества продуктов распада белка молока животных)
Жиры: количество жиров в женском и коровьем молоке примерно одинаково, но они отличаются по качественному составу. В женском молоке больше ненасыщенных жирных кислот, которые необходимы для развития головного мозга, глаз и кровеносных сосудов ребёнка. Жир грудного молока полостью усваивается, т.к. содержит специальный фермент - липазу.
Углеводы: молоко содержит молочный сахар - лактозу. В женском молоке лактозы в два раза больше, значит, ребёнок больше получает энергии.
Витамины: в женском молоке содержится больше необходимых витаминов, особенно витамин А и С. Витамин А нужен для правильного развития головного мозга и глаз.
Минеральные вещества: содержание минеральных веществ в женском молоке ниже, чем в коровьем, но зато они полностью усваиваются, т.к. находятся в легко усваиваемой форме.
3. Женское молоко защищает ребенка от инфекции.
Грудное молоко - это не просто пища, защищающая ребёнка от инфекций. Грудное молоко содержит антитела против возбудителей инфекций, которые. Мать перенесла в прошлом.
Грудное молоко содержит лейкоциты и вещество лизоцим, который убивает микробы. Когда мать заболевает, её организм начинает вырабатывать антитела против микробов, они попадают в грудное молоко и защищают ребёнка от инфекции.
И наконец : грудное молоко предназначено для человека, а коровье -для коров. В женском молоке содержится аминокислота - таурин - которая способствует развитию интеллекта ребёнка. В коровьем молоке таурина нет.
Тестовый контроль
Вариант II
-
Верно/неверно. При грудном вскармливании дети болеют:
а) чаще
б) реже
-
Суточное количество молока ребёнку 3 мес. составляет:
а) 1/6 от массы тела
б) 1/7 от массы тела
в) 1/5 от массы тела
г) 1/4 от массы тела
-
Если у матери не хватает молока, то ребёнка 3-х мес. можно докормить:
а) овощным пюре
б) 5% манной кашей
в) цельным молоком
г) соком
-
Фруктовый сок ребёнку на естественном вскармливании вводят с:
а) 3 мес.
б) 1 мес.
в) 4 мес.
г) 6 мес.
-
Ребёнку 8 мес. вводят корригирующую добавку:
а) овощное пюре
б) мясо
в) творог
г) яичный желток
-
Медсестра посоветует вводить сок с:
а) 20 г
б) 30 г
в) 5-6 капель
г) 4-5 ч. ложки
-
Второй прикорм с целью перевода на общий стол вводят с:
а) 4 мес.
б) 5 мес.
в) 6 мес.
г) 8 мес.
-
Ребёнку грудного возраста можно давать мясо _____________________.
-
Овощное пюре начинают давать с:
а) 3 мес.
б) 4 мес.
в) 5 мес.
г) 6 мес.
-
Ребёнка нельзя отнимать от груди:
а) если у матери достаточно молока
б) если ребёнок беспокойный
в) в жаркое время года
г) если ребёнок идёт в ясли
Тестовый контроль
Вариант I
-
Верно/неверно. В женском молоке содержатся антитела.
-
Суточное количество молока ребёнку 1 мес. составляет:
а) 1/6 от массы тела
б) ¼ от массы тела
в) 1/5 от массы тела
г) 1/7 от массы тела
-
Если у матери не хватает молока, то ребёнка 2-х мес. возраста медсестра посоветует докормить:
а) 5% кашей
б) соком
в) цельным молоком
г) адаптированной смесью
-
Фруктовое пюре ребёнку на естественном вскармливании вводят:
а) 3 мес.
б) 4,5 мес.
в) 5 мес.
г) 4 мес.
-
Ребёнку 6 мес. вводят корригирующую добавку:
а) мясо
б) творог
в) цельное молоко
г) кефир
-
Медсестра порекомендует вводить фруктовые соки с:
а) яблочного
б) земляничного
в) черносмородинового
г) томатного
-
Первый прикорм с целью перевода на общий стол вводят с:
а) 4 мес.
б) 5 мес.
в) 6 мес.
г) 8 мес.
-
Ребёнку лучше давать каши ________________.
-
Молочную кашу начинают давать с:
а) 3 мес.
б) 6 мес.
в) 8 мес.
г) 1 год
-
Ребёнка можно отнимать от груди в:
а) 6 мес.
б) 8 мес.
в) 1 год
г) 2 года
Эталон ответов
Вариант 1 Вариант 2
1. да 1. б
2. в 2. а
3. г 3. в
4. б 4. в
5. б 5. б
6. а 6. в
7. б 7. в
8. овсяную и гречневую 8. говядину и свинину нежирную
9. б 9. в
10.г 10. в, г (а, б)
Грудное вскармливание - фундамент здоровья человека
Родила царица в ночь
Замечательную дочь.
Няньки сразу набежали
И советы все давали:
Как кормить и чем кормить,
Как младенцу угодить.
Много смесей есть различных:
И заморских и столичных,
Можно ими без труда
Накормить дитя всегда.
Мать советам не вняла -
Сразу грудь свою дала;
Чтобы дочь росла здоровой,
От инфекций защищённой,
Нужно только лишь одно -
Давать грудное молоко.
Ведь оно содержит воду,
Витамины, углеводы,
Белки, жиры и минералы -
Чего смесям не хватало.
К тому же грудное молоко
Надёжно защитить должно
От инфекций и простуды,
Аллергического зуда.
А от матери оно
Несёт надёжность и тепло.
Мать-царица понимала
Это с самого начала.
Дочь росла на радость ей
С каждым днём всё красивей.
И царь на радости большой
Издаёт указ такой:
Детей грудью лишь кормить,
Смеси напрочь запретить,
Чтоб народ здоровым был,
Царству пользу приносил.
Сказка ложь, да в ней
Намёк -
Красным девицам -
Урок.
Схема введения прикорма детям
первого года жизни
Наименование продуктов и блюд
(г, мл)
Возраст, месяц
4-6
7
8
9-12
Фруктовый сок
5-60
70
80
90-100
Фруктовое пюре
5-60
70
80
90-100
Овощное пюре
10-150
170
180
90-100
Молочная каша
10-150
170
180
90-100
Творог
10-40
40
40
50
Желток, шт.
0,25
0,5
0,5
Мясное пюре
5-30
30
50
60-70
Рыбное пюре
5-30
30-60
Кефир и другие кисломолочные продукты
200
200
Сухари, печенье
3-5
5
10-15
Растительное масло
1-3
5
5
6
Сливочное масло
1-4
4
5
6
Хлеб пшеничный
5
10
Вопросы для самоподготовки
студентов к семинару
«Питание детей первого года жизни»
-
АФО органов пищеварения:
а) строение полости рта
б) фазы сосания
в) факторы, способствующие сосанию
г) объём желудка новорожденного
д) аэрофягия, профилактика
-
Микрофлора кишечника при различных видах вскармливания, её функции.
-
Виды вскармливания, понятие о лактации.
-
Преимущества грудного вскармливания.
-
Положения ребёнка при вскармливании грудью, правила прикладывания к груди.
-
Прикорм, правила его введения.
-
Виды смесей.
-
Докорм, правила введения.
-
Отнятие от груди.
Ролевая игра «Питание кормящей матери»
Действующие лица:
1. Молодая кормящая мать
2. Продавцы
3. Медсестра-инструктор кормящих матерей
1. Мать (к народу)
Я хочу купить продуктов -
Всяких фруктов-овощей.
3. Медсестра-инструктор (к народу)
Помогу ей я - инструктор
для кормящих матерей.
2. Продавец лука
Репчатый ядреный лук -
Человеку первый друг!
А ещё хорош дружок -
Острый розовый чеснок!
1. Мать
Лучку с чесночком я, конечно, куплю:
Лучок с чесночком я безумно люблю!
3. Медсестра-инструктор
А бедный ребёночек грудь,
Ведь луковый запах его отпугнёт.
Чтоб вкусным твоё молоко показалось,
Пахучих продуктов ешь самую малость.
2. Продавец сыра
В вашем доме будет мир,
Если вы едите сыр!
2. Продавец масла
Чтоб любовь у вас не гасла.
Ешьте сливочное масло!
1. Мать
А масло и сыр для меня не вредны?
3. Медсестра-инструктор
Напротив: они тебе очень нужны.
И масло купи ты не только коровье:
В растительном тоже немало здоровья.
2. Продавец шоколада
Покупайте шоколад:
В нем калории кишат!
1. Мать
Конечно, куплю: он усталость снимает
И жизненный тонус весьма повышает.
3. Медсестра-инструктор
Ещё аллергию порой вызывает
И красною сыпью детей покрывает.
Хоть сладкое очень приятно для женщин,
Но сладостей есть тебе надо поменьше:
Любовь матерей к пастиле и конфетам
Их маленьким детям грозит диабетом.
2. Продавец творога
Посмотрите: это творог!
Он вкусён, и недорог!
1. Мать
А здесь мне каких опасаться болезней?
3. Медсестра-инструктор
Смелей покупай: нет продукта полезней!
1. Мать
Быть может, нельзя его есть слишком часто?
3. Медсестра-инструктор
Съедай его в день граммов сто-полтораста.
2. Продавец кофе
Кофе в банках, кофе в зёрнах,
Кофе красный, кофе чёрный!
Выбирайте, что вкусней,
Налетайте поскорей!
1. Мать
Люблю я в утра кофеечку хлебнуть….
3. Медсестра-инструктор
Об этом напитке на время забудь:
Ребёнок тебя своим криком замучит -
От кофе у деток животики пучит.
2. Продавец молока
Будет жить тебе легко,
Если купишь молоко!
1. Мать
Уж это, надеюсь, мне можно купить!
3. Медсестра-инструктор
Ты в сутки по литру должна его пить.
А если не нравится вкус молока -
Кефира купи, варенца и «снежка».
2. Продавец фруктов
Коль нужны вам витамины -
Покупайте апельсины!
1. Мать
Куплю-ка подгнивших - за четверть цены.
Сейчас витамины мне очень нужны!
3. Медсестра-инструктор
Во фруктах гнилых, в том числе апельсинах,
Содержатся вредные микотоксины.
Но фрукты купи - только лучше другие,
Ведь цитрус обычно - отец аллергии.
Теперь овощей не забудь нахватать
Их в день полкило ты должна уминать.
2. Продавец колбасы
Чтоб ярче стали глазки,
Съешь азаровской колбаски!
1. Мать
Я вижу колбаску! Какая удача!
Батончик куплю, холодильнике спрячу -
Сама наверну, когда муж мой уснёт…
3. Медсестра-инструктор
Младенец твой рёвом тебя изведёт:
Излишества недопустимы для мам.
Себя ограничивай: в день - двести грамм.
И знай: не всегда натуральны колбасы,
Поэтому рыбки купи или мяса.
2. Продавец водки
Ищешь счастья? Вот оно:
Пиво, водка и вино!
1. Мать
Да, любим мы с мужем хватить по рюмашке…
3. Медсестра-инструктор
Оставь алкогольные эти замашки:
Хоть рюмка-другая не кажется лихом,
Но может ребёночек вырасти психом.
Ещё постарайся пока не курить:
Невинных детей негуманно травить.
2. Продавец-аптекарь
Не страшна вам с сальмонеллой колбаса,
Если пьёте вы продукцию UPSA!
1. Мать
Лекарств я бы много себе накупила…
3. Медсестра-инструктор
Ты хочешь, чтоб вырос ребёнок дебилом?
Да разве ты медик - и ведаешь точно
Воздействие всяких эффектов побочных?
1. Мать
А если живот вдруг раздулся, как мяч?
3. Медсестра-инструктор
Лекарство безвредное выпишет врач.
2. Продавец подкормки
На здоровье детворе -
Соки, кашки и пюре!
1. Мать
Куплю я, конечно, Младенец в тоске:
не хочет он жить на одном молоке!
3. Медсестра-инструктор
А сколько ребёночку?
1. Мать
Месяц всего.
3. Медсестра-инструктор
Не нужно тогда покупать ничего,
Ведь если лактация матери в норме -
Младенец не станет нуждаться в прикорме.
Начнёшь ты подкормку ему покупать,
Как стукнет ребёночку месяцев пять.
1. Мать
А вдруг без прикорма он вырастет хилым?
3. Медсестра-инструктор
В твоём молоке есть достаточно силы.
Тебе ничего не придется бояться,
Коль правильно будешь сама ты питаться.
Ну ладно, кончаем трепать языком:
Ребёнка пора накормить молоком.
Он, бедный, давно уж от голода плачет,
А мать его тут о продуктах судачит.
Хватай свои сумки… Ох, тяжесть какая!
Как ты их дотащишь до дома - не знаю…
И впредь в магазины не суйся одна:
От мужа-то польза быть тоже должна!