Методические разработки Родительских собраний «СЕМЬЯ БЕЗ ТАБАКА»

7 класс ТЕМА 1:  ВАШИ ДЕТИ ПОВЗРОСЛЕЛИ   В ходе собрания родители смогут: Обсудить возрастные изменения  подростков 13-14 лет, растущую потребность в самостоятельности, мотивы поведения, которые могут повлиять на формирование аддиктивного поведения;  Выработать линию поведения, учитывая возрастные особенности подростков.   Структура собрания   Этапы Формы и методы Время Ожидаемые результаты 1 этап Мотивация Вводное слово педагога. Работа с «Памяткой для родителей» 5 мин. У родителей возникает интерес к обсуждаемой проблеме, осознание перемен, происходящих с их детьми.   2 этап Обсуждение основной проблемы Свободная дискуссия. Работа в группах.   10 мин. Родители смогут аргументировать свою точку зрения по проблеме. 3 этап Подведение итогов Коллективное обсуждение. 5 мин. Родители самостоятельно формулируют выводы по занятию. Ознакомившись с ответами своих детей, родители смогут изменить свои взгляды на взаимоотношения с ними.       ХОД СОБРАНИЯ   1 этап.   Вступительное слово педагога. Дети растут и постоянно меняются. Внешне они еще могут вести себя легкомысленно, неуравновешенно, их интересы и увлечения неустойчивы. Однако это то, что мы видим, а где-то очень глубоко, в тайниках души идет таинственная работа взросления. Она связана не с изменениями в обстоятельствах жизни ребенка, а с изменениями в нем самом. Задание. Педагог предлагает родителям проанализировать свое отношение к подростку сегодняшнему, найти в свое...  Раздаточный материал   ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Особенности возрастной психологии для подростков и юношей» Положительные изменения, происходящие с подростком: Проявление чувства взрослости; Рост самосознания, самооценки, саморегуляции; Повышенное внимание к своей внешности (рост, фигура, лицо, одежда); Проявление самостоятельности в приобретении знаний и навыков; Появление познавательной мотивации; Желание быть не хуже, а лучше других. Негативные изменения, происходящие с подростком: Ранимая неу... Раздаточный материал   Подростки вправе (не вправе) обсуждать действия и решения взрослых; Подростки могут (не могут) принимать участие в обсуждении семейных проблем; С подростками можно (нельзя) обсуждать все, даже самые острые проблемы; Самостоятельность подростков должна (не должна) быть ограничена; Подростков можно (нельзя) делать арбитрами взаимоотношений родителей; Подросткам можно (нельзя) предоставлять свободу выбора; Родители могут (не могут) стать друзьями своих детей. Обсуждение,  после того, как родители подчеркнут то, что считают правильным. 3 этап.          Раздать родителям листочки с данным текстом, заполненные их детьми и обсудить, что явилось для них неожиданностью, а в чем их мнения совпали.           Несомненно, что ответы подростков, их позиция будут интересны и полезны взрослым. Ознакомившись с этими ответами, родители смогут изменить свои взгляды на взаимоотношения с детьми и придти к выводу, что воспитание требует не только терпения, но и специа... Этапы Формы и методы Время Ожидаемые результаты 1 этап Мотивация Вводное слово педагога. 5 мин. У родителей должно появиться желание обсудить заданную тему.   2 этап Обсуждение основной проблемы Индивидуальная работа с анкетой. Работа в группах.   10 мин. Родители смогут проанализи-ровать: нужно ли что-то менять в общении с подростком и как это лучше сделать.   3 этап Подведение итогов Рефлексия «Закончи фразу» 5 мин. Родители самостоятельно формулируют выводы по занятию.         ХОД СОБРАНИЯ   1 этап.   Вступительное слово педагога. Развитие взрослости, самостоятельности протекает у подростков по-разному. Это зависит от того, на какие образцы он ориентируется, приобретая черты взрослого человека. Равнение на те или иные образцы во многом определяют и содержание складывающейся личности. У многих подростков, стремление к взрослости выражается, прежде всего, в том, чтобы выглядеть взрослым, как в собственных глазах, так и в глазах окружающих.  А так как для подростк... Раздаточный материал А н к е т а ·       Советуется ли с вами подросток по поводу того, что ему надеть? ·       В разговоре с вами употребляет ли школьные словечки, жаргон? ·       Обсуждаете ли вы с подростком прочитанные книги, просмотренные фильмы? ·       Делится ли с вами подросток об увиденном, услышанном, прочитанном? ·       Есть ли у вас общие любимые книги, фильмы, герои, друзья? ·       Знаете ли вы, кто для вашего ребенка является образцом для подражания?       Если на каждый пункт вы смогли ответить отрицательно, нужно задуматься о том, как исправить ситуацию, как наладить общение. Только в общении вы сможете понять, чему отдает предпочтение ваш ребенок, о чем он мечтает, а поняв, научить его не казаться взрослым, а стать им.   Очень  часто подросток не находит в семье человека, который бы принимал его таким, каков он есть, не обращая внимания на промахи, не преувеличивая его неудач, интересовался его успехами, сам нуждался в его, подростке, помощ... Раздаточный материал   Как «достать» подростка? ·       Несколько раз в день напоминайте ему о том: - кто в доме старше, мудрее, опытнее и т.д.; - сколько мук и неприятностей вам доставило его рождение (воспитание); - сколько денег тратится на то, чтобы ваше чадо было красивым, умным, образованным; - каких успехов вы достигли в его возрасте; И сколько всего нового и интересного можно узнать, общаясь исключительно с примерными отличниками. ·       Покупайте ему одежду исключительно по собственном...   Если вы, дорогие взрослые, будете строго придерживаться этих правил, то наверняка «достанете» своего взрослеющего ребенка. Но не огорчайтесь потом, если он будет безвольным и несамостоятельным; уйдет от вас в какую-нибудь компанию, проникнувшись духом ненависти ко всем взрослым…   3 этап. Подведение итогов. Хотелось, чтобы вы высказали своё мнение о сегодняшнем разговоре. Продолжите фразы:   Сегодня мне стало ясно, что мои отношения с сыном (дочерью)… После этого разговора я понял, что …   Хоч... Этапы Формы и методы Время Ожидаемые результаты 1 этап Мотивация Вводное слово педагога. Работа в группах.   7 мин. У родителей должно появиться желание обсудить заданную тему.   2 этап Обсуждение основной проблемы Информация, диалог с родителями. 10 мин. Родители смогут осознать, что несмотря на то, что общение со сверстниками стоит на 1-м месте для подростков, они зачастую нуждаются в помощи близкого взрослого. 3 этап Подведение итогов Фронтальное обсуждение. 3 мин. Родители самостоятельно формулируют выводы по занятию.             ХОД СОБРАНИЯ           1 этап. Вступительное слово педагога. В современном обществе стало меняться отношение к здоровью. Среди молодежи стало модным заниматься в спортивных клубах, посещать фитнес-клубы, бегать по утрам. Много  людей понимает, что только здоровье даст им возможность реализовать себя в профессии, сделать карьеру, создать семью, иметь здоровых детей.  Здоровье является ценностью для человека. Существует наука о здоровье – валеология, которая не только пропагандирует здо... Раздаточный материал Факторы, влияющие на здоровье подрастающего поколения. Режим дня; Гиподинамия; Рациональное питание; Закаливание; Курение; Алкоголь; Употребление наркотиков, токсических веществ; Доверительные  взаимоотношения с родителями; Экологические факторы; Спорт; Стрессовые ситуации; Напряженные отношения дома, в школе, с друзьями; Хорошие взаимоотношения с друзьями, одноклассниками.         Ожидаемый результат     Факторы, положительно влияющие на здоровье подрастающего поколения: Режим дня; Рациональное питание; Закаливание; Спорт; Доверительные  взаимоотношения с родителями; Хорошие взаимоотношения с друзьями, одноклассниками.           Факторы риска: Гиподинамия; Курение; Алкоголь; Употребление наркотиков, токсических веществ; Экологические факторы; Стрессовые ситуации; Напряженные отношения дома, в школе, с друзьями;           2 этап.    Обсуждение основной проблемы.     Остановимся на одном из положительных факторов: налаженные взаимоотношения с друзьями, одноклассниками. Общение со сверстниками – большая ценность для подростка. Оно, в 13-15 лет, становится настолько притягательным и важным, что учение может отодвигаться на второй план, а возможность общения с родителями выглядит не такой уж и значимой. Подросток отдаляется от родителей, живет уже какой-то своей жизнью, неохотно рассказывает о себе, что-то скрывает, рвется из дома к товарищам. Попытки взрослых... Явные плюсы Возможные минусы К дружбе относится избирательно, ищет единомышленников, узкий круг общения его вполне устраивает; Болезненно переживает неудачи, настороженно относится к людям; Умеет быть один, не страдает от одиночества, учится думать, размышлять; Испытывает потребность в постоянной поддержке и опеке; Больше доверяет вашему мнению, прислушивается к вашим советам; Испытывает потребность в постоянной поддержке и опеке; Ему не нужен опыт, приобретенный методом проб и ошибок; Неуверен в себе.        СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ   Помогайте ребенку преодолевать трудности в общении: Способствуйте его выступлениям перед классом в школе (защита рефератов, участие в концертах, дискуссиях); Если ребенок не решается с кем-либо дружить, помогите ему записаться в интересующую его секцию, кружок; Приглашайте своих друзей с их детьми в гости; Введите в обязанности ребенка различные поручения: оплата коммунальных услуг, покупка продуктов ит.п.     ЕСЛИ У РЕБЕНКА МНОГО ДРУЗЕЙ   Явные плюсы Возможные минусы Он коммуникабелен и контактен, у него есть чувство товарищества, он предан друзьям; Связался с компанией с дурными наклонностями Он  в коллективе моделирует будущие взрослые отношения с окружающими; Теряет интерес к учебе, домашним обязанностям, семейным проблемам; Он учится оценивать достоинства и недостатки людей Вы утрачиваете контакт с ребенком и возможность влиять на него. В общении с друзьями формируется его социальная активность, деловые и партнерские качества; Все свободное время ребенок посвящает друзьям; Друзья выступают своего рода амортизатором бытовых и личных проблем; Вы чувствуете, что не в состоянии вернуть его в семью; Подростку важно иметь человека, с которым можно поделиться самым сокровенным Ваши разговоры, беседы с ребенком прекратились. Свою душу он открывает друзьям; Хорошо, что ребенка ценят и уважают сверстники; Вы начинаете потакать ребенку, лишь бы он вернулся в лоно семьи;         СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ   Признавайте право детей дружить, иметь от вас секреты; Делитесь с детьми своими проблемами, чтобы они чувствовали причастность к жизни семьи, понимали, как решаются материальные и хозяйственные вопросы; Приглашайте друзей вашего ребенка как можно чаще к себе. Будьте в курсе их отношений и увлечений, чтобы вовремя выявить, когда они приобретут нежелательный характер; Немедленно принимайте меры, если ваш подросток попал в асоциальную группу, где ребята приобщаются к к...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Методические разработки

Родительских собраний

«СЕМЬЯ БЕЗ ТАБАКА»

Педагога-психолога МБОУ СОШ № 87

Советского района

г.Ростова - на - Дону

Ильяшенко А.А.



















7 класс

ТЕМА 1: ВАШИ ДЕТИ ПОВЗРОСЛЕЛИ

В ходе собрания родители смогут:

  • Обсудить возрастные изменения подростков 13-14 лет, растущую потребность в самостоятельности, мотивы поведения, которые могут повлиять на формирование аддиктивного поведения;

  • Выработать линию поведения, учитывая возрастные особенности подростков.

Структура собрания

Этапы

Формы и методы

Время

Ожидаемые результаты

1 этап

Мотивация

Вводное слово педагога. Работа с «Памяткой для родителей»

5 мин.

У родителей возникает интерес к обсуждаемой проблеме, осознание перемен, происходящих с их детьми.

2 этап

Обсуждение основной проблемы

Свободная дискуссия.

Работа в группах.

10 мин.

Родители смогут аргументировать свою точку зрения по проблеме.

3 этап

Подведение итогов

Коллективное обсуждение.

5 мин.

Родители самостоятельно формулируют выводы по занятию. Ознакомившись с ответами своих детей, родители смогут изменить свои взгляды на взаимоотношения с ними.

ХОД СОБРАНИЯ


1 этап.

Вступительное слово педагога.

Дети растут и постоянно меняются. Внешне они еще могут вести себя легкомысленно, неуравновешенно, их интересы и увлечения неустойчивы. Однако это то, что мы видим, а где-то очень глубоко, в тайниках души идет таинственная работа взросления. Она связана не с изменениями в обстоятельствах жизни ребенка, а с изменениями в нем самом.

Задание. Педагог предлагает родителям проанализировать свое отношение к подростку сегодняшнему, найти в своем ребенке те изменения, которые указаны в памятке.

Раздаточный материал


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Особенности возрастной психологии для подростков и юношей»

Положительные изменения, происходящие с подростком:

  • Проявление чувства взрослости;

  • Рост самосознания, самооценки, саморегуляции;

  • Повышенное внимание к своей внешности (рост, фигура, лицо, одежда);

  • Проявление самостоятельности в приобретении знаний и навыков;

  • Появление познавательной мотивации;

  • Желание быть не хуже, а лучше других.

Негативные изменения, происходящие с подростком:

  • Ранимая неустойчивая психика, высокая тревожность;

  • Намеренная манипуляция взрослыми;

  • Внутренний конфликт с самим собой и окружающими;

  • Повышенное негативное отношение к учителям, родителям, взрослым;

  • Страх одиночества (мысли о суициде).

2 этап.

В ходе обсуждения делается вывод, что чувство взрослости - это стержневая особенность личности подростка. Она выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и к миру, определяет содержание его поведения в кругу близких людей, ровесников, накладывает отпечаток на весь внутренний мир ребенка. Подростка отличает совершенно особая, огромная восприимчивость к усвоению норм поведения, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых. Подросток не только протестует против тех или иных ограничений, он претендует на самостоятельность в принятии решений. Он становится все более нетерпимым к замечаниям, особенно в присутствии других людей. Это идет от обостренного чувства собственного достоинства, от осознания себя личностью, которую нельзя подавлять, уничтожать, лишать права на самостоятельность.

Подросток претендует на то, что бы быть в известной мере равноправным в отношении со взрослыми; добивается от них, чтобы они признавали это равноправие.

Осознавая себя личностью, подросток усваивает из мира взрослых различные ценности, нормы и способы поведения, т.е. делает их своими, теперь они принадлежат его сознанию, и, войдя в сознание, они превращаются в требования, которые он может предъявлять к поведению других людей, своему поведению. Самосознание - это, по выражению советского психолога Л.С.Выготского, социальное сознание, перенесенное внутрь.

Родителям раздаются листочки с вопросами.

Задание: надо подчеркнуть то, что каждый считает правильным.

Раздаточный материал


  • Подростки вправе (не вправе) обсуждать действия и решения взрослых;

  • Подростки могут (не могут) принимать участие в обсуждении семейных проблем;

  • С подростками можно (нельзя) обсуждать все, даже самые острые проблемы;

  • Самостоятельность подростков должна (не должна) быть ограничена;

  • Подростков можно (нельзя) делать арбитрами взаимоотношений родителей;

  • Подросткам можно (нельзя) предоставлять свободу выбора;

Родители могут (не могут) стать друзьями своих детей.

Обсуждение, после того, как родители подчеркнут то, что считают правильным.

3 этап.

Раздать родителям листочки с данным текстом, заполненные их детьми и обсудить, что явилось для них неожиданностью, а в чем их мнения совпали.

Несомненно, что ответы подростков, их позиция будут интересны и полезны взрослым. Ознакомившись с этими ответами, родители смогут изменить свои взгляды на взаимоотношения с детьми и придти к выводу, что воспитание требует не только терпения, но и специальных знаний.


ТЕМА 2: Брать пример с кого?

В ходе собрания родители смогут:


  • Обсудить, что такое «казаться взрослым» и «быть взрослым»;

  • Проанализировать своё поведение с подростком;

Структура собрания

Этапы

Формы и методы

Время

Ожидаемые результаты

1 этап

Мотивация

Вводное слово педагога.

5 мин.

У родителей должно появиться желание обсудить заданную тему.

2 этап

Обсуждение основной проблемы

Индивидуальная работа с анкетой.

Работа в группах.

10 мин.

Родители смогут проанализи-ровать: нужно ли что-то менять в общении с подростком и как это лучше сделать.

3 этап

Подведение итогов

Рефлексия «Закончи фразу»

5 мин.

Родители самостоятельно формулируют выводы по занятию.


ХОД СОБРАНИЯ


1 этап.

Вступительное слово педагога.

Развитие взрослости, самостоятельности протекает у подростков по-разному. Это зависит от того, на какие образцы он ориентируется, приобретая черты взрослого человека. Равнение на те или иные образцы во многом определяют и содержание складывающейся личности.

У многих подростков, стремление к взрослости выражается, прежде всего, в том, чтобы выглядеть взрослым, как в собственных глазах, так и в глазах окружающих. А так как для подростка более очевидны внешние черты облика и поведение взрослого человека, то ему легче их воспроизводить. Эти внешние черты связаны для подростка с представлением о правах, привилегиях. Подтверждение этому подростки видят и по телевидению, и на улице. А поэтому приобрести наглядные признаки мужской или женской взрослости - это для подростка способ приблизиться к миру взрослых. Этим объясняется и сигарета в руках подростка, и нецензурные слова, и бутылка пива в руках, и неуемная, кричащая косметика у девочек. Поэтому так важен пример значимых взрослых! К сожалению, то, что видят наши взрослеющие дети на улице, в кино и т.д., не может стать образцом для подражания.

2 этап.

Каждый родитель получает лист с вопросами.

Задание: ответить самому себе на следующие вопросы.

Раздаточный материал

А н к е т а

  • Советуется ли с вами подросток по поводу того, что ему надеть?

  • В разговоре с вами употребляет ли школьные словечки, жаргон?

  • Обсуждаете ли вы с подростком прочитанные книги, просмотренные фильмы?

  • Делится ли с вами подросток об увиденном, услышанном, прочитанном?

  • Есть ли у вас общие любимые книги, фильмы, герои, друзья?

  • Знаете ли вы, кто для вашего ребенка является образцом для подражания?

Если на каждый пункт вы смогли ответить отрицательно, нужно задуматься о том, как исправить ситуацию, как наладить общение. Только в общении вы сможете понять, чему отдает предпочтение ваш ребенок, о чем он мечтает, а поняв, научить его не казаться взрослым, а стать им.

Очень часто подросток не находит в семье человека, который бы принимал его таким, каков он есть, не обращая внимания на промахи, не преувеличивая его неудач, интересовался его успехами, сам нуждался в его, подростке, помощи.

Если подросток не находит среди близких такого человека, то он идет туда, где его понимают, идет к сверстникам, таким же «неустроенным», как и он.

Задание: предложить родителям ознакомиться с «Вредными советами».

Раздаточный материал

Как «достать» подростка?

  • Несколько раз в день напоминайте ему о том:

- кто в доме старше, мудрее, опытнее и т.д.;

- сколько мук и неприятностей вам доставило его рождение (воспитание);

- сколько денег тратится на то, чтобы ваше чадо было красивым, умным, образованным;

- каких успехов вы достигли в его возрасте;

И сколько всего нового и интересного можно узнать, общаясь исключительно с примерными отличниками.

  • Покупайте ему одежду исключительно по собственному усмотрению.

  • Регулярно заставляйте его чувствовать себя младше, чем он есть на самом деле.

  • Делайте замечания, поправляйте его в присутствии друзей, знакомых, посторонних людей.

  • Почаще читайте нотации и наставления, придирайтесь и ворчите.

  • Ограничьте посещение им молодежных «тусовок», дискотек и «сейшенов» - там он может проникнуться духом свободы.

Если вы, дорогие взрослые, будете строго придерживаться этих правил, то наверняка «достанете» своего взрослеющего ребенка. Но не огорчайтесь потом, если он будет безвольным и несамостоятельным; уйдет от вас в какую-нибудь компанию, проникнувшись духом ненависти ко всем взрослым…

3 этап.

Подведение итогов.

Хотелось, чтобы вы высказали своё мнение о сегодняшнем разговоре. Продолжите фразы:

Сегодня мне стало ясно, что мои отношения с сыном (дочерью)…

После этого разговора я понял, что …

Хочется закончить нашу встречу словами Евгения Евтушенко:

Как важно, чтобы в миг той немоты

За сильного тебя хоть кто-то принял

От широты своей душевной,

Придал тебе значенье большее, чем ТЫ!






ТЕМА 3: ЗДОРОВЬЕ И ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ.

В ходе собрания родители смогут:


  • Разобраться в том, как относиться к дружбе подростка со сверстниками, если она мешает ему учиться, отдаляет от дома;

Этапы

Формы и методы

Время

Ожидаемые результаты

1 этап

Мотивация

Вводное слово педагога.

Работа в группах.

7 мин.

У родителей должно появиться желание обсудить заданную тему.

2 этап

Обсуждение основной проблемы

Информация, диалог с родителями.

10 мин.

Родители смогут осознать, что несмотря на то, что общение со сверстниками стоит на 1-м месте для подростков, они зачастую нуждаются в помощи близкого взрослого.

3 этап

Подведение итогов

Фронтальное обсуждение.

3 мин.

Родители самостоятельно формулируют выводы по занятию.




ХОД СОБРАНИЯ

1 этап.

Вступительное слово педагога.

В современном обществе стало меняться отношение к здоровью. Среди молодежи стало модным заниматься в спортивных клубах, посещать фитнес-клубы, бегать по утрам. Много людей понимает, что только здоровье даст им возможность реализовать себя в профессии, сделать карьеру, создать семью, иметь здоровых детей. Здоровье является ценностью для человека.

Существует наука о здоровье - валеология, которая не только пропагандирует здоровый образ жизни, но и целенаправленно помогает сохранить и укрепить здоровье человека.

Сохранить здоровье можно разными способами. Но главное - это культура самого человека, составной частью которой является отношение к своему здоровью и здоровью других людей.

Валеологическое отношение к себе и к другим людям формируется в результате определенного педагогического воздействия, которое надо начинать с самого раннего возраста. Педагогика здоровья относительно новое направление в валеологии. Ее основным предметом является здоровье подрастающего поколения. И здесь важно отметить, что здоровье детей, подростков, юношей и девушек в процессе их развития, созревания и взросления не только способно сохраняться или укрепляться, но определенным образом строится и перестраивается. Поэтому в рамках валеологии детства, отрочества и юности наиболее актуальной становится задача формирования здоровья. Отсюда вытекает еще один принцип валеологии - принцип формирования здоровья.

Работа проходит в 2-х группах. Родители получают раздаточный материал «Факторы, влияющие на здоровье».

Задание: группе 1: какие из перечисленных факторов положительно влияют на здоровье подрастающего поколения? Группе 2: какие из перечисленных факторов отрицательно влияют на здоровье подрастающего поколения?

Раздаточный материал

Факторы, влияющие на здоровье подрастающего поколения.

  • Режим дня;

  • Гиподинамия;

  • Рациональное питание;

  • Закаливание;

  • Курение;

  • Алкоголь;

  • Употребление наркотиков, токсических веществ;

  • Доверительные взаимоотношения с родителями;

  • Экологические факторы;

  • Спорт;

  • Стрессовые ситуации;

  • Напряженные отношения дома, в школе, с друзьями;

  • Хорошие взаимоотношения с друзьями, одноклассниками.



Ожидаемый результат

Факторы, положительно влияющие на здоровье подрастающего поколения:

  • Режим дня;

  • Рациональное питание;

  • Закаливание;

  • Спорт;

  • Доверительные взаимоотношения с родителями;

  • Хорошие взаимоотношения с друзьями, одноклассниками.


Факторы риска:

  • Гиподинамия;

  • Курение;

  • Алкоголь;

  • Употребление наркотиков, токсических веществ;

  • Экологические факторы;

  • Стрессовые ситуации;

  • Напряженные отношения дома, в школе, с друзьями;

2 этап.

Обсуждение основной проблемы.

Остановимся на одном из положительных факторов: налаженные взаимоотношения с друзьями, одноклассниками.

Общение со сверстниками - большая ценность для подростка. Оно, в 13-15 лет, становится настолько притягательным и важным, что учение может отодвигаться на второй план, а возможность общения с родителями выглядит не такой уж и значимой. Подросток отдаляется от родителей, живет уже какой-то своей жизнью, неохотно рассказывает о себе, что-то скрывает, рвется из дома к товарищам.

Попытки взрослых ограничить общение подростка с друзьями наталкиваются на его сопротивление. Часто это становится причиной конфликтов. Подросток все чаще претендует на свободу в выборе друзей. «Я знаю, с кем мне дружить, а с кем нет!» «Не вмешивайтесь в мои дела!» - дерзят подростки родителям.

Почему подросток так реагирует на вмешательство родителей? Дело в том, что он считает отношения со сверстниками - своим личным делом. И отстаивает это право. Для многих подростков дружба и ее законы приобретают первостепенное значение. И чем более неблагополучен ребенок, тем больше места в его жизни занимает дружба.

Подросток хочет быть принятым коллективом. Это становится его потребностью. Самое неприятное - когда с ним не хотят общаться, отвергают. Одиночество непереносимо для подростков. Развитие внутренней жизни рождает потребность в близком друге, с которым можно поделиться и посоветоваться, найти поддержку. Поэтому возникают особые требования к дружеским отношениям. От друга ждут откровенности, понимания, чуткости. Если этого нет, дружбу «лихорадит», она разрушается.

Подросток часто сталкивается с необходимостью решать различные нравственные проблемы, искать правильные способы поведения с товарищами. Неудачи его огорчают, но они же помогают многое понять. Подросток чувствует, что ему нужна помощь взрослого, но близкого взрослого, который понимает его. И родители не должны упустить возможность стать советчиком своего ребенка, помочь ему в выборе друзей, в решении острых конфликтных ситуациях.

Каждый родитель получает «Шпаргалку для родителей», в которой отражены положительные и отрицательные стороны разных ситуаций и даны советы родителям.

ЕСЛИ У РЕБЕНКА МАЛО ДРУЗЕЙ

Явные плюсы

Возможные минусы

К дружбе относится избирательно, ищет единомышленников, узкий круг общения его вполне устраивает;

Болезненно переживает неудачи, настороженно относится к людям;

Умеет быть один, не страдает от одиночества, учится думать, размышлять;

Испытывает потребность в постоянной поддержке и опеке;

Больше доверяет вашему мнению, прислушивается к вашим советам;

Испытывает потребность в постоянной поддержке и опеке;

Ему не нужен опыт, приобретенный методом проб и ошибок;

Неуверен в себе.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Помогайте ребенку преодолевать трудности в общении:

  • Способствуйте его выступлениям перед классом в школе (защита рефератов, участие в концертах, дискуссиях);

  • Если ребенок не решается с кем-либо дружить, помогите ему записаться в интересующую его секцию, кружок;

  • Приглашайте своих друзей с их детьми в гости;

  • Введите в обязанности ребенка различные поручения: оплата коммунальных услуг, покупка продуктов ит.п.

ЕСЛИ У РЕБЕНКА МНОГО ДРУЗЕЙ

Явные плюсы

Возможные минусы

Он коммуникабелен и контактен, у него есть чувство товарищества, он предан друзьям;

Связался с компанией с дурными наклонностями

Он в коллективе моделирует будущие взрослые отношения с окружающими;

Теряет интерес к учебе, домашним обязанностям, семейным проблемам;

Он учится оценивать достоинства и недостатки людей

Вы утрачиваете контакт с ребенком и возможность влиять на него.

В общении с друзьями формируется его социальная активность, деловые и партнерские качества;

Все свободное время ребенок посвящает друзьям;

Друзья выступают своего рода амортизатором бытовых и личных проблем;

Вы чувствуете, что не в состоянии вернуть его в семью;

Подростку важно иметь человека, с которым можно поделиться самым сокровенным

Ваши разговоры, беседы с ребенком прекратились. Свою душу он открывает друзьям;

Хорошо, что ребенка ценят и уважают сверстники;

Вы начинаете потакать ребенку, лишь бы он вернулся в лоно семьи;

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ


  • Признавайте право детей дружить, иметь от вас секреты;

  • Делитесь с детьми своими проблемами, чтобы они чувствовали причастность к жизни семьи, понимали, как решаются материальные и хозяйственные вопросы;

  • Приглашайте друзей вашего ребенка как можно чаще к себе. Будьте в курсе их отношений и увлечений, чтобы вовремя выявить, когда они приобретут нежелательный характер;

  • Немедленно принимайте меры, если ваш подросток попал в асоциальную группу, где ребята приобщаются к курению, алкоголю, наркотикам. Обращайтесь в центр диагностики и консультирования: за психологической помощью должна обратиться вся семья.

  • Проявляя последовательность, будьте готовы к тому, что вы на какой-то период можете стать врагом, «испортившим ему личную жизнь». Со временем подросток сумеет оценить вашу решительность и будет благодарен вам за это.

Родители смогут осознать, что, несмотря на то, что общение со сверстниками стоит на 1-м месте для подростков, они зачастую нуждаются в помощи близкого взрослого.

3 этап.

Подведение итогов.

Родители выбирают из памятки «Советы родителям» те советы, которые они могут применить в своей семье для налаживания взаимоотношений с подростком.



















© 2010-2022