• Преподавателю
  • Другое
  • Взаимодействие образовательного учреждения, семьи и социума в формировании и развитии этноязыковой среды

Взаимодействие образовательного учреждения, семьи и социума в формировании и развитии этноязыковой среды

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

М.И.Юркеева, С.С.Шахтина

МБОУ «СОШ с.Средний Кумор»

Кукморского муниципального района РТ

Взаимодействие образовательного учреждения, семьи и социума в формировании и развитии этноязыковой среды

Человек, не знающий истории, традиций, искусства своего народа, не способен понять и осмыслить культуру других народов, их самобытность и неповторимость. Самосовершенствование личности немыслимо без осознания своих корней, без знания заветов своих предков, их традиций.

В национальной доктрине образования Российской Федерации отмечается, что система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

Поэтому главная задача в нашей работе- создание оптимальных условий для освоения подрастающим поколением национальной культуры, духовности , обогащения его культурой народов, проживающих в нашем районе (так как район у нас многонациональный).

К сожалению, часто приходится сталкиваться с незнанием учащимися родного языка, истории и культуры своего родного народа, традиций и обычаев. Поэтому очень важно воспитать у детей чувство патриотизма, восхищение мудростью и талантом своего народа. Обеспечение этнокультурной преемственности, превращение культурного потенциала нации в достояние каждого человека необходимо потому, что без освоения опыта, накопленного столетиями, не может быть успешной подготовки нового поколения к созидательной, подлинно гуманистической деятельности.

Многогранная деятельность нашего образовательного учреждения направлена на обновление содержания образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов удмуртского народа и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы.

  • Внеклассные мероприятия предоставляют большие возможности для воспитания этнокультуры. Потому что именно народ, обычаи, традиции, его уникальная и неповторимая культура являются верным наставником в воспитании подрастающего поколения. Именно в этом народ отражает свои взгляды на мир, на жизнь, и постигает веками собранную устным творчеством мудрость.

С целью организации досуга старшеклассников удмуртских школ района на базе МБОУ «СОШ с. Средний Кумор» (школа была инициатором) была организована встреча. Идея создания подобного мероприятия связана с попыткой возрождения, изучения и сохранения удмуртской традиционной народной культуры. По замыслу организатора встреча должна была стать экспериментальной площадкой возрождения традиции праздников народного календаря.

На встрече удмуртских школ района, где каждая школа показала презентацию о своей деятельности по сохранению национальной культуры.

В настоящее время организованы такие встречи в Лельвижской, Нырьинской, Ошторма- Юмьинской школах. Уровень проведения с каждым годом расширяется. Если в первый год это было только районное мероприятие, то в следующем году оно стало межрайонным (на встречу были приглашены учителя и учащиеся Балтасинского и Менделевского районов), а в последующий год - межрегиональный (с приглашением преподавателей, студентов УдГУ).

Укреплению творческих контактов с районным удмуртским центром, помимо проведения мероприятий, способствует организации фольклорных фестивалей, конференций межрегионального, республиканского, районного уровня. В числе наиболее значимых - Межрегиональная конференция в городе Ижевске (2011, 2012), районный конкурс «Я люблю свою землю» (2012). В рамках конкурса «Я люблю свою землю» был показан праздник «Пасха». Мероприятие «Фестиваль народов Поволжья» предполагает приобщение детей к национальной культуре через фольклорную деятельность. В рамках подготовки к мероприятию были проведены разучивание народных песен, игр, танцев.

Основная проблема, которую затрагивает фестиваль - это проблема межкультурной толерантности, актуальна не только для России в целом, но и для школы, в которой проходил праздник, поскольку мы живем в многонациональной республике.

Значительную роль в изучении истории родного края играет школьный краеведческий кружок. В выборе форм и методов, используемых в работе кружка «Удмуртский народный фольклор», определяющим стало обмен опытом, сохранение контактов и поддержка дружественных связей с Центром удмуртов района.

Отметим, что если в первые годы существования кружка использовался «общеудмуртский» материал, собранный в различных районах Удмуртии, то в настоящее время предпочтение отдаётся записям, которые были получены во время экспедиций в деревни Среднекуморского поселения, т.е. произошло определение ориентационной зоны, что даёт возможность более глубокого освоения и изучения традиции. В настоящее время в архивном фонде кружка «Удмуртский народный фольклор» около 5 дисков с аудио, видео- и фотоматериалами, которые используются при разработке сценарных планов праздников, учебных занятий по фольклору. Основным источником пополнения архива послужили материалы, собранные членами кружка за период с 2004 по 2013 гг.. в деревнях Верхний Кумор, Средний Кумор, Нижний Кумор, Студеный Ключ. Такие экспедиции проводятся ежегодно во время занятий кружка, они непродолжительны - обычно 2-3 часа. Дети становятся участниками исследовательской группы, делятся полученными знаниями в научно-исследовательских конференциях, проводимых как в школе, так и за ее пределами.

Погружение современных школьников в этнокультурную среду родной деревни способствует глубокому освоению традиции, выявлению её специфических черт и, что наиболее важно, сохранению интереса к традиционной культуре своего народа. Копии полевых записей после соответствующей обработки передаются в фонд школьного музея и служат дополнительным информационным источником по народной культуре для специалистов широкого круга.

Большую роль в этнокультурном воспитании детей играет музей. Наш музей имеет сертификат с 2009 года. Музей является одной из основных форм работы с детьми, родителями, педагогами. За этот год его экспозиции обновились и расширились. В настоящее время собрана уникальная коллекция старинных предметов быта, представлена крестьянская утварь (прялка, гребень, старинная вышивка, самотканый ковер и др.), народные игрушки, наряды и атрибуты к календарным праздникам, предметы народного декоративно-прикладного творчества, имеется место для сменной композиции, где выставляются лучшие детские работы и совместные творческие работы детей и родителей по декоративно - прикладному искусству. Но, чтобы музей постоянно действовал, педагогам приходится много работать в поиске новых форм работы и отработки традиционных. Разработана программа «Живая старина». Разработала программу и ведет занятия библиотекарь школы.

Таким образом, успешным условием формирования культуры межнационального общения является вовлечение школьников в многоплановую воспитательную деятельность через организацию взаимодействия школы, семьи и социума.




© 2010-2022