Патриотическое воспитание на уроках музыки

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Патриотическое воспитание на уроках музыки


Дробина Лариса Васильевна, учитель музыки МОУ «Гимназия им.Ю.А.Гарнаева

города Балашова Саратовской области»


О воспитании, его проблемах, методах много говорят, спорят, пишут. Все знают, что воспитание самый важный и очень сложный процесс. «Воспитание, процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни» (3)- определение из Большой Советской Энциклопедии. Антон Семёнович Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего люди. Из них на первом месте - родители и педагоги» (3).

Одной из важнейших задач современной школы является воспитание нравственно развитой, духовно богатой личности. Среди предметов эстетического цикла в воспитании личности наиболее значимое место занимает музыка. Урок музыки - неотъемлемая часть общей системы обучения. Он необходим для того, чтобы развивать детей эмоционально, творчески, обогащать их художественные впечатления, что способствует формированию личности ребенка.

С древних времен музыка привлекалась для воспитания подрастающих поколений. Её значение определялось общими задачами воспитания, которые выдвигала каждая эпоха по отношению к детям тех или иных обществ, классов, сословий или групп. В России в XVIII-XIX вв. целью музыкального воспитания было освоение певческих навыков, для того, чтобы петь в школьном или церковном хоре. Основное внимание уделялось хоровому пению.

Главные изменения в хоровом воспитании произошли после революции 1917 года. Перед советско1й школой была поставлена задача - не только давать знания и учить, но и всесторонне воспитывать и развивать творческие задатки. Был организован музыкальный отдел Наркомпроса (МУЗО) задачей которого было приобщение трудящихся к сокровищам музыкальной культуры. Впервые в истории русской школы музыка вошла в учебный план «как необходимый элемент общего образования детей, на равных началах со всеми другими предметами» (2). В школе стали исполнять народные, революционные песни, произведения классиков. Стали уделять внимание воспитанию музыкального слуха, умению различать средства музыкальной выразительности, сопоставлять прослушанные произведения.

Известный советский педагог Василий Александрович Сухомлинский считал, что «культура воспитательного процесса в школе во многом определяется тем, насколько насыщена школьная жизнь духом музыки. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека» (6).

Особую значимость в общеобразовательной школе уделял Дмитрий Борисович Кабалевский. В начале 70-х годов XX века им была разработана программа «Музыка в школе», конечная цель которой - музыкой воспитать человека. Кабалевский рассматривал музыку как часть самой жизни. За основу он брал самые распространённые и массовые музыкальные жанры - песню, танец, марш, которые сравнил по своему масштабу с «китами» в музыке. Опора на «трёх китов» способствует, по мысли Кабалевского, не только развитию музыкального воспитания, но и формированию музыкального мышления» (1).

Последующие авторские программы, разработанные под научным руководством Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, В.В.Алеева (2; 4) являются продолжением педагогической концепции Д.Б.Кабалевского и направлены на расширение и углубление представлений о взаимосвязи взаимовлиянии различных видов искусств.

Музыкальное воспитание имеет эстетическую направленность, которая включает в себя развитие эмоционального состояния, переживаемого ребенком в процессе звучания музыки, творческого воображения, стимулирует фантазию ребенка и умение передать услышанное посредством звучания музыки различных жанров.

Воспитание патриотизма является одной из важных сторон воспитания и развития личности на уроках музыки через эмоционально-чувственное воспитание обучающихся. Для уроков музыки необходима особая эмоциональная атмосфера, которая вызывает у ребят определённые настроения и переживания. Впечатления будут ярче, если учитель искренне передает свои чувства в выразительном исполнении произведения, мимике, жестах. Сосредотачивая внимание учащихся на слушании музыки, развивая их к самостоятельному размышлению, анализу музыкальных произведений, он помогает им войти в мир музыкальных образов, ярко ощутить их выразительность.

Продолжая традиции Д.Б.Кабалевского, авторы программ «Музыка», «Искусство» включают в программу музыкальные шедевры русских композиторов, которые помогают в развитие патриотических чувств.

Именно эти чувства: любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите - мы наблюдаем в русских народных песнях: «Солдатушки, бравы ребятушки», «Вниз по матушке, по Волге», в опере «Иван Сусанин» М.И.Глинки, симфонии-действо «Перезвоны» В.А.Гаврилина, кантате «Александр Невский» С.С.Прокофьева, симфонии №4 П.И.Чайковского и других произведениях.

Воспитывая патриотизм, необходимо знать историю создания одного из главных государственных символов России - Гимна Российской Федерации написанного Александром Васильевичем Александровым на стихи Сергея Владимировича Михалкова.

Изучая героическую тему в русской музыке, нельзя не коснуться страниц истории нашей Родины. Учащиеся знакомятся с жанром канет, который в эпоху Петра I зазывали хвалебным, в честь побед русского оружия , с великими русскими полководцами А.В.Суворовым и М.И.Кутузовым. Изучение кантаты «Александр Невский», созданной С.С.Прокофьевым в 1938 - 1939 годах на основе музыки к одноименному фильму С.Эйзенщтейна, помогает вспомнить события, произошедшие в 1240 году (Невская битва) и в 1242 году (Ледовое побоище). Автор удивительно точно передал в музыке ощущение исторической эпохи. Бездушную «железную» маску крестоносцев передают особые оркестровые и гармонические приёмы. Русские воины изображены песенными мелодиями то печальными и скорбными, то величавыми и героическими, а то удалыми и весёлыми. Учащиеся, анализируя развитие музыкальных тем, искренне переживают за русских воинов, восхищаются их стойкостью и мужеством.

Разговор о силе духа, мужестве, храбрости, героизме идёт при знакомстве с произведениями о Великой Отечественной войне: симфония №7 Д.Д.Шостаковича, песни: «Священная война» А.В.Александрова на слова В.И.Лебедева-Кумача, «Журавли» Я.А.Френкеля на слова В.Г.Харитонова, «Баллада о солдате» В.П.Соловьёва-Седова на слова М.Л.Матусовского и многих других. Ребята с болью говорят о военных событиях, вспоминают о своих родных, погибших на войне или пропавших без вести.

Наиболее ярко патриотические чувства проявляются, когда учащиеся в момент исполнения произведений видят историческую хронику. Документальные кадры и музыкальные произведения, созданные и звучащие в годы войны, помогают осознать трагедию, которая нависла над Родиной и задуматься, какая сила заставила людей идти защищать Родину, не щадя своей жизни.

Для эмоционального настроя, более ярких впечатлений при изучении вышеуказанных произведений лучше проводить урок в нетрадиционной методике: урок-путешествие, Урок-экскурсия, урок-концерт, урок-исследование, урок- экспедиция, интегрированный урок, урок-игра.

Работа над развитием и воспитанием патриотических чувств приносит хороший результат при исполнении новых методов, форм, приемов и средств обучения. Повышают активность обучения коллективные формы работы, самостоятельный подбор интересного материала при подготовке к уроку, исполнение полюбившихся произведений. Свои мнения и наиболее яркие впечатления от урока учащиеся могут отразить в различного рода творческих работах: иллюстрациях,, рисунках, проектах, стихах и песнях собственного сочинения.

Воспитывая патриотизм, нравственность, сочувствие, доброту, мы учим уважать, ценить и беречь историческое наследие нашей страны, традиции, обычаи, а главное - любить свою Родину, свое Отечество.

Литература


  1. Кабалевский Д.Б. «Про «трех китов» и многое другое» / Д.Б.Кабалесвкий. - М., 1972.

  2. Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы: Программы общеобразовательных учреждений. - М.; Просвещение, 2007.

  3. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. - М.-Л., 1948.

  4. Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей/Под ред. О.С.Апраксиной, вып. 1-10, М., 1961-1975

  5. Постановление Коллегии Наркомпроса от 25 июля 1918. - Пг., 1918.

  6. Сухомлинский В.А. О воспитании школьников / В.А.Сухомлинский // Народное образование. -1967. -№6. - С.41-46.

© 2010-2022