- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа Робототехника, срок реализации 2 года
Рабочая программа Робототехника, срок реализации 2 года
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Павлов В.Ю. |
Дата | 24.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр информационных и коммуникационных технологий»
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Робототехника»
Программа ориентирована на детей
от 10 до 16 лет
Срок реализации - 2 года
Автор - Павлов Валерий Юрьевич
Педагог дополнительного
образования
С. Карагай
2012
Виды программ: простая
Типы программ: типовая (примерная)
Направления деятельности: научно-техническое
Первый год обучения
Учебно-тематический план
№ раздела
Название раздела и его содержание
№
темы
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводный.
(Цели и задачи курса. Обсуждение работы на текущий уч. г. Правила ТБ)
1-2
Введение. Техника безопасности.
Роботы вокруг нас.
2
2
-
Знакомство с оборудованием конструктора LEGO NXT Mindstorms 8547: электронные компоненты, соединительные и конструкционные элементы.
2
1
1
2
«Основы конструирования»
3-16
Эксперимент №1.
Прочность конструкции и способы повышения прочности. «Мост»
4
1
3
Эксперимент №2.
Блок и рычаг. Устройство и назначение. «Качели», «Удочка».
4
2
2
Эксперимент №3.
Ременная передача. Устройство и назначение. «Измеритель расстояния».
4
1
3
Эксперимент №4.
Шасси для мобильного робота. «4-х колесная платформа», «3-х колесная платформа», «Гусеничная платформа».
8
2
6
Эксперимент №5.
Устойчивость модели. Распределение веса.
8
2
6
3
«Альтернативные источники энергии»
17-24
Эксперимент №6.
Преобразование энергии ветра и воды. «Ветряная мельница», «Водяное колесо», «Ветряной подъемный кран»
8
2
6
Эксперимент №7.
Применение силы ветра для движения модели. «Ветромобиль»
8
2
6
4
«Первое знакомство с программой LEGO Mindstorms Eduсation NXT 2.0»
25-28
Что такое NXT? Подключение NXT.
2
1
1
Знакомство с программой LEGO Mindstorms Eduсation NXT 2.0. Команды, палитры инструментов.
2
2
Эксперимент №8.
Блок Дисплей. Использование дисплея NXT. Создаем анимацию.
4
2
2
5
«Программируем серводвигатель»
29-44
Эксперимент №9.
Серводвигатель. Устройство и применение.
Зубчатые передачи.
2
2
-
Эксперимент №10.
Блок Движение. Разработка программ «Движение вперед-назад», «Робот-волчок», «Движение с ускорением», «Изучаем тормоза». «Робот-волчок», «Робот-пятиминутка».
8
2
6
Итоговое занятие за 1 полугодие.
2
-
2
Эксперимент №11.
Плавный поворот, движение по кривой. Разработка программ «Восьмерка», «Змейка», «Поворот на месте», «Спираль». «Робот-танцор».
10
2
8
Блок Цикл. Первая подпрограмма.
2
1
1
Эксперимент №12.
Разработка программ «Парковка», «Выход из лабиринта». «Трехколесный бот».
8
2
6
6
«Создание и программирование роботов с одним датчиком»
45-68
Эксперимент 13.
Управление роботом с помощью микрофона. Блок Переключатель. «Бот внедорожник».
6
2
4
Эксперимент №14.
Датчик касания. Обнаружение препятствия с помощью
датчика касания. «Пульт дистанционного управления моделью», «Лабиринт 1».
12
2
10
Эксперимент №15.
Датчик освещенности. Ограничение движения линией. «Распознаватель цветов», «Измеритель освещенности»,
«Робот-толкатель».
10
2
8
Эксперимент 16. Движение вдоль линии с применением датчика освещенности. «Линейный ползун».
6
1
5
Эксперимент 17.
Ультразвуковой датчик. Определение роботом расстояния до препятствия. «Робот-прилипала», «Робот-охранник».
6
1
5
Срез знаний за год.
2
-
2
Изготовление роботов для состязаний «Движение по линии», «Лестница» с использованием одного датчика.
6
-
6
Итоговое занятие в форме состязания роботов.
4
-
4
Итого:
136
38
96
Второй год обучения
Учебно-тематический план
№ раздела
Название раздела и его содержание
№
темы
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводный.
(Цели и задачи курса. Обсуждение работы на текущий уч. г. Правила ТБ)
1
Вводный раздел.
Повторение изученного за 1 год обучения. Инструктаж.
2
2
-
2
«Создание и программирование роботов с несколькими датчиками»
2-28
Эксперимент №1(18).
Движение по линии 2. Модель с применением двух датчиков освещенности. «Линейный ползун 2».
8
2
6
Эксперимент №2 (19).
Робот, исследующий местность. Конструкция с применением ультразвукового датчика и датчика освещенности. «Робот-исследователь».
10
2
8
Эксперимент №3 (20).
«Горячо - Холодно». Обнаружение источников тепла. «Робот-журавль».
4
2
2
Эксперимент №4 (21).
Создание робота с использованием датчика температуры и датчика света. «Робот-пожарный».
8
2
6
Эксперимент №5 (22).
Создание робота с применением датчиков магнитного поля и освещенности. «Робот-сапёр».
12
2
10
Эксперимент №6 (23).
Создание робота с применением датчика магнитного поля и ультразвукового датчика.
12
2
10
3
«Рука для робота»
29-49
Эксперимент №7 (24).
«Робот-художник»
8
2
6
Итоговое занятие за 1 полугодие.
2
-
2
Эксперимент №8 (25).
«Автопогрузчик».
8
2
6
Эксперимент №9 (26).
«Рука для кубиков».
6
2
4
Эксперимент №10 (27).
«Робот-манипулятор».
8
2
6
Эксперимент №11 (28).
«Робот-сортировщик».
10
2
8
4
«Имитируем способы передвижения живых организмов»
50-68
Эксперимент №12 (29).
«Робот-гусеница».
6
2
4
Эксперимент №13 (30).
«Робот-собака».
6
2
4
Эксперимент №14 (31).
«Сороконожка».
6
2
4
Эксперимент №15 (32).
«Робот-рыба».
8
2
6
Эксперимент №16 (33).
«Робот-гуманоид».
10
2
8
Срез знаний за год.
2
-
2
Итого:
136
34
102
Методическое обеспечение программы
В качестве главного метода программы избран творческий метод. Методическое обеспечение основано на материалах авторских разработок авторов-составителей программы: Ничкова Н.В., Ничковой Т.А. - с привлечением материалов руководства пользователя «ПервоРобот NXT 2.0»
Каждому уровню воспитательных результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее - тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структурно близких форм). Первый уровень результатов может быть достигнут в формах, устроенных по принципу «педагог - ученик», второй уровень - в формах, описываемых формулой «педагог - ученик - детская среда (коллектив)», третий уровень - в формах, устроенных по принципу «педагог - ученик - детская среда (коллектив) -общественная среда (социальные субъекты)». Невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Педагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня.
Творческий метод используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникальное, присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах технической деятельности детей.
В процессе реализации программы кружкового объединения «Робототехника» применяются следующие подходы: системно-деятельностный, кибернетический, мотивационный и личностно ориентированный.
Системно-деятельностный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого. Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
Кибернетический подход предполагает в процессе обучения переход от отрицательной (некачественной) связи к положительной (качественной).
Мотивационный подход реализуется через осуществление следующих закономерностей:
а) образовательный процесс строится с целью удовлетворения познавательной потребности детей, обучающихся в кружковом объединении;
б) причинно-следственные связи, исходящие из смысла деятельности, побуждают к действиям.
Личностно ориентированный подход включает в себя такие условия развития личности ученика, как:
а) развитие личности обучающегося происходит только в деятельности обучающегося;
б) развитие личности эффективно при использовании субъектного опыта этой личности - и предполагает реализацию следующих закономерностей:
1) создание атмосферы заинтересованности в результатах учебно-познавательной деятельности;
2) обучение саморефлексии деятельности;
3) воспитание способности к самоопределению, к эффективным коммуникациям самореализации;
4) свобода мысли и слова как обучающегося, так и педагога;
5) ситуация успеха в обучении;
6) дедуктивный метод обучения (от частного к общему);
7) повышение уровня мотивации к обучению.
Литература для учителя
-
Белиовская Л.Г., Белиовский А.Е. Программируем микрокомпьютер NXT в LabVIEW. - М.: ДМК, 2010, 278 стр.;
-
ЛЕГО-лаборатория (Control Lab):Справочное пособие, - М.: ИНТ, 1998, 150 стр.
-
ЛЕГО-лаборатория (Control Lab).Эксперименты с моделью вентилятора: Учебно-методическое пособие, - М.: ИНТ, 1998, 46 с.
-
Ньютон С. Брага. Создание роботов в домашних условиях. - М.: NT Press, 2007, 345 стр.;
-
ПервоРобот NXT 2.0: Руководство пользователя. - Институт новых технологий;
-
Применение учебного оборудования. Видеоматериалы. - М.: ПКГ «РОС», 2012;
-
Программное обеспечение LEGO Education NXT v.2.1.;
-
Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. - СПб, 2001, 59 стр.
Литература для учащихся
-
Наука. Энциклопедия. - М., «РОСМЭН», 2001. - 125 с.
-
Энциклопедический словарь юного техника. - М., «Педагогика», 1988. - 463 с.
-
В. Гоушка. Дайте мне точку опоры. - Прага: Альбатрос, 1971. - 191 с.
Интернет-ресурсы
-
school.edu.ru/int
-
prorobot.ru
-
nnxt.blogspot.ru
-
ielf.ucoz.ru
-
fiolet-korova.ru
-
mindstorms.ru
-
lego56.ru
-
robot-develop.org
-
lego.detmir.ru