• Преподавателю
  • Другое
  • Реферат Воспитание толерантного отношения к окружающим как основа формирования коммуникативной культуры личности

Реферат Воспитание толерантного отношения к окружающим как основа формирования коммуникативной культуры личности

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа -Югра «Специальная учебно-воспитательная школа №2»


Реферат

Воспитание толерантного отношения к окружающим как основа формирования коммуникативной культуры личности


Выполнила Кусаинова М.,

воспитатель




Сургут 2016г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………...3

Глава I. Анализ понятия «толерантность» в научной литературе……...4

Глава II. Направления воспитания толерантности у детей в школе……………………………………………………………………….8

Глава III. Развитие и совершенствование знаний воспитанников

о принципе толерантности…………………………………………….…11

Заключение……………………………………………………………..…15

Список литературы…………………………………………………….....16

Словарь ……………………………………………………………………18




ВВЕДЕНИЕ

За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, а постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является актуальной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость.

Цель работы - изучить толерантное отношение воспитанников к окружающим.

Задачи:

1. Провести анализ понятия «толерантность» в научной литературе.

2. Определить направления воспитания толерантности у воспитанников в школе.

3. Развивать и совершенствовать знания воспитанников о принципе толерантности

Структура работы: реферативная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы, словарь.


ГЛАВА I. АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ» В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Толерантность является ключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества. От уровня терпимости человека зависит успешность или неуспешность его вхождения в общество, т.е. результат его социализации в настоящее время нельзя говорить о толерантности как об окончательно сформировавшемся и единообразно понимаемом термине.

Понятие «толерантность» формировалось на протяжении длительного времени и постепенно приобретало и накапливало все более разносторонние значения, чтобы во всей полноте соответствовать современности.

В русском языке существуют два слова со сходным значением - терпимость и толерантность, причем первое из них появилось в русском языке гораздо раньше второго. Слово «терпимость» или «терпение» (от глагола «терпеть») присутствует практически во всех словарях русского языка и этимологических словарях. В «словаре В.И. Даля» слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность что-либо или кого-либо терпеть «только по милосердию, снисхождению». С.И.Ожегов приводит такое определение: «умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению».

Более полное определение (хотя толерантность здесь равна терпимость), раскрывающее нравственную суть толерантности (терпимости), дано в «словаре по этике»: «Терпимость - моральное качество, характеризующее терпимое отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я.

«Оксфордский словарь» определяет толерантность как «готовность и способность принимать без протеста или вмешательства личность или вещь». Однако исследователь К. Уэйн утверждает, что данное определение неполно, т.к. «толерантность - это не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих «других людей», которые отличаются от нас. В «других» признаются (должны признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат». Такое определение особенно актуально для многонациональных государств, т.к. объект нетерпимости - представители конкретных этносов и сами этносы.

В «Новой философской энциклопедии», где толерантность определяется как «качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие».

Толерантность понятие широкое, она понимается, как целенаправленность личности, способствующая конструктивному взаимодействию представителей разных социальных групп. В современной отечественной педагогике феномен толерантности трактуется Б.В. Вульфовым как «способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присуще иные менталитет, иной образ жизни».

В «современном философском словаре» определено, что толерантность - «термин современной философии, означающий воздержание от употребления силы для предотвращения отклонений во мнениях, верованиях, поведении другого человека или группы людей».

В «Большом психологическом словаре» толерантность определяется как «установка либерального принятия моделей поведения, убеждения и ценностей других»; как «способность выносить стресс без серьезного вреда»; как «переносимость лекарств». Значение толерантности в психологии употребляется для обозначения способности к сопротивлению: стрессам, вредным воздействиям окружающей среды, лекарствам, собственному раздражению поведением другого индивида. Она может иметь как положительную, так и отрицательную окраску.

Изучением толерантности занимаются многие исследователи такие, как Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова, Л.Г. Федоренко и многие другие.

В переводе с латинского толерантность (tolerantia) означает терпение. В словаре С.И. Ожегова есть три слова, близкие по значению: «терпение», «терпеть» и «терпимость». Терпение определяется с одной стороны, как способность терпеть, с другой - как настойчивость, упорство и выдержка. Терпеть - 1) безропотно и стойко переносить что-нибудь, 2) мириться с наличием чего-либо, 3) испытывать что-то неприятное, тяжелое, 4) откладывать какие-либо дела. Терпимость используется в значении терпимого отношения к кому-нибудь, чему-нибудь, к чужим мнениям, верованиям, поведению. Первое значение толерантности связанно с терпением, терпимостью, но это лишь одна грань трактовки этого многозначного понятия.

Второе значение толерантности включает аспект адаптации человека к чему-либо, кому-либо. Под адаптацией подразумевается отсутствие или ослабление реагирования на некий неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Адаптация - постоянный процесс и результат активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Понимание толерантности может быть достигнуто через уяснения проявлений ее противоположности - интолерантости. Интолерантность основывается на убеждении, что моя система взглядов, мой образ жизни, группа, к которой принадлежу, стоят выше остальных. Это неприятие другого только за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, что он иначе существует. Нетерпимость достаточно консервативна, она стремиться подавлять все, что не вписывается в установленные рамки. Диапазон ее результатов достаточно широкий. Это и обычная невежливость, и пренебрежительное отношение к окружающим, и умышленное унижение людей. Деление на толерантную и интолерантную личность достаточно условно, однако склонность проявлять себя так или иначе может со временем стать устойчивой чертой характера человека.

Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Таким образом, по нашему мнению «толерантность» - это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех граждан быть различными; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Понятие «толерантность», хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность - не пассивное, покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.


ГЛАВА II. НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ В ШКОЛЕ

Воспитание толерантности в школе представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс. Воспитание толерантности не может и не должно быть эпизодическим, оно даст хорошие всходы лишь в том случае, когда проблема воспитания толерантности будет решаться ежедневно. Толерантность включает в себя: внимание к другим, снисходительность или прощение, терпение, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, эмпатия, умение слушать других.

Можно выделить следующие направления воспитания толерантности у детей:

1) знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;

2) понимание воспитанниками того, что каждый человек - уникальная личность (необходимость воспитания у детей уважение к различиям между людьми);

3) понимание детьми принципа взаимодополняемости как основной черты различий (каждый должен понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом);

4) понимание воспитанниками принципа взаимозависимости как основы совместных действий (детей важно приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество).

Ребенок, поступая в школу, входит в мир человеческих отношений, и его позитивная социализация является необходимым основанием для развития в будущем демократического, правового общества. Б.З. Вульфов определил педагогические средства воспитания толерантности у детей в школе.

К ним относятся: организация жизнедеятельности детей так, чтобы одни могли проявить, а другие - увидеть хорошее в ком-то или чем-то; оказание помощи детям в понимании внешкольной среды, противоречивости социального фона их жизни от непосредственного окружения (семья, приятельские компании) до явлений общественной жизни (социальное расслоение, материальные трудности, общественное настроение). Речь идет о методах воспитания сознания личности и практико-ориентированной направленности деятельности.

Т.С. Таюрская предложила подход к классификации методов и форм воспитания толерантного поведения детей.

Методы воспитания толерантного сознания школьников она разбила на три группы:

1) методы воспитания толерантного поведения на уровне сознания (разъяснение, рассказ на этическую тему, внушение, этическая беседа, диспут, пример);

2) методы организации деятельности и воспитания опыта толерантного поведения (упражнение, требование, приучение, поручение);

3) методы стимулирования толерантного поведения (поощрение, наказание).

Формы воспитания толерантного поведения она свела к программным (уроки, тренинги) и внепрограммным (кружки, секции, общественные объединения, клубы). Подобную точку зрения имеют Г.В. Безюлева и Г.М. Шеламова. В русле воспитания терпимости у детей З.И. Равкин, В.Г. Пряникова предполагают ориентацию детей на национальные и общечеловеческие ценности, одним из которых является толерантность.

Критерии воспитанности толерантности как качества личности школьника можно представить следующим образом.

1) Толерантное сознание: знание о наличии другого, необычного; знание о существовании других религий, этносов, наций, их своеобразии.

2) Толерантные чувства, качества и свойства личности: расположенность к другим, снисходительность, терпение, чуткость, отзывчивость, альтруизм, терпимость к различиям, доброжелательность, гуманизм, способность к сопереживанию, миролюбие, чувство собственного достоинства, чувство солидарности и единства, вежливость, выдержанность, деликатность, доброта, заботливость, ласковость, любезность, умеренность, чувство товарищества.

3) Толерантное поведение как поведение на ненасильственной основе: позитивная лексика, равноправное общение, умение доверять, умение владеть собой, умение не осуждать других, умение слушать. Это концепция воспитания толерантности у детей, которая включает в себя цель - развитие толерантной личности, и систему взаимосвязанных задач; подходы к воспитанию данного качества у воспитанника (личностно-ориентированный, гуманистический, коммуникативно-диалогический, культурологический, деятельностный, средовой, системный); комплекс принципов; направления деятельности; систему педагогических средств; критерии и показатели сформированности толерантности, а также диагностику сформированности терпимости. Результатом успешной реализации данной концепции является высокий уровень толерантности личности.

Таким образом, направления воспитания толерантности сопряжено с отбором рациональных средств взаимодействия в целостном педагогическом процессе и включает в себя: знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства, понимание детьми того, что каждый человек - уникальная личность, понимание учащимися принципа взаимодополняемости как основной черты различий, понимание детьми принципа взаимозависимости как основы совместных действий.

ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗНАНИЙ ВОСПИТАННИКОВ О ПРИНЦИПЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Главное в работе педагога - направленность содержания деятельности воспитанника, регулирование межличностных отношений. Общение имеет ценность лишь в том случае, если вызовет потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям. Успешное решение этой задачи во многом зависит от характера свободного общения воспитанников, их предрасположенности к контактам в коллективе. Толерантность является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность.

Успешность формирования толерантной личности воспитанника во многом определяется толерантной культурой учителя, воспитателя. В своей педагогической деятельности каждый педагог должен исходить из следующих идей.

Ребенок, школьник - это, прежде всего, человек, то есть «живое существо, обладающее даром речи и мысли, способностью создавать и использовать орудия труда, создавать себе и другим настроение». Ребенок, независимо от возраста, характера и успеваемости, - личность, то есть, член общества, имеющий права и обязанности перед собой и другими. В этом смысле ученик и учитель равны друг другу.

Все люди взаимозависимы, несут определенную ответственность друг за друга, являются в определенном смысле условием развития друг друга.

Наиболее продуктивные и достойные способы взаимодействия людей друг с другом - сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, договор, что невозможно без стремления понять другого и себя, без стремления помочь другому человеку, без умения общаться, преодолевать себя, договариваться.

Реализация педагогических идей позволяет нам создавать в отряде атмосферу доброжелательности, взаимной заинтересованности, искренности и уважения к мнению каждого, поиска истины, сотрудничества. Активные формы и методы работы на воспитательном занятии помогают воспитанникам овладеть знаниями и навыками, а также вырабатывать позицию толерантности.

Формирование понятия толерантности проходит постепенно, в зависимости от возрастных способностей учащихся и особенностей изучаемого материала. На каждом занятии воспитатель старается проводить воспитанников по ступенькам формирования толерантного сознания. Опыт работы показывает, что каждая тема воспитательного занятия дает обширный материал для формирования толерантности. И наша главная задача, как воспитателя - постоянно работать в этом направлении, проводя из занятия в занятие идеи уважения, устойчивости и взаимопонимания.

Также в работе используются различные упражнения и мини-тренинги, цель которых - формирование установок понимания и принятия чужого мнения, осознания принадлежности к мировому сообществу.

Эти упражнения помогают сформировать у ребят черты толерантной личности: чуткость, умение слушать, сопереживать, умение владеть собой, расположенность к другим людям, умение не осуждать другого человека, умение аргументировать и отстаивать свое мнение, соблюдая такт и уважительное отношение к оппоненту, способность вступать в диалог и достойно вести его, уважение и принятие способов проявления человеческой индивидуальности.

Элементарные упражнения, которые непроизвольно впитывают воспитанники на занятиях, помогают им довольно грамотно (с моей точки зрения) анализировать различные жизненные ситуации и поступки людей.

Ни одно общество, о чем убедительно свидетельствует история и те события, которые происходят в наши дни, не может пока гордиться тем, что оно толерантно. Сегодня XXI век, приходится признавать, что прогресс, достигнутый человечеством в различных событиях, не привел к взаимопониманию между людьми. По-прежнему сильно стремление к единообразию, к абсолютному господству, к уничтожению независимости, индивидуальности. Оно проявляется не только на уровне внешней и внутренней политики государств, хотя именно в этой области его разрушительные последствия наиболее зримы, но и в повседневном межличностном общении.

Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве, которая зачастую реализуется непосредственно через средства массовой информации и которая приобретает наиболее драматический характер, когда физическому насилию подвергается большое количество людей. Ситуация в целом такова: толерантность превратилась в ключевую проблему для всего мира. Такая ситуация осложняет проблему воспитания в людях толерантности. Значит, перед тем как внедрять и распространять толерантность, нужно выработать четкое понятие толерантности, ее видов и понятие того, что мы хотим воспитать в детях. Сегодня в поведении современных детей большее распространение в детской, особенно в подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Какова причина такого поведения? Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, в социальное окружение детей, в семью проникают все чаще и в школу. Поэтому должен активизироваться процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважение прав и свобод других, непохожих на тебя, людей. Какие конкретные шаги необходимо предпринять педагогам, чтобы воспитать толерантную личность? На первое место должна выходить работа педагога не столько над проблемой расширения и углубления знаний школьника о других культурах, сколько над проблемой отношения ребенка к другим культурам вообще. Педагог должен организовать осмысление школьниками своих действий в процессе межкультурного диалога, своих ощущений, своей позиции, помогать выразить их в словесной форме, в ответах на вопросы анкет, в сочинениях-размышлениях. Параллельно с основной деятельностью педагог совершает и дополнительную. Она направлена на помощь ребенку в овладении им навыками групповой коммуникации, умениями критически мыслить, знаниями в области культуры, политики, прав человека, национальных отношений. Важно, чтобы ребенок понимал, что стоит за словами «расизм», «национализм», «фашизм», «этнические чистки», «политические репрессии», «религиозные преследования». Вполне вероятно, что школа не может разрешить политические, экономические, этнические и другие конфликты и проблемы, но она может внести существенный вклад в формирование многокультурного менталитета, в развитие толерантности и уважения к культурному плюрализму, может помочь школьникам понять, осознать и оценить их собственную культуру, культуру одноклассников, учителей, родителей, взрослых. При этом дети научатся видеть мировые пути решения проблем в российском обществе, приобретут навыки адекватной оценки как отдельных людей, так и социальных групп.

Таким образом, в процессе воспитания толерантности воспитанников большое внимание необходимо уделить развитию коммуникативных навыков, формированию у детей морально-нравственных понятий, воспитанию культуры поведения и положительного отношения к окружающему миру и людям.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И, подводя итоги, мне хочется сказать, толерантность - новое понятие, требующее большой работы для того, чтобы стать обязательным условием поведенческих установок подрастающего поколения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Предполагаемый результат данной педагогической деятельности - самоактуализирующаяся личность, которой присущи:

  • принятие себя и других людей таких, какие они есть;

  • установление доброжелательных отношений с окружающими;

  • способность к глубокому пониманию жизни;

  • активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;

  • развитие творческих способностей;

  • умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;

  • способность брать на себя ответственность;

  • приложение усилий для достижения поставленных целей.

Говоря о концепциях модернизации российского образования, следует сказать, что толерантность укореняется в школе, формирует отношения к ней, как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий «толерантность» и «толерантная личность». Необходимо развивать социальный и эмоциональный интеллект личности и такие их составляющие, как доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, понимание сути отличия от других.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолова А. «Содействие ребенку - развитие личности»

«Новые ценности образования» № 2 - 1996 г. с 39-45

2. Блинова Л.Н. «Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития» - М: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.

3. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. /Ярославский педагогический вестник. - 2003. - № 1.

4. Ковынева М.В. «Методика активного обучения воспитания» Серия «Здравствуй, школа!» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.

5. Коджаспирова Г.М «Педагогический словарь» 2-е издание - М, 2005.

6. Максакова В., ПоляковаС. "Учимся договариваться", Издательство "Магистр", Москва, 1998.

7. Научно-методический журнал «Воспитание школьников»
№ 3 2003 год: Трубина Л. «Толерантная и интолерантная личность».
№ 4 2004 год: Бух Е. «П.Ф. Лесгафт и его теория формирования нравственных основ личности».
№ 8 2004 год: Лузина Л. «Воспитание как со - бытие».
8. Под ред. Степанова Е. «Воспитательный процесс: изучение эффективности» М.: изд. «Сфера» 2003 г.

9. Рогов Е. «Настольная книга практического психолога»

М.: изд. «Владос» 2003 г.

10. Рожков М.И., Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук «Воспитание толерантности у школьников» Учебно-методическое пособие - Ярославль: Академия развития, 2003.

11. Солдатова Г., Шайгерова Л., Прокофьева Т., Кравцова О.

«Практикум по психодиагностике и исследованию толерантной личности»

М.: МГУ им Ломоносова 2003 г.

12. Сластенин В.А. «Методика воспитательной работы», 2-е издание - М, 2004.

13. Сидорова Л.К. «Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей» - М: «Айрис-пресс», 2004.
14. Степанов П.В. Феномен толерантности //Классный руководитель. - 2004. - № 3. - С. 5-14.

15. Шептенко П., ВоронинаГ. и др.

«Учитель + ученик: понять, принять, помочь.»

М.: Барнаул 1995

16. Щеколдина С.Д. «Тренинг толерантности» - М: «Ось-89», 2004.





СЛОВАРЬ


  1. Фрустра́ция (лат. frustratio - «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») - негативное психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям.


18


© 2010-2022