• Преподавателю
  • Другое
  • «Ментальная карта» для учащихся, как средство формирования УУД учащихся в условиях ФГОС

«Ментальная карта» для учащихся, как средство формирования УУД учащихся в условиях ФГОС

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Ментальная карта» для учащихся, как средство формирования УУД учащихся в условиях ФГОС«Ментальная карта» для учащихся, как средство формирования УУД учащихся в условиях ФГОС«Ментальная карта» для учащихся, как средство формирования УУД учащихся в условиях ФГОС»

Новый подход в образовании заставляет по-иному взглянуть на старые, ставшие уже традиционными проблемы, с которыми мы сталкиваемся в процессе обучения.

Одна из таких проблем - это проблема необходимости запоминания, усваивания и структурирования информации. Современному ученику подчас очень трудно сориентироваться в огромном потоке информации, отобрать необходимый материал, проработать его и представить в нужной форме.

Ментальные карты - это особая техника визуализации мышления, построенная на создании эффективных альтернативных записей . Этот метод позволяет отобразить процесс общего системного мышления. В некоторых переводах приводится другое название данной методики: «карты ума», «интеллект-карты», «карты разума», «карты памяти».

Данная методика была разработана психологом Тони Бьюзеном. Опираясь на опыт великих мыслителей прошлого, Бьюзен заметил, что, создавая свои записи, они следовали ассоциативным связям и даже фантазии. Поэтому их записи были живыми и «говорящими», способными донести информацию не только их непосредственному создателю, но и любому иному человеку.

Суть методики ментальных карт заключается в том, что выделяется основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или задумки. Точно так же, как и основная, все более мелкие ветки могут делить еще на несколько ветвей-подпунктов. Получается, что ментальная карта отображает ассоциативные связи в мозге ее создателя

Основана данная методика на принципе «радиантного мышления», связанного с ассоциативными мыслительными процессами. Отправная точка в таком процессе - центральный объект (мысль, идея, задача)

Чтобы мозг лучше воспринимал и усваивал информацию, рекомендуется оформлять все записи на бумаге по-разному, с помощью различных цветов или форм, с использованием картинок и иных изображений. Такое наглядное оформление мыслительного процесса позволяет продолжать работу с информацией, структурируя ее, группируя или выделяя новые положения.

Можно сказать, что ментальная карта представляет собой особый род диаграммы, представленной в виде древовидной схемы. На ней запечатлены слова, задачи и иные понятия, которые связаны ветвями, отходящими от центральной ветки. Центральная ветка представляет собой основную идею или понятие.

Для составления ментальной карты, лучше всего подойдет лист бумаги, не менее чем стандартного размера А4. В центре листа размещается центральная идея, мысль, концепт. Далее проводятся линии к углам листа. Их следует «обозначить», т.е. подписать ключевыми словами, существительными или глаголами. Использовать нужно такие слова, которые будут достаточно «говорящими», чтобы создать или восстановить ассоциативную цепочку, вспомнить определенные образы или мысли. Это основные ветви.

Дальнейшее дробление на ветви будет отображать все более и более мелкие детали. Для того чтобы схема воспринималась максимально эффективно, лучше использовать различные цвета, особые обозначения, значки, картинки. Итог такого творчества - не линейная, а радиальная запись.

Важно помнить, что в основе построения ментальной карты лежит не структурирование, а ассоциирование.

Нужно помнить о том, что у каждого человека свой, неповторимый способ мышления. Ментальная карта должна отображать эту особенность.

Карту можно считать законченной, если она выглядит цельной и крепкой. Это обозначает, что ее составитель разобрался в теме или проблеме.

Продуктивность и эффективность метода ментальных карт заложена в том, что при их построении используются три принципа, по которым работает наше мышление. Это ассоциации, иерархия и визуальное представление. Все эти принципы естественны для человеческого мозга, поэтому они так подходят для структурирования, обработки, понимания и запоминания информации любого рода и сложности. Работа при составлении ментальной карты проходит как отражение работы мышления.

Ментальная карта может быть использована для самых разных целей и в различных сферах деятельности человека. Данная методика может быть полезной каждому.

Использование ментальной карты на уроке позволяет создать ясный, понятный ученику конспект урока. Применение метода ментальных карт облегчает также и написание рефератов. В процессе прочтения необходимой информации ученики эффективно сохраняют и запоминают множество нюансов.

Ассоциативное мышление позволяет открыть новые стороны личности учащегося или новые проблемы, которые раньше были не видны, определить новые пути и способы решения различных вопросов.

Преимущество ментальных карт в охвате большого объема информации, легкости усвоения и запоминания материала.

Использование ментальный карты на уроке даёт преимущества:

Пишем:

  • с удовольствием

  • быстро

  • мало

Видим:

  • взаимосвязи

  • структуру изложения материала

  • логику

Развиваем:

  • мышление

  • память

  • воображение

Задействуем:

  • весь потенциал

  • творчество

Запоминаем:

  • сразу

  • много

  • качественно

На уроках математики я использовала данный метод пи изучении таких тем:

  1. Действия с рациональными числами


  1. Формулы сокращённого умножения.

При составлении ментальных карт ученик проделывает большую мыслительную работу: усваивает информацию, анализирует её, выделяет главное, существенное. В результате формируются способности пространственного мышления, изложения кратких и точных выводов, прочные знания, развиваются умения работы с источниками информации.

Таким образом, с помощью ментальной карты ученики лучше воспринимают информацию, лучше ее запоминают и быстрее воспроизводят в дальнейшем.

Игнатович Екатерина Владимировна,

учитель математики.





© 2010-2022