• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад Программное обеспечение кружковой работы по ознакомлению детей с народной культурой

Доклад Программное обеспечение кружковой работы по ознакомлению детей с народной культурой

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГКПП «Дворовый клуб акимата г. Костаная»






ДОКЛАД


«ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНОЙ КУЛЬТУРОЙ»





Подготовила: Лукашина Т.В.

педагог дополнительного обучения

дворовый клуб «Прометей»


















г.Костанай

Человек не знающий и не любящий свою культуру
не уважает культуру других народов.

(Татарская пословица)

Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Это, в первую очередь, относится к культурному наследию, о котором, к сожалению, молодое поколение имеет поверхностное представление. Знание истоков, нравов и обычаев родного народа помогает понять, объяснить и избежать многих ошибок воспитания. Наша задача передать детям за короткий период детства основы духовных ценностей, которые созданы народом. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная. Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, потешки), народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального поведения, стимулирует проявление начальных социальных эмоций. Народная культура - это совокупность ценностей группы людей, объединенных сходством языка (славянская, тюркская, финно-угорская), общностью обрядов и традиций. Она отличается определенной долей «простоты» и поэтому является доступной детям с рождения. Передаваемая из уст в уста, она обогащается различными вариациями и представляет огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты традиций, праздников, обрядов. В настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема межнационального общения людей. Невозможно воспитать в ребенке уважительное отношение к другим языкам и культуре, если для него свой родной язык и культура - чужды. У детей младшего школьного возраста основным достижением является национальная идентификация, проявляющая в осознанном обозначении национальной принадлежности. Поэтому важно не упустить время. В противном случае процесс национальной идентификации как один из важнейших элементов национального самосознания нивелируется, что может привести впоследствии к закомплексованности, проявлению национальной ущербности, низкому уровню социальной успешности. Осознание себя с дошкольного возраста в качестве объекта и субъекта культуры и общества обеспечит фундамент для формирования более прочного опыта социокультурной идентификации, толерантности в период перехода к школьному образованию. Одна из важных задач в дошкольном возрасте - приобретение дошколятами элементарных знаний об истории и культуре своего народа, а в школьном возрасте приобретение знаний о культуре, обычаях, традициях и прикладного искусства народов проживающих на территории Казахстана.

В условиях многонационального города Костаная идея воспитания детей в духе патриотизма к родной стране и одновременного взаимоуважения к культурным традициям других народов является актуальной и востребованной. Одно из ведущих направлений работы клуба- формирование духовности, нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста. Содержание работы кружковой деятельности реализуется в различных формах: экскурсии, беседы, дискуссии, консультации, учебная игра, типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков, самостоятельное изготовление конкретного изделия. Задачи кружка прикладного искусства «Умелые ручки» направлены приобщение детей к истокам традиционного народного искусства и национальной культуре народов Казахстана; знакомство с различными народными промыслами, орнаментами, росписями народов Казахстана. Логика изложения материала построена в соответствии с основными закономерностями развития детей младшего и среднего школьного возраста с учетом особенностей детского восприятия, мышления, общения. Изучение каждой темы начинается с просмотра и обсуждения наглядного материала. Дети знакомятся с национальными костюмами, предметами быта, народными изделиями. На занятии используются игровые ситуации, знакомство с легендами, сказками в различных изобразительных и познавательных формах. В содержание кружковых занятий включены темы, которые наиболее интересны и доступны: «Одежда», «Жилище», «народные промыслы - работа с гипсом, соленым тестом, аппликации из ткани и бумаги. К темам подобран и систематизирован разнообразный наглядно - иллюстрированный материал, подготовлены альбомы, дидактический материал, оформлены экспонаты для мини - музея: предметы быта, куклы в национальных костюмах, музыкальных инструментов. Занятия проводятся пять раз в неделю, длительность занятия 2 часа. Диагностика уровня усвоения материала проводятся два раза в год (сентябрь, май) в форме беседы выставки детских работ.

© 2010-2022