• Преподавателю
  • Другое
  • Педагог года - 2016 Методический семинар на тему: Школьная библиотека - центр детского чтения и творчества

Педагог года - 2016 Методический семинар на тему: Школьная библиотека - центр детского чтения и творчества

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методический семинар на тему:

Школьная библиотека - центр детского чтения и творчества»

«Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства - это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается личность»

В.А.Сухомлинский

Актуальность темы:

Детство - самый важный, ответственный период в развитии человека, когда особенно активно идет формирование личности. Как в этом новом времени, веке информационных технологий и широкого доступа к сети Интернет, приобщить школьника к чтению? Каким образом воспитать в нем читательский интерес? С каким мировоззрением, с каким культурным багажом будет входить в жизнь подрастающее поколение? Важно, чтобы оно было заряжено на действие, готовность проявить себя в жизни нашего общества.

Детское чтение сейчас малопопулярно, не модно; некогда, не найдешь интересную книгу для подростка в школьной библиотеке. Дети читают мало, потому что много доступных аудио - и видео-материалов, большое влияние телевидения. В результате этого у детей беднеет словарный запас, они не умеют ярко и красочно рассказывать; так как образным описаниям, сравнениям, выражениям можно обучиться только при чтении.

Эти и другие проблемы стоят очень остро, но работать в направлении пропаганды и поддержки чтения надо обязательно. Это нужно для решения главной задачи - вернуть интерес детей и подростков к чтению, желание общаться о прочитанном друг с другом, уметь сопереживать героям книг, развивать культурную компетентность, что в дальнейшим даст положительные результаты в адаптации к «взрослой» жизни.

Детское чтение - не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, и не только задача библиотекарей - показать лучшие книги. Чтение детей - это ключ к жизни в информационном обществе (Слайд № 1).

Цель:

1. Повысить роль книги и библиотеки в формировании, воспитании гармонически развитой личности;

2. Содействовать расширению знаний, становлению характера, чувств, убеждений человека будущего;

  1. Научить читателей искусству чтения, умению черпать из книг знания о мире и человеке, ощущать красоту художественных произведений;

  2. Использовать книги в жизни, труде, учебе, уметь пользоваться библиотекой. (Слайд № 2)

Задачи:

  1. Улучшение ресурсного обеспечения фонда (классика, сказки, стихи, фантастика).

  2. Агитация фонда библиотеки, оформление выставок, привлечение детей к массовым мероприятиям.

  3. Применение в работе аудио- и видео-техники.

4. Повышение профессионального уровня библиотекаря при проведении библиотечных уроков; участие в семинарах, конференциях, конкурсах. (Слайд № 3)

Библиотека - это с давних времен учреждение, осуществляющее собирание и хранение книг, журналов и т.п., их пропаганду и выдачу; и помещение для хранения книг; и название серии книг, родственных по типу или предназначенной для определенной категории читателей. Библиотека в школе - это и то, и другое и третье. Вся деятельность школьной библиотеки крутится вокруг книжного фонда и фонда учебников, а в последнее время и фонда медиотеки. В структуру школьной библиотеки входит абонемент, читальный зал, книгохранилище для учебного фонда. Библиотека оснащена магнитофоном и компьютером.

В МБОУ СОШ им.Исхакова А.С. с. Уральск обучаются 366 учащихся.

Пользователей библиотеки - 396 человек.

п/п

Класс

Количество

1

1-4

133

2

5-7

79

3

8-9

64

4

10-11

47

5

Прочие

73

Ежедневная посещаемость библиотеки составляет около 11%. Контингент разновозрастный.

Благодаря руководству школы фонд библиотеки постоянно пополняется.

Педагогика и психология являются теоретической основой всей работы образовательного учреждения, независимо от того, осуществляется ли она учителем или библиотекарем. Работа организуется с учетом общедидактических принципов обучения:

- оптимальное сочетание наглядных, словесных, практических, репродуктивных и проблемных методов обучения;

- рациональное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения. (Слайд № 4)

В своей работе библиотекарь использует весь книжный фонд, который насчитывает 25438 экземпляров, из них 9514 экземпляров в учебном фонде и 15924 экземпляров в фонде художественно-методической литературы.

Педагог-библиотекарь работает в тесном контакте с учителями, вместе с ними проводит массовые мероприятия, информирует о поступлении новых книг, выступает на педсоветах с обзором литературы, составляет списки литературы по учебным планам.

В арсенале работы библиотеки есть разные формы и методы организации детского чтения. Это индивидуальная и массовые работы, наглядные формы информационной рекламы: книжные выставки, стенды, плакаты. (Слайд № 5)

Каждый новый читатель - это новая педагогическая задача. Перед библиотекарем встаёт масса вопросов: как развить способности этого ребенка, какие новые интересы вызвать именно у него, как помочь овладеть трудным для него предметом, как воспитать художественный вкус.

Индивидуальная работа с читателями начинается с младшего школьного возраста. Педагог-библиотекарь выясняет, что нравится ребенку, какую книгу ему дать в зависимости освоения техники чтения. Маленькие читатели получают в библиотеке навыки культурного и сознательного чтения, самостоятельного выбора книг, навыки бережного обращения с книгой - источником знаний. С этой целью проводятся библиотечные уроки: «Знакомство с библиотекой» (слайд № 6)

Беседа - основной метод руководства чтением.

Школьники всегда включаются в разговор, если с ними разговаривать просто, спокойно, без насмешки. Мальчики в библиотеке заговорили о машинах. Услышав этот разговор, решила предложить им самим сконструировать машинку, и не только. И вот уже которую неделю, книга «Твори, выдумывай, пробуй» пользуется успехом у ребят. Читатель спросил: «Видели ли вы, какое звездное небо было вчера?» Включаюсь в разговор с вопросом: «А сколько планет вы знаете?» «Кто первым полетел в космос?» - получилась беседа о космосе. Книга Е.П.Левитана «Твоя вселенная» оказалась в руках у нескольких читателей. Или приходят школьники старших классов. Им уже нужны книги, помогающие взрослеть, учащие действовать в тех или иных ситуациях. Здесь подбираются книги психологического, исторического характера, о героях.

Привлекают ребят в библиотеку наглядные формы индивидуальной работы: книжные выставки, внутристеллажные тематические полки, стенды, плакаты, которые служат раскрытию книжных богатств, предоставляемых читателю, воспитанию у них самостоятельного выбора книг, развитию интересов. С помощью этих форм библиотекарь осуществляет целенаправленную рекомендацию литературы.

На стенде «Что? Где? Когда?» аходится материал, посвященный знаменательным датам, интересным событиям, людям. (Слайд № 7)

На стенде «Мысль в подарок» - цитаты, афоризмы великих людей, например, о книге, любви, мужестве. (Слайд № 7).

Книжные выставки рекомендуют ту литературу, на которую следует обратить внимание всех читателей. Выставки бывают тематическими, жанровыми, посвященные творчеству одного писателя, новых поступлений, выставки к знаменательным и памятным датам, в помощь учебному процессу.

Тематические выставки :

«Цвети мой край родной Башкортостан» , «Учалы - золотая колыбель»

«Союз близких людей», «Самая красивая из женщин» (ко дню Матери),

«Мама… мама, я люблю тебя…Прости», «И вот сама - идет волшебница зима»,

«Ко дню защитника Отечества», «От Москвы до Берлина», «Какое гордое призванье - давать другим образованье», «Куда пойти учиться», «Унылая пора! Очей очарованье», «Школа без наркотиков», «Волшебные краски» и др. (Слайды № 8-12)

На выставке «2015 - год Литературы» целый год собиралась информация о юбилярах года , книгах-юбилярах. (Слайд № 8)

В библиотеке собраны папки на темы, которые используются учащимися и учителями при выполнении рефератных работ, сочинений. (Слайд № 13)

В работе применяется также поисковый метод. Исследовательская работа Минкаева Марселя «Почему моя улица названа именем Сабирьяна Ахметова» была посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Участие в профессиональном конкурсе «Литературная карта Учалинского района», где я заняла 3-е место, принесло опыт умения анализировать, собирать материал в одно целое, проводить поиск по разным направлениям, опыт работы с людьми. (Слайд № 14)

Массовая работа. Задачи руководства чтением детей решаются в условиях библиотеки не только методами работы с отдельными читателями, но и разнообразными методами воздействия на группы детей и подростков, объединенных общими интересами и особенностями чтения.

Основные формы и методы массовой работы с читателями: громкие чтения, обзоры книг, групповые беседы, литературные игры, утренники. (Слайд № 15)

Громкое чтение стихов - лучший метод знакомства с поэтическим словом. О стихах должны говорить сами стихи. Это минуты общения с поэзией - минуты подлинного воодушевления, эмоционального подъема, были испытаны на классных часах, посвященных 120-летию со дня рождения русского поэта С.А.Есенина, на конкурсе чтецов «Минута читательской славе» (Слайд №16), на вечере «Все начинается с любви». В конкурсе «Живая классика», посвященный Году Литературы на муниципальном этапе, Антонов Илья, ученик 9-го класса (подготовленный мною ученик) занял 1-е место.

Содержательные, увлекательные досуговые мероприятия способствуют развитию читательских интересов, помогают по-новому взглянуть на окружающий мир, поделиться знаниями и просто пообщаться.

Это проведенные библиотекарем мероприятия: (Слайды № 17-18)

Игра «В гости, к Королеве сказок», литературный поединок «Самый читающий класс», викторина «Отгадай загадку», праздник «Книжное царство - мудрое государство»

Читательские конференции служат пропаганде литературы, привлекают внимание читателей к важным проблемам современности, способствуют формированию мировоззрения и художественно вкуса подростков.

Вместе с учителями башкирского языка были проведены такие читательские конференции: по книге М. Карима «Долгое- долгое детство», по повести Б Бикбая «Аксэскэ», по творчеству нашего земляка, писателя А.Ю. Генатулина.

По просьбе классного руководителя выпускного класса подготовлен материал по профориентации. Ребятам было интересно узнать, что надо сделать, чтобы правильно выбрать профессию, учитывать ли тип темперамента при выборе профессии. Так родился цикл бесед «Час выбора «Кем быть?» и «Темперамент и профессия», который, надеюсь, будет пополняться из года в год. (Слайд № 19)

По предмету «История и культура Башкортостана» есть темы, связанные с историей выхода периодических изданий, библиотечного дела в республике. Экскурсии в библиотеку, библиотечные уроки дополняют, обогащают материал учителя на заданную тему, вызывают интерес учащихся к библиотеке.

Выводы

Роль чтения в развитии у ребенка воображения, освоения языка классической литературы и развития речи, построения своей индивидуальной модели культуры огромна. Впереди, я думаю, будет еще много разных воплощений интересных идей, новых форм мероприятий. Ведь становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия библиотеки в его жизни. (Слайд № 20)

Список использованной литературы:

  1. Детская библиотека. Практическое пособие. М., Книга», 1967.

  2. Николаев Л.А. «Учись быть читателем. - М.: Просвещение, 1982.

  3. Школа, где процветает грамотность. - М.: «Школьная Библиотека, 2005.

  4. Журнал «Библиотека в школе» № 9, 2008.

© 2010-2022