Рабочая программа учебной дисциплины

Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «18» апреля 2014 г. № 354.Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.Рабочая программа составляется для очной формы об...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «Сызранский политехнический техникум»







СОГЛАСОВАНО

Начальник ФГКУ «7 отряд ФПС по Самарской области» ___________ В.А. Матиевский

«___» _______________ 2015 г.



УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ «Сызранский

политехнический техникум» ________________ Н.В. Котяев

«_____» _____________ 2015 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.05 ТЕРМОДИНАМИКА, ТЕПЛОПЕРЕДАЧА И ГИДРАВЛИКА


«Профессиональный цикл»

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность












Сызрань, 2015

ОДОБРЕНО

предметно-цикловой комиссией

общепрофессиональных и электротехнических дисциплин

Председатель_________________ Л.Н. Жужукина

«____» _____________________ 2015 г.

Составитель: Жужукина Л.Н., преподаватель общепрофессиональных дисциплин ГБПОУ «Сызранский политехнический техникум»

Эксперты:

Внутренняя экспертиза

Техническая экспертиза: Колбехина Е.Н., методист ГБПОУ «Сызранский политехнический техникум»

Содержательная экспертиза: Жужукина Л.Н., председатель предметной (цикловой) комиссии общепрофессиональных и электротехнических дисциплин ГБПОУ «Сызранский политехнический техникум»

Внешняя экспертиза

Содержательная экспертиза: Ташлинцев В.А., преподаватель ФГБОУ ДПО Самарский учебный центр ФПС

Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «18» апреля 2014 г. № 354.

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность в соответствии с требованиями ФГОС СПО.




\













СОДЕРЖАНИЕ


№ п/п

Название разделов


Стр.

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

Структура и содержание учебной дисциплины

7

Условия реализации учебной дисциплины

13

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

14




































1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ТЕРМОДИНАМИКА, ТЕПЛОПЕРЕДАЧА И ГИДРАВЛИКА


1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ ГБПОУ «Сызранский политехнический техникум» по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность, разработанной в соответствии с ФГОС СПО.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

Рабочая программа составляется для очной формы обучения.

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина Термодинамика, теплопередача и гидравлика входит в профессиональный цикл ППССЗ, относится к общепрофессиональным дисциплинам.

1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Базовая часть

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • использовать законы идеальных газов при решении задач;

  • решать задачи по определению количества теплоты с помощью значений теплоемкости и удельной теплоты сгорания топлива;

  • определять коэффициенты теплопроводности и теплоотдачи расчетным путем;

  • осуществлять расчеты гидравлических параметров: напор, расход, потери напоров, гидравлических сопротивлений;

  • осуществлять расчеты избыточных давлений при гидроударе, при движении жидкости.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • предмет термодинамики и его связь с другими отраслями знаний;

  • основные понятия и определения, смеси рабочих тел;

  • законы термодинамики;

  • реальные газы и пары, идеальные газы;

  • газовые смеси;

  • истечение и дросселирование газов;

  • термодинамический анализ пожара, протекающего в помещении;

  • термодинамику потоков, фазовые переходы, химическую термодинамику;

  • теорию теплообмена: теплопроводность, конвекцию, излучение, теплопередачу;

  • топливо и основы горения, теплогенерирующие устройства;

  • термогазодинамику пожаров в помещении;

  • теплопередачу в пожарном деле;

  • основные законы равновесия состояния жидкости;

  • основные закономерности движения жидкости;

  • принципы истечения жидкости из отверстий и насадок;

  • принципы работы гидравлических машин и механизмов.

Вариативная часть - не предусмотрено.

Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность и овладению профессиональными компетенциями:

ПК 1.1. Организовывать несение службы и выезд по тревоге дежурного караула пожарной части.

ПК 1.2. Проводить подготовку личного состава к действиям по тушению пожаров.

ПК 1.3. Организовывать действия по тушению пожаров.

ПК 1.4. Организовывать проведение аварийно-спасательных работ.

ПК 2.1. Осуществлять проверки противопожарного состояния промышленных, сельскохозяйственных объектов, зданий и сооружений различного назначения.

ПК 2.2. Разрабатывать мероприятия, обеспечивающие пожарную безопасность зданий, сооружений, технологических установок и производств.

ПК 2.3. Проводить правоприменительную деятельность по пресечению нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации объектов, зданий и сооружений.

ПК 2.4. Проводить противопожарную пропаганду и обучать граждан, персонал объектов правилам пожарной безопасности.

ПК 3.1. Организовывать регламентное обслуживание пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного оборудования и техники.

ПК 3.2. Организовывать ремонт технических средств.

ПК 3.3. Организовывать консервацию и хранение технических и автотранспортных средств.

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, людьми, находящимися в зонах пожара.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 142 часа, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 95 часов;

  • самостоятельной работы студента 47 часов.












2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной деятельности

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

142

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

95

в том числе:

лабораторные работы

не предусмотрено

практические занятия

20

контрольные работы

2

курсовая работа (проект)

не предусмотрено

Самостоятельная работа студента (всего)

47

в том числе:

проработка конспектов занятий, составление плана и тезисов ответов,

решение задач, ответы на контрольные вопросы, подготовка сообщений, подготовка к контрольной работе

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

зачёт









2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Термодинамика, теплопередача и гидравлика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1

Термодинамика

45

Тема 1.1

Общие сведения из технической термодинамики



Содержание учебного материала:

  1. Предмет термодинамики и его связь с другими отраслями знаний.

  2. Основные параметры состояния газа. Смеси рабочих тел.

  3. Уравнение состояния идеального газа. Реальные газы и пары, идеальные газы.

  4. Газовые смеси.Теплоёмкость. Количество теплоты.

  5. Истечение и дросселирование газов. Сопло Лаваля.

  6. Термодинамический анализ пожара, протекающего в помещении.

12

ознакомительный

репродуктивный

продуктивный

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия:

  1. Применение законов идеальных газов для определения основных параметров состояния рабочего тела.

  2. Определение теплоёмкости с помощью формул и таблиц.

  3. Определение количества теплоты с помощью значений теплоемкости.

  4. Определение количества теплоты с помощью значений теплоемкости и удельной теплоты сгорания топлива.

8

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Проработка конспектов занятий и составление плана и тезисов ответов.

  2. Решение задач.

  3. Подготовка сообщений

  4. Ответы на контрольные вопросы.

10

Тема 1.2

Законы термодинамики



Содержание учебного материала:

  1. Внутренняя энергия и работа термодинамической системы.

  2. Первый закон термодинамики. Энтальпия газа.

  3. Второй закон термодинамики. Энтропия газа.

  4. Прямые и обратные циклы. Цикл Карно и его термодинамическое значение.

  5. Термодинамика потоков, фазовые переходы, химическая термодинамика.

10

продуктивный

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Проработка конспектов занятий и составление плана и тезисов ответов.

  2. Решение задач.

  3. Подготовка сообщений.

5

Раздел 2

Теплопередача

51

Тема 2.1

Виды теплообмена


Содержание учебного материала:

  1. Теплопроводность при стационарном режиме. Закон теплопроводности Фурье. Коэффициент теплопроводности.

  2. Теплопроводность однослойной и многослойной плоских стенок. Теплопроводность однослойной и многослойной цилиндрических стенок.

  3. Конвективный теплообмен при естественной конвекции. Конвективный теплообмен при вынужденном движении жидкости. Теплообмен при кипении жидкостей и конденсации пара.

  4. Теория конвективного теплообмена в пожарном деле.

  5. Баланс лучистого теплообмена. Законы лучистого теплообмена. Лучистый теплообмен при наличии экранов.

  6. Излучение газообразных продуктов сгорания.

12

продуктивный


Лабораторные работы

не предусмотрено

Практическое занятие:

  1. Определение коэффициента теплопроводности расчетным путем.

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Проработка конспектов занятий и составление плана и тезисов ответов.

  2. Решение задач.

  3. Подготовка сообщений.

  4. Ответы на контрольные вопросы.

7

Тема 2.2

Сложный теплообмен

Содержание учебного материала:

  1. Сложный теплообмен. Понятие о теплопередаче.

  2. Передача теплоты через однослойную и многослойную плоские стенки.

  3. Передача теплоты через однослойную и многослойную цилиндрические стенки.

  4. Теплопередача в пожарном деле.

8

репродуктивный


продуктивный

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия:

1. Определение коэффициента теплоотдачи расчетным путем.

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Проработка конспектов занятий и составление плана и тезисов ответов.

  2. Решение задач.

  3. Ответы на контрольные вопросы.

5

Тема 2.3

Нестационарная теплопроводность

Содержание учебного материала:

  1. Дифференциальное уравнение теплопроводности.

  2. Термогазодинамика пожаров в помещении. Схема пожара.

  3. Алгоритмы прогнозирования изменяющейся во времени термогазодинамической картины пожара в помещении.

6

репродуктивный

продуктивный

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Подготовка сообщений.

  2. Проработка конспектов занятий и составление плана и тезисов ответов.

3

Тема 2.4

Теплообменные аппараты

Содержание учебного материала:

  1. Классификация теплообменных аппаратов. Схемы и расчёт теплообменных аппаратов.

2

репродуктивный

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольная работа:

1. Теплопередача.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Ответы на контрольные вопросы.

2

Раздел 3

Гидравлика

46

Тема 3.1

Гидростатика


Содержание учебного материала:

  1. Основные физические свойства и механические характеристики жидкости.

  2. Основное уравнение гидростатики. Приборы для измерения давления жидкостей.

4

репродуктивный

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Проработка конспектов занятий и составление плана и тезисов ответов.

  2. Решение задач.

2

Тема 3.2

Гидродинамика

Содержание учебного материала:

  1. Виды и режимы движения жидкости.

  2. Уравнение Бернулли для идеальной, реальной жидкости и газов.

  3. Движение жидкостей и газов по трубам.

6

продуктивный

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия:

  1. Применение основных законов движения жидкости для расчета гидравлических параметров: напор, расход.

  2. Применение основных законов движения жидкости для расчета гидравлических параметров: потери напоров, гидравлических сопротивлений.

  3. Определение избыточных давлений при гидроударе.

  4. Определение избыточных давлений при движении жидкости.

8

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Проработка конспектов занятий и составление плана и тезисов ответов.

  2. Решение задач.

  3. Ответы на контрольные вопросы.

7

Тема 3.3

Истечение жидкости из отверстий и насадок


Содержание учебного материала:

  1. Истечение жидкости через малое отверстие в тонкой стенке.

  2. Истечение жидкости из насадок. Насадки для пожарных стволов.

  3. Истечение жидкости через короткие трубопроводы.

6

репродуктивный

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Проработка конспектов занятий и составление плана и тезисов ответов.

  2. Ответы на контрольные вопросы.

3

Тема 3.4

Гидравлические машины и механизмы


Содержание учебного материала:

  1. Классификация гидравлических машин и механизмов.

  2. Принципы работы гидравлических машин и механизмов.

  3. Классификация насосов. Основные параметры насосов.

  4. Применение насосов в пожарном деле.

7

репродуктивный

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Проработка конспектов занятий и составление плана и тезисов ответов.

  2. Подготовка сообщений.

  3. Ответы на контрольные вопросы.

3

Тематика курсовой работы(проекта)

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)

не предусмотрено

Всего:

142


3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета термодинамики, теплопередачи и гидравлики и лаборатории термодинамики, теплопередачи и гидравлики.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий.

Технические средства обучения:

  • кодоскоп;

  • мультимедийный проектор;

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением.

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: - не предусмотрено.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

  • лабораторные стенды.

3.2 Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы).

Основная литература

  1. Гидравлика, пневматика и термодинамика: курс лекции./ Под ред. В.М. Филина. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2015.


Интернет-ресурсы:

infosait.ru

search.rsl.ru

znanium.com.

Дополнительная литература

  1. Брюханов О.Н. Основы гидравлики и теплотехники: учеб. - М.: Академия, 2004

  2. Гидравлика, пневматика и термодинамика: курс лекции. / Под ред. С.П. Стесина. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2008.

  3. Прибытков И.А. Теоретические основы теплотехники: учеб. - М.: Академия, 2004. Теплотехника: учеб. / Под ред. В.Н. Луканина. - М.: Высшая школа, 2002 .

  4. Ухин Б.В. Гидравлика: учеб. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2012.


4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • использовать законы идеальных газов при решении задач;

  • решать задачи по определению количества теплоты с помощью значений теплоемкости и удельной теплоты сгорания топлива;

  • определять коэффициенты теплопроводности и теплоотдачи расчетным путем;

  • осуществлять расчеты гидравлических параметров: напор, расход, потери напоров, гидравлических сопротивлений;

  • осуществлять расчеты избыточных давлений при гидроударе, при движении жидкости.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • предмет термодинамики и его связь с другими отраслями знаний;

  • основные понятия и определения, смеси рабочих тел;

  • законы термодинамики;

  • реальные газы и пары, идеальные газы;

  • газовые смеси;

  • истечение и дросселирование газов;

  • термодинамический анализ пожара, протекающего в помещении;

  • термодинамику потоков, фазовые переходы, химическую термодинамику;

  • теорию теплообмена: теплопроводность, конвекцию, излучение, теплопередачу;

  • топливо и основы горения, теплогенерирующие устройства;

  • термогазодинамику пожаров в помещении;

  • теплопередачу в пожарном деле;

  • основные законы равновесия состояния жидкости;

  • основные закономерности движения жидкости;

  • принципы истечения жидкости из отверстий и насадок;

  • принципы работы гидравлических машин и механизмов.


  • формализованное наблюдение и оценка результатов практических занятий № 1- 10.





  • подготовка и защита сообщений;

  • подготовка и проведение презентаций;

  • формализованное наблюдение и оценка результатов практических занятий № 1, № 7, № 8.




1


© 2010-2022