• Преподавателю
  • Другое
  • Презентация и конспект урока кубановедения по теме Кубань многонациональная. (8 класс)

Презентация и конспект урока кубановедения по теме Кубань многонациональная. (8 класс)

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8 класс.

Итоговый урок.

Тема: Кубань многонациональная.

Цели урока:

  • учебная - определить значение представителей разных национальностей в историческом и культурном развитии края;

  • воспитательная - осознать ценность этнокультуры народов Кубани, воспитать чувство терпимости и толерантности;

  • развивающая - развивать речь, кругозор, логическое мышление учащихся.

Оборудование: ММ презентация, рабочий лист урока.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Сообщение темы урока.

  3. Работа над темой урока.

  1. Рассказ учителя:

СЛ 1 Родина! Как много значит это слово для человека. В нем - радость и счастье, в нем - смысл жизни. Среди человеческих чувств выделяется необыкновенно прекрасное по-своему благородству и бескорыстию чувство любви к Родине. Яркое и чистое, как родник, оно хранится где-то глубоко в тайниках человеческой души и по мере надобности проявляет себя, начиная от нежной любви к родному краю. Любовь к Родине является внутренним стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина.

СЛ 2 Кубань, кубанская земля… Если взглянуть на неё с высоты птичьего полета, она предстанет перед нами в виде огромных квадратов и прямоугольников колхозных полей, разделенных узкими полосками из посадок. СЛ 3 Местами видны блестящие на солнце зеркала рек, лиманов, водохранилищ. На их берегах чередой идут хутора, станицы, города. Природа с удивительной щедростью одарила свой край. Географические контрасты Кубани оставляют незабываемое впечатление: СЛ 4 из субтропического парка на берегу Черного моря здесь можно увидеть СЛ 5 белоснежные папахи горных вершин, суровые горные теснины СЛ 6 с шумными водопадами соседствуют с полными покоя альпийскими лугами, вековые заповедные леса манят не менее чем солнечные черноморские пляжи.

Благодатные кубанские земли были заселены с глубокой древности. Через её степи и горные перевалы прошло много племен и народов. СЛ 7 История Кубани привлекательна и своим прошлым, и своим настоящим. В формировавшейся столетиями евразийской цивилизации Кубань издавна была тем великим перекрёстком, где сходились исторические пути многих племен и народов, великих культур Востока и Запада. Говоря словами поэта И.Сельвинского, здесь «каждый камень гудит голосами эпох». Меоты и сарматы, скифы и греки, итальянцы и половцы, ногайцы и адыги, запорожские казаки и русские крестьяне - кто только не оставил след на этой благодатной земле!

СЛ8 В наши дни в крае проживает много народов. Они превратили Кубань в один из ведущих экономических регионов страны, край высокоразвитой индустрии и интенсивного земледелия.

Для каждого живущего на Кубани важно хорошо знать прошлое и настоящее своего края, знать историю не только своего, но и других народов, проживающих на этой земле. Если в России проживает 130 различных национальностей, то в нашем крае 120. Наш край многонационален. Люди всех 120 национальностей края делают его богатым и красивым, трудятся для его благосостояния. Народы делятся своей культурой, обычаями и традициями. Мы заимствуем друг у друга блюда национальной кухни, элементы одежды , песенную и танцевальную культуру и многое другое.

(Словарь: НАЦИОНАЛЬНОСТЬ - принадлежность человека к этнической общности, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни. В Конституции Российской Федерации указано, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности. В ряде романских государств термин «национальность» (исп. nacionalidad) применяется для обозначения гражданства или подданства. Принцип равенства граждан независимо от национальности, недопустимость дискриминации по национальному признаку - ведущий принцип конституционного права России. Конституция Российской Федерации указывает, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы и национальности. При этом не имеет значения, где пребывает гражданин - в месте компактного проживания его нации или в на другой территории. Статус иностранцев и лиц без гражданства в России не зависит от их национальности.

Исходя из единства многонационального народа Российской Федерации, равноправия всех наций, свободы самоопределения личности, Конституция Российской Федерации установила, что каждый вправе сам определять и указывать свою национальную принадлежность; решающими при этом являются самосознание лица, его культурная ориентация, языковой фактор, вероисповедание. Паспорт и официальные документы, удостоверяющие личность гражданина России, не должны содержать обязательного пункта о национальной принадлежности, а при наличии подобного вопроса в анкетах и аналогичных документах гражданин вправе не отвечать на него.)

СЛ 9 По национальному составу больше всего русских, затем: армяне, украинцы, белорусы, греки, адыгейцы, грузины, татары, немцы.

СЛ10 В крае есть районы, где проживают люди в основном определённой национальности. Так греки проживают в Анапе, армяне в Сочи, Армавире и по всему Черноморскому побережью, татары в Крымском районе.


  1. Устный журнал. ( страницы - «Точка на карте», «В годы тяжких испытаний», «Радетели земли кубанской» освещают подготовленные ученики) СЛ 11

Страница 1: «Точка на карте».

А знаете ли вы, что…?

АРМАВИР, город в Российской Федерации, Краснодарский край, расположен на левом берегу р. Кубань, при выходе ее из северных предгорий Большого Кавказа, в месте впадения в нее р. Уруп, в 202 км к востоку от Краснодара. Узел железнодорожных линий и автомобильных дорог. Население 163,6 тыс. человек (2001). Основан в 1839 горскими армянами, переселившимися из мусульманских черкесских аулов под защиту русских единоверцев, под названием Армянский аул. С 1848 - Армавир, в честь столицы Великой Армении в 4-2 вв. до н. э.( АРМАВИР, столица и религиозный центр древнеармянского государства Великая Армения в 4-1 вв. до н. э. Возник на месте Аргиштихинили, крупного хозяйственного центра Урарту. Городище располагается в 15 км к юго-западу от г. Армавир (в 1932-1996 гг. Октемберян) в Армавирском районе современной Армении, между селами Нор-Армавир и Армавир.

На месте городища хорошо прослеживаются древнеармянский эллинистический (3-2 вв. до н. э.) и средневековый (10-13 вв.) слои. Город возник в 4 в. до н. э. После перенесения столицы Великой Армении в г. Арташат (2 в. до н. э.) и изменения русла р. Аракс (первоначально он располагался на ее левом берегу, сейчас река протекает в нескольких километрах от городища), Армавир постепенно пришел в упадок, но продолжал существовать вплоть до Средневековья. В районе Армавира были найдены два камня с высеченными на них греческими надписями эллинистической эпохи, содержащие исторические и литературные тексты. По названию этого древней столицы, были названы современные города Армавир в Армении и Армавир в России.)

Армавир - родина выдающегося российского спортсмена, футболиста Н. П. Симоняна, прославившего нашу Кубань.


Страница 2: «В годы тяжких испытаний».

Война обрушилась на нашу землю. Каждому жителю Кубани предстояло встать на защиту Родины. Мы никогда не должны забывать о великом подвиге наших дедов, отцов, матерей. Героизм был массовым. Он не зависел от национальной принадлежности. Все народы сплотились воедино против общего врага нашей Родины.

На фронт ушёл каждый восьмой житель Кубани. Каждая семья провожала сына, отца, мужа. За этими словами горе конкретных семей, слёзы, разруха, голод, непомерный труд и лишения. Мы все знаем о материнском подвиге Епистимии Степановой, но она была не единственной, кто проводил своих детей на защиту Родины.

В Туапсинском районе есть небольшой адыгейс­кий аул Большое Псеушхо. Сто двадцать аульчан воевали, защищая Отечество, шестьдесят семь пали смертью героев. Двое стали Героями Советского Со­юза: Айдамир Ахметович Ачмизов и Исмаил Халилович Тхагушев. Пятеро сыновей из семьи Коблевых ос­тались на полях сражений. Пятерых сыновей послал на защиту Родины Пак Джепшович Коджешау, четверо не вернулись. Чебахан Умаровна Шхалахова проводи­ла на фронты Великой Отечественной войны девять сыновей, трех внуков и невестку. Геройской смертью погибли семь сыновей, внук и невестка.

«Родные мои сыновья, - обратилась в первый день войны к своим сыновьям Чебахан Алабиевна Хараху, - все вы мне одинаково дороги. Я взрастила вас, чтобы вы были счастливы и радовались голубому небу, родной земле, отчему дому. Но пришел трудный час. Вы покидаете родные места. Не жалейте сил, бей­те фашистов!» Ушли пять братьев Хараху на кровавую битву и не вернулись, как не вернулись шесть сыно­вей Надежды Михайловны Собакарь из Кореновского района, шесть сыновей таманской колхозницы Алек­сандры Алексеевны Пелипенко, шесть сыновей Мамыр Мезужок из Теучежского района Адыгеи. Скорб­ный этот список слишком велик, чтобы можно было его закончить на книжной странице. Самоотверженность и героизм проявила житель­ница города Туапсе М. С. Давидян. Проводив на фронт трех сыновей, она героически трудилась на строитель­стве оборонительных сооружений.


Страница 3: «Радетели земли кубанской»

  1. Кабардинский дворянин
    Батырбек Бекмуразович Шарданов(адыг)


  • главный инженер железнодорожного акционерного общества в Екатеринодаре;

  • член Кубанского попечительного комитета о тюрьмах;

  • почетный блюститель Екатеринодарского общества Владикавказской железной дороги;

  • почетный блюститель Кубанского войскового приюта для девиц;

  • почетный блюститель Кубанского поощрительного скакового общества;

  • председатель Черкесского благотворительного общества;

  • написал несколько исторических статей по истории черкесских народов;

выступал за единство адыгов с Россией.


  1. Михаил Иванович Хаджинов (грек)

селекционер, сумевший вывести высокоурожайные сорта кукурузы,

удостоенный за свою работу званий лауреат Ленинской премии (1963г.) и Героя Социалистического Труда (1966г.)

  1. Евгений Иванович Посполитаки (грек)
    (1852-1915)

художник, педагог, основатель Екатеринодарской школы рисования, занимался благотворительностью.

Страница 4: «Народная мудрость» (проводит учитель) СЛ 12-13


Задание 1( фронтально)


  1. Внимательно выслушаешь - многому научишься. (армянская)

  2. Если вода не следует за тобой, последуй ты за нею (армянская)

  3. Если осквернишь родник, откуда будешь пить воду? (армянская)

  4. На обеде все соседи, а пришла беда, они прочь, как вода. (армянская)


Проанализируйте пословицу. Какова её основная мысль? Вспомни соответствующую ей пословицу русского народа.:


Задание 2: Работа в парах:

- Подбери близкие по смыслу пословицы. Сделай вывод:

Казачьи:

Адыгские:

Украинские:

Армянские:

Греческие:

Татарские:

Осетинские:

1.За двумя зайцями погонышься, ни одного нэ пиймаешь. 2.Горбатого могыла исправэ. 3.Яблоко от яблони далэко нэ котэця.

4.Биз труда нэма плода.

5.Нэ баче сова, яка сама.

1.Смотри на мать и женись. 2.Чья речь сладка, тот и змею из норы выманит.
3.У кого много недостатков, тот их легко находит и у других.

1.Добрым словом стену пробьешь, а со злым и в двери не войдешь. 2.Каждая лисица свой хвост хвалит, а чужой хает.

3.От лося - лосята, от свиньи - поросята. 4.Слушай тысячу раз, а говори один раз.

1.Беря в жены дочь, смотри на мать.

2.Больше делай - меньше говори.

3.В воду не лезть - и рыбки не съесть. 4.Каждый - сын своего отца. 5.Внимательно выслушаешь - многому научишься. 6.Пока волк не съел овцу у соседа, хозяин не стерег своих. 7.Несоленый обед можно посолить, а глупца уму-разуму никогда не научить.

1.Два арбуза под одной подмышкой не утащишь.

1.Какова яблоня, таковы и яблоки.

2. Кто от рождения черен, того не отмоешь и мылом.

1.Арба не перевернется - дорогу не расширят. 2.Волк остается волком и в шкуре ягненка.


Вывод: СЛ 18 Человеческие ценности не зависят от национальной принадлежности. Достоинства людей - их личные, а не национальные черты, недостатки человека относятся к данному человеку, а не к народу. Надо искать не пороки, а ценности человека или народа и на них опираться в общении и деятельности».


Задание 3: «Знаете ли вы…»

  • Какие элементы одежды горских народов переняли казаки, переселившиеся на Кубань?

  • Какие блюда и продукты появились в кубанской кухне благодаря воздействию живших рядом с казаками народов?


  1. Итог урока.

  1. СЛ 19 Работа с цитатой: «Настоящий патриот не способен ненавидеть и презирать другие народы, потому что он видит их духовную силу и их духовные достижения».

И.А. Ильин

-Согласны ли вы с русским философом?

  1. Притча.

Сотворяя землю, задумал Всевышний создать райский уголок на ней. Выбрал он край благородный, наделил его покоем, красотой и гармонией и нарек Кубанью. Населил он сей край народами разноязычными и благословил их, глаголя:

- Живите и украшайте землю сию, но помните и исполняйте заповедь мою: любите ближнего, как самого себя, и когда радость и счастье не покинет вас.

- Но ослушались люди Творца своего. Каждый народ возгордился и стал возносить лишь свою культуру. И тогда произошло страшное несчастье: не слышались больше песни и смех.

Старики перестали рассказывать внукам сказки и былины, старинные предания.

Ушли из жизни традиции и обычаи. Некогда благоухающая земля стала увядать. Мрак и холод опустился на нее. Холод и мрак.

И воздели люди руки к небу, обратили лицо своё к создателю и возопили :

-О, Всевышний! Помоги нам, наставь на путь истинный! И ответил им создатель: -Ваша сила в любви и дружбе, в уважении друг к другу. Культура одного народа - это капля к капле - будет большая река, которая оросит вашу землю и сделает её вновь цветущей и благодатной.

О, всемогущей, единый и неделимый для всех народов, пошли нам свой свет небесный, позволь нам при свете дня показать друг другу то, что всё народы, населяющие сей край, достойны украшать его своими песнями, обычаями и традициями . И сказал Творец:

-«Быть по сему».

И поняли люди разных национальностей , что они все - ветви одного дерева, у которого общие корни, и что только любовь и дружба творят чудеса, только они могут сделать нашу Землю красивой и благодатной.

«Вот они - красные, вот они - белые, это наши, это чужие. Все наши. Все жители края. Мы должны воспитывать в себе чувство терпимости».

Александр Ткачев.



© 2010-2022