Тенденции развития общего и высшего образования в Томске

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Тенденции развития общего и высшего образования в Томске»

Наша страна долгое время искала возможность влиться в мировое сообщество: менялась политика, управление, экономика, но все базировалось на «старых дрожжах»: все деньги черпали из недр. Однако, чтобы перейти к новому этапу и встать на один уровень с ведущими странами мира, руководство страны осознало необходимость в изменениях более глубокого плана: нужно развивать «мозговой потенциал» России. А это можно сделать только через изменения системы образования. И за последнее десятилетие в этом направлении было сделано немало: в дошкольных, школьных и ВУЗах переходят к новым условиям - новым Федеральным образовательным стандартам. В целом, все эти уровни образования и социализации личности меняют ориентацию на формирование компетентного человека, не просто знающего, но и умеющего применять свои знания на практике, который будет полезным своей стране, в какой бы отрасли он ни трудился.

В школах с 1 сентября 2013 года появились новые образовательные стандарты, которые также требуют от ученика быть адаптированным к жизненным реалиям.

Самое важное изменение в сфере высшего образования началось с подписания документов, по которому Россия присоединяется к Болонскому процессу, идет на сближение своих образовательных стандартов с европейскими, чтобы российские выпускники являлись участниками мирового рынка труда.

Несколько позже заговорили об отраслевых университетах, которые отвечают сразу за отдельный сектор: необходимо трансформировать классические, аграрные, педагогические и медицинские ВУЗы.

Будущее образование представляет собой взаимную интеграцию образования и инновационных технологий. И то, и другое не стоит на месте. Каков будет результат, мы сможем оценить уже в ближайшее время.

В списке профессий, которые предлагают Национальный исследовательский Томский Государственный и Национальный исследовательский Томский Политехнический университеты:

  • Урбанист-эколог

  • Сити-фермер

  • Разработчик виртуальных миров

  • Экопроповедник

  • Специалист по преодолению системных экологических катастроф

  • Сетевой юрист

  • Проектировщик медицинских роботов

  • Цифровой лингвист и.т.д.

Со школьным образованием происходит большая неразбериха: мы заимствуем у американцев концепцию «школы компетенций». Сами американцы переходят к аналогу японской системы образования, в основе которой лежит образовательный опыт царской и советской России.

Практически все время, пока идет школьная реформа, и педагогическая, и широкая общественность ждут, когда им объяснят, как эти реформы связаны с целями образования, и назовут эти цели. Первым попытался озвучить эти цели разработчик первого варианта стандарта Александр Кондаков в своем интервью радио «Свобода»: «Все то, что входит в школьную программу, должно обеспечить ребенку его дальнейшую успешность». Несмотря на дальнейшее юридическое изменение концепции, суть не изменилась. Успешность в системе традиционного образования подразумевалась как его естественный результат, а не самоцель. Тем более что в понятие успешности разные категории людей вкладывают разный смысл. Для одних это карьера - ученая или чиновничья, для других удовлетворение от полноценной, с их точки зрения, жизни - семьи и занятия любимым делом, работой и увлечением. Но что считать критерием успеха и образовательной системы, и ее выпускника?

Проблемы американского общества 60-х гг., когда вырабатывалась данная концепция «школы компетенций», отличаются от проблем современной России. Потребность в людях, которые «знают» в США восполнялась за счет мигрантов. Количество мигрантов в России сейчас довольно-таки высоко, но они совершенно «другого качества»: они являются зачастую обслуживающим персоналом, и количество высококвалифицированных специалистов среди них очень мало.

В России, как и в остальной Европе, образование всегда было делом государственным, а требования к школе, в отличие от США, формировала интеллектуальная и государственная элита, к которой можно было предъявить много претензий, но уж точно не в узости горизонта. Вот почему естественным образом здесь сформировалась «школа знаний», отличавшаяся повышенным академизмом и обязательным набором предметов к изучению.

Основы образовательной системы в России заложил еще Петр I. Петр проектировал Российскую империю «как огромное просветительское учреждение, рассматривающее научные, культурные и образовательные задачи в качестве "государственных", что предполагало, в том числе, и использование для их решения методов государственного принуждения. И этот взгляд на образование и просвещение, как на государственное дело, был характерным для России и в царское, и в советское время, оставаясь таковым до сих пор. Российское образование еще со времен Петра I отличалось повышенной математической ориентацией. На эту особенность российской средней школы всех типов опиралось российское высшее техническое образование, которое в этом смысле тоже не было особо прагматичным. Но это позволило заложить основы многих выдающихся научных школ во многих технических дисциплинах, например в металлургии, авиа- и судостроении. Закладывалось логическое мышление. В результате в России еще в XIX веке сложилась парадоксальная ситуация: при сохраняющемся невысоком уровне грамотности и невысоком охвате населения средним образованием высшее образование, тоже ограниченное по охвату, находилось на самом высоком, мировом уровне.

Мы должны помнить, что в основе американской педагогики лежало представление о том, что демократические основы общества должны распространяться и на школу, в основе которой должны лежать потребности самих детей и их право на свободу выбора. Нетрудно догадаться, что выбор детей далеко не всегда был в пользу всестороннего образования и академических успехов. Главное в американской педагогике привить любовь к родине и научить толерантности, вопрос грамотности стоял последним. В американской образовательной системе очень редко встречались одаренные дети, поэтому для их выявления и была разработан тест на определение IQ. Одаренных выявляли, и продвигали дальше в науку, остальных вербовали в армию или ряды рабочих. Советская школа во многом преследовала те же цели и нашла очень удачный с точки зрения власти и с точки зрения полученных результатов, способ одновременного решения академических и воспитательных задач. Как замечает Андреев, в силовом поле советского мифа «образование становится не просто приобретением знаний и навыков, необходимых для "нормальной работы", но и своего рода "теургическим обрядом", вводящим тех, кто его прошел, в сообщество призванных к преобразованию мира», а позднее к некой «культурной элите», поэтому «получить корочки» у нас мечтает практически каждый школьник.

Школа нуждается в реформировании, но с принятием новых образовательных стандартов было много дискуссий. Сторонники реформы, выражением которой стал проект стандарта, утверждали, что условия жизни изменились так, что старая советская школьная система в принципе не соответствует новой социальной структуре общества, что выпускники школ не приспособлены к требованиям жизни, что содержание образования не отвечает требованиям экономики - и поэтому школа нуждается в радикальной модернизации. Противники же реформы настаивали на сохранении самой сути советского образования и системы оценки данных знаний. ЕГЭ недовольны миллионы, как дети и их родители, так и педагоги школ и ВУЗов.

Важно понимать, что избыточных знаний не бывает, потому что знания развивают сами по себе, независимо от приносимой ими утилитарной пользы - это и была основа советской школы. А поскольку знания обладают ценностью независимо от социального строя, то, по мнению сторонников «школы знаний», все разговоры о несоответствии советской школы требованиям экономики - от лукавого: не экономика должна «тащить» образование, а образование - поднимать экономику. Поэтому надо возродить лучшие традиции российско-советской школы, выпускники которой демонстрируют ее качество в лучших научных центрах мира, поддержать морально и материально учителя, и школа возродится.

Школа обязана предоставить знания для:

  • гармоничного интеллектуального и нравственного развития;

  • обеспечения широты кругозора, достаточного для понимания всей сложности современной жизни и формирования представления о происходящих в стране и мире процессах - научных, политических, экономических;

  • обеспечения возможности осознанного выбора профессии и, более широко, жизненного пути;

  • обеспечения возможности дальнейшего образования и самообразования.

Современные образовательные стандарты, которые были введены, не отвечают запросам общества. Если диапазон знаний будет слишком узок, человек не сможет развиваться. Не надо бояться перегрузить детей знаниями, ведь мы не знаем: какие ему реально пригодятся, а какие нет. Тем более, выбирать какое именно знание ему пригодится - ребенок не может, ведь определение будущей профессии происходит не всегда в детском возрасте. А по новым стандартам специализация скоро будет начинаться чуть ли не в 5 классе. Если внимательнее прочитать концепцию ФГОСов, можно ужаснуться: детей не учат учиться, их намеренно и стремительно вгоняют на социальное дно, и в скором времени поляризация общества будет катастрофической. Невозможно знаниям придавать чисто утилитарный характер, ведь широта души у нас не от скудости знаний.

В рамках высшей школы также происходят глобальные изменения. Присоединение России к Болонской системе образования происходит в ускоренном темпе, да таком, что осознать и привыкнуть к новым стандартам преподаватели и студенты не успевают. Еще недавно вводили ФГОС-3, то сейчас осуществляется переход на ФГОС-3+. Последствия данной реформы будут очевидны спустя только несколько лет. Очевидные плюсы данной системы: можно учиться на бакалавриате на одной специальности, магистратуру проходить по другой - т.о. студент набирает пакет знаний и компетенций, которые (возможно) будут востребованы в его будущей трудовой деятельности. Дается простор для исследовательской деятельности - существуют множество лабораторий, инкубаторов, есть возможность участвовать в конкурсах, получать гранты и использовать данные деньги для проведения исследований в тех областях, которые востребованы в обществе. Но существует и большой минус в организации образовательного процесса: свобода выбора в наборе пакета дисциплин для изучения и самостоятельное погружение в предмет не пригодны для российского менталитета. Тем более важно понимать подоплеку европейской системы образования: в Великобритании не будут досконально рассматривать диплом нового сотрудника. Его незамедлительно отправят учиться на курсы тем компетенциям, которые нужны именно работодателю. Наличие самого диплома бакалавра (вне зависимости от специальности) является дополнительным бонусом кандидату при трудоустройстве, но не более того. Исключением будут являться специальности в таких отраслях как медицина, образование, строительство, юриспруденция и экономика. В остальных случаях, это может быть универсальный бакалавриат. Если человек пожелает стать ученым, преподавателем или специалистом более высокого уровня, то он поступает в магистратуру, а потом и в аспирантуру. Российская система предполагает обучение по выбранному направлению с 1 курса, хотя в целом, часть курсов являются общеобразовательными, но окончательный выбор более узкой специальности происходит после 2 курса (аналогично было и на специалитете).

Картину будущего образования, к которому уже сделаны первые шаги, можно нарисовать достаточно красочно: электронные образовательные контенты, медиаресурсы, дистанционное образование, пратикоориентированное обучение в реальном времени и на реальных предприятиях. Но для выявления более вероятной перспективы развития образования в 2012-2013 годах Сибирский федеральный университет провел масштабное Форсайт-исследование будущего высшей школы в России в горизонте до 2030 года. В нем приняли участие 730 экспертов из 39 крупных городов России и 79 российских университетов. Это стало частью глобального форсайта, который переродился в «Глобальное будущее образования» (Global Education Futures Forum - GEFF). Его организаторами выступили Сколковский институт науки и технологий (Сколтех) ВШЭ. Томский государственный университет в 2014 г. стал партнером этого проекта. Данный проект позволил выявить доминирующие в той или иной области тренды, договориться о приоритетах и сформировать общее видение, общую «дорожную карту» будущего развития. Главное для экспертов представить проект на мировой арене и найти инвесторов: потребуются серьезные вложения в переоснащение материальной базы.

Главное достижение этого исследования - проект будущего формируется, исходя из общего видения, определяются цели и направления для исследований. Т.о. это некий конструкт, который ложиться в основу образовательных проектов. Чтобы представить ярче, о чем идет речь, надо посмотреть на атлас будущих профессий. Новые технологии требуют новых подходов в образовании, и появлению тех отраслей, о которых мы пока и не задумывались. Даже в самом секторе образования появится ряд профессий, о которых пока затруднительно рассуждать:

- модератор

- разработчик образовательных траекторий

- тьютор

- координатор образовательной онлайн-платформ

- ментор стартапов

- игромастер

- игропедагог

- тренер по майнд-фитнесу

- разработчик инструментов обучения состояния сознания

- организатор проектного обучения.

Конечно, многое из этого может показаться утопическим, однако будущее создается здесь и сейчас. И некоторые более мобильные учебные заведения переходят к данному атласу профессий. Речь, прежде всего, об онлайн-университетах: в мире уже существуют университеты-миллиардеры, такие как Coursera или Edx, которые поддерживают Гарвард, Беркли и MIT, и они рекрутируют в свои ряды новичков со всего мира ежедневно (Бразилия, Китай, Индия, Россия, Германия, Испания, Великобритания, Канада, Австралия, Колумбия, Украина и Таиланд). На курсах Coursera российских студентов насчитывается несколько сот тысяч человек. В проекте также представлены курсы по физике, инженерным дисциплинам, гуманитарным наукам и искусству, медицине, биологии, математике, информатике, экономике и бизнесу. Продолжительность курсов примерно от шести до десяти недель, с 1-2 часами видеолекций в неделю, курсы содержат задания, еженедельные упражнения и иногда заключительный проект или экзамен. в проекте предлагаются не отдельные лекции, а полноценные курсы, которые включают видеолекции с субтитрами, текстовые конспекты, домашние задания, тесты и итоговые экзамены. Доступ к курсам ограничен по времени; каждое домашнее задание или тест должно быть выполнено только в определенный период времени. По окончании курса, при условии успешной сдачи промежуточных заданий и заключительного экзамена, слушателю выдаётся сертификат об окончании. Стоимость разработки цифровых материалов для одного курса оценивается в $15-30 тыс. Платформа (iPhone или Android) способна обеспечивать до порядка 50 тыс. обучающихся на каждом курсе. Coursera работает на веб-сервере nginx на компьютерах на ОС Linux, арендованных в Amazon Web Services. Данные хранятся в Amazon S3, а поиск по сайту осуществляется с помощью Amazon CloudSearch[en], в котором проиндексировано более 4,3 млн документов на сайте. Ежемесячно базы данных Coursera, использующие Amazon Relational Database Service, обрабатывают 10 млрд SQL-запросов, а сайт обслуживает около 500 терабайт трафика.

Однако, такое массовое образование не панацея. Оно не дает фундаментальных знаний, как классические или специализированные университеты, но пригодно для беспрерывного образования. Это тоже новое веяние постиндустриального общества: человек не заканчивает образование с получением диплома, скорее, это становится первой вехой, учеба будет продолжаться на протяжении всей жизни. Получать дополнительное образование молодые люди предпочитают в Сети, оно и понятно: нет привязки ко времени занятий, дешевизна и интересный материал, который могут преподавать, в том числе, и Нобелевские лауреаты.

Но здесь также могут быть негативные последствия:

1) перенасыщение ранка труда ненужными специалистами;

2) повышение конкурентоспособности на рынке труда и усиление поляризации кадров;

3) уход образования в Интернет может привести к исчезновению ряда традиционных учебных заведений. Т.о. также появляется вероятность объединения университетов с образовательными платформами.

Хотя в условиях бюрократической неповоротливости России наши университеты еще долго будут оставаться в тренде у молодежи: государство как в досоветское и советское время участвует в формировании заказа на образовательные услуги через Министерство образования и науки. Именно оно сейчас формирует аккредитационные и лицензионные требования и контрольные цифры приема, проводит мониторинг вузов. Правда, государство постепенно отходит от того, чтобы быть единственным заказчиком и контролером в области образования, и это переходит в ведение регионов. Регионы будут формировать требования, исходя из региональных особенностей рынка труда, а также, они будут контролировать выполнение заказа через органы управления и общественные организации (на основании статьи 96 Федерального Закона об образовании 2012 г.). Но пока заказчики не научатся формулировать грамотно критерии образования, университеты не смогут выполнять поставленные задачи. Для оценки качества со стороны государства создано Национальное агентство развития квалификации (НАРК). Минобрнауки России и РСПП совместно создали Общественно-государственный совет, куда вошли представители государственных органов управления федерального и регионального уровней, госкорпораций и крупных объединений работодателей. Совет должен стать площадкой для выработки предложений по формированию модели подготовки квалифицированных кадров, востребованных инновационной экономикой. Также НАРК разрабатывает профессиональные стандарты (например, стандарты в областях образования, авиа- и автомобилестроения, металлургии, сектора IT).

Во многих регионах мира (Европе, США и некоторых странах Азии) высшая школа решает сразу несколько задач для жизнедеятельности общества: кроме выполнения функций создателя и распространителя знаний, подготовки кадров играет роль производителя конкурентоспособных экспортных продуктов. Такие научно-образовательные центры сосредоточены на развитии промышленности путем трансфера технологий (через технопарки, инкубаторы, консультационную деятельность). Они быстро реагируют на изменения рыночной конъюнктуры, обладают эффективными механизмами обмена информацией, выполняют с компаниями и вузами-партнерами совместные исследовательские проекты. В России этот процесс начался относительно недавно: сформирована сеть ведущих вузов. Это обладающие особым статусом Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты, а также девять федеральных и 29 национальных исследовательских университетов. Плюс вузы, принимающие участие в федеральном проекте «5-100-2020» (к 2020 году как минимум пять российских университетов должны войти в первую сотню одного из трех мировых рейтингов). На реализацию программ развития ведущих вузов государство выделит 9 млрд рублей сроком на пять лет. В данном проекте участвуют НИ ТГУ и НИ ТПУ. Изменения в образовании и образе нашего региона очень тесно взаимосвязаны.

В рамках концепции развития «Инотомск-2020» томичи представили Правительству план развития МО г. Томска и прилегающих к нему территорий, в которой образованию отводится приоритетное место. Университеты, научных институты, бизнес и власть - вот основные игроки инновационной сферы, которые заинтересованы в глобальных изменениях. Этот проект является глобальным по своей сути, и сейчас Томск будет задавать планку развития всем остальным регионам страны. Стоит отметить, что «ИНО Томск-2020» возник не на пустом месте. Томская область давно считается одним из инновационных лидеров в России. Поэтому неудивительно, что руководство города решило объединить городское пространство, скоординировать денежные потоки для привлечения капиталов в Томск. Нельзя сказать, что этот проект был написан с «чистого листа», однако продумать как увязать это воедино - в этом и есть «изюминка» данного проекта. И в этот своеобразный стартап в масштабах страны готовы вложиться помимо муниципалитета и области еще и федеральные власти, ведь в амбициозной программе создания центра образования, исследований и разработок «ИНО Томск-2020» ко всем уже имеющимся наработкам добавлены масштабные проекты по развитию производственной, транспортной и социальной инфраструктур Томской агломерации. Распоряжение правительства 1756-Р «О концепции создания в Томской области Центра образования, исследований и разработок» появилось 6 октября 2011 года. 14 января 2015 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил обновленную концепцию «ИНО Томск», что дает Томской области все основания для получения финансирования из федерального бюджета на реализацию целого ряда программ, заложенных в концепции. Обновленная концепция включает в себя пять направлений: «Передовое производство», «Наука и образование», «Технологические инновации, новый бизнес», «Удобный и умный город» и «Деловая среда». Также в ноябре 2015 года будет представлена улучшенная версия данного проекта.

Именно университеты сегодня становятся драйверами роста, предлагают модель построения экономики знаний, когда научные идеи сначала становятся инновациями, а потом попадают в промышленное производство. В советские годы роль внедренческого звена в инновационной цепочке выполняли отраслевые институты, но сейчас эта система не работает. Поэтому сильные университеты при поддержке федерального правительства могут и должны стать инструментами развития в регионах. Правительство РФ, осознавая ситуацию в сфере высшего образования, стало инициатором повышения глобальной конкурентоспособности ведущих вузов.

Концепция «ИНО Томск-2020» состоит из целого комплекса долгосрочных мероприятий, их логично разделили на два этапа. Первый - до 2016 года, второй - до 2020-го. На первом этапе проекта, который был представлен первоначально, до 2016 года предполагалось привлечь и освоить инвестиции в развитие научно-образовательного парка и университетского кампуса. В итоге проект «ИНОТомск'2020» должен объединить не только инициативы государства, университетов и научных организаций, но и крупного бизнеса, а также сконцентрировать бюджетные и внебюджетные средства. Основные университеты, которые будут участвовать в данном проекте - это ТГУ, ТПУ и ТУСУР. Данные университеты имеют большой бюджет, сравнимый с бюджетом города. ТГУ и ТПУ, несмотря на локальный статус конкурентов, планируют сотрудничать в вопросах создания совместных учебных программ и привлечения в Томск абитуриентов и преподавателей. Вузы с приставкой «научные исследовательские» удивительно синхронно вошли в список российских университетов, которым выделяется дополнительное финансирование на программу повышения международной конкурентоспособности.

В рамках создания консорциума томских вузов, было подписано соглашение с главой фонда «Сколково» Виктором Вексельбергом. «Самое главное, что нас отличает от всех остальных вузов, - мы находимся в шаговой доступности друг от друга, говорит ректор ТПУ Петр Чубик. - Мы можем и должны сделать так называемое «лего-образование», когда студент политеха одну лекцию прослушал в политехе, а другую - в госуниверситете, и наоборот. Это уникальная вещь, которая у нас в Томске может быть реализована». Расположение томских вузов на одном проспекте позволяет конкуренцию заменить на тесное сотрудничество. Поэтому отсюда вытекает одна из важнейших задач - формирование среды, в которой студенты могли бы получать качественное образование и иметь возможность для развития собственных идей. «В условиях локальности инновационных потенциалов и ограниченности ресурсов необходимо не просто иметь четкий план стратегического развития собственных преимуществ. Не менее важным является также наличие компетентной консолидированной команды и политической воли в продвижении инициатив… То, что как раз демонстрирует пример Томской области», - говорит Андрей Линюшин.

«Томская область имеет хороший крепкий бренд региона, где ключевым драйвером является сообщество вузов, которое достаточно дружно и скоординированно проводит политику на уровне России, - отмечает заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов. - Поэтому Томская область является рекордсменом по привлечению абитуриентов с других территорий - их около 60%. Я не удивлен тому, что два ваших национальных исследовательских университета вошли в группу вузов, которые будут добиваться глобальной конкурентоспособности. Я считаю, что по итогам сессий будут сформулированы новые постановки в части развития системы высшего образования и не только. Конкуренция среди образовательных проектов резко выросла. Надо садиться вместе с предпринимателями, консультантами, искать новые небанальные решения. Иначе все проекты, которые формировались раньше, станут неинтересными. Инерционные проекты имеют мало шансов получить инвестиции. А наука и образование - это инициативный сектор экономики и здесь надо искать новые прорывные решения».

Предполагается, что доля населения с высшим образованием в регионе за 10 лет увеличится с 32 до 45%, количество студентов на 10 тыс. населения - с 827 до 1 075, при этом доля иностранных студентов вырастет с 9 до 20%. К 2020 году более чем в три раза увеличится доля затрат на научные исследования и разработки в ВРП региона, число инновационных компаний вырастет с 450 до 950, будет создано не менее 25 тыс. новых рабочих мест.

«Одним из условий попадания университетов в мировые рейтинги является количество иностранных студентов. Поэтому вместе с ректорами мы будем создавать современные комфортные условия жизни для тех, кто выберет для учебы Томск. Современные общежития будут соседствовать с Музеем науки и техники, спортивными объектами, торгово-развлекательными центрами. И все это на берегу Томи, на въезде в город, совсем рядом с учебными корпусами и научными лабораториями», - говорит губернатор Томской области Сергей Жвачкин. «Одним из условий попадания университетов в мировые рейтинги является количество иностранных студентов. Поэтому вместе с ректорами мы будем создавать современные комфортные условия жизни для тех, кто выберет для учебы Томск. Современные общежития будут соседствовать с Музеем науки и техники, спортивными объектами, торгово-развлекательными центрами. И все это на берегу Томи, на въезде в город, совсем рядом с учебными корпусами и научными лабораториями», - говорит губернатор Томской области Сергей Жвачкин.

Тенденции развития общего и высшего образования в Томске

«Томск как город может погибнуть только в том случае, если не будет сделан акцент на развитие научно-образовательно-инновационного комплекса, - отметил ректор Сибирского государственного медицинского университета Вячеслав Новицкий. - Градообразующими структурами у нас являются не промышленные предприятия или добывающие компании, а университеты и исследовательские институты».

Тема образования очень актуальна как для Росси, так и для Томска в частности. И образование - это не отдельная выведенная за рамки часть жизни нашего общества, но это обязательная «смежность» с другими сферами. Если составлять кластер по региональному развитию г. Томска, то образование в будущем может стать градообразующим звеном.



© 2010-2022