• Преподавателю
  • Другое
  • Тема: «Отработка профессиональных навыков на лабораторно-практических занятиях как показатель успеха участия студентов на профессиональных конкурсах»

Тема: «Отработка профессиональных навыков на лабораторно-практических занятиях как показатель успеха участия студентов на профессиональных конкурсах»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Круглый стол в рамках проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады профессионального мастерства по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания учреждений СПО Краснодарского края

Тема: «Отработка профессиональных навыков на лабораторно-практических занятиях как показатель успеха участия студентов на профессиональных конкурсах»

Основная задача среднего профессионального учебного заведения-это подготовка студентов к предстоящей трудовой деятельности. Подготовка к труду включает в себя, с одной стороны, вооружение основными знаниями, необходимых в труде, с другой стороны-формирование профессиональных умений и навыков. Одной из основных дисциплин специальности «Технология продукции общественного питания» является междисциплинарный курс.

Задача этой дисциплины - дать студентам знания по приготовлению и отпуску различных блюд. Читая лекции, преподаватель не знает, как тот или иной студент усваивает преподносимый материал, хотя, присутствует систематическая обратная связь от аудитории к преподавателю. Сложно осуществить принцип индивидуализации работы со студентами. т.е. проконтролировать, как каждый из них усваивает материал.

В нашем техникуме большое внимание уделяется инновационным методам, которые создают такие условия в обучении, когда обучающиеся не могут не научиться, стимулируют творческие способности обучающихся, помогают приблизить учёбу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки, но и активную жизненную позицию.

Сохраняя лучшие традиции, педагогический коллектив нашего техникума ищет новые формы и пути подготовки специалистов. Творческая обстановка в техникуме нацеливает деятельность преподавателя на внедрения в учебный процесс новых методов преподавания.

Сегодня преподавателю техникума недостаточно владеть знаниями в области преподаваемой дисциплины, он должен владеть современными методами преподавания и быть готовым к осуществлению инновационной деятельности на практике.

Для решения профессиональных компетентностей большое внимание в техникуме уделяется выполнению и контролю лабораторно-практических занятий.

Лабораторно - практические занятияявляются составной частью профессиональной образовательной программы. На лабораторно-практических занятиях преподаватель создает условия для выработки способностей студентов быстро ориентироваться в различных производственных условиях, применять полученные знания и использовать ранее полученные профессиональные умения и навыки, а также выявить способных студентов.

Методы проведения лабораторно - практических занятий - это способы деятельности преподавателя, с помощью которых формируются умения и навыки у обучающихся по специальности, а также способы их деятельности по усвоению и закреплению профессиональных умений и навыков.

К наиболее часто используемым методам при проведении лабораторно - практических занятий относят:

устное изложение

беседа

демонстрация

тестирование

самостоятельная работа обучающихся.

Организуя самостоятельную работу, преподаватель стремится обеспечить максимальную мотивацию обучающихся. Самостоятельная работа - это основной этап работы обучающихся на лабораторно - практических занятиях, который способствует выработке умений и навыков или их закреплению. Преподаватель продумывает или разрабатывает для обучающихся такие задания, для выполнения которых потребуется умение и определенный навык работы со справочниками, методическими указаниями к выполнению.

Основной метод работы на этом этапе - это решение ситуационных задач, которые стимулируют творческое отношение к учебной деятельности. Главная цель использования ситуационных задач - развитие у обучающихся навыков решения комплексных задач на базе теоретических и практических навыков, полученных в процессе обучения. Работая над ситуационной задачей, обучающийся должен определить проблему, выбрать нужную информацию, сгруппировать ее для четкой характеристики проблемы, сформулировать возможные пути ее решения, выбрать и обосновать применение. Метод ситуационного обучения способствует развитию находчивости, умения решать проблемы, развивать способности проведения анализа и диагностики проблем.

Решением таких задач стало занятие с группой 3-13Т по дисциплине «Организация хранения и контроль запасов и сырья». Тема занятия «Хлеб, хлебобулочные изделия. Дефекты хлеба» Обучающимся было предложено выявить дефекты хлебобулочных изделий, причины-от чего они могли получиться. Студенты ранее изучили виды дефектов и им предстояло выявить их на натуральных образцах. Работа проходила в микрогруппах. После выявления дефектов ребята написали отчет, в котором и указали из-за чего мог появиться тот или иной дефект, а также пути его недопущения или устранения.

Роль преподавателя состоит в привлечении студентов к активному изучению предложенных им ситуационных задач, установлении обратной связи при обсуждении проблемы.

На лабораторно - практических занятиях важно умело использовать деловые игры. Деловая игра - это средство моделирования проблемных ситуаций в различных областях деятельности человека, позволяющие найти оптимальные пути решения этих проблем. Деловая игра представляет собой управленческую игру, в ходе которой участники, имитируя деятельность того или иного специалиста среднего звена, на основе анализа данной ситуации, принимают решения. Она направлена на развитие у обучающихся умений анализировать конкретные практические ситуации и принимать решения. Содержание деловой игры должно отвечать следующим требованиям: деловая игра - профессиональная игра. Она направлена на формирование таких умений и навыков, которые потребуются специалисту среднего звена, поэтому в основе ее создания должен лежать анализ профессиональной деятельности специалиста именно этого уровня подготовки.

Деловая игра должна содержать игровую и учебную задачи.

Игровая задача - выполнение играющим определенной профессиональной деятельности. Учебная задача - овладение знаниями и умениями. На лабораторно - практических занятиях деловая игра позволяет обучающимся раскрыть свои профессиональные качества, они более ответственно выполняют поставленные задачи и гордятся достигнутыми результатами.

Таким занятием сталаделовая игра в группе 3-14-1Т по теме «Заправочные супы», где в роли главного эксперта (судьи) был Бузынный Никита, который проводил анализ правильности ответов обучающихся.

Для разнообразия форм и методов обучения проводим уроки - конкурсы между командами как внутри группы, так и между группами.

Так в группе 3-13Т проводилась викторина по теме «Холодные закуски и салаты». Группа разделилась на четыре команды. Вопросы студенты составляли сами по заранее заданной теме. Вопросы и ответы радовали и ребят и преподавателя.

В группе 3-14-2Т проводили конкурс «Картофельные игрища». Обучающиеся соревновались в правильной нарезке картофеля и других овощей, выполняя простую и фигурную нарезку. Отрабатывали такие навыки нарезки как турнет, жульен, обтачивание овощей.Очень хорошо получилась спираль у студента Мамо Юрия, ее длина составила - 25 см., из которой он собрал розочку.

Конкурсы профессионального мастерства по специальности «Технология продукции общественного питания» воспитывают в студентах интерес к выбранной профессии.
Для формирования у студентов профессиональных умений при проведении лабораторно-практических работ, больше внимания уделяется:
- самостоятельной работе студентов
- умению последовательно вести технологических процесс приготовления
блюд
- составлению технологических карт
- правильности проведения бракеража готовых блюд

- теоретически обосновывать выполняемое задание
- ориентированию студентов на самоконтроль (т.е. бракераж проводит один из студентов).
Результаты проведенных лабораторно-практических занятий оценивается не только преподавателем, но и студентами. Оценка выставляется за каждую работу, которая складывается из результата наблюдения лабораторно - практической части, проверки отчета, беседы в ходе работы или после нее.

При этом большое воспитательное значения имеет гласность и аргументацию каждой оценки т.к. это оказывает положительное влияние на последующую работу обучающихся.

Проверка результатов выполненной лабораторно - практической работы предусматривает, какие умения и навыки ими получены, а также выполняет функции: контрольную, обучающую, развивающую, воспитательную.

Контроль включает - наблюдение за работой обучающихся, анализа их деятельности, дифференцированный подход к знаниям, умениям каждого из них, на основе контрольных работ, тестов, самостоятельных работ, презентаций.

В заключении хотелось бы отметить, что лабораторно - практические занятия являются важным показателем успеха участия студентов на профессиональных конкурсах.



Литература:

1.Курбанова В.Ф. О самостоятельной работе студентов // Специалист. №8. 2012.

2. Матвеева Э.Х. Организация лабораторно- практических работ//Специалист. №2.2012.

3. Новые педагогические технологии. Под общей ред. В.С. Кукушкина, 2014.



© 2010-2022