- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа основы экономики, менеджмента и маркетинга
Рабочая программа основы экономики, менеджмента и маркетинга
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чёботова С.А. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное учреждение Ярославской области
Пошехонский АГРАРНО-политехнический колледж
Утверждаю
Зам.директора по УР
__________И.С. Вахрамеева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.05 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА
2015
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС), профессионального стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.14 «Охотоведение и звероводство» по укрупненной группе специальностей 35.00.00 Сельское хозяйство, лесное и рыбное хозяйство
Организация-разработчик: ГПОУ ЯО Пошехонский аграрно-политехнический колледж
Разработчики:
Чёботова Светлана Алексеевна, преподаватель
Рекомендована цикловой комиссией
экономических дисциплин.
Протокол № ____ от ___________20____г.
Председатель цикловой комиссии__________________ Т.А.Царева
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 6
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 13
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.05 Основы экономики, менеджмента и маркетинга
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС 3 по специальности СПО 35.02.14 «Охотоведение и звероводство» по укрупненной группе специальностей 35.00.00 Сельское хозяйство, лесное и рыбное хозяйство.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована:
- в дополнительном профессиональном образовании по программе
повышения квалификации при наличии начального профессионального
образования по профессии тракторист-машинист сельскохозяйственного
производства;
- в профессиональной подготовке и переподготовке работников в области
механизации сельского хозяйства при наличии среднего или высшего
профессионального образования нетехнического профиля;
- в дополнительном обучении рабочим профессиям по специальности
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина относится к группе
общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
− рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности
организации;
− применять в профессиональной деятельности приемы делового и
управленческого общения;
− анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
− современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства;
− роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
− механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
− формы оплаты труда;
− стили управления, виды коммуникации;
− принципы делового общения в коллективе;
− управленческий цикл;
− особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства; − сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом; − формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать получение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации).
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы
учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов,
в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часа
самостоятельной работы обучающегося - 16 часов
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
практические занятия
6
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа
16
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Экономика отрасли.
8
Тема 1.1. Отрасль в условиях рынка.
Содержание учебного материала
2
2
Значение, современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства.
Агропромышленный комплекс как производственно-экономическая система.
Тема 1.2. Организация как хозяйствующий предмет в рыночной экономике.
Содержание учебного материала
2
2
Понятие предпринимательства, его виды и сущность. Субъекты предпринимательской деятельности. Роль и организация хозяйствующего субъекта в рыночной экономике.
Тема 1.3. Себестоимость, цена, рентабельность - основные показатели деятельности организации.
Содержание учебного материала
2
3
Понятие и виды себестоимости. Понятие цены, система цен.
Прибыль и рентабельность, виды прибыли.
Тема 1.4. Планирование деятельности организации.
Содержание учебного материала
2
3
Сущности планирования. Виды планирования. Стратегическое планирование.
Раздел 2. Экономические ресурсы организации (предприятия).
18
Тема 2.1. Основные средства предприятия
Содержание учебного материала
2
2
Понятие, классификация, состав основных фондов и их оценка. Физический и моральный износ. Амортизация и амортизационные отчисления. Лизинг как современный способ технического обеспечения
предприятия.
Практическое занятие
2
Определение показателей оснащенности основными средствами и эффективности их использования.
Тема 2.2. Оборотные средства предприятия.
Содержание учебного материала
2
2
Понятие, состав и структура оборотных средств.
Оборачиваемость оборотных средств. Показатели оборачиваемости оборотных средств.
Практическое занятие
2
Расчет показателей оборачиваемости оборотных средств.
Тема 2.3. Трудовые ресурсы.
Организация, нормирование и оплата труда.
Содержание учебного материала
2
2
Понятие о труде и трудовых ресурсах, особенности сельскохозяйственного труда. Понятие производительности труда. Пути повышения производительности труда в сельском хозяйстве. Понятие и задачи организации труда. Принципы организации труда и формы организации труда.
Организация нормирования труда. Нормы затрат труда, методы нормирования труда.
Самостоятельная работа обучающихся:
Реферат «Хозяйственный риск и виды потерь»
Реферат «Современные факторы производства»
6
Раздел 3. Основы менеджмента.
10
Тема 3.1 Менеджмент: сущность и характерные черты.
Содержание учебного материала
2
2
Понятие и сущность менеджмента.
Тема 3.2 Деловое общение
Содержание учебного материала
2
2
Деловое общение, правила проведения бесед и совещаний. Типы собеседников. Факторы повышения эффективности делового общения.
Тема 3.3 Процесс управления. Цикл менеджмента.
Содержание учебного материала
2
2
Содержание процесса управления. Цикл менеджмента. Система методов управления. Методы управления. Информационные технологии в сфере управления.
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение на тему «Социальная ответственность и этика менеджмента.
Реферат на тему «Барьеры общения и пути их устранения. Управление конфликтами и стрессами»
4
Раздел 4. Основы маркетинга
10
Тема 4.1. Теоретические основы маркетинга
Содержание учебного материала
2
2
Цели и задачи маркетинга. Виды маркетинга. История возникновения и основные концепции развития рыночных отношений, их отличительные особенности.
Тема 4.2. Внутренняя и внешняя среда маркетинга
Содержание учебного материала
2
2
Классификация субъектов, осуществляющих маркетинговую деятельность, требования к ним, организационная структура управления маркетингом. Классификация потребителей.
Тема 4.3. Товарная, ценовая, сбытовая политика предприятия в условиях рынка
Содержание учебного материала
2
2
Жизненный цикл товара. Позиционирование товара. Виды цен и их использование в ценовой политике. Задачи сбыта и сбытовой политики на рынке.
Дифференцированный зачет.
Самостоятельная работа обучающихся:
Реферат на тему «Состояние спроса и задачи маркетинга»
Реферат на тему «Ценовые стратегии в маркетинге»
6
Итого:
48
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Основы экономики, менеджмента и маркетинга»
Оборудование учебного кабинета:
− посадочные места по количеству обучающихся;
− рабочее место преподавателя;
− комплект учебных наглядных пособий Основы экономики,
маркетинга и менеджмента;
− нормативно-правовые документы.
Технические средства обучения:
− интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и
мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Сафронов Н.А. . Экономика организации (предприятия): уч. пособие. - 2-е изд., стер. - Магистр, 2009
2. Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. М.: Финансы
и статистика, 2002.
3. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. - 4-е изд.,
перераб. и доп. - М., 2007.
4. Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства. - М.: Дело и сервис, 2001.
5. Казначевская Г.Б. Менеджмент. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.
6. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт
М., Хедоури Ф. - М.: Вильямс, 2007.
7. Котлер Ф. Маркетинг. - СПб.: Питер, 2006.
Дополнительные источники:
1. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., ред. Микроэкономика: практический
подход. (Managerial Economics) - М., 2007.
2. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика.
Учебник. - М., 2006.
3. Экономика отраслей АПК./ Под ред. Минакова И.А. - М.: КолосС, 2004.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. - 4-е изд., прераб. и
доп. - М.: Экономистъ, 2008.
5. Теория управления: Учебник/Под общ. ред. Гапоненко А.Л. и
Панкрухина А.П. изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: Изд-во РАГС, 2008.
6. Барышев А.Ф. Маркетинг - М.: Академия, 2002.
7. «Маркетинг в России и за рубежом». Практический журнал Изд-во:
1. Интернет ресурсы по менеджменту. Форма доступа: new-
management.info/
2. Интернет ресурсы по маркетингу. Форма доступа:
marketolog.ru/-маркетолог
3. Сайты и учебные материалы по экономике для студентов. Форма
доступа: alleng.ru/edu/econom2.htm
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
1
2
Умения:
практические работы
рассчитывать основные технико-
экономические показатели деятельности
организации;
применять в профессиональной
деятельности приемы делового и
управленческого общения;
практическая работа
анализировать ситуацию на рынке
товаров и услуг;
практическая работа
Знания:
домашняя работа
современное состояние и перспективы
развития сельского хозяйства;
роли и организацию хозяйствующих
субъектов в рыночной экономике;
тестирование
механизмы ценообразования на
продукцию (услуги);
тестирование
формы оплаты труда;
тестирование
стили управления, виды коммуникации;
тестирование
сущность, цели, основные принципы и
функции маркетинга, его связь с
менеджментом;
тестирование
формы адаптации производства и сбыта к
рыночной ситуации.
тестирование