• Преподавателю
  • Другое
  • Авторская программа курса по выбору по предпрофильной подготовке «Журналистика»

Авторская программа курса по выбору по предпрофильной подготовке «Журналистика»

Пояснительная  записка к программе курса «Журналистика» Предлагаемый курс разработан для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений в рамках предпрофильной подготовки. Миссия программы заключается в приобщении уч-ся к разнообразному миру социальной профсферы. Содержание курса позволяет получить базовое (первичное) представление более чем по 10специальностям, должностям СМИ. Специфика программы заключается в максимально возможной ориентации на совместную практическую деятельность учащихся ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 41 городского округа Тольятти





Директор МОУ средней школы № 41

__________________ О.М. Давыдов













Программа

курса по выбору по предпрофильной подготовке




«Журналистика»




Автор:

Яковлева Татьяна Борисовна учитель русского языка и литературы

МОУ средней школы № 41

















Тольятти

2009 г.






Пояснительная записка к программе курса «Журналистика»

Предлагаемый курс разработан для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений в рамках предпрофильной подготовки. Миссия программы заключается в приобщении уч-ся к разнообразному миру социальной профсферы. Содержание курса позволяет получить базовое (первичное) представление более чем по 10 специальностям, должностям СМИ. Специфика программы заключается в максимально возможной ориентации на совместную практическую деятельность учащихся в малых группах и непрерывную обратную связь (рефлексию собственной деятельности учащихся). Содержание теоретического материала, итоговая диагностика, деловая игра «Создание газеты» направлены на обеспечение мотивации первичных профессиональных проб и формирование познавательного интереса к социальной сфере (журналистике).


  • Цели курса:

Формирование у учащихся собственного обоснованного мнения по первоначальному самоопределению в социальной профсфере (журналистике).

  • Задачи курса:

- способствовать формированию и развитию у девятиклассников способности к

первичному осознанному самоопределению (выбору профиля обучения, профессиональной

сферы);

- сформировать у учащихся начальное представление о социальной профсфере (журналистике);

- содействовать воспитанию гражданских, нравственных качеств личности.

  • Общая характеристика учебного процесса: методы и формы работы, средства обучения

Курс позволяет учащимся 9 классов получить первичное представление о журналистике, как сфере профессиональной деятельности. Важнейшими формами организации образовательной среды курса являются деловые игры и работа в малых группах. Оптимальное количество учащихся - от 15 до 30 человек. Курс носит ориентировочный характер. Курс рассчитан на два 6-часовых дня учебных занятий. Всего на реализацию курса отведено 12 академических часов. Более 60% учебного времени выделено на практическую деятельность оптантов.

Материальные ресурсы, необходимые для освоения курса

-помещение, площадью до 60 м 2 (учебный кабинет);

-3 персональных компьютера;

-1 лазерный принтер;

-1 копир;

-1медиа-проектор (интерактивная доска);

-1 экран;

-видеокамера и (или) цифровой фотоаппарат;

-микрофон;

-ученические столы и стулья (каждой игровой команде - 1 стол и 3-4 стула);

-офисная бумага для копира;

-вырезки из газет (работы различных жанров);

-фотографии интересных событий;

-информационные карты.
Содержательная часть программы курса «Журналистика»

  • Учебно-тематический план курса «Журналистика»

Тема, разделы

Количество часов

Деятельность педагога

Практическая деятельность участников курса

Всего

В том числе на практическую деятельность учащегося

Первый курсовой день

1.

Журналистика как сфера профессиональной деятельности. Общие ориентиры

1

0,30

Вводная беседа, презентация.

Организация работы в малых группах, конкурс мини-проектов.

Работа в малых группах. Задание для обсуждения: «Чем отличаются жанры журналистики и литературные жанры» Блиц-опрос: «Защита мнения группы»

2.

Структура газеты

2

1

Вводная беседа, презентация.

Организация работы в малых группах, конкурс мини-проектов.

Работа в малых группах. Мини-проект «Жанры»:

1 задание - вспомнить за 10 минут жанры ;

2 задание - дать толкование жанру, привести пример.

Защита (конкурс) проектов.

3.

Интервью и репортаж

1

1

Вводная беседа, презентация.

Организация работы в малых группах, конкурс мини-проектов.

Работа в малых группах. Мини-проект «Напиши интервью или репортаж».

Задание: придумать ситуацию, обыграть её, написать репортаж или интервью.

4.

Профессиональное образование

1

0,50

Вводная беседа, презентация.

Организация работы в малых группах, конкурс мини-проектов. Беседа о профессиональных рисках.

Работа в малых группах. Мини-проект «Резюме PR-журналиста, журналиста-аналитика, фотожурналиста (на выбор)».

Защита (конкурс) проектов

5.

Востребованность журналистов на рынке труда

1

0,20

Презентация, беседа, подведение итогов дня.

Первичное распределение по игровым командам.

Второй курсовой день. Выпуск и защита газет командами.

Игра «Создание газеты»

6.

1 период. Организационный этап

1

0,50

Организация работы в группах, беседа, презентация.

Распределение ролей-профессий в издательстве, выбор названия, основной направленности издания

7.

2 период

1

1

Игровая деятельность

8.

3 период

1

1

Игровая деятельность

9.

4 период

1

1

Игровая деятельность

10.

5 период

1

1

Игровая деятельность

11.

Подведение итогов игры и курса

0,5

0,30

Создание ситуации успеха

Общение

12.

Итоговая рефлексия

0,50

0,20

Итоговое анкетирование участников курса

Итого:

12

8

-

-

%

100%

66,67%

-

-


  • Содержание программы курса «Журналистика»

1.Журналистика как сфера профессиональной деятельности(1 час)

Основные понятия по теории журналистики. Общее в профессиональной деятельности специалистов СМИ. Работа в малых группах. Задание для обсуждения: «Чем отличаются жанры журналистики от литературных жанров» Блиц-опрос: «Защита мнения группы»

2.Общие понятия о газете. (2 часа)

Композиция газеты, тематические рубрики, жанры.

3.Подготовка и проведение интервью, репортажа. (1 час)

Характерные особенности интервью, репортажа. Языковой, стилистический, жанровый анализ образцов репортажа, интервью. Самостоятельное создание репортажа или интервью

4.Требования к уровню образования специалистов СМИ. Пути получения профессионального образования. Построение карьеры (1 час)

Требования к уровню образования специалистов СМИ. Пути получения профессионального образования. Опыт наиболее успешных представителей СМИ. История профессионального успеха.

5.Востребованность журналистов на рынке труда в РФ, Самарской области. Смежные профессии (1 час)

Рынок труда и журналистика. Основные и смежные профессии. Первичное распределение по игровым командам.

6. Игра «Создание газеты» (6 часов).

Профессии СМИ. Выбор ярких, ёмких заголовков.

Участники игры, играя, получают (рефлексивно) представление о своих личных компетенциях, качествах, способностях. Иногда при этом они узнают о себе то, чего не знали раньше, до игры. Организация участников в команды имитирует управленческую деятельность (современное управление существует исключительно в командных, но не в личностных формах). По ходу игры участники осуществляют управленческую деятельность, принимая решения в командах.

7. Итоговая рефлексия по игре и курсу (1 час)

Подведение итогов защиты газет. Анкетирование по базовым терминам, отношению к игре, курсу в целом. Рефлексия курсовой деятельности участников курса «Журналистика».


  • Перечень форм работы с учащимися, используемых в реализации курса

Реализация курса предусматривает использование следующих форм работы с учащимися:

- беседа;

- демонстрация (компьютерная презентация);

- деловая игра;

- работа в малых группах;

- проектная деятельность.

  • Методическое обеспечение. Технология обучения

В результате прохождения курса «Журналистика» оптант должен принять решение о соответствии сферы журналистского дела личному профессиональному плану, получить первичное представление о специфике профессиональной деятельности журналистов и специалистов смежных профессий, о тех требованиях, которые предъявляются к человеку, избравшему данную профессиональную сферу, о возможностях профессионального роста и ограничениях, которые накладывает данная сфера на личность человека.

  • Требования к уровню знаний и умений, полученных в результате обучения.

Курс должен познакомить учащихся со следующими основными видами деятельности:

творчество, управление, проектирование, общение, работа в команде.

Учащиеся должны в результате обучения:

  • Получить первичное представление:

-по принципам, назначению и содержанию профессиональной деятельности журналистов, организационной структуре издательства полного цикла.

-по основам профессиональной успешности специалистов СМИ;

-об уровне и формам получения профессионального образования, особенностям познавательной деятельности журналистов;

-об уровне востребованности, оплаты труда журналистов в РФ, Самарском регионе;

-о наиболее значимых профессиональных качествах, перспективах профессии в России;

-о противопоказаниях к выбору профессий данной сферы;

  • Развить первичные навыки:

-эффективного общения, участия в командной работе;

-анализа информации;

-формирования личной стратегии профессиональной карьеры;

-оформления результата совместного труда;

-участия в дискуссии;

  • На основе полученного опыта выразить свое отношение к игре, курсу, оценить собственную деятельность, свое отношение к журналистике как к сфере профессиональной деятельности.

Опыт и освоение способов деятельности

Курс дает возможность уч-ся проверить свои способности, интересы в отношении труда специалистов СМИ, позволяет учащимся проявить, развить свою коммуникабельность, способность к принятию управленческих решений в неопределенной, нестабильной среде, умению работать в команде.

Практические задания направлены на творческую самореализацию, развитие способности анализа и планирование собственной деятельности.

В деловой игре «Создание газеты» за несколько игровых периодов моделируются события, которые разворачиваются в реальной жизни на протяжении нескольких дней. Все остальное в игре реально: взаимодействие команд в конкурентной среде, анализ складывающейся ситуации, выработка программы действий, распределение обязанностей среди членов команды.

Наиболее важным эффектом игры является развитие стремления к успешности через собственную активность.

Курс «Журналистика» ориентирован на учащихся, выбравших изучение гуманитарных предметов на профильном уровне, служит основой для последующего профильного обучения в 10 и 11 классах и связан с элективными курсами «Жанры и стили», «Культура речи».


  • Указатель литературных и электронных ресурсов к программе курса

«Журналистика»

  1. Е.А. Климов. Психология профессионального самоопределения. // Москва, Из-во «Academa», 2004 г.

  2. Богданов И.В. Поведение в организациях: Курс лекций//Тольятти, 2000 г.

  3. Мескон М. и др. Основы менеджмента// Москва, Из-во «Дело», 1997 г.

  4. В XXI веке журналистика станет одной из самых неперспективных профессий. mk.ru

  5. Л.Г.Свитич. Введение в специальность. Профессия журналист. Учебное пособие.\\ Москва, 2008

  6. Бакалавр. Справочник профессий. Менеджер по рекламе.// marketingmix.ru.

  7. Психологический тип человека маркетинга. // marketingmix.ru

  8. В.Ильинский. Техника снижения со скрытым возвышением.// advi.ru. //Интернет-журнал «Аdvertising ideas - Yes!»

  9. Ф. Котлер. Основы маркетинга. // М., из-во "Прогресс", 1992 г. (и последующие издания).

  10. Р.Б. Ноздрева, Л. И. Цыгичко. Маркетинг: как побеждать на рынке. // М., из-во "Финансы и статистика", 1991 г.

  11. В.Я. Горфинкель, В.А. Швандар (ред). Экономика предприятия // М., из-во "Банки и биржи", "Юнити", 1998 г.

  12. Ф. М. Русинов, М.Л. Разу (ред.). Менеджмент (современный российский менеджмент).// М., ид "ФБК-ПРЕСС", 1999 г.

  13. E-xecutive. Справочник профессий. //e-xecutive.ru

  14. PsiProj. // psi.lib.ru/soveti/profesg.htm





Сведения об авторе программы:

Название программы

Журналистика

Фамилия

Яковлева

Имя

Татьяна

Отчество

Борисовна

Место работы

МОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 41 г. Тольятти

Должность

Учитель русского языка и литературы

Контактный телефон

р.т. (8482) 32-81-63

E-mail:

[email protected]


© 2010-2022