- Преподавателю
- Другое
- Авторская программа курса по выбору по предпрофильной подготовке«Журналистика»
Авторская программа курса по выбору по предпрофильной подготовке«Журналистика»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Яковлева Т.Б. |
Дата | 19.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 41 городского округа Тольятти
Директор МОУ средней школы № 41
__________________ О.М. Давыдов
Программа
курса по выбору по предпрофильной подготовке
«Журналистика»
Автор:
Яковлева Татьяна Борисовна учитель русского языка и литературы
МОУ средней школы № 41
Тольятти
2009 г.
Пояснительная записка к программе курса «Журналистика»
Предлагаемый курс разработан для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений в рамках предпрофильной подготовки. Миссия программы заключается в приобщении уч-ся к разнообразному миру социальной профсферы. Содержание курса позволяет получить базовое (первичное) представление более чем по 10 специальностям, должностям СМИ. Специфика программы заключается в максимально возможной ориентации на совместную практическую деятельность учащихся в малых группах и непрерывную обратную связь (рефлексию собственной деятельности учащихся). Содержание теоретического материала, итоговая диагностика, деловая игра «Создание газеты» направлены на обеспечение мотивации первичных профессиональных проб и формирование познавательного интереса к социальной сфере (журналистике).
-
Цели курса:
Формирование у учащихся собственного обоснованного мнения по первоначальному самоопределению в социальной профсфере (журналистике).
-
Задачи курса:
- способствовать формированию и развитию у девятиклассников способности к
первичному осознанному самоопределению (выбору профиля обучения, профессиональной
сферы);
- сформировать у учащихся начальное представление о социальной профсфере (журналистике);
- содействовать воспитанию гражданских, нравственных качеств личности.
-
Общая характеристика учебного процесса: методы и формы работы, средства обучения
Курс позволяет учащимся 9 классов получить первичное представление о журналистике, как сфере профессиональной деятельности. Важнейшими формами организации образовательной среды курса являются деловые игры и работа в малых группах. Оптимальное количество учащихся - от 15 до 30 человек. Курс носит ориентировочный характер. Курс рассчитан на два 6-часовых дня учебных занятий. Всего на реализацию курса отведено 12 академических часов. Более 60% учебного времени выделено на практическую деятельность оптантов.
Материальные ресурсы, необходимые для освоения курса
-помещение, площадью до 60 м 2 (учебный кабинет);
-3 персональных компьютера;
-1 лазерный принтер;
-1 копир;
-1медиа-проектор (интерактивная доска);
-1 экран;
-видеокамера и (или) цифровой фотоаппарат;
-микрофон;
-ученические столы и стулья (каждой игровой команде - 1 стол и 3-4 стула);
-офисная бумага для копира;
-вырезки из газет (работы различных жанров);
-фотографии интересных событий;
-информационные карты.
Содержательная часть программы курса «Журналистика»
-
Учебно-тематический план курса «Журналистика»
№
Тема, разделы
Количество часов
Деятельность педагога
Практическая деятельность участников курса
Всего
В том числе на практическую деятельность учащегося
Первый курсовой день
1.
Журналистика как сфера профессиональной деятельности. Общие ориентиры
1
0,30
Вводная беседа, презентация.
Организация работы в малых группах, конкурс мини-проектов.
Работа в малых группах. Задание для обсуждения: «Чем отличаются жанры журналистики и литературные жанры» Блиц-опрос: «Защита мнения группы»
2.
Структура газеты
2
1
Вводная беседа, презентация.
Организация работы в малых группах, конкурс мини-проектов.
Работа в малых группах. Мини-проект «Жанры»:
1 задание - вспомнить за 10 минут жанры ;
2 задание - дать толкование жанру, привести пример.
Защита (конкурс) проектов.
3.
Интервью и репортаж
1
1
Вводная беседа, презентация.
Организация работы в малых группах, конкурс мини-проектов.
Работа в малых группах. Мини-проект «Напиши интервью или репортаж».
Задание: придумать ситуацию, обыграть её, написать репортаж или интервью.
4.
Профессиональное образование
1
0,50
Вводная беседа, презентация.
Организация работы в малых группах, конкурс мини-проектов. Беседа о профессиональных рисках.
Работа в малых группах. Мини-проект «Резюме PR-журналиста, журналиста-аналитика, фотожурналиста (на выбор)».
Защита (конкурс) проектов
5.
Востребованность журналистов на рынке труда
1
0,20
Презентация, беседа, подведение итогов дня.
Первичное распределение по игровым командам.
Второй курсовой день. Выпуск и защита газет командами.
Игра «Создание газеты»
6.
1 период. Организационный этап
1
0,50
Организация работы в группах, беседа, презентация.
Распределение ролей-профессий в издательстве, выбор названия, основной направленности издания
7.
2 период
1
1
Игровая деятельность
8.
3 период
1
1
Игровая деятельность
9.
4 период
1
1
Игровая деятельность
10.
5 период
1
1
Игровая деятельность
11.
Подведение итогов игры и курса
0,5
0,30
Создание ситуации успеха
Общение
12.
Итоговая рефлексия
0,50
0,20
Итоговое анкетирование участников курса
Итого:
12
8
-
-
%
100%
66,67%
-
-
-
Содержание программы курса «Журналистика»
1.Журналистика как сфера профессиональной деятельности(1 час)
Основные понятия по теории журналистики. Общее в профессиональной деятельности специалистов СМИ. Работа в малых группах. Задание для обсуждения: «Чем отличаются жанры журналистики от литературных жанров» Блиц-опрос: «Защита мнения группы»
2.Общие понятия о газете. (2 часа)
Композиция газеты, тематические рубрики, жанры.
3.Подготовка и проведение интервью, репортажа. (1 час)
Характерные особенности интервью, репортажа. Языковой, стилистический, жанровый анализ образцов репортажа, интервью. Самостоятельное создание репортажа или интервью
4.Требования к уровню образования специалистов СМИ. Пути получения профессионального образования. Построение карьеры (1 час)
Требования к уровню образования специалистов СМИ. Пути получения профессионального образования. Опыт наиболее успешных представителей СМИ. История профессионального успеха.
5.Востребованность журналистов на рынке труда в РФ, Самарской области. Смежные профессии (1 час)
Рынок труда и журналистика. Основные и смежные профессии. Первичное распределение по игровым командам.
6. Игра «Создание газеты» (6 часов).
Профессии СМИ. Выбор ярких, ёмких заголовков.
Участники игры, играя, получают (рефлексивно) представление о своих личных компетенциях, качествах, способностях. Иногда при этом они узнают о себе то, чего не знали раньше, до игры. Организация участников в команды имитирует управленческую деятельность (современное управление существует исключительно в командных, но не в личностных формах). По ходу игры участники осуществляют управленческую деятельность, принимая решения в командах.
7. Итоговая рефлексия по игре и курсу (1 час)
Подведение итогов защиты газет. Анкетирование по базовым терминам, отношению к игре, курсу в целом. Рефлексия курсовой деятельности участников курса «Журналистика».
-
Перечень форм работы с учащимися, используемых в реализации курса
Реализация курса предусматривает использование следующих форм работы с учащимися:
- беседа;
- демонстрация (компьютерная презентация);
- деловая игра;
- работа в малых группах;
- проектная деятельность.
-
Методическое обеспечение. Технология обучения
В результате прохождения курса «Журналистика» оптант должен принять решение о соответствии сферы журналистского дела личному профессиональному плану, получить первичное представление о специфике профессиональной деятельности журналистов и специалистов смежных профессий, о тех требованиях, которые предъявляются к человеку, избравшему данную профессиональную сферу, о возможностях профессионального роста и ограничениях, которые накладывает данная сфера на личность человека.
-
Требования к уровню знаний и умений, полученных в результате обучения.
Курс должен познакомить учащихся со следующими основными видами деятельности:
творчество, управление, проектирование, общение, работа в команде.
Учащиеся должны в результате обучения:
-
Получить первичное представление:
-по принципам, назначению и содержанию профессиональной деятельности журналистов, организационной структуре издательства полного цикла.
-по основам профессиональной успешности специалистов СМИ;
-об уровне и формам получения профессионального образования, особенностям познавательной деятельности журналистов;
-об уровне востребованности, оплаты труда журналистов в РФ, Самарском регионе;
-о наиболее значимых профессиональных качествах, перспективах профессии в России;
-о противопоказаниях к выбору профессий данной сферы;
-
Развить первичные навыки:
-эффективного общения, участия в командной работе;
-анализа информации;
-формирования личной стратегии профессиональной карьеры;
-оформления результата совместного труда;
-участия в дискуссии;
-
На основе полученного опыта выразить свое отношение к игре, курсу, оценить собственную деятельность, свое отношение к журналистике как к сфере профессиональной деятельности.
Опыт и освоение способов деятельности
Курс дает возможность уч-ся проверить свои способности, интересы в отношении труда специалистов СМИ, позволяет учащимся проявить, развить свою коммуникабельность, способность к принятию управленческих решений в неопределенной, нестабильной среде, умению работать в команде.
Практические задания направлены на творческую самореализацию, развитие способности анализа и планирование собственной деятельности.
В деловой игре «Создание газеты» за несколько игровых периодов моделируются события, которые разворачиваются в реальной жизни на протяжении нескольких дней. Все остальное в игре реально: взаимодействие команд в конкурентной среде, анализ складывающейся ситуации, выработка программы действий, распределение обязанностей среди членов команды.
Наиболее важным эффектом игры является развитие стремления к успешности через собственную активность.
Курс «Журналистика» ориентирован на учащихся, выбравших изучение гуманитарных предметов на профильном уровне, служит основой для последующего профильного обучения в 10 и 11 классах и связан с элективными курсами «Жанры и стили», «Культура речи».
-
Указатель литературных и электронных ресурсов к программе курса
«Журналистика»
-
Е.А. Климов. Психология профессионального самоопределения. // Москва, Из-во «Academa», 2004 г.
-
Богданов И.В. Поведение в организациях: Курс лекций//Тольятти, 2000 г.
-
Мескон М. и др. Основы менеджмента// Москва, Из-во «Дело», 1997 г.
-
В XXI веке журналистика станет одной из самых неперспективных профессий. mk.ru
-
Л.Г.Свитич. Введение в специальность. Профессия журналист. Учебное пособие.\\ Москва, 2008
-
Бакалавр. Справочник профессий. Менеджер по рекламе.// marketingmix.ru.
-
Психологический тип человека маркетинга. // marketingmix.ru
-
В.Ильинский. Техника снижения со скрытым возвышением.// advi.ru. //Интернет-журнал «Аdvertising ideas - Yes!»
-
Ф. Котлер. Основы маркетинга. // М., из-во "Прогресс", 1992 г. (и последующие издания).
-
Р.Б. Ноздрева, Л. И. Цыгичко. Маркетинг: как побеждать на рынке. // М., из-во "Финансы и статистика", 1991 г.
-
В.Я. Горфинкель, В.А. Швандар (ред). Экономика предприятия // М., из-во "Банки и биржи", "Юнити", 1998 г.
-
Ф. М. Русинов, М.Л. Разу (ред.). Менеджмент (современный российский менеджмент).// М., ид "ФБК-ПРЕСС", 1999 г.
-
E-xecutive. Справочник профессий. //e-xecutive.ru
-
PsiProj. // psi.lib.ru/soveti/profesg.htm
Сведения об авторе программы:
Название программы
Журналистика
Фамилия
Яковлева
Имя
Татьяна
Отчество
Борисовна
Место работы
МОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 41 г. Тольятти
Должность
Учитель русского языка и литературы
Контактный телефон
р.т. (8482) 32-81-63
E-mail: