- Преподавателю
- Другое
- Единый урок декады предмета Самопознание: «И завертится земля быстрей, если будем мы с тобой добрей…»
Единый урок декады предмета Самопознание: «И завертится земля быстрей, если будем мы с тобой добрей…»
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гареева Т.П. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
План урока «Самопознание»
Школа______
Дата: 12.02.16 № Единый урок самопознания
Тема: « И завертится земля быстрей, если будем мы с тобой добрей…»
Ценность: Ненасилие
Качества: не причинять вреда ни одному живому существу ни мыслью, ни словом, ни делом, служение людям.
Педагог: Гареева Татьяна Павловна Класс Кол-во уч-ся
Цель: расширять представления учащихся о значимости служения людям, проявляя доброту и милосердие.
Задачи:
-
раскрыть роль С.А. Назарбаевой как авторе проекта предмета «Самопознания»;
-
развивать в себе качества не причинять вреда ни одному живому существу, ни мыслью, ни словом, ни делом, служение людям;
-
воспитывать милосердие, доброту, любовь к окружающему миру.
Ресурсы:(материалы, источники)ПК презентация,
Ход урока:
-
Орг.момент.
- приветствие
- проверка отсутствующих
- проверка готовности
Позитивный настрой. Концентрация на Свет.
Пожалуйста, сядьте удобно. Спину держите прямо, руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.
Представьте, что солнечный Свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами Света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.
Представьте, что Свет начинает всё более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите Свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются Светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются Светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.
Далее Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие добрые слова. Направьте Свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась Светом, и в вашей голове только добрые, Светлые мысли.
Свет становится всё интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте Свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите Свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть Свет наполнит их сердца. Пусть этот Свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на всё живое, повсюду… посылайте Свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… я есть Свет». Побудьте ещё немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.
Анализ состояния:
-
Что вы чувствовали?
-
Сообщение темы урока: «И завертится земля быстрей, если будем мы с тобой добрей…»
Сегодня необычный урок, так как 12 февраля день рождений у Сары Алпысовны Назарбаевоей, автора образовательного проекта по возрождению нравственно-духовных ценностей, который называется «Самопознание». Сара Алпысовна сказала:
«На рубеже веков мы почему-то вдруг решили, что главная цель воспитания -научить ребенка нажимать кнопки компьютера и сносно болтать по-английски. И вот он уже готов человек новой формации! А то, что это дитя не умеет отличать добро от зла, понять и разделить боль ближнего, нас, в общем-то, не волнует...
…«Мне хочется, чтобы дети с самых малых лет освоили
искусство быть всегда здоровыми и счастливыми,
обретая мудрость жизни и счастье в служении
человечеству. Чтобы осознавали, кто они есть, для
чего живут и к чему должны стремиться.
Раскрыть себя - каждый должен!»
С.А.Назарбаева
Просмотр видео о С.А. Назарбаевой: «Все начинается с любви»
(фрагмент)
Чтение учителем стихотворения:
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была в начале?. .
Пусть она приходит в каждый дом,
Чтобы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
Андрей Дементьев
-
Как вы думаете, почему так высоко в жизни ценится: быть добрым человеком?
-
Зависит ли жизнь нашего общества, от того, какие духовные ценности воспитываются в наших семьях?
Примечания
Медленная, спокойная музыка
Комментирование учителем роли С.А. Назарбаевой.
Авторское видео, бывшей ученицы, Кисуриной Анастасии «Все начинается с любви»
или «Сара Назарбаева»
-
Позитивное высказывание.
Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
-
Как вы понимаете: «А может не слова - дела важны?»
Цитата:
"Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером".
Ч. Айтматов - (1928- 2008) русский и киргизский писатель
-
Как вы понимаете это изречение?
Запись в тетради
-
Рассказывание истории (беседа).Просмотр видео
Притча о доброте
Продавец стоял за прилавком магазина и рассеянно смотрел на улицу. Одна маленькая девочка подошла к магазину и буквально прилипла к витрине. Когда она увидела то, что искала, её глаза заблестели от восторга. Она вошла в магазин и попросила, чтобы ей показали бусы из бирюзы.
- Я хочу купить эти бусы для сестры. У вас есть красивая упаковка к ним? - спросила девчушка.
Владелец лавки недоверчиво посмотрел на девочку и поинтересовался:
- А сколько у тебя денег?
Девочка вытащила из кармана платочек, развернула его и высыпала на прилавок горсть мелочи. С надеждой в голосе она спросила:
- Этого хватит?
Там было всего несколько мелких монет. Но девчушка с вдохновением продолжала:
- Знаете, я хочу сделать подарок своей старшей сестре. Наша мама давно умерла, и с тех пор только она заботится о нас. На себя у неё совсем не остаётся времени. Сегодня у неё день рождения и я уверена, что она будет счастлива получить такие бусы, они очень подойдут под цвет её глаз.
Мужчина взял бусы, прошел вглубь магазина, принес футляр, положил в него бирюзу, обернул лентой и завязал бант.
- Возьми! - сказал он девочке. - И неси осторожно!
Девочка выбежала из магазина и радостно помчалась к дому.
В конце рабочего дня порог того же магазина переступила красивая молодая девушка. Владелец лавки сразу же отметил небольшое семейное сходство с маленькой посетительницей, купившей бусы днём. Она достала из сумочки и положила на прилавок знакомый продавцу футляр, затем оберточную бумагу и развязанный бант.
- Эти бусы были куплены здесь? Сколько они стоили?
- А! - воскликнул владелец, - цена любого товара в моей лавке - это всегда конфиденциальное соглашение между мной и покупателем.
Девушка заявила:
- Но у моей сестры было только несколько монет. Бусы ведь из настоящей бирюзы? Они должны стоить очень дорого. Это нам не по карману.
Мужчина подошел к прилавку, взял бусы, с нежностью и теплотой восстановил упаковку, вручил девушке и сказал:
- Она заплатила самую высокую цену… Больше, чем мог заплатить любой взрослый: она отдала всё, что имела.
Тишина заполнила маленький магазинчик, и две слезы скатились по лицу девушки, сжимающей в дрожащей руке небольшой сверток…
Вопросы:
-
Как вы думаете, есть ли цена у доброты и почему?
-
Подумайте, почему продавец отдал девочке дорогие бусы почти даром?
-
Совершенные из - за корысти поступки, можно ли считать
-
добрыми?
-
Как часто, именно вы и ваши знакомые проявляют заботу и доброту, расскажите об этом?
Видео «Притча о доброте»
-
Творческая деятельность, групповая работа.
-
Задание №1 Составление синквейна о доброте
Алгоритм написания синквейна
Написать на стикерах и прикрепить на доске(дерево Доброты).
1-я строка
Кто? Что?
1 существительное
2-я строка
Какой?
2 прилагательных
3-я строка
Что делает?
3 глагола
4-я строка
Что автор думает
о теме
Фраза из 4 слов
5-я строка
Кто? Что?
(Новое звучание
темы)
1 существительное
Пример:
Доброта.
Чистое, искреннее.
Возвышает, наделяет, побеждает.
Добро всегда побеждает зло.
Любовь.
-
Задание №2 Рисунок «Добрые поступки»
Представьте, что каждый из вас - художник, вы получили заказ - нарисовать картину, которая призывала бы совершать добрые поступки. Что бы вы на ней изобразили?
Для этого, сейчас будет звучать музыка, а вы будете набирать краску на кисть, не договариваясь с друг другом и молча рисовать одним цветом, пока не закончится краска на вашей кисти, затем передаете другому в своей группе. Так до тех пор, пока звучит музыка…
Защита:
-
Как бы вы назвали свою картину?...
-
Нужно ли стремиться совершать добрые поступки и для чего?
Примечание. Синквейн - своеобразное стихотворение-миниатюра, которое выражает эмоциональный итог работы учащихся на уроке. Подробное описание этого приема см. «Первое сентября» от 14 января 2003, статья С.Заир-Бека «Хайку по биологии, синквейны по физике».
Стикеры, рисунок или аппликация дерева на листе
Медленная музыка
Пример:
Доброта.
Нравственное, бескорыстное.
Существует, помогает, воодушевляет.
Сделав добро - забудь, получив - помни.
Польза.
5 ватманов, краски акварельные, 5 кистей, 5 стаканов.
Медленная музыка
-
Групповое пение.
Муз .Игорь Лученок , сл .Н.Тулуповой ‒ Доброта
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
Припев:
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Или
А.Огиенко, Н.Гельфанд Твори добро
Руки твои сильные, - ты защити слабого,
Мысли твои верные, - ты научи глупого,
Глаза твои, твоя душа добрая и чистая,
Дари ее тому, кому больно одному.
Припев:
Твори добро на всей земле,
Твори добро другим во благо.
Не за красивое спасибо
Услышавшего тебя рядом. -2 раза
Я долечу до неба, я накричусь досыта,
Я расскажу все тайны дня, до светла.
Я долечу до неба, я накричусь досыта,
Я расскажу все тайны дня, до светла.
Припев:
Твори добро на всей земле,
Твори добро другим во благо.
Не за красивое спасибо
Услышавшего тебя рядом. - 6 раз
-
Домашнее задание.
Написать эссе о дружбе и доброте «Добротой себя измерь…»
Запись в дневнике
-
Круг благодарения
Давайте зажжём свечу и, передавая её из рук в руки, скажем друг другу доброе слово, пожелание….
Благодарю всех собравшихся за чуткость и бережное отношение к друг другу, чтобы вы в своей жизни могли сами определить жизненные ценности, всегда поддерживали своих родных и близких, помогали знакомым и незнакомым людям, зажигали в их сердцах искры Любви, Добра и Мира.
Дополнительные творческие задания:
Инсценировка притч или авторских сказок о доброте.
Плакаты или рисунки о духовно-нравственных ценностях: истина, любовь, праведное поведение, внутренний покой, ненасилие.
Игра «Комплимент»
Вспомнить и разыграть жизненную ситуацию о проявлении доброты.
Старшеклассники - Акции доброты.
Зажженная свеча или кристалл передается в круге со словами благодарности родным, близким, одноклассникам…