• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Формирование нравственного потенциала будущего учителя в рамках досуговой педагогики

Статья Формирование нравственного потенциала будущего учителя в рамках досуговой педагогики

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Золотова О.А.

Формирование нравственного потенциала будущего учителя в рамках досуговой педагогики

Современная системе образования и воспитания подрастающего поколения переживает ряд преобразований, на мой взгляд, весьма логичных, детерминированных общими социально-экономическими изменениями в общественном строе страны. Многообразие информационных потоков, стремительные экономические подъёмы и спады, влекут за собой обновление требований к системе образования. Мы можем говорить об определенной трансформации образовательного пространства на всех ступенях образования: в дошкольных учреждениях это введение федеральных стандартов, высшее образование имеет ориентацию на Болонскую систему и прочее. Я полагаю, что единство общества покоится и на единстве изменений - смена общественно-политического строя повлекла за собой иные требования к личности ученика, гражданина своей страны.

Внимание многих ученых, педагогов направлено на изучение проблем духовности как категории научного знания. Среди многих можно отметить О.С.Богданова, Е.В.Квятковский, А.В.Мудрик, В.А.Черкасов, Т.А.Фомина, Ш.Ш.Хайрулин. Идеи гуманистической мысли отражены в трудах как зарубежных, так и отечественных авторов[1, 23].

В последние годы в России наблюдается рост числа исследований различных аспектов педагогики духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Весьма широкое освещение вопросов, связанных с такими категориями, как «духовность», «нравственность», говорит об актуальности и, при этом, сложности данного феномена.

Мы наблюдем определённое противоречие: с одной стороны изобилие теоретических и практических разработок, а с другой - с каждым новым открытием перед нами встает все больший ряд вопросов. Один из которых «таким образом измерить нравственность?». В первую очередь нравственность педагога, как значимой личности, как определённого гуманистически ориентированного эталона.

Разделяя научное мнение коллег, я исхожу из определения духовно-нравственного потенциала учителя как психолого-педагогического явления, которое формируется и развивается на личностном уровне. Разумеется, личностное становление происходит значительно ранее, нежели профессиональное определение. Разумеется, склад характера, определенные психологические особенности личности влияют на выбор профессионального учреждения, в частности, педагогического профиля.

Пройдя определённый путь в образовании (как в плане личного образования/самообразования, так и в педагогической профессии), в настоящее время я чувствую, что являюсь представителем поколения, которое воспитано на обломках прежней системы образования. Той системы, в которой, на ряду с огромным потенциалом, не хватало таких понятий как «нравственность», «духовность». Именно понятий - все это было, в каждом педагоге, в каждом уроке, но об этом не принято было говорить. Мы внимали ценностные основы «без слов», без толкования. Ценностные ориентации мы несли из семей, где имело место неукоснимое уважение старшего поколения, уважение как высшая любовь, стремление к личностному развитию преобладало над прагматичными идеалами. Перед нами был свободный выбор - отсутствовали религиозные и прочие запреты.

Проводя, ретроспективный анализ, я понимаю, что современные студенты имеют преимущество в том, что их профессиональное становление проходит в некотором определённом русле. Их свобода выбора имеет четкую ориентацию. При этом, мы говорим о единстве образования, развития, воспитания личности. Имеет место определенный научный спор о первостепенности того или иного понятия. Ряд научных изданий, публикаций освещает данные категории весьма фундаментально.

Полагаю, что самое понятие «потенциал» представляет собой основу личностных преобразований. Данная категория трактуется в психолого-педагогической литературе как источник, возможность, средство, запас, все то, что необходимо для достижения целей и задач. Являясь общечеловеческим понятием, особо хочется выделить потенциал педагога, потенциал личности. Ибо педагогу просто необходимо быть той спичкой, от которой зажигаются сотни свечей. Педагогическая функция потенциала раскрывается в направляющей роли преобразующей деятельности личности педагога [2, 47].

Говоря о педагогической деятельности понятие потенциала преобразуется, приобретает своего рода педагогическое своеобразие. Говоря о любви к детям, мы имеем дело с совершенно особым видом любви - принятия, уважение, «пестование» личности ребенка. Здесь мы говорим не о вседозволенности, попущению к тем или иным чертам характера и прочее.

Педагогом я стала значительно раньше, нежели матерью своего сына, так вот теперь я понимаю, что каждого своего ученика я любила - на не осязаемом уровне и говоря о нравственном потенциале учителя, я прежде всего провожу рефлексию собственных нравственных качеств. Здесь так же, я вновь сталкиваюсь с всевозрастающим количеством вопросов - как сохранить грань между нравственной ориентаций подрастающего поколения и морализацией их совершенно иной жизни, в иных социальных условиях, в иных свободах.

Обращаясь к фундаментальным трудам по данной проблематике, особое внимание я обратила на нормативную структуру индивидуальной деятельности, представленную В.И. Слободчиковым, где выделены категории «Ресурс-Потенциал-Действие-Условие-Цель». В данной парадигме потенциал представляет собой ресурс определенной мощности [3, 56].

Опираясь на данное положение, мы вновь возвращаемся к личности будущего педагога, который в начале своего профессионального пути. Заряд мощности его потенциала - совершенно различен, имеем дело с множественностью модальностей. Здесь стоит, отметить подход к понимаю потенциального в человеке Б.С. Братуся. Именно этот ученый определил, что человек истинен «в модусе возможности, долженствования, вернее сопряжении полюсов сущего и должного, наличного и возможного» [4,42].

Таким образом, необходимо создать условия, в которых личность может развить ее духовные силы и поверить в собственные нравственные возможности.

Духовно-нравственный потенциал личности представляет собой аккумулированное понятие, вобравшее в себя черты иных видов потенциала:

- познавательного;

- творческого;

- аксиологического;

- коммуникативного;

- эстетического;

- нравственного

Данный комплекс представляет собой направляющую силу процесса развития личности [5, 20].

Обращение в глубь понятий «воспитание», «обучение», «развитие», приводит нас к сути нравственно-этических норм, убеждений, стремлений, потребности личности в прекрасном и прочее. Таким образом, указанные сферы выступают духовной основой целостного образ жизни человека.

Таким образом, духовно-нравственный потенциал личности является частью культуры внутреннего мира, той частью, которая представляет собой развивающуюся систему. Более того, педагогу необходимо находиться в состоянии самосовершенствования. Ведь наше становление не заканчивается с получением ученой степени, звания и пр. Мы являем собой «шкаф, горящий изнутри», внешне стабильность и прочность знаний, компетенций, но вовне постоянное развитие.

Внимание педагогической общественности к вопросу нравственного развития подрастающего поколения, является актуальным вопросом изучения. Мы можем говорить, что назрел запрос общества - прагматичность современной общественности весьма велика. Это реалии нашей действительности - с одной стороны, с другой - философская категория бытия, категория общественного развития.

Потенциал, нравственный потенциал заложен в каждом ребенке, в личности, задача педагога найти правильные пути к раскрытию сокровенного, дать условия для процветания нравственной культуры. Говоря о нравственности не возможно отделить духовность, ведь именно эта категория не позволяет прийти в уныние, отчаяние в процессе преобразующей педагогической деятельности. Не зависимо от того, какой профессиональный путь ждет наших студентов - останутся ли они в педагогической сфере или выберут иной путь, нравственный потенциал личности - неотъемлемая черта личности, личности гражданина, личности семьянина.

Современное образовательное пространство ориентировано на создание «школы полного дня» - когда учебные занятия первой половины дня сменяются факультативными кружками и секциями. Здесь мы имеем дело с организацией досуговой деятельности учащихся - создание условий для раскрытия потенциала учащихся [5, 33].

Педагогический процесс в Педагогическом колледже г. Тамбова ориентирован на раскрытие духовно-нравственного потенциала как учащихся средней школы, так и, непосредственно, студентов специальности «Преподавание в начальных классах». Как правило, выбор нашего учебного заведения является осознанным решением, которое требует от абитуриента и его родителей определенного мужества. Располагается отделение Преподавание в начальных классах им. С. Радонежского в живописном уголке Тамбовской области, где созданы все условия для успешного обучения и профессионального совершенствования. Спецификой учебного процесса на данной специальности, на мой взгляд, является «ранняя» профессиональная ориентация, а именно, с 1-2 курсов наши студенты вовлечены в преподавание факультативных курсов у учащихся начальной классов средней школы.

Исторически студенты второго курса, пройдя обучение по направлениям декоративно-прикладного искусства, в течение первого года обучения - приступали в данной работе на 2 курсе. Однако в 2015-2016 уч. Г. Картина несколько изменилось - студенты младшего курса, находясь в процессе изучения промыслов и ремесел, изъявляют желание приобщиться к организации досуга школьников. Таким образом, нам удается достичь истинной профессиональной ориентации - случайных студентов у нас просто нет. Разумеется, индивидуальные особенности присутствуют - что отражается как в учебных успехах, там и в рамках досуговой деятельности. Однако, подобное досуговое взаимодействие имеет такой мощный потенциал - что равнодушным не остается никто. Школьники получают возможность максимального отдыха, отдыха в смене деятельности, смене педагога - и при этом их свободное время проходит в нравственных деяниях. Будь то изучение народных промыслов или приобщение к красотам родного православного края.

Таким образом, все участники образовательного процесса включены в гармонично организованный досуговый спектр. Со стороны педагогов - мы контактируем с нашими студентами в совершенно ином ракурсе, нежели в процессе аудиторных занятий. Теперь мы коллеги, да, мы старше, возможно мудрее. Но в настоящий момент в классе педагогом является наш студент, студент, на которого с восхищением смотрят ученики. Изменения в личности, разумеется, на видны мгновенно, не видны через год подобной практики. Эта работа принесет свои плоды много позже. Однако, визуально можно отметить, как меняется выражение лица нашего студенты, как смягчается тембр голоса - вся его личность направлена к ребенку, к ученику.

Именно это направление мне хотелось выделить особо - так как, здесь мы имеем дело с внеучебной деятельностью, которая даже в распорядке дня занимает место отдыха. В данной работе отсутствует напряжение и психологическое волнение - через год наши студенты выйдут на практику пробных уроков в школе - и это уже совсем иная степень ответственности, к которой он должен быть подготовлен.

Досуговая работа наиболее ценна так же тем, что происходит снятие зажимов и запретов. В рамках данных занятий ведутся тихие разговоры - происходит познание друг друга. Студенты интуитивно учатся становиться ребенком другом, наставником.

Обучение студентов специальности «Преподавание в начальных классах» проходит в рамках проекта «Возрождение духовно-нравственного наследия в условиях открытой социально-образовательной среды» на базе Межрегионального центра возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение». Осветить в одной статье специфику данного проекта весьма сложно, я полагаю, что в самом понятии «возрождение» содержится сама суть - происходит преображение личности, раскрытие лучшего в человеке - ученике, студенте.

Стоит отметить, что досуговая педагогика является, на мой взгляд, мощным компонентом всего образовательного пространства - единой составляющей, которая должна совершенствоваться и развиваться, учитывая актуальные потребности подрастающего поколения.



Литература:

1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. М., 2006. 320 с.

2. Леонтьев Д.А. Личность как преодоление индивидуальности: контуры неклассической психологии личности. М.: Смысл, 2006. 161 с.

3. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 2000. 372 с.

4. Шемшурина А.И. Основы этической культуры М.:Владос . 2009. 112 с.

5. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика: Флинта, НОУ ВПО МПСИ; Москва; 2010. 67 с.

Сведения об авторе: Золотова Ольга Александровна,

392000 г. Тамбов, ул. Агапкина, д.19, кв. 90

Тамбовское областное государственное автономное профессиональное учреждение «Педагогический колледж г. Тамбова»

преподаватель специальных дисциплин

89537153657/ [email protected]

© 2010-2022