Индивидуальная программа развития. «Одарённые дети» по биологии и химии

Индивидуальная программа  развития. «Одарённые дети» по биологии и химии. Цель программы:   Предусмотреть степень и метод самораскрытия одаренных обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальные различия обучающихся; Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность); Коммуникативная адаптация; Помощь одаренным детям в самораскрытии (их творческая направленность); Самопрезентация в отношениях.  Задачи: выявить способных и одаренных детей, проявл...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Индивидуальная программа развития.

«Одарённые дети»

по биологии и химии.

Цель программы:

Предусмотреть степень и метод самораскрытия одаренных обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальные различия обучающихся;

Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность);

Коммуникативная адаптация;

Помощь одаренным детям в самораскрытии (их творческая направленность);

Самопрезентация в отношениях.

Задачи:

выявить способных и одаренных детей, проявляющие интерес к предмету;

использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.

Отличительные особенности одаренных детей

1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие воз­можности и проявления.

2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потреб­ность.

3.Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в оп­ределенной области науки, искусства.

3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но об­ладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Модель системы работы с одаренными детьми

Направления работы:

диагностика - изучение личности учащихся.

работа со способными и одаренными учащимися на уроках биологии;

внеклассная работа.

Требования за рамки общепринятых программ.

Выходить за рамки общепринятых программ

Учитывать специфику интересов обучающихся.

Соответствовать стилю усвоения знаний обучающимися.

Не ограничивать стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы.

Принципы специализации учебных программ применительно к одаренным детям:

Предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важных тем, идей;

Давать возможность приобщаться к новой информации, прививать стремление к приобретению знаний;

Предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения;

Поощрять инициативу детей, их самостоятельность в учебе и развитии.

Методы работы:

анкетирование, опрос; собеседование; тестирование; анализ литературных источников; творческие работы; проективный метод; метод прогнозирования; метод исследования проблемы; синквейн.

Формы работы с одаренными детьми:

Гибкий и мобильный учебный план;

Независимое продвижение при изучении отдельных предметов;

Планирование и принятие решений самими учениками;

Конструирование учебного плана на базе интересов обучающихся;

Маневренные блоки; урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности; факультатив; кружковая работа; организация временных групп; свободное самообразование; проведение предметных недель; научно-практические конференции; олимпиады; интеллектуальный марафон.

Содержание программы

Диагностика учащихся - методика оценки общей одаренности

Методика оценки общей одаренности

Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов.

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении;

4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;

3 - оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Обработка результатов.

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.

№ Качество Отметка

1Любознательность

2Сверхчувствитeльность к проблемам

3Способность к прогнозированию

4Словарный запас

5Способность к оценке

6Изобретательность

7Способность рассуждать и мыслить логически

8Настойчивость

9Перфекционизм

Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат - правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу.

2. Работа со способными и одаренными учащимися на уроках биологии и химии - разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний Использование системы заданий повышенной сложности .

задания на развитие логического мышления: нахождение общего, частного, промежуточного понятий; расположение понятий от более частных к более общим; нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых; установление причинно-следственных отношений;

задания на развитие творческого мышления - выполнение творческих работ учащихся ;

задания на составление проектов - создание учащихся проектов в результате самостоятельной деятельности;

задания на прогнозирование ситуаций.

3. Внеклассная работа с учащимися - создание постоянных (факультатив, кружок) и временных групп (группы по подготовке к олимпиадам и научно-практическим конференциям) с учетом интересов учащихся. Существенным преимуществом системы внеклассной работы является то, что учащийся выступает как субъект обучения, т.е., исходя из своей индивидуальности, находит в содержании и в процессе деятельности цели, cooтветствующие его интересам, способностям и возможности их самостоятельной реализации

Основной принцип работы - принцип "обогащения".

Ресурсное обеспечение программы:

наличие учебной аудитории;

библиотечный фонд - наличие литературы по проблемам биологии.

Управление, связь с заинтересованными организациями:

Управление осуществляется учителем биологии, заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

Критерии эффективности:

Высокий уровень познавательного интереса к предмету.

Отсутствие неуспевающих по предмету.

Увеличение количества учащихся, выбирающих биологию как экзамен с успешной сдачей его.

Учащиеся становятся призерами олимпиад по биологии и лауреатами районной и областной научно-практических конференций.

План работы с одаренными детьми

на 2014/2015 учебный год

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Работа с учащимися

1

Входная диагностика развития ребенка, пополнение банка данных школы 1-11 класс «одаренный ребенок» по направлениям

сентябрь

учителя, классные руководители, педагог-психолог

2

Выбор форм работы с учащимися, в том числе и дополнительного образования, на текущий учебный год с учетом диагностики и возрастных особенностей

сентябрь

учителя, классные руководители, педагог-психолог

3

Проведение 1-го этапа олимпиады и марафона школьников по предметам

октябрь

Аксенюк В.В.

4

Проведение школьного этапа олимпиад и марафона по биологии, химии

март

Аксенюк В.В.

5

Проведение школьного этапа интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг»

февраль

Аксенюк В.В.

6

Участие в районных научно-исследовательских конференциях «Дети. Творчество. Интеллект»

март

Аксенюк В.В.

7

Участие в заочных олимпиадах по биологии и химии

на протяжении года

Аксенюк В.В.

8

Организация участия в областной очно-заочной школе по биологии

на протяжении года

Аксенюк В.В.

9

Участие в международных и республиканских и областных конкурсах

на протяжении года

Аксенюк В.В

10

Поощрение одаренных учащихся по итогам учебного года

май

администрация

Работа с учителями

1

Продолжить внедрение проблемно-исследовательских, проектных методов обучения, методик КСО

в течение года

учителя предметники

2

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

-олимпиады по предметам,

-разработки интеллектуальных мероприятий,

- диагностические материалы по работе с одаренными учащимися

в течение года

Аксенюк В.В.

Работа с родителями одаренных детей

1

Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся:

-собеседования школьного психолога с, родителями;

-определение рекомендаций по оказанию помощи со стороны родителей одаренным детям

-привлечение родителей для совместного проведения интеллектуальных мероприятий на уровне учреждения образования

в течение года

педагог-психолог, Аксенюк В.В.

2

Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на ежегодном публичном отчете школы

май

администрация

Ожидаемый результат:

Развитие творческих и умственных способностей ученика,

Устойчивый интерес к биологии, желание самостоятельно работать и проявлять творческий подход при решении поставленных задач;

Участие в олимпиадах и достижение результата.

Список обучающихся

Ф.И. обучающихся

Класс

Мероприятия

Результативность

1

Казанцева А

7

2

Фляум Д

9

3

Пинчук С

11

4

Сей Л

6

5

Вагнер Э

6


© 2010-2022