- Преподавателю
- Другое
- Индивидуальная программа развития. «Одарённые дети» по биологии и химии
Индивидуальная программа развития. «Одарённые дети» по биологии и химии
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Аксенюк В.В. |
Дата | 13.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Индивидуальная программа развития.
«Одарённые дети»
по биологии и химии.
Цель программы:
Предусмотреть степень и метод самораскрытия одаренных обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальные различия обучающихся;
Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность);
Коммуникативная адаптация;
Помощь одаренным детям в самораскрытии (их творческая направленность);
Самопрезентация в отношениях.
Задачи:
выявить способных и одаренных детей, проявляющие интерес к предмету;
использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.
Отличительные особенности одаренных детей
1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
3.Испытывают радость от умственного труда.
Категории одаренных детей
1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Модель системы работы с одаренными детьми
Направления работы:
диагностика - изучение личности учащихся.
работа со способными и одаренными учащимися на уроках биологии;
внеклассная работа.
Требования за рамки общепринятых программ.
Выходить за рамки общепринятых программ
Учитывать специфику интересов обучающихся.
Соответствовать стилю усвоения знаний обучающимися.
Не ограничивать стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы.
Принципы специализации учебных программ применительно к одаренным детям:
Предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важных тем, идей;
Давать возможность приобщаться к новой информации, прививать стремление к приобретению знаний;
Предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения;
Поощрять инициативу детей, их самостоятельность в учебе и развитии.
Методы работы:
анкетирование, опрос; собеседование; тестирование; анализ литературных источников; творческие работы; проективный метод; метод прогнозирования; метод исследования проблемы; синквейн.
Формы работы с одаренными детьми:
Гибкий и мобильный учебный план;
Независимое продвижение при изучении отдельных предметов;
Планирование и принятие решений самими учениками;
Конструирование учебного плана на базе интересов обучающихся;
Маневренные блоки; урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности; факультатив; кружковая работа; организация временных групп; свободное самообразование; проведение предметных недель; научно-практические конференции; олимпиады; интеллектуальный марафон.
Содержание программы
Диагностика учащихся - методика оценки общей одаренности
Методика оценки общей одаренности
Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов.
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении;
4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;
3 - оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Обработка результатов.
Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.
№ Качество Отметка
1Любознательность
2Сверхчувствитeльность к проблемам
3Способность к прогнозированию
4Словарный запас
5Способность к оценке
6Изобретательность
7Способность рассуждать и мыслить логически
8Настойчивость
9Перфекционизм
Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат - правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу.
2. Работа со способными и одаренными учащимися на уроках биологии и химии - разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний Использование системы заданий повышенной сложности .
задания на развитие логического мышления: нахождение общего, частного, промежуточного понятий; расположение понятий от более частных к более общим; нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых; установление причинно-следственных отношений;
задания на развитие творческого мышления - выполнение творческих работ учащихся ;
задания на составление проектов - создание учащихся проектов в результате самостоятельной деятельности;
задания на прогнозирование ситуаций.
3. Внеклассная работа с учащимися - создание постоянных (факультатив, кружок) и временных групп (группы по подготовке к олимпиадам и научно-практическим конференциям) с учетом интересов учащихся. Существенным преимуществом системы внеклассной работы является то, что учащийся выступает как субъект обучения, т.е., исходя из своей индивидуальности, находит в содержании и в процессе деятельности цели, cooтветствующие его интересам, способностям и возможности их самостоятельной реализации
Основной принцип работы - принцип "обогащения".
Ресурсное обеспечение программы:
наличие учебной аудитории;
библиотечный фонд - наличие литературы по проблемам биологии.
Управление, связь с заинтересованными организациями:
Управление осуществляется учителем биологии, заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
Критерии эффективности:
Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
Отсутствие неуспевающих по предмету.
Увеличение количества учащихся, выбирающих биологию как экзамен с успешной сдачей его.
Учащиеся становятся призерами олимпиад по биологии и лауреатами районной и областной научно-практических конференций.
План работы с одаренными детьми
на 2014/2015 учебный год
№
Мероприятия
Сроки
Ответственные
Работа с учащимися
1
Входная диагностика развития ребенка, пополнение банка данных школы 1-11 класс «одаренный ребенок» по направлениям
сентябрь
учителя, классные руководители, педагог-психолог
2
Выбор форм работы с учащимися, в том числе и дополнительного образования, на текущий учебный год с учетом диагностики и возрастных особенностей
сентябрь
учителя, классные руководители, педагог-психолог
3
Проведение 1-го этапа олимпиады и марафона школьников по предметам
октябрь
Аксенюк В.В.
4
Проведение школьного этапа олимпиад и марафона по биологии, химии
март
Аксенюк В.В.
5
Проведение школьного этапа интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг»
февраль
Аксенюк В.В.
6
Участие в районных научно-исследовательских конференциях «Дети. Творчество. Интеллект»
март
Аксенюк В.В.
7
Участие в заочных олимпиадах по биологии и химии
на протяжении года
Аксенюк В.В.
8
Организация участия в областной очно-заочной школе по биологии
на протяжении года
Аксенюк В.В.
9
Участие в международных и республиканских и областных конкурсах
на протяжении года
Аксенюк В.В
10
Поощрение одаренных учащихся по итогам учебного года
май
администрация
Работа с учителями
1
Продолжить внедрение проблемно-исследовательских, проектных методов обучения, методик КСО
в течение года
учителя предметники
2
Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми
-олимпиады по предметам,
-разработки интеллектуальных мероприятий,
- диагностические материалы по работе с одаренными учащимися
в течение года
Аксенюк В.В.
Работа с родителями одаренных детей
1
Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся:
-собеседования школьного психолога с, родителями;
-определение рекомендаций по оказанию помощи со стороны родителей одаренным детям
-привлечение родителей для совместного проведения интеллектуальных мероприятий на уровне учреждения образования
в течение года
педагог-психолог, Аксенюк В.В.
2
Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на ежегодном публичном отчете школы
май
администрация
Ожидаемый результат:
Развитие творческих и умственных способностей ученика,
Устойчивый интерес к биологии, желание самостоятельно работать и проявлять творческий подход при решении поставленных задач;
Участие в олимпиадах и достижение результата.
Список обучающихся
№
Ф.И. обучающихся
Класс
Мероприятия
Результативность
1
Казанцева А
7
2
Фляум Д
9
3
Пинчук С
11
4
Сей Л
6
5
Вагнер Э
6