- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка Занятия в системе дополнительного образования
Методическая разработка Занятия в системе дополнительного образования
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шамшура О.В. |
Дата | 18.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая разработка «Занятия в системе дополнительного образования».
Что может быть обычного и необычного в занятиях дополнительного образования?
Прежде всего, нужно помнить, что любое занятие преследует общую цель оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности , повысить эффективность обучения.
Другим общим моментом является традиционная структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с разными способами организации, с игровой основой и т.д.
Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников. Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. И обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно. Такие занятия - возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных искусств, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду. Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей. Педагогу важно раскрыть и реализовать свой творческий потенциал независимо от того, какому виду искусства он обучает.
Примерная модель занятия в учреждении дополнительного образования.
Занятие в УДОД представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение ,систематика.
При разработке занятия педагог дополнительного образования внимательно изучает: -учебно-тематический план реализуемой образовательной программы;
- согласовывает определённый раздел и тему раздела с содержанием программы;
- определяет взаимосвязь содержания занятий с предыдущими и последующими;
- определяются тип и структура занятия;
- его тема, цель, задачи.
Установка занятия должна быть направлена на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие, обучающие), выходящие на реальный достижимый результат. В системе дополнительного образования детей на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путём реализуемой образовательной области. Педагогом должна продумываться специфика занятия, логика построения и объём образовательного компонента учебного материала.
На первоначальном этапе занятия педагог создаёт благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности. На завершающем этапе - анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются как самые маленькие, так и самые большие достижения детей.
Очень важно разумно распределить материал на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами учебной деятельности: групповой, коллективной, индивидуальной и др.
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио-, видеоматериал, инструкционные карты и т.д. продумывается методика наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала.
Обязательно определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы детей, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.
Педагог ДО обязан выполнять все государственные стандарты, санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятий, использовать здоровьесберегающие технологии.
Основные требования к современному занятию.
-
Постановка и комплексное решение на занятии обучающих и развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.
-
Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.
-
Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учет к психолого-педагогическим особенностям детей и др.
-
Технология обучения. Приемы, методы, средства, формы, способы деятельности на занятии.
-
Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т.д.
-
Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т.д.
Структура различных типов занятий.
-
Тип занятия
Основные элементы структуры занятия
Комбинированное занятие
Организационная часть.
- Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания.
- Изложение нового материала.
- Первичное закрепление новых знаний, применение их на практике.
Занятие сообщения и усвоения новых знаний
Организационная часть.
- Изложение нового материала и закрепление его.
Занятие повторения и обобщения полученных знаний
Организационная часть.
- Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение учащимися заданий и решение задач.
- Анализ ответов и оценка результатов работы.
- Подведение итогов.
Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков
Организационная часть.
- Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.
- Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения.
- Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога.
- Обобщение и оценка выполненной работы.
Занятие применения знаний, умений и навыков
Организационная часть.
- Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с ранее изученным материалом.
- Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа учащихся, оценка ее результатов.
Методы организации занятия в детском творческом объединении в ОУДОД:
-
Репродуктивный;
-
Словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация;
-
Методы практической работы;
-
Метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, фото- и видиосъемка, проведение замеров;
-
Исследовательские методы: проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты, опытническая работа;
-
Методы проблемного обучения: эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися;
-
Проектно-конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;
-
Метод игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра.
-
Наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы.
Общие требования к написанию плана-конспекта занятия
Требования общего характера, предъявляемые к конспекту занятия, в котором должны быть отражены:
-
Цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы занятия;
-
Учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы;
-
Образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;
-
Ведущие виды деятельности участников занятия;
-
Структура занятия и обоснование последовательности его этапов;
-
Содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия;
-
Формы и способы взаимодействия с детьми, обобщение;
-
Диагностика (определение) начального уровня знаний детей, развиваемых в ходе занятия;
-
Приемы управления вниманием, активизация детей;
-
Типичные затруднения детей, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации;
-
Приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;
-
Диагностика результатов занятия, подведение итогов.
Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе
-
Традиционные занятия
Нетрадиционные занятия
Лекция
Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся.
Презентация.
Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека. Участие социальных в отношениях.
Семинар.
Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога.
Социодрама.
Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений.
Дискуссия.
Всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы - расширяет знания путём обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.
Защита проекта.
Способность прецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.
Конференция.
Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов.
Философский стол.
Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни.
Экскурсия.
Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью.
«Крепкий орешек».
Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.
Туристический поход.
Передвижение группы людей с определенной целью.
Конверт вопросов.
Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.
Учебная игра.
Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия.
Выпускной ринг.
Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми.
Утренник, праздник и т.д.
Организационно-массовые мероприятия, проводимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.
Психологическое занятие.
Проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.
Список литературы:
-
Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии» ,М.,Педагогика,1989.
-
Кулюткин Ю.Н.»Психология обучения взрослых», М.Просвещение,1989.
-
Левитан К.М. «Личность педагога: становление и развитие», Саратов,1998.
-
Фомин А.А. «Соблюдение педагогических требований как фактор,повышающий профессиональную компетентность современного учителя» ,2000г.