Методическая разработка Занятия в системе дополнительного образования

Что может быть обычного и необычного в занятиях  дополнительного образования? Прежде всего, нужно помнить, что любое занятие преследует общую цель оговоренную  требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности , повысить эффективность обучения. Другим общим моментом является традиционная  структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с разными способами организации, с игровой основой и т.д. Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход,  как  со стороны педагога, так и со стороны его учеников. Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. И обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно. Такие занятия – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их  применение на практике...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка «Занятия в системе дополнительного образования».

Что может быть обычного и необычного в занятиях дополнительного образования?

Прежде всего, нужно помнить, что любое занятие преследует общую цель оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности , повысить эффективность обучения.

Другим общим моментом является традиционная структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с разными способами организации, с игровой основой и т.д.

Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников. Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. И обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно. Такие занятия - возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных искусств, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду. Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей. Педагогу важно раскрыть и реализовать свой творческий потенциал независимо от того, какому виду искусства он обучает.

Примерная модель занятия в учреждении дополнительного образования.

Занятие в УДОД представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение ,систематика.

При разработке занятия педагог дополнительного образования внимательно изучает: -учебно-тематический план реализуемой образовательной программы;

- согласовывает определённый раздел и тему раздела с содержанием программы;

- определяет взаимосвязь содержания занятий с предыдущими и последующими;

- определяются тип и структура занятия;

- его тема, цель, задачи.

Установка занятия должна быть направлена на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие, обучающие), выходящие на реальный достижимый результат. В системе дополнительного образования детей на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путём реализуемой образовательной области. Педагогом должна продумываться специфика занятия, логика построения и объём образовательного компонента учебного материала.

На первоначальном этапе занятия педагог создаёт благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности. На завершающем этапе - анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются как самые маленькие, так и самые большие достижения детей.

Очень важно разумно распределить материал на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами учебной деятельности: групповой, коллективной, индивидуальной и др.

К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио-, видеоматериал, инструкционные карты и т.д. продумывается методика наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала.

Обязательно определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы детей, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.

Педагог ДО обязан выполнять все государственные стандарты, санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятий, использовать здоровьесберегающие технологии.

Основные требования к современному занятию.

  • Постановка и комплексное решение на занятии обучающих и развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.

  • Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.

  • Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учет к психолого-педагогическим особенностям детей и др.

  • Технология обучения. Приемы, методы, средства, формы, способы деятельности на занятии.

  • Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т.д.

  • Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т.д.

Структура различных типов занятий.

Тип занятия

Основные элементы структуры занятия


Комбинированное занятие

Организационная часть.

- Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания.

- Изложение нового материала.

- Первичное закрепление новых знаний, применение их на практике.

Занятие сообщения и усвоения новых знаний

Организационная часть.

- Изложение нового материала и закрепление его.

Занятие повторения и обобщения полученных знаний

Организационная часть.

- Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение учащимися заданий и решение задач.

- Анализ ответов и оценка результатов работы.

- Подведение итогов.

Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков

Организационная часть.

- Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.

- Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения.

- Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога.

- Обобщение и оценка выполненной работы.

Занятие применения знаний, умений и навыков

Организационная часть.

- Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с ранее изученным материалом.

- Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа учащихся, оценка ее результатов.


Методы организации занятия в детском творческом объединении в ОУДОД:

  • Репродуктивный;

  • Словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация;

  • Методы практической работы;

  • Метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, фото- и видиосъемка, проведение замеров;

  • Исследовательские методы: проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты, опытническая работа;

  • Методы проблемного обучения: эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися;

  • Проектно-конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;

  • Метод игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра.

  • Наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы.





Общие требования к написанию плана-конспекта занятия

Требования общего характера, предъявляемые к конспекту занятия, в котором должны быть отражены:

  • Цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы занятия;

  • Учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы;

  • Образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;

  • Ведущие виды деятельности участников занятия;

  • Структура занятия и обоснование последовательности его этапов;

  • Содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия;

  • Формы и способы взаимодействия с детьми, обобщение;

  • Диагностика (определение) начального уровня знаний детей, развиваемых в ходе занятия;

  • Приемы управления вниманием, активизация детей;

  • Типичные затруднения детей, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации;

  • Приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;

  • Диагностика результатов занятия, подведение итогов.

Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе



Традиционные занятия


Нетрадиционные занятия

Лекция

Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся.

Презентация.

Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека. Участие социальных в отношениях.

Семинар.

Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога.

Социодрама.

Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений.

Дискуссия.

Всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы - расширяет знания путём обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

Защита проекта.

Способность прецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

Конференция.

Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов.

Философский стол.

Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни.

Экскурсия.

Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью.

«Крепкий орешек».

Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.

Туристический поход.

Передвижение группы людей с определенной целью.

Конверт вопросов.

Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.

Учебная игра.

Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия.

Выпускной ринг.

Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми.

Утренник, праздник и т.д.

Организационно-массовые мероприятия, проводимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.

Психологическое занятие.

Проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.

Список литературы:

  1. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии» ,М.,Педагогика,1989.

  2. Кулюткин Ю.Н.»Психология обучения взрослых», М.Просвещение,1989.

  3. Левитан К.М. «Личность педагога: становление и развитие», Саратов,1998.

  4. Фомин А.А. «Соблюдение педагогических требований как фактор,повышающий профессиональную компетентность современного учителя» ,2000г.



© 2010-2022