• Преподавателю
  • Другое
  • Статья на тему Оценка учебных достижений учащихся как критерий оценивания деятельности педагога

Статья на тему Оценка учебных достижений учащихся как критерий оценивания деятельности педагога

Статья по обмену опытом работы по внедрению в учебную деятельность новых подходов в обучении и преподавании. В статье рассмотрены некоторые итоги работы по внедрению в учебную деятельность новых форм оценивания, а именно критериального. В данном направлении я начала работать с прошлого учебного года, основываясь на опыт других коллег, составила критерии оценивания различных видов работ. С некоторыми результатами я хотела бы поделиться и поучится у других коллег, которые работают в этом направлен...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оценка учебных достижений учащихся как критерий деятельности педагога.

В связи с тем, что изменения всё равно происходят,

очень важно знать всё об этих изменениях,

чтобы следить за ними и направлять их

в соответствие со своими желаниями.

Условиям и событиям не стоит следовать,

с ними не нужно пассивно соглашаться,

их необходимо использовать и направлять.

Джон Дьюи


В современных условиях возросли роль и значение современной системы образования, человеческого капитала как приоритетов общественного развития, составляющих основу повышения уровня жизни общества.

В свете поставленных задач нам необходимо пересмотреть существующую традиционную методику преподавания, вводить в практику новые подходы в обучении и преподавании, выстроить соответствующую инновационную модель получения знаний. Одним из приоритетных направлений модернизации школы является внедрение в учебный процесс модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения». Именно над этой проблемой я начала работать, почему? Над тем как более эффективно оценить уровень знаний, умений и навыков учащихся задумывалось не одно поколение учителей и она оставалась не решаемой до настоящего времени. Хотя, конечно, уже стали применять критерии оценивания тестовых заданий и другие виды контроля: многобалльные шкалы отметок, построенные на том, что каждый балл соответствует определенному уровню или степени выполнения заданий; различные варианты учебных портфолио, рейтинговую систему, работу по тестовой технологии. Но все они притерпивают критику и со стороны учителей, учеников и их родителей. Конечно, любая система оценивания имеет свои положительные и отрицательные стороны. Тем не менее, формативное оценивание, а именно критериальное, дает более широкие возможности учителю и ученику в оценке деятельности последних.

В своей практике я использую групповую работу и работу в паре, которые более успешны при критериальной системе оценивания. В условиях групповой работы осуществляется позитивная зависимость группы учащихся друг от друга, т.к. члены группы рассматривают успех (неуспех) как результат их коллективной деятельности. При этом снижается уровень тревожности, усредняется положительное (отрицательное) влияние индивидуальных способностей и возможностей на результат деятельности, таким образом, происходит сдвиг в оценке своей деятельности со способностей на усилия, формируется чувство самоуважения. Групповая форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, продуктивное, творческое усвоение знаний и умений, создавая положительный эмоциональный фон через активный диалог, анализ проблемных ситуаций, деловые игры, мозговой штурм. При такой форме работы ученик учится сопоставлять, сравнивать, наконец, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту. Умение сопоставлять различные способы позволит ученику не только анализировать, но и прогнозировать свою деятельность, что в свою очередь влияет на формирование самостоятельности, овладения способами самообразования. Развитие умений планировать, ставить задачи находится в прямой зависимости от мотивации.

Работа в паре «ученик - ученик» особенно важна в сфере самоконтроля и самооценки.

Планируя способ включения всех учащихся в деятельность на уроке, думаю о создании мотивационной основы их работы.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому мною используются такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы - процессы, лежащие в основе интереса.

Методическая ценность используемых приемов состоит в следующем:

- активное включение в работу всех учащихся;
- свобода выбора деятельности (ученик не привязан к конкретной задаче, а выбирает факты, ему знакомые и понятные);
- обеспечивается системность знаний и умений;
- обнаруживается проблема, решение которой, возможно, связано с исследованием каких - либо фактов (вопрос для исследования ставят сами учащиеся);
- развитие математической "зоркости", формирование произвольного внимания.

Вернемся к оцениванию. Любая деятельность должна быть оценена. Поэтому одним из важных условий формирования и развития внутренних мотивов учения является оценка деятельности ученика, которая отражала бы не только уровень знаний, но и степень прилагаемых усилий.

Существующая пятибалльная шкала оценивает объем и глубину усвоения знаний, умений и навыков, т.е. результат, и не оценивает личностный рост ученика.

Очень важно, чтобы долговременные цели поддерживались тщательно подобранной последовательной серией подцелей с ясными для достижения учащимися критериями. При этом оценка деятельности учащихся должна быть адекватной самооценке самого ученика, отражать степень прилагаемых усилий, определяться сравнением настоящего уровня достижения с прежними успехами.

Достижения учащихся независимы друг от друга, у каждого своя точка отсчета, свой старт, темп и цель.

В дополнение к оценке по результатам усвоения материала, совместно с учащимися были разработаны критерии оценивания различной деятельности на уроке: устных ответов, различных видов письменных заданий, текстовых задач, а также творческих работ (презентаций, постеров).

Варианты применения на уроке различны:

  1. Оцениваю деятельность учащихся в конце урока сама.

  2. При групповой работе спикер группы (после обсуждения) заполняет листы оценивания на каждого члена команды.

  3. Сам ученик оценивает свою деятельность.

Для «сильных» учащихся критериальное оценивание поднимает рейтинг пятерки, т.к. мало верно решить и получить результат, необходимо уметь обосновывать, видеть ошибки, искать новые подходы к решению задачи.

Для «слабых» учащихся обеспечивает стабильность прилагаемых усилий, направляет на повышение качества процесса деятельности, для критерии являются "накопителем" их достижений. Ценность критериального оценивания в том, что ни один даже небольшой успех учащегося не остается незамеченным. Оценка становится более значимой и более конкретной для учащихся, она теперь является регулятором активности учебно-познавательной деятельности учащегося.

А для учителя данный способ оценивания является еще и диагностическим, на основании которого можно наблюдать развитие мотивации учения у каждого ученика и класса в целом.

Итак, на сегодня я определила три пути развития и повышения мотивации учения учащихся:

  1. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся;

  2. Применение нетрадиционных методов и форм организации урока;

  3. Применение критериального оценивания разных видов работы учащихся на уроке.

На данном этапе результатом работы является создание сетевого сообщества учителей математики Аулиекольского района, работа группы учителей школы и района по внедрению в учебный процесс новых подходов в обучении и преподавании, а именно модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения».



3

© 2010-2022