«Конструирование из природного материала» (рабочая учебная программа, 108 часов)

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

станции юных натуралистов





Обсуждена и принята

на заседании

научно методического совета

Протокол №_____от _______

Утверждаю

Директор МБОУ ДОД СЮН

____________О.В.Ярушина

Приказ №________от______








«Конструирование из природного материала»

(рабочая учебная программа, 108 часов)

Возраст обучающихся: 14-18 лет

Форма обучения: индивидуальная

Срок реализации: 2015-2016 учебный год, первый год обучения

Направленность: художественная







Составитель: Андреева Анна Александровна,

педагог дополнительного образования,

высшая квалификационная категория






Рецензент: Пилипчук Галина Михайловна,

заместитель директора по НМР,

высшая квалификационная категория



Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе дополнительной образовательной программы «Конструирование из природного материала» (А.А.Андреева), рассчитана на один год обучения, 108 часов, продолжительность занятия 3 академических часа, один раз в неделю в соответствии с утвержденным годовым календарным учебным графиком образовательной организации.

Актуальность программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения, и мотивирует обучающихся шаг за шагом открывать в себе творческие способности и возможности для самореализации и адаптации в современном мире.

Новизна программы: объединение экологического и художественно-эстетического подходов в развитии творческих способностей, индивидуальных возможностей, эстетического и художественного вкуса обучающихся посредством сочетания различных видов декоративно-прикладного творчества (художественное конструирование из природного материала) и умения наблюдать предметы окружающей действительности, ценить красоту.

Цель рабочей программы: создание условий для развития одаренных и талантливых обучающихся, воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно - прикладного творчества с использованием природного материала.

Задачи рабочей программы:

  • овладение специальными умениями в выбранной сфере технологической деятельности;

  • развитие информационных и коммуникативных компетенций обучающихся;

  • формирование умений учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

  • воспитание ответственного отношения к процессу и результатам труда.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Ожидаемыми результатами можно считать:

  • повышение качества образования;

  • развитие потенциала обучающихся;

  • создание атмосферы позитивного труда;

  • расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей обучающихся;

  • участие в выставках, конкурсах, фестивалях разного уровня;

  • умение работать в группе, в коллективе.

Система отслеживания и оценивания образовательных результатов обучающихся проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях.

Формы подведения итогов реализации рабочей программы

Формами подведения итогов по

Учебно-тематический план




Наименование раздела,

темы

Всего

часов

Из них (количество часов)

Форма контроля

Теор.

Практ

1

Вводное занятие. Природа вечный образец искусства

3

3

-

Диалогичная беседа,

2

Сбор природного материала

6

1

5

Практическая работа

3

Подготовка работ к городским фестивалям «Калейдоскоп», «Радуга детства», «Щедрый вечер»

15

1

14

Практическая работа,

выставка

4.

Подготовка работ к Всероссийскому конкурсу «Моя малая родина: природа, культура, этнос»

12

1

11

Практическая работа, выставка

5.

Подготовка работ к Всероссийскому заочному конкурсу детского творчества «Зеркало природы»

15

1

14

Практическая работа, выставка

6.

Подготовка работ к XX Всероссийскому фестивалю «Экология. Творчество. Дети»

9

1

8

Практическая работа, выставка

7.

Подготовка работ к международному конкурсу «Санкт-Петербуржские Рождественские ассамблеи»

15

1

14

Практическая работа, выставка

8.

Подготовка работ к городским конкурсам «Земля - наш дом, в котором мы живём», «Сохраним цветущий мир Югры», «Кормушка», «Капелька»

12

1

11

Практическая работа, выставка

9.

Подготовка работ к окружному конкурсу «Зелёная Югра - здоровая планета»

9

1

5

Практическая работа, выставка

10.

Подготовка работ к областному экологическому форуму

VIII «Зелёная планета - 2014»

9

1

8

Практическая работа, выставка,

11.

Заключительное занятие

3

3

-

Выставка


Итого

108

15

93



Содержание программы

  1. Вводное занятие. Природа вечный образец искусства - 3 час

Задачи на учебный год. Правила по технике безопасности и санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места.

Экскурсия: по станции юных натуралистов, в оранжерейно-тепличный комплекс. Учебно-опытный участок как пример искусственной экосистемы.


  1. Сбор природного материала - 6 час

Правила нахождения в лесу. Правила сбора и обработки, условия хранения природного материала.

Практическая работа: Сбор природного материала. Обработка, сортировка.

Экскурсия: «Единение с природой». Знакомство с флорой родного края (сбор природного материала). Взаимосвязи в природе.


  1. Подготовка работ к городским фестивалям «Калейдоскоп», «Радуга детства», «Щедрый вечер» - 15 час

Знакомство с условиями конкурса, выбор техники изготовления и подбор материала, эскизы будущих работ. Плоскостная и объемная техника. Основное направление в декоративно - прикладном творчестве. Правила сборки деталей. Правила по технике безопасности работы с инструментами.

Практическая работа: «Удивительные картины», «Игрушки», «Статуэтки», «Украшения» и т.д.


  1. Подготовка работ к Всероссийскому конкурсу «Моя малая родина: природа, культура, этнос» - 12 час

Знакомство с условием конкурса. Обсуждение будущих работ. Выбор техники и подбор природного материала. Эскизы. Распределение заданий по выполнению фрагментов коллективной работы. Техника безопасности: работа с инструментами, клеем и т.д.

Практическая работа: индивидуально - коллективная работа, картины плоскостные и объемные, создание скульптуры малых форм.


  1. Подготовка работ к Всероссийскому заочному конкурсу детского творчества «Зеркало природы» - 15 час

Обсуждение условий конкурса. Используемая литературой. Выбор сюжета будущих работ, эскизов, подбор материала для творческой работы. Проектирование изделия в технике художественное конструирование.

Экскурсия: мини - зоопарк станции юных натуралистов.

Практическая работа: объёмные работы животных.


  1. Подготовка работ к XX Всероссийскому фестивалю «Экология. Творчество. Дети» - 9 час

Основные идеи и номинации конкурса. Условия и критерии оценки. Рациональное использование природного материала. Техника безопасности.

Практическая работа: Разработка и конструирование объёмных работ. Конструирование на основе цилиндра и конуса. Оформление работы для участия в конкурсе.


  1. Подготовка работ к международному конкурсу «Санкт Петербуржские Рождественские ассамблеи» - 15 час

Условия конкурса, распределение номинаций. Обсуждение идей. Выявление проблем связанных с изготовлением изделия. Правила по технике безопасности.

Практическая работа: подготовка природного материала к работе. Изготовление сувениров. Подготовка к выставке.


  1. Подготовка работ к городским конкурсам «Земля - наш дом, в котором мы живём», «Сохраним цветущий мир Югры», «Кормушка», «Капелька» - 12 час

Условия конкурса, критерии оценки, номинации. Выбор техники изготовления. Объёмное конструирование на плоскости, аппликация. Способы крепления.

Практическая работа: Подбор материала, эскизы будущих работ. Изготовление картин.


  1. Подготовка работ к окружному конкурсу «Зелёная Югра - здоровая планета» - 9 час

Знакомство с условием конкурса, с требованием к оформлению конкурсной работы. Выбор материала для будущего произведения. План работы.

Практическая работа: Подбор природного материала. Эскиз, раскрой деталей, изготовление конкурсной работы.


  1. Подготовка работ к областному экологическому форуму VIII «Зелёная планета - 2014» - 9 час

Условия конкурса, номинации, критерии оценки. Конструкторские идеи. План действий. Особенности материалов, используемых в работе.

Практическая работа: Разработка и конструирование конкурсной работы.


  1. Заключительное занятие - 3 час

Подведение итогов. Оформление выставки: «Очумелые ручки». Награждение.


Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать/понимать:

  • виды декоративно - прикладного творчества;

  • особенности материалов;

  • технологическую последовательность изготовления изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

  • способы конструирования на основе конуса и цилиндра;

  • основные формы в художественном конструировании;

  • правила безопасности работы с ручным инструментом, их назначение;

Уметь:

  • использовать многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для выполнения творческих работ;

  • владеть способами работы с различными природными материалами;

  • владеть способами соединения деталей;

  • применять методы индивидуальной и коллективной творческой деятельности при разработке и создании продуктов труда;

  • выполнять эскизы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • разбираться в видах декоративно-прикладного творчества;

  • выполнять эскизы в разных техниках, конструирования на основе конуса и цилиндра;

  • выполнять самостоятельно творческие работы из природного материала (береста, соломка, глина, кожа, бумага).

Методическое обеспечение программы

В рабочей программе «Конструирование из природного материала» используются разнообразные формы обучения:

Занятия, экскурсии, наблюдения, творческие мастерские, практические работы, конкурсы, выставки, фестивали.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично - поисковый или эвристический, стимулирования и мотивации, поощрения.

Используемые методы способствуют обеспечению высокого качества учебно-воспитательного процесса и эффективному освоению обучающимися знаний и навыков, развитию творческих способностей.

Правила выполнения практических работ

Каждый обучающий должен знать:

1. правила поведения в лесной зоне при сборе природного материала;

2. правила техники безопасности при работе с инструментами для выполнения творческих заданий;

3. технологическую цепочку выполнения практической работы в данной технике декоративно-прикладного искусств.

После выполнения изделия, каждый обучающий должен привести в порядок своё рабочее место.

Дидактическое оснащение:

  • литература по разделам «Техническое и прикладное творчество», «Изобразительное искусство», «Художественное и техническое конструирование»;

  • методические разработки, конкурсы, методическая литература из предлагаемого к программе списка;

  • наглядные пособия, изготовленные педагогом и обучающимися;

  • слайды, видео- и аудио пособия;

  • картотека мастеров умельцев;

  • репродукции, эскизы, схемы.

Материально - техническое оснащение программы

Наименование

Количество

1

Электрический утюг

4 шт.

2

Электровыжигатель

3 шт.

3

Электроплиты

1 шт.

4

Муфельная печь

1 шт.

5

Вытяжка

1 шт.

6

Инструменты:

Ножницы большие;

Ножницы маникюрные;

Пинцеты (анатомические);

Скальпель;

Ножи-резаки;

Секатор садовый;

Шило;

Топор;

Ножовка (пила);

Кусачки;

Тиски;

Плоскогубцы;

Резаки (набор);

Пробойники (набор);

Молоток;

Пистолеты склейка;

12 шт.

12 шт.

12 шт.

12 шт.

12 шт.

3 шт.

12 шт.

2 шт.

4 шт.

8 шт.

2 шт.

3 шт.

3 шт.

3 шт.

8 шт.

8 шт.

7

Канцтовары:

Бумага чертежная А3 (в пачках по10 л.);

Бумага чертежная А4 (в пачках по 10 л.);

Калька;

Бумага бархатная (24Х30);

Бумага бархатная (40Х50);

Карандаши простые;

Карандаши цветные;

Кисти разные (№1,2,3,4,5,6,7,8,10);

Скрепки, кнопки, булавки;

Краски гуашь;

Краски акварельные;

Пластилин;

Картон (24Х30); (40Х50);

Тушь цветная;

Линейка;

Резинка;

Глина

Тетради тонкие;

20 шт.

20 шт.

2 рулона

24 шт.

24 шт.

12 шт.

12 шт.

по 12 шт. каждой

по 5 наб.

8 наб.

8 наб.

8 наб.

24 шт.

10 шт.

12 шт.

12 шт

50 кг.

12 шт.

8

Клей ПВА;

Клей Момент;

Столярный клей;

Лак (ПФ-231; ПФ-282; НЦ-224)

10 л.

200 шт.

2 л.

5 л.

9

Ткань: ситец, бархат, сорочечная ткань

6 м.

10

Рамки деревянные (10Х15) - прямоугольные

Квадратные

Рамки деревянные (24Х30); (40Х50)

Рамки деревянные круглые: диам. (10Х14)

24 шт.

24 шт.

24 шт.

24 шт.

11

ДВП - листы 10Х15;24Х30;40Х50;

0,5м3 или 2-3 лист.

12

Туалетная бумага

30 шт.

13

Проволока: диам 0,2; 0,1; 0,3; 0,4 мм

По 100 м. Каждой

14

Нитки цветные

По 2 кат.

15

Иглы разные

6 наб.

16

Компакт диски CD- P

10 шт.

17

Дискеты

10 шт.

18

Компакт диски CD-PW

10 шт.

Календарно-тематический план

к рабочей программе «Конструирование из природного материала»


п/п4

Тема

Дата

Всего часов

Из них

Методическое обеспечение

Вопросы экологического содержания


Теория

Практ.

1.

Вводное занятие. Природа вечный образец искусства


3

3

-

1. Задачи на учебный год. Правила по технике безопасности и санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места.

Экскурсия: по станции юных натуралистов, в оранжерейно-тепличный комплекс. Учебно-опытный участок как пример искусственной экосистемы




Анкеты, летописи кружка. Выставка творческих работ, дидактический материал,

инструктаж по технике безопасности

Мир в котором мы живём

2.

Сбор природного материала

6

1

5

1-2. Правила нахождения в лесу. Правила сбора и обработки, условия хранения природного материала.

П/р № 1,2 : Сбор природного материала. Обработка, сортировка.

Экскурсия: «Единение с природой». Знакомство с флорой родного края (сбор природного материала). Взаимосвязи в природе




Правила по технике безопасности в лесу. Мешки, перчатки, ножи

Взаимосвязи в природе. Правила сбора природного материала. Живая и неживая природа

3.

Подготовка работ к городским фестивалям «Калейдоскоп», «Радуга детства», «Щедрый вечер»


15

1

14


1-5. Знакомство с условиями конкурса, выбор техники изготовления и подбор материала, эскизы будущих работ. Плоскостная и объемная техника. Основное направление в декоративно - прикладном творчестве. Правила сборки деталей. Правила по технике безопасности работы с инструментами.

П/р № 3,4,5,6: «Удивительные картины», «Игрушки», «Статуэтки», «Украшения» и т.д





Материал: природный материал, проволока, нож, резак, шило, пробойники, стамески, планшеты, карты, клей ПВА, «Момент»

Соблюдение правил личной гигиены при выполнении практических работ

4.

Подготовка работ к Всероссийскому конкурсу «Моя малая родина: природа, культура, этнос»


12

1

11



1-4. Знакомство с условием конкурса. Обсуждение будущих работ. Выбор техники и подбор природного материала. Эскизы. Распределение заданий по выполнению фрагментов коллективной работы. Техника безопасности: работа с инструментами, клеем и т.д.

П/р №7,8,9: индивидуально - коллективная работа, картины плоскостные и объемные, создание скульптуры малых форм.




Материал: природный материал, проволока, нож, резак, шило, пробойники, стамески, планшеты, карты, клей ПВА, «Момент»

Человек и его связи с окружающей природой и социальной средой

5.

Подготовка работ к Всероссийскому заочному конкурсу детского творчества «Зеркало природы»


15

1

14



1-4. Обсуждение условий конкурса. Используемая литературой. Выбор сюжета будущих работ, эскизов, подбор материала для творческой работы. Проектирование изделия в технике художественное конструирование.

Экскурсия: мини - зоопарк станции юных натуралистов.

П/р №10,11,12: объёмные работы животных





Условия конкурса, журналы, книги, фотографии, иллюстрации, образцы изделий, природный материал и сопутствующий материал, эскизы

Соблюдение правил личной гигиены при выполнении практических работ

6.

Подготовка работ к XX Всероссийскому фестивалю «Экология. Творчество. Дети»


9

1

8


1-3. Основные идеи и номинации конкурса. Условия и критерии оценки. Рациональное использование природного материала. Техника безопасности.

П/р №13,15: Разработка и конструирование объёмных работ. Конструирование на основе цилиндра и конуса. Оформление работы для участия в конкурсе





Книги по технологии, выкройки, эскизы, материал береста, лён, перья, соломка, кора деревьев, инструменты: нож, ножницы, шило, резак, резаки, пробойники, клей ПВА, «Момент», столярный, кусачки проволока

Живые объекты и их поведение

7.

Подготовка работ к международному конкурсу «Санкт-Петербуржские Рождественские ассамблеи»


15

1

14


1-4. Условия конкурса, критерии оценки, номинации. Выбор техники изготовления. Объёмное конструирование на плоскости, аппликация. Способы крепления.

П/р №16,17,18,: Подбор материала, эскизы будущих работ. Изготовление картин





Условия конкурса, журналы, книги, фотографии, иллюстрации, образцы изделий, природный материал и сопутствующий материал, эскизы

8.

Подготовка работ к городским конкурсам «Земля - наш дом, в котором мы живём», «Сохраним цветущий мир Югры», «Кормушка», «Капелька»


12

1

11



1-4. Условия конкурса, критерии оценки, номинации. Выбор техники изготовления. Объёмное конструирование на плоскости, аппликация. Способы крепления.

П/р №19,20,21,22: Подбор материала, эскизы будущих работ. Изготовление картин




Условия конкурса, журналы, книги, фотографии, иллюстрации, образцы изделий, природный материал и сопутствующий материал, эскизы

Экологические проблемы северного города

9.

Подготовка работ к окружному конкурсу «Зелёная Югра - здоровая планета»


9

1

5


1-3. Знакомство с условием конкурса, с требованием к оформлению конкурсной работы. Выбор материала для будущего произведения. План работы.

П/р № 22,23,24: Подбор природного материала. Эскиз, раскрой деталей, изготовление конкурсной работы





Факторы среды

10.

Подготовка работ к областному экологическому форуму

VIII «Зелёная планета - 2014»


9

1

8


1-3. Условия конкурса, номинации, критерии оценки. Конструкторские идеи. План действий. Особенности материалов, используемых в работе.

П/р №25,26,27: Разработка и конструирование конкурсной работы





Готовые изделия, иллюстрации, фотографии, специальная литература, эскизы,

Материал: природный материал, клей ПВА, «Момент»

Природа и мы

11.

Заключительное занятие


3

3

-

1. Подведение итогов. Оформление выставки: «Очумелые ручки». Награждение





Награждение, грамоты и подарки, сертификаты


Итого


108

15

93


Список литературы

Для обучающихся

  1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-64с., ил.

  2. Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги./ Ярославль: Академия развития, 2009.- 160с., ил.- (Умелые руки).

  3. Быстрицкая А. И. «Бумажная филигрань»/ М.: Айрис-пресс, 2011.- 128 с.: ил.+ цв. вклейка 16 с. - (Внимание: дети!).

  4. Грушина Л.В. Озорные игрушки. Учебно - методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.

  5. Грушина Л.В. Живые игрушки. Учебно - методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.

  6. Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно - методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.

  7. Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.: Эксмо, 2010.- 64с.: ил.-(Азбука рукоделия).

  8. Дайм Г.Л. Русская игрушка: альбом. М.Советская Россия.1987.

  9. Ерлык А.А. Пионер-умелец. М.Детская литература.1977.

  10. Жигалова С.К., Жижина С.Г., Попова З.П., Черняховская Ю.С., Пряник, прялка и птица Сирин: книга для учащихся старших классов (2 издание). М.Пр.1983.

  11. Йорданова Л. Мастерские руки, радость на века. София. Отечество.1987.

  12. Кравченко А.С., Шуменова Б.М., Сальникова И.Г. Новые самоделки из бумаги. М.Лирус.1995.

  13. Кулакова Л. Цветы и вазы из бумаги. «Аст-Пресс книга», М.

  14. Макарова А.М. Пластика природных форм. Минск. Беларусь.1988.

  15. Могилевская О.А. Девочки, книга для вас. М. Педагогика-пресс.1995.

  16. Рафаенко Е.Я. Народные художественные промыслы. М.Знание.1988.

  17. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. М.Мнемозина.1995.

  18. Гибсон Рэй. Карнавал. Маски. Костюмы. М.РОСМЭС.1995.

  19. Рогожкин А.Г. Энциклопедический словарь юного натуралиста. М.Педагогика.1981.

  20. Смирин В.М. Звери в природе. М.МГУ.1991.

  21. Юрьева М.Ю. Не от скуки - на все руки! М. Педагогика-пресс.1994.

Для педагога

  1. Арсентьева В.П., Зайцева Л.М. Начальное экологическое образование. - Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1999. - 141 с.

  2. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-64с., ил.

  3. Бобнева Н.П. Всё о …: Детская энциклопедия: Всё о загадочном лесе. - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО « Издательство АСТ», 2000. - 320 с.: ил.

  4. Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги./ Ярославль: Академия развития, 2009.- 160с., ил.- (Умелые руки).

  5. Быстрицкая А. И. «Бумажная филигрань»/ М.: Айрис-пресс, 2011.- 128 с.: ил.+ цв. вклейка 16 с. - (Внимание: дети!).

  6. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. Ташкент. - 1988

  7. Абрамова Б.С. Жизнь растений. Т 1-6. М.Пр.1992.

  8. Базазьянц С.Б.Художник, пространство, среда. М.Советский художник.1983.

  9. Богорад В.Б., Нехлюдова А.С. Краткий словарь биологических терминов. М.: «Печатный двор», 1963.

  10. Выгонов В.В. Начальная школа: Трудовое обучение: Поделки, модели, игрушки: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2002. - 256 с.: ил (Я иду на урок)

  11. Гусакова А.М. Рукоделие в начальных класса: книга для учителей по внеклассной работе. М.Пр.1984.

  12. Грушина Л.В. Озорные игрушки. Учебно - методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.

  13. Грушина Л.В. Живые игрушки. Учебно - методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.

  14. Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно - методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.

  15. Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.: Эксмо, 2010.- 64с.: ил.-(Азбука рукоделия).

  16. Кулакова Л. Цветы и вазы из бумаги. «Аст-Пресс книга», М.

  17. Лысюк Г.П. Программа развития МОУ ДОД Центр детского творчества. Образовательные программы. 2005.

  18. Максимов Ю.В. У истоков мастерства: народное искусство художественного воспитания детей. Из опыта работы. М.Пр.1983.

  19. Овсянников М.Ф. Краткий словарь по эстетике: кн. Для учителя\ Под К78 ред. М.Ф.Овсянникова. - М.: Просвящение, 1983. - 223 с.

  20. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М.: Изд. Дом «Карапуз», 1999. - 240 с.

  21. Рогов А.П. Народные мастера: Биогр. Очерки. А.Мерзина, И. Мазина, В.Ворносков, И.Голиков. М.: Молодая гвардия, 1982. - 271 с., ил - (Жизнь замечательных людей. Сер. Биогр.; Вып. 2(622))

  22. Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. Учебное особие. М.: Издательство «Просвещения», 1988.

  23. Ступак Е.А. Оригами. Игры и конкурсы/ 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2009.- 80 с. + вкл. 8с.- (Внимание: дети!)

  24. Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: Изд-во Эксмо; СПБ.: Валери СПД, 2004.-240с., ил. (Серия: Академия «Умелые руки».)

  25. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Щиянов Е. Н. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений \Под ред.В.А. Сластенина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр. «Академия», 2003. - 576 с.

  26. Тихонова В.А. Лик живой природы: очерки о советских скульпторах анималистах. М. Советский художник.1990.

  27. Шпикалова Т.Я., Некрасова М.А., Поровская Г.А., Бордюг Н.Д. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб. - Метод. Пособие \ Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А.Поровской. - М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2000. - 272 с.: ил. - (Воспитание и дополнительное образование детей)

  28. Интернет сайт:

  • stranamasterov.ru/

  • oriart.ru/

  • origami-school.narod.ru


© 2010-2022