Дополнительная Образовательная программа КАПЕЛЬКА

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дополнительная Образовательная программа КАПЕЛЬКАМуниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей дом детского творчества «Ермак»

Зерноградского района





Согласовано на заседании Утверждаю

метод. совета Директор МБОУ ДОД ДДТ «Ермак»

Ф.И.О. __________________Р.С.Кравченко

Протокол № ____от «______» 20 г. «______» ______________ 20 г.







Образовательная программа

«КАПЕЛЬКА»

Возраст обучающихся: с 7 до 15 лет

Срок реализации 3 года









Составила: Кадр

Юлия Николаевна

педагог ДО

г. Зерноград

2015 г.

Содержание

Пояснительная записка………………………………………3-8

Учебно-тематический план 1 года обучения……………….8-9

Учебно-тематический план 2 года обучения……………….9-10

Учебно-тематический план 3 года обучения……………….10-11

Календарно-тематический план 1 года обучения………….12-13

Календарно-тематический план 2 года обучения………….14-15

Календарно-тематический план 3 года обучения………….16-17

Содержание программы 1-го года обучения……………….18-21

Содержание программы 2-го года обучения……………….21-24

Содержание программы 3-го года обучения……………….24-26

Методическое обеспечение………………………………….27-31

Список литературы…………………………………………..32





Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, причем не только к декоративно-прикладному, но и раскрытию лучших человеческих качеств.

Цель программы :

создание условий для раскрытия и развития творческих способностей средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение технологии изготовления изделий.

Задачи:

обучающие:

  • познакомить обучающихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;

  • научить детей владеть различной техникой работы с разными материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

  • обучить технологиям разных видов рукоделия;

  • накапливать и расширять знания, самостоятельно полученные в процессе выполнения работы;

  • выработать у обучающихся умения и навыки отобразить полученные знания в собственной творческой деятельности.

воспитательные:

  • воспитывать уважение к труду;

  • формировать чувство коллективизма, гражданственности;

  • воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям;

  • воспитывать нравственные качества детей ( взаимопомощь, честность, добросовестность);

  • формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.

  • воспитание трудолюбия, бережливости, усидчивости, аккуратности при работе с материалами и инструментами

  • воспитание позитивных личностных качеств обучающихся: целеустремленности, ответственности, терпения, коммуникативной культуры, внимания, стимулирование смекалки детей, находчивости, изобретательности и устойчивого интереса к креативной деятельности.

развивающие:

  • развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность;

  • формировать интерес к познавательной , творческой деятельности;

  • содействовать формированию всесторонне развитой личности;

  • создавать условия для социального, профессионального самоопределения обучающихся

  • развитие навыков групповой и самостоятельной практической деятельности.

Отличительной особенностью программы заключается в том, что работа по данной программе предоставляет возможность детям в условиях детского объединения «Капелька» дополнительного образования в полной мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.

Возраст воспитанников 7-14 лет, программа предназначена для группового обучения. Воспитанники, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. Приобретая практические умения и навыки в области декоративно-прикладного искусства, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что-то сделать своими руками.

Срок реализации дополнительной образовательной программы 3 года. Строится курс из расчёта два занятия в неделю. По программе на каждый год обучения отводится 144 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю по два часа. Продолжительность одного занятия 35 минут-(для детей 7 -ми лет), 45 минут (для детей от 8-14 лет), с учетом 10 минутного перерыва после одного занятия. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учётом санитарных норм и правил, утверждённых Постановлением Госкомсанэпиднадзора России.

Форма занятия - групповая. В течении учебного года воспитанники участвуют в различных конкурсах, фестивалях и принимают активное участие в тематических выставках.

Занятие по типу может быть комбинированным, практическим, диагностическим и итоговым.

Форма проведения занятий: Занятия проходят в форме практических занятий.

Программа позволяет варьировать и изменять учебный план в зависимости от уровня подготовки детей. В программе предусмотрена система работы с родителями, общественностью, творческие выставки, участие в конкурсах различного уровня.




Принципы обучения и воспитания:

  • культуросообразности ;

  • единство обучения и воспитания;

  • сотрудничество и сотворчество педагога и воспитанников;

  • общедоступность;

  • преемственность;

  • дифференциации и индивидуализации;

  • свобода выбора;

  • успешность;

  • креативность.


Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты от реализации дополнительной образовательной программы:

• участие в культурно-массовых и творческих мероприятиях;

• участие в городских и областных конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества.

Ожидаемые индивидуальные результаты от реализации дополнительной образовательной программы:

• предметные результаты

- знание терминологии;

- формирование практических навыков в области декоративно-прикладного творчества;

• метапредметные результаты

- развитие фантазии, образного мышления, воображения;

- выработка и устойчивая заинтересованность в творческой деятельности, как способа самопознания и познания мира;

• личностные результаты

- формирование личностных качеств (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.);

Для отслеживания результативности используется педагогический мониторинг.

  • Стартовая диагностика - в начале каждого учебного года.

  • Промежуточная диагностика - проводится в конце первого и второго года обучения.

  • Итоговая диагностика - проводится по завершению всей образовательной программы.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме творческих выставок, участие в конкурсах и фестивалях. В конце года подводятся итоги, и оценивается работа детей за учебный год.


Национально-региональный компонент

Большое внимание уделяется в современном образовательном процессе

использованию национально-регионального компонента. Неисчерпаемые

возможности для его применения на занятиях по ДПТ.

Знание истории родного края, национальной культуры своего народа делает человека духовно богатым, ответственным за настоящее и будущее своего народа, формирует целостное восприятие народного творчества,

способствует воспитанию уважения к обычаям других народов.

Эмоциональный язык декоративно-прикладного творчества - самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Смысл занятий по декоративно-прикладному творчеству с использованием регионального компонента - в ознакомлении воспитаников с традициями народного творчества малой Родины, в развитии эстетических чувств детей, художественном познании мира, в развитии эмоциональной, нравственно-волевой сфер личности ребенка.

Искусство родного края - тот дом, из которого ребенок отправляется по

дорогам мирового искусства, поэтому творчество родного края должно быть

им остро прочувствовано. Не понимая родное искусство, человек не способен

чувствовать культуру другого народа, понимать психологию человека другой

национальности. Это очень важно, ведь мы все живем в большой

многонациональной стране, традиции и обычаи которой должны быть

близки, любимы каждому гражданину. Использование национально-регионального компонента на занятиях, служит основой для развития интереса у учащихся к восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций донской земли и общечеловеческих ценностей.




Учебно тематический план

1 года обучения


п/п

Тема (блока)

Количество часов

Теория

Практика

Всего

I.Введение в образовательную программу(2ч)

1.

Введение в образовательную программу. История возникновения данного вида творчества.

2

-

2

II. Художественная обработка ткани.(30ч.)


1.

Общие сведения о тканях и волокнистых материалах.

1

1

2

2.

Основы цветоведения.

1

1

2

3.

Отделка ткани: виды швов, их применение.

2

8

10

4.

Мягкая игрушка: технология выполнения.

1

1

2

5.

Полуобъемная мягкая игрушка.

1

13

14

III. Бисероплетение. (90ч)


1.

Основные приемы

Бисероплетения

2

22

24

2.

Цветы из бисера

2

24

26

3.

Плетение плоских фигурок животных.

2

38

40


IV. Техника «кокон»(20ч)

1.

Основные материалы, техника выполнения

1

19

20

V. Итоговое занятие.(2ч)

1

Итоговое занятия

2

-

2


Всего часов:

17

127

144




Учебно тематический план

2 года обучения


п/п

Тема (блока)

Количество часов

Теория

практика

Всего

I.Введение в образовательную программу(2ч)

1.

Введение в образовательную программу.

2

-

2

II. Бисероплетение(90ч)

1.

Основные приемы бисероплетения

2

20

22

2.

Комплект украшений

2

20

22

3.

Панно из бисера по мотивам сказок.

2

20

22

4.

Плетение салфетки.

2

22

24

III Декоративное вязание крючком(30ч)

1.

Кружевные изделия из тесьмы

2

4

6

2.

Соединение отдельных мотивов в полотно (сумка, скатерть и т.д.)

2

6

8

3.

Вязание по кругу (шапочки)

2

6

8

4.

Вязаний изделий по выкройке

2

6

8

IV. Поделки из спичек (20ч)

1.

Инструменты и материалы

2

-

2

2.

Изготовление простых поделок

-

18

18


V. Итоговое занятие(2ч)

1

Итоговое занятие

2

-

2



Всего часов:

22

122

144




Учебно тематический план

3 года обучения


п/п

Тема (блока)

Количество часов

Теория

практика

Всего

I.Введение в образовательную программу(2ч)

1.

Введение в образовательную

2

-

2

II. Бисероплетение(120ч)


1.

Основные приемы бисероплетения

2

22

24

2.

Комплект украшений

2

38

40

3.

Объемные игрушки из бисера

2

38

40

4.

Пасхальное яйцо

2

14

16

III. Вышивание лентами(10ч)

1.

Техника вышивания лентами

1

9

10

IV. Вышивание бисером(10ч)

1.

Техника вышивания бисером

1

9

10


V. Итоговое занятие(2ч)

1

Итоговое занятие

2

-

2


Всего часов:

14

130

144
















Календарно - тематический план 1 года обучения.

№ занятия

Дата


Блок


Тема


Кол-во часов


Практическая работа


Оборудование

1-2


Вводное занятие

Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности

История возникновения данного вида творчества.

2

Данный цикл занятий начинается со вступительной беседы, в которой раскрываются цели и задачи программы. Определяются основные правила этики, безопасности и гигиены.

Журнал, инструкции по технике безопасности

3-4


Художественная обработка ткани


Общие сведения о тканях и волокнистых материалах.

30

Подбор образцов ткани по виду, цвету и назначению. Определение лицевой и изнаночной сторон.

лупы, иглы, коробки, ножницы, вата, ткани,

кисти, краски, простые карандаши, листы бумаги формата А4, репродукции сказок. кожа, мех, шнур, нитки, мел, клей ПВА.

5-6


Основы цветоведения.

Изображение колориметрического круга с обозначением основных, двойных цветов. Выбор наиболее удачных цветовых решений на основе сочетания основных и дополнительных цветов.

7-16



Отделка ткани: виды швов и их применение


Освоение техники выполнения изученных швов. Вышивание салфетки.

17-18


Мягкая игрушка: технология выполнения.

Перенесение деталей выкройки. Запись условных обозначений в альбом.


19-32


Полуобъемная мягкая игрушка.

Выполнение выкроек-лекал. Раскрой и сметывание деталей. Пошив и оформление игрушки.

33-56

Бисероплетение


Основные приемы бисероплетения

90

Освоение приемов бисероплетения: простая цепочка, цепочка с бусинками, цепочка с бугорками, цепочка с петельками, цепочка «зигзаг», цепочка «змейка», цепочка «в крестик». Изготовление браслетов. Упражнения по выполнению различных подвесок и их подплетению к цепочкам. Выполнение несложных колье.

Щипцы (старые) для протаскивания застрявшей иголки.Ножницы. Пилочка - для подпиливания застёжек на бусы.

Карандаш, чтобы править по ходу схему.Нитки капроновые нужны для бус или ожерелий. Леска толщиной 0.20 мм для аппликаций и некоторых фенечек.Побольше иголок 12 размера (ломаются) и резинка для тянущихся изделий. Бисер можно хранить в пакетиках. Если много бисера, можно хранить в баночках.

Крупные бусины можно хранить вместе.Удобно иметь ложечку или ракушки для собирания бисера. Ими удобно собирать с ткани и черпать в баночках.Необходима ткань, на которую выкладываем бисер и в которую втыкаем иголку. Миллиметровая бумага для создания схем.

Мусорка для бракованного бисера и остатков ниток и лесок.

57-82




Цветы из бисера


Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий. Подготовка основы декоративного панно: обтягивания тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление панно.


83-122




Плетение плоских фигурок животных.


Выполнение отдельных элементов на основе изученных приемов. Составление композиций, Прикрепление элементов композиции к основе.

123-142


Техника «кокон»


Основные материалы, техника выполнения.

20

Выполнение нитяных коконов и их соединение. Сборка и оформление поделок: «Сова», «Клоун», «Попугай». «Уточка».

формы для намотки нитей

толстая шерстяная пряжа.

Ткань, упругая тонкая проволока, ножницы

143-144



Итоговое занятие.

Итоговое занятие. Выставка.

2

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

Столы, рамки и готовые изделия, созданные руками воспитанников.

Календарно - тематический план 2 года обучения.

№ занятия

Дата


Блок


Тема


Кол-во часов


Практическая работа


Оборудование

1-2


Вводное занятие

Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности

История возникновения данного вида творчества.

2

Данный цикл занятий начинается со вступительной беседы, в которой раскрываются цели и задачи программы. Определяются основные правила этики, безопасности и гигиены.

Журнал, инструкции по технике безопасности.

3-24


Бисероплетение

Основные приемы бисероплетения.

90

Освоение приемов плетения: цепочка «мозаика», «восьмерки», «ромбы», плетение ажурного полотна (сетки) одной и двумя иглами, полотно «в крестик», ажурный цветок. Соединение концов сетки.

Щипцы (старые) для протаскивания застрявшей иголки.Ножницы. Пилочка - для подпиливания застёжек на бусы.

Карандаш, чтобы править по ходу схему.Нитки капроновые нужны для бус или ожерелий. Леска толщиной 0.20 мм для аппликаций и некоторых фенечек.Побольше иголок 12 размера (ломаются) и резинка для тянущихся изделий. Бисер можно хранить в пакетиках. Если много бисера, можно хранить в баночках.

Крупные бусины можно хранить вместе.Удобно иметь ложечку или ракушки для собирания бисера. Ими удобно собирать с ткани и черпать в баночках.Необходима ткань, на которую выкладываем бисер и в которую втыкаем иголку. Миллиметровая бумага для создания схем.

Мусорка для бракованного бисера и остатков ниток и лесок.

25-46



Комплект украшений.


Плетение комплектов украшений на основе изученных приемов. Оформление. Прикрепление застежки.

47-68


Панно из бисера по мотивам сказок.

Выполнение отдельных элементов фигурок сказочных героев. Сборка изделий. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление панно.

69-92




Плетение салфетки


Плетение салфетки на основе изученных приёмов. Сборка и оформление.


93-98


Декоративное вязание крючком

Кружевные изделия из тесьмы.

30

Вывязывание определенного количества тесьмы. Закрепление ее в узор по схеме. Перерисовывание схем в тетрадь.

Крючки для вязания.Нам потребуются и

дополнительные инструменты : иголка с длинным ушком (штопальная) для сшивания деталей изделия, ножницы, сантиметровая лента для снятия мерок с фигуры, линейка для построения выкроек, швейные булавки и булавка для временного переснимания петель.

99-106


Соединение отдельных мотивов в полотно

Вязание различных геометрических фигур и их последовательное соединение. Изготовление ручек и их прикрепление. Соединение деталей.

107-114


Вязание по кругу (шапочки, береты)

Вязание шапочек с

макушки, вязание шапочки снизу вверх

( убавление петель).



115-122


Вязание изделий по выкройке.

Снятие мерок, расчет раппорта, вывязывание спинки, переда, вшивного рукава, вывязывание петель для пуговиц, вывязывание вырезов горловины и воротников. Обработка и сшивание изделий.

123-124



Поделки из спичек

Инструменты и материалы


20

.

ПТБ при работе с колющими и режущими инструментами. Анализ моделей.

Проволока, клей ПВА, нитки, природный материал,спички

125-142



Изготовление простых поделок


. Использование естественной формы фактуры природного материала. Изготовление поделок, соединение отдельных частей при помощи проволоки, клея ПВА, ниток. Освоение приемов резания ножницами, склеивания.

143-144


Итоговое занятие.

Итоговое занятие. Выставка.

2

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

Столы, рамки и готовые изделия, созданные руками воспитанников.


Календарно - тематический план 3 года обучения.

№ занятия

Дата


Блок


Тема


Кол-во часов


Практическая работа


Оборудование

1-2


Вводное занятие

Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности

История возникновения данного вида творчества.

2

Данный цикл занятий начинается со вступительной беседы, в которой раскрываются цели и задачи программы. Определяются основные правила этики, безопасности и гигиены.

Журнал, инструкции по технике безопасности

3-26



Бисероплетение

Основные приемы бисероплетения.

120

Освоение приемов плетения: цепочка «мозаика», «восьмерки», «ромбы», плетение ажурного полотна (сетки) одной и двумя иглами, полотно «в крестик», ажурный цветок. Соединение концов сетки.

Щипцы (старые) для протаскивания застрявшей иголки.Ножницы. Пилочка - для подпиливания застёжек на бусы.

Карандаш, чтобы править по ходу схему.Нитки капроновые нужны для бус или ожерелий. Леска толщиной 0.20 мм для аппликаций и некоторых фенечек.Побольше иголок 12 размера (ломаются) и резинка для тянущихся изделий. Бисер можно хранить в пакетиках. Если много бисера, можно хранить в баночках.

Крупные бусины можно хранить вместе.Удобно иметь ложечку или ракушки для собирания бисера. Ими удобно собирать с ткани и черпать в баночках.Необходима ткань, на которую выкладываем бисер и в которую втыкаем иголку. Миллиметровая бумага для создания схем.

Мусорка для бракованного бисера и остатков ниток и лесок.


27-66



Комплект украшений


Плетение комплектов украшений на основе изученных приемов. Оформление. Прикрепление застежки.



67-106




Объемные игрушки из бисера.


Плетение объемных миниатюрок на основе изученных приемов. Подготовка основы. Работа по схеме. Составление композиций. Оформление.

107-122


Пасхальное яйцо.

Подготовка основы. Расчёт плотности плетения. Оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Плетение объёмных украшений. Украшение пасхального яйца.

123-132



Вышивание лентами

Техника вышивания лентами

10

Составление эскиза композиции. Освоение основных приемов вышивания лентами в процессе выполнения элементов растительного орнамента: листочки, цветы. Подготовка основы панно. Изготовление панно. Оформление композиции.

133-142



Вышивание бисером

Техника вышивания бисером

10

Составление эскиза композиции. Освоение приемов вышивания бисером. Подготовка основы панно. Изготовление панно. Оформление композиции.

143-144


Итоговое занятие.

Итоговое занятие. Выставка.

2

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.






Содержание программы I года обучения

Занятие 1-2

1.Вводное занятие

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития промыслов. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

Занятие 3-32

2.Художественная обработка ткани

2.1. Общие сведения о тканях и волокнистых материалах.

Теоретические сведения. Общие сведения о тканях и волокнистых материалах. Виды волокон и их происхождение. Краткие сведения о производстве тканей. Виды тканей. Окраска и рисунок тканей. Определение лицевой и изнаночной сторон. Краткое сведения о профессиях ткацкого и швейного производства.

Практическая работа. Подбор образцов ткани по виду, цвету и назначению. Определение лицевой и изнаночной сторон.

2.2. Основы цветоведения.

Теоретические сведения. Понятие о цвете. Свойства цвета: тон (светосила), цветовой оттенок, насыщенность. Теплые и холодные цвета. Цветовой спектр. Основные и дополнительные цвета. Символическое значение цвета.

Практическая работа. Изображение колориметрического круга с обозначением основных, двойных цветов. Выбор наиболее удачных цветовых решений на основе сочетания основных и дополнительных цветов.

2.3. Отделка ткани: виды швов и их применение.

Теоретические сведения. Краткие сведении из истории народной вышивки. Виды швов, используемых в ручной вышивке, их применение. Приемы выполнения стежков. Виды швов: «вперед иголку», «за иголку», «через край». Технология их выполнения, применение в отделки ткани. Способы перевода рисунка на ткань.

Практическая работа. Освоение техники выполнения изученных швов. Вышивание салфетки.

2.4. Мягкая игрушка: технология выполнения.

Теоретические сведения. Краткие сведения из истории народной игрушки. Технология выполнения мягкой игрушки. Материалы и инструменты. Работа с выкройками. Подбор материалов. Раскрой деталей. Пошив игрушки. Набивка деталей игрушки. Сборка и оформление игрушки.

Практическая работа. Перенесение деталей выкройки. Запись условных обозначений в альбом.

2.5. Полуобъемная мягкая игрушка.

Теоретические сведения. Особенности технологии выполнения полуобъемных игрушек. Отсутствие элементов влияющих на объем. Расположение деталей в плоскости. Особенности набивки полуобъемной игрушки. Требования, предъявляемые к полуобъемной игрушке: удержание формы, четкие очертания, ровная поверхность. Выбор и анализ модели. Выбор ткани.

Практическая работа. Выполнение выкроек-лекал. Раскрой и сметывание деталей. Пошив и оформление игрушки.

Занятие 33-122

3. Бисероплетение

3.1. Основные приемы бисероплетения.

Теоретические сведения. Исторический экскурс. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера в одну нить: простая цепочка, цепочка с бусинками, цепочка с бугорком, цепочка с петельками, цепочка «зигзаг» цепочка «змейка». Низание из бисера «в две нити»: цепочка «крестик», «колечки». Подвески: бахрома (простая, спиральная), «веточки», «кораллы». Назначения и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем.

Практическая работа. Освоение приемов бисероплетения: простая цепочка, цепочка с бусинками, цепочка с бугорками, цепочка с петельками, цепочка «зигзаг», цепочка «змейка», цепочка «в крестик». Изготовление браслетов. Упражнения по выполнению различных подвесок и их подплетению к цепочкам. Выполнение несложных колье.

3.2. Цветы из бисера.

Теоретические сведения. Освоение приемы бисероплетения используемые для изготовления цветов: параллельное плетение, петельное плетение, косое плетение. Техника выполнения серединки, лепестков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий. Подготовка основы декоративного панно: обтягивания тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление панно.

3.3. Плетение плоских фигурок животных.

Теоретические сведения. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок, плавников. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приемов. Составление композиций, Прикрепление элементов композиции к основе.




Занятие 123-142

4. Техника «кокон»

4.1.Основные материалы, техника выполнения.

Теоретические сведения. Технология выполнения нитяных коконов. Инструменты и материалы. Организация рабочего места. Анализ моделей.

Практическая работа. Выполнение нитяных коконов и их соединение. Сборка и оформление поделок: «Сова», «Клоун», «Попугай». «Уточка».

Занятие 143-144

5. Итоговое занятие.

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.



Содержание программы II года обучения

Занятие 1-2

1.Вводное занятие

Цель и задачи объединения. План работы. Знакомство с изделиями. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления, необходимые для работы. Правила техники безопасности. Другие организационные вопросы.

Занятие 3-92

2. Бисероплетение

2.1. Основные приемы бисероплетения.

Теоретические сведения. Назначение и правила выполнения цепочек «мозаика», «восьмерки», «ромбы», Плетение ажурного полотна (сетки) одной и двумя иглами. Полотно «в крестик». Ажурный цветок. Способы и последовательность выполнения. Анализ и зарисовка схем.

Практическая работа. Освоение приемов плетения: цепочка «мозаика», «восьмерки», «ромбы», плетение ажурного полотна (сетки) одной и двумя иглами, полотно «в крестик», ажурный цветок. Соединение концов сетки.

2.2. Комплект украшений.

Теоретические сведения. Анализ образцов украшений (колье, браслеты, кольца, серьги). Выбор бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем для выполнения украшений. Виды застежек.

Практическая работа. Плетение комплектов украшений на основе изученных приемов. Оформление. Прикрепление застежки.

2.3. Панно из бисера по мотивам сказок.

Теоретические сведения. Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления сказочных героев: параллельное, петельное. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов фигурок сказочных героев. Сборка изделий. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление панно.


2.4 Плетение салфетки

Теоретические сведения. Анализ образцов салфеток. Орнамент. Выбор бисера. Цветовое решение. Последовательность выполнения салфетки. Зарисовка схем.

Практическая работа. Плетение салфетки на основе изученных приёмов. Сборка и оформление.

Занятие 93-122

3. Декоративное вязание крючком

3.1. Кружевные изделия из тесьмы.

Теоретические сведения. История возникновения кружевного дела в России. Введение в практическую часть.

Практическая часть. Вывязывание определенного количества тесьмы. Закрепление ее в узор по схеме. Перерисовывание схем в тетрадь.

3.2. Соединение отдельных мотивов в полотно.

Теоретические сведения. Сообщение педагога о вязании различных геометрических фигур

Практическая часть. Вязание различных геометрических фигур и их последовательное соединение. Изготовление ручек и их прикрепление. Соединение деталей.

3.3. Вязание по кругу (шапочки, береты)

Теоретические сведения. Познакомить детей с историей головных уборов. Сведения о современных головных уборах. Практические советы по вязанию головных уборов. Введение в практическую часть.

Практическая часть. Вязание шапочек с макушки, вязание шапочки снизу вверх ( убавление петель).

3.4. Вязание изделий по выкройке.

Теоретические сведения. Практические советы по подбору цвета в одежде, по уходу за вязаными изделиями.

Практическая часть. Снятие мерок, расчет раппорта, вывязывание спинки, переда, вшивного рукава, вывязывание петель для пуговиц, вывязывание вырезов горловины и воротников. Обработка и сшивание изделий.

Занятие 123-142

4. Поделки из спичек

4.1 Инструменты и материалы

Теоретические сведения. Инструменты и материалы. Организация рабочего места.

Практическая работа. ПТБ при работе с колющими и режущими инструментами. Анализ моделей.

4.2 Изготовление простых поделок

Теоретические сведения. Демонстрация образцов, иллюстраций, дидактического материала.

Практическая работа. Использование естественной формы фактуры природного материала. Изготовление поделок, соединение отдельных частей при помощи проволоки, клея ПВА, ниток. Освоение приемов резания ножницами, склеивания.

Занятие 143-144

5. Итоговое занятие

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.



Содержание программы III года обучения


Занятие 1-2

1. Вводное занятие.

Цель и задачи объединения. План работы. Знакомство с изделиями. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления, необходимые для работы. Правила техники безопасности. Другие организационные вопросы.

Занятие 3-122

2. Бисероплетение

2.1. Основные приемы бисероплетения.

Теоретические сведения. Назначение и правила выполнения цепочек «мозаика», «восьмерки», «ромбы», Плетение ажурного полотна (сетки) одной и двумя иглами. Полотно «в крестик». Ажурный цветок. Способы и последовательность выполнения. Анализ и зарисовка схем.

Практическая работа. Освоение приемов плетения: цепочка «мозаика», «восьмерки», «ромбы», плетение ажурного полотна (сетки) одной и двумя иглами, полотно «в крестик», ажурный цветок. Соединение концов сетки.

2.2. Комплект украшений.

Теоретические сведения. Анализ образцов украшений (колье, браслеты, кольца, серьги). Выбор бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем для выполнения украшений. Виды застежек.

Практическая работа. Плетение комплектов украшений на основе изученных приемов. Оформление. Прикрепление застежки.

2.3. Объемные игрушки из бисера.

Теоретические сведения. Техника двойного плетения на леске. Правила выполнения объемных миниатюр на проволоке. Анализ образца. Выбор проволоки и бисера. Чтение схем.

Практическая работа. Плетение объемных миниатюрок на основе изученных приемов. Подготовка основы. Работа по схеме. Составление композиций. Оформление.

2.4. Пасхальное яйцо.

Теоретические сведения. Приемы бисероплетения, используемые для оплетения пасхальных яиц: полотно, ткачество, мозаика, кирпичный стежок, полотно «в крестик», «полоски», ажурное плетение, «колечки», вышивка по сетке. Различные варианты оплетения пасхальных яиц: «от макушки до макушки», плетение двух сфер и соединение их между собой; оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Виды основы: папье-маше, парафиновая, деревянная. Составление орнамента. Зарисовка схем. Выбор бисера. Цветовое решение.

Практическая работа. Подготовка основы. Расчёт плотности плетения. Оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Плетение объёмных украшений. Украшение пасхального яйца.


Занятие 123-132

3. Вышивание лентами

3.1 Техника вышивания лентами.

Теоретические сведения. Техника вышивания лентами. Назначение и правила выполнения основных элементов : китайский « узелок», прямой стежок, присборенная розетка, тесемочный стежек, роза, сплетенная паутинкой , тамбурный стежек « вприкреп» . Основы композиции. Анализ образцов.

Практическая часть. Составление эскиза композиции. Освоение основных приемов вышивания лентами в процессе выполнения элементов растительного орнамента: листочки, цветы. Подготовка основы панно. Изготовление панно. Оформление композиции.

Занятие 133-142

4. Вышивание бисером

4.1 Техника вышивания бисером

Теоретические сведения. Техника вышивания бисером. Практические советы по подбору материалов и инструментов. Введение в практическую часть.

Практическая часть. Составление эскиза композиции. Освоение приемов вышивания бисером. Подготовка основы панно. Изготовление панно. Оформление композиции.

Занятие 143-144

5. Итоговое занятие

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

Методическое обеспечение программы.

Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие.

Занятие состоит из этапов:

- организационный момент;

- подготовительный;

- основной;

- итоговый;

- рефлексивный.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- групповая (воспитанникам дается самостоятельное задание с учетом его возможностей),

Используются также нетрадиционные формы образовательного процесса, такие, как:

- занятие-игра;

- занятие-фантазия (сказка);

- занятие-экскурсия.

Программа первого года обучения относится к частично- репродуктивному уровню программ дополнительного образования.

В процессе занятий, накапливая практический опыт в выполнении изделий из бисера, ниток и лент, воспитанники от освоения основных форм постепенно переходят к более сложным работам и изготовлению творческих работ.

Овладение мастерством бисероплетения, вязание крючком и вышивание лентами на первом году обучения создает возможности для творческой самореализации детей. Программа второго года обучения относится к продуктивному уровню, поскольку воспитанники

самостоятельно выполняют художественные композиции из бисера, ниток и лент, творчески применяя полученные знания и умения. Программа предусматривает, прежде всего, выполнение панно и объемных композиций, сложность которых зависит от индивидуальных способностей ребенка.

Занятия строятся таким образом, что сначала дается словесный материал по данной теме, который ложиться затем в основу изображаемого сюжета. Благодаря правильно подобранного художественного слова, музыки, наглядного материала создается настрой, который вызывает желание самостоятельно передать образ в своей работе.

Материально-технические условия.

Для обеспечения нормальных условий работы необходимо светлое помещение, комплект мебели.

А также наличие инструментов и материалов необходимых для работы:

Бисероплетение:

1. Щипцы (старые) для протаскивания застрявшей иголки.

2. Ножницы. Пилочка - для подпиливания застёжек на бусы.

3. Карандаш, чтобы править по ходу схему

4. Нитки капроновые нужны для бус или ожерелий.

5. Леска толщиной 0.20 мм для аппликаций и некоторых фенечек.

6. Побольше иголок 12 размера (ломаются) и резинка для тянущихся изделий

7. Бисер можно хранить в пакетиках. Если много бисера, можно хранить в баночках

8. Крупные бусины можно хранить вместе

9. Удобно иметь ложечку или ракушки для собирания бисера. Ими удобно собирать с ткани и черпать в баночках.

10. Необходима ткань, на которую выкладываем бисер и в которую втыкаем иголку.

11. Миллиметровая бумага для создания схем.

12. Мусорка для бракованного бисера и остатков ниток и лесок.

Дополнительная Образовательная программа КАПЕЛЬКАДополнительная Образовательная программа КАПЕЛЬКАДополнительная Образовательная программа КАПЕЛЬКАДополнительная Образовательная программа КАПЕЛЬКАДополнительная Образовательная программа КАПЕЛЬКАДополнительная Образовательная программа КАПЕЛЬКАДополнительная Образовательная программа КАПЕЛЬКАДополнительная Образовательная программа КАПЕЛЬКАДополнительная Образовательная программа КАПЕЛЬКАДополнительная Образовательная программа КАПЕЛЬКАДополнительная Образовательная программа КАПЕЛЬКА

Вязание крючком:

1. Крючки для вязания.

2. Нам потребуются и дополнительные инструменты : иголка с длинным ушком (штопальная) для сшивания деталей изделия, ножницы, сантиметровая лента для снятия мерок с фигуры, линейка для построения выкроек, швейные булавки и булавка для временного переснимания петель.

Дополнительная Образовательная программа КАПЕЛЬКАДополнительная Образовательная программа КАПЕЛЬКАДополнительная Образовательная программа КАПЕЛЬКА

Вышивание лентами:

1.Ножницы, нитки, разноцветные атласные ленты,

2. Небольшой кусочек ткани.

3. Две иголки: одну - для лент, а вторую для работы с нитками.

4. Пяльцы.Карандаш или мелок, которым будем наносить рисунок на ткань

Дополнительная Образовательная программа КАПЕЛЬКА

Контроль результатов.

По завершении обучения педагог определяет уровень сформированности у детей запланированных знаний, умений и навыков. Для этого используются следующие формы контроля:


- Текущий контроль (систематическое наблюдение за каждым ребенком в отдельности позволяет определить уровень теоретической и практической подготовки).
- Анализ развития умений и навыков учащихся в течение учебного года (сравнение уровня практических умений и навыков в начале и конце учебного года).
- Периодический (проводится после изучения каждого раздела программы).
- Проведение отчетных выставок и праздников учащихся в течение года.
- Проведение итогово-обобщающего занятия (выставка работ обучающихся).


Прогнозируемые результаты.

К концу освоения программы обучающиеся должны:

Знать:
- основные технологические приемы работы с нитками , лентами, бисером, бросовым материалом;

- технику вождения перчаточными куклами;
- материалы и технологические приемы изготовления перчаточных кукол;
- информационную культуру (правильно читать схемы, записи узоров);
- правила основы композиции и цветоведения;
- технологическую последовательность изготовления изделий из ниток и бисера;
- правила закрепления и наращивания нити в вязании и бисероплетениии;
- правила организации рабочего места;
- инструкцию по технике безопасности при работе с иглами, ножницами, крючком, проволокой.

Уметь
-уметь пользоваться различными инструкционно - технологическими картами (схемы, орнаменты, узоры) и составлять рабочие рисунки самостоятельно;
-гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

- проявлять наблюдательность, фантазию при создании перчаточных кукол и при выборе материала для их изготовления;

- изготавливать перчаточные куклы и простейшие декорации

-составлять композиции согласно правилам;
- переносить свои знания, умения и навыки в новую образовательно - практическую ситуацию - выполнять индивидуальные творческие работы;
- использовать свою познавательную и творческую активность, креативность, образное мышление;
- работать в группе и самостоятельно;
-анализировать, контролировать, организовывать свою работу;
- бережно, аккуратно работать с материалами и инструментами;
-правильно и безопасно пользоваться инструментами для работы над изделием;
-применять свой художественный и эстетический вкус;
-изготавливать изделия по своему замыслу, создавая авторские работы;
- применять полученные навыки коммуникативной культуры по отношению к окружающим.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Программа педагога дополнительного образования» - составитель Н.К. Беспятова Москва 2006г.

2. «Рукоделие в начальных классах» - составитель А.М. Букасова - М. Просвещение, 1984г.

3. «Фигурки из бисера» - составитель Ю. Лындина - Культура и традиции 2001г.

4. «Бисер для девочек» - Л. Божко «Мартин» Москва 2006г.

5. С.Ф. Тарасенко - «Забавные поделки крючком и спицами» - «Просвещение» Москва 1992г.

6. Г.И. Перевертень - «Самоделки из текстильных материалов» - «Просвещение» Москва 1990г.

7. Д. Чиоти - Украшения из шелковых ленточек - «Мир книги» 2007г.

8. Доуэлп Кэрол Беннер «Цветы из бисера» /пер. с англ. М.Г.Луппо;

9. Н.М. Конышевой «Художественно - конструкторская деятельность»

10. В. Гуляева - «Синяя птица» - 2003г.

11. С.И. Кочетова - «Мягкая игрушка» - 2003г.

12. А.Н. Грушина - «Игрушки из цветной бумаги» М. Просвещение 2007г.

13. Журналы: «Я дизайнер» -2004г, 2005г., «Журнал мод» - 2004г., 2005г.
14.Максимова В.А. …И рождается чудо спектакля: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1980.

15.Н.Н. Гусарова. Техника изонити для дошкольников. СПб.: 2000.

16.Мягкие игрушки своими руками: Рукоделие в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, 2005.-192с .( Вместе с детьми ).
17.Серебряная паутинка» (Урок труда для нач.школы, 3-4 класс) Т.Геронимус, 2000 г.






ЧТО ДОЛЖНА ЗНАТЬ КАЖДАЯ ДЕВОЧКА ИЛИ МАЛЬЧИК, КОТОРЫЕ ЖЕЛАЮТ НАУЧИТЬСЯ ИСКУССТВУ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ

Прежде всего, они должны знать восемь правил. Они помогут изготовить бисерные изделия любой сложности.

1. Нельзя использовать бракованные бисерины, лучше их сразу выбросить. Иногда бисер требуется особенно тщательно калибровать - подбирать точно по размеру и форме;

2. При работе бисер следует набирать иглой, в руки его берут в исключительных случаях;

3. Нить (нити) во время работы необходимо все время подтягивать так, чтобы бисерины плотно прилегали друг к другу;

4. Проходя иглой с нитью через бисерину с уже ранее пропущенной через нее нитью, нужно стараться не проколоть эту нить.

5. При работе с леской следует пользоваться иглой. Только в исключительных случаях иглу снимают и проходят в отверстие бисерины концом лески;

6. Чтобы бисерины не соскальзывали с нити, перед началом работы их нужно временно закрепить. Для этого набирать 6-7 бисерин, потом через все, кроме последней из набранных, пройти иглой с нитью в обратном направлении. При этом необходимо оставить конец нити длиной 12-15 см. После окончания работы в решенное закрепление можно снять и нить закрепить окончательно;

7. Для того, чтобы закрепить нить (леску), нужно пройти назад в соответствии со схемой 6-7 бисерин, завязать узелок, снова пройти назад 6-7 бисерин, завязать еще один узелок, пройти назад, пользуясь схемой, несколько бисерин и отрезать нить (леску).

8. Изделия, сплетены на леску, после окончания работы кладут под пресс. В качестве груза можно использовать книги. Хранить бисерные изделия нужно расправленными.

ИЗ ИСТОРИИ ИГРУШЕК

Искусство изготовления игрушек - один из древнейших видов народного художественного творчества. Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями и используемыми материалами. Так, в областях, богатых лесами, игрушки, как правило, делались из дерева, в местах, богатых залежами глины - из глины и т.д.

Деревянные и глиняные игрушки известны на Руси с глубокой древности. Древнейшие игрушки, найденные на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до н.э.

Различные игрушки найдены в захоронениях Древнего Египта, Греции, Китая и др. Это - куклы из дерева, ткани, кожаные мячи, фигурки животных, выточенные из мягкого камня, бивней мамонта. Из глубины веков пришли к нам традиции швейной игрушки - куклы, сшитой из лоскутов ткани, меха.

Самые ранние игрушки Древней Руси, найденные на территории древних русских городов - Киева, Новгорода, Москвы, Каламны, Радонежа - датируются приблизительно Х-ХV вв. Сюжеты игрушек этого времени: кони, медведи, птицы, свистульки и др.

Со временем изменялись и совершенствовались приемы изготовления игрушек, но сохранялись и развивались местные художественные традиции, которые заложили основу промысловых

центров изготовления игрушек. Промысел резных игрушек одновременно развивался в Подмосковье и селе Белгород.

Во всем мире ставится раскрашенная деревянная матрешка, раскроешь ее, а там поменьше, в той - еще меньше и так до самой маленькой.

К одному из ярких явлений народного искусства относится глиняная игрушка. Своеобразные приемы ее лепки и росписи отрабатывались многими поколениями гончаров. Дымковская игрушка известна особым стилем и колоритам. Поверхность ее после обжига белили мелом, а сверху покрывали яркой краской с узорами из овалов, кружочков, полосок.

Необычайно красочна глиняная игрушка из села Филимонова. Эти игрушки поражают фейерверками солнечных красок. Их раскрашивали красками, разведенными на яйце.

Для изготовления игрушек никогда не существовало специального поделочного материала. В северных русских деревнях кукол делами из шишек, мха, береста и т.д.
Традиции народного искусства в настоящее время продолжают жить и развиваться в новых формах на традиционной основе.

Игрушки - это вещи, служащие для игры, радующие как детей, так и взрослых.

Из всех видов игрушек мягкая игрушка - самая новая ей едва исполнилось сто лет.

Первые мягкие игрушки появились в начале ХХ века в Германии. Немецкая мастерица Маргарет Штайф придумала мягких маленьких слоников. Вообще - то они служили подушечками для булавок, но детям они очень понравились именно как игрушки. Тогда Маргарет создала целый зверинец сшитый из бархата плюша.

А в 1903г. Маргарет Штайф создала самого первого плюшевого медвежонка по имени Тедди. Он так понравился детям и взрослым, что игрушечных медвежат начали выпускать и в других странах. С этого времени началось триумфальное шествие мягкой игрушки по миру.



Тесты для обучающихся

Фамилия, имя обучающего ___________________________________________



ТЕСТ «Внимателен ли ты?»


п/п

Вопросы

Да

Нет

1

Если принимаешь участие в игре, часто ли проигрываешь из-за невнимания?

Да

Нет

2

Разыгрывают ли тебя твои знакомые?

Да

Нет

3

Способна ли ты одновременно заниматься тем или иным делом и слушать то ,о чем говорят вокруг тебя, и понимать это?

Да

Нет

4

Бывало ли, что ты находила на улице деньги или ключи?

Да

Нет

5

Когда переходишь улицу, внимательно ли смотришь по сторонам?

Да

Нет

6

Способна ли вспомнить детали фильма, который видела вчера?

Да

Нет

7

Проверяешь ли сдачу в магазине?

Да

Нет

8

Легко ли находишь в квартире нужную вещь?

Да

Нет

9

Когда тебя отрывают от чтения или от другого интересного дела, раздражаешься ли ты?

Да

Нет

10

Вздрагиваешь ли, если тебя внезапно кто-то окликнет на улице?

Да

Нет

11

Бывает ли, что одного человека принимаешь за другого?

Да

Нет

12

Можешь ли быстро назвать даты дней рождения своих близких?

Да

Нет

13

Легко ли пробуждаешься ото сна?

Да

Нет

14

Найдешь ли в большом городе без посторонней помощи то место, где побывала один раз в прошлом году?

Да

Нет

15

Увлекшись беседой, способна ли пропустить нужную остановку?

Да

Нет



ТЕСТ «Какое у тебя воображение?»



п/п

Вопросы

Да

Нет

1

Интересна ли тебе живопись?

2

1

2

Часто ли скучаешь?

1

2

3

Рассказывая случаи из своей жизни, не украшаешь ли их выдумкой?

1

0

4

Проявляешь ли инициативу?

2

1

5

Пишешь ли размашисто?

1

0

6

Что для тебя важнее: вкус или мода?

2

1

7

Рисуешь ли во время урока фигуры?

0

1

8

Слушая музыку, видишь ли образы?

1

0

9

Любишь ли писать длинные письма?

2

0

10

Снятся ли тебе цветные сны?

1

0

11

Рисуешь ли в воображении незнакомые места, в которые хочешь поехать?

1

0

12

Часто ли плачешь во время просмотра фильма?

1

0

ТЕСТ «Какое у тебя воображение?»

14 - 16 - буйное воображение, его надо где-то применять.

9 - 13 - среднее воображение, его следует развивать.

5 - 8 - ты, реалист, но фантазия т тебе не повредит.

ТЕСТ «Внимателен ли ты?»

11 очков и больше - ты удивительно внимателен и проницателен. Твоей памяти можно позавидовать.

От 5 до 10 очков - ты достаточно внимателен, не забываешь ничего важно, однако кое - что время от времени можешь запамятовать. И все ты способна в ответственный момент сосредоточиться и не допустить промашки.

4 очка и менее - ты очень рассеянна и в этом причина многих бед. Но ты упорно не придаешь значения таким « пустякам», хотя из-за твоего невнимании неприятности терпят также и окружающие. Что значит, например, забыть закрутить водопроводный кран или потерять взятую у кого-то книгу?





«Способы развития мелкой моторики рук»

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Тренировка пальцев рук стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка совей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику руку Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Тренировке движений пальцев рук можно уделять 2-3 минуты на занятиях. Необходимо следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движения. Не дает эффект небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание стоит уделить тренировки движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук дает видимый и быстрый эффект.

Систематическая работа по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.

При использовании на занятиях, в досуговой и самостоятельной деятельности этот вид работы поможет поддержать высокий уровень работоспособности обучающихся, вовремя снять физическое напряжение, активизируя процессы восприятия, внимания.

Виды

Пальчиковые игры

Пальчиковая гимнастика

Гимнастика для пальцев ног

Пальчиковый игротренинг

Упражнения на основе сказочного сюжета

Комплексы упражнения для развития мелкой моторики

Комплексы упражнений

для развития мелкой моторики

К о м п л е к с 1.

«Ладони на столе». На счет «раз, два» - пальцы врозь - вместе.

«Пальчики здороваются».На счет «раз, два, три, четыре, пять» поочередно соединяются пальцы обеих рук - большой с большим, указательный с указательным и т.д.

«Ладошки, кулачок, ребро». На счет «раз,два,три» поочередно касаются ладошками, кулачками, ребром обеих рук.

«Человечек». Указательный и средний пальцы сначала правой, потом левой руки «бегают» по столу.

«Дети бегут наперегонки». Движения, как в четвертом упражнении, но выполняются одновременно обеими руками.

«Коза». Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой.

«Козлята». То же упражнение, но одновременно выполняется обеим руками.

«Очки». Образовать два круга из большого и указательного пальцев обеих рук, соединив их.

«Деревья». Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.

К о м п л е к с 2.

1. «Замок». На счет «раз» - ладони вместе, на счет «два» - пальцы соединяются в «замок».

2. «Лиса и заяц». «Лиса крадется» - всеми пальцами медленно «шагать» по столу вперед, «заяц убегает» - перебирая пальцами, быстро двигаться назад.

3. «Паук». Согнутыми пальцами, медленно передвигаться по столу.

4. «Бабочка» . Ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе( «бабочка машет крыльями»).

5. « Счет до четырех». Большой палец соединяется поочередно со всеми остальными.

6. « Цветок». Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землей корешки.

Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу. Развести пальцы и слегка округлите их. Развести пальцы рук. Ритмичное движение пальцами врозь - вместе. Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

К о м п л е к с 3.

«Пчела». Вращаясь указательным пальцем правой, а затем руки.

«Пчелы». То же упражнение выполняется двумя руками одновременно.

«Лодочка». Концы пальцев направились вперед, прижались руки друг к другу, слегка согнув пальцы.

«Солнечные лучи». Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы.

«Пассажиры в автобусе». Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук - вверх, большие пальцы вытянуты вверх.

«Игра - потешка» «Этот мальчик хочет спать».

Этот мальчик хочет спать,

Этот мальчик - прыг в кровать,

Этот мальчик прикорнул,

Этот мальчик уж заснул.

- Тише , пальчик, не шуми!

Братиков не разбуди.

Встали пальчики. Ура!

В школу всем идти пора!

Дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.

К о м п л е к с 4.

«Ножницы». Указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируют стрижку ножницами.

«Колокол».Скрестив пальцы обеих рук, тыльными стороны обратить вверх, спустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им.

«Дом». Ладони соедините под углом. Кончики пальцев соприкасаются. Средний палец правой поднят вверх - это «труба».

«Бочонок с водой». Слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие.

«Пожарные». Упражнение с предметом: используется лучше игрушечная лестница, указательный и средний пальцы бегут по ней.

Потешка «Прятки». «Прятать» пальцы, по одному зажимая их в кулачок.


© 2010-2022