Доклад по теме Критическое мышление на уроках физики

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад по теме Критическое мышление на уроках физикиДоклад по теме Критическое мышление на уроках физикиДоклад по теме Критическое мышление на уроках физикиДоклад по теме Критическое мышление на уроках физикиДоклад по теме Критическое мышление на уроках физикиДоклад по теме Критическое мышление на уроках физикиДоклад по теме Критическое мышление на уроках физикиДоклад по теме Критическое мышление на уроках физикиДоклад по теме Критическое мышление на уроках физикиИспользование технологий критического мышления на уроках физики

Концепция модернизации образования РФ констатирует, что всестороннее развитие личности учащегося на основе его внутреннего потенциала является первостепенной целью. Образование должно быть ориентировано не только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие личностной сущности человека. В последнее время в образовательных учебных программах сделан акцент на развитие мышления учеников, в них определённое место занимают методологические знания, позволяющие ученику самостоятельно открывать и изучать неизвестные ему объекты, явления, свойства, закономерности. Учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала. Технология развития критического мышления является такой программой.

Критическое мышление - система суждений , которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам (Википедия)

Для того, чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств среди которых психолог Д. Халперн выделяет:

  1. Готовность к планированию. (мысли часто возникают хаотично, важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли - признак уверенности.)

  2. Гибкость. (готовность воспринимать идеи других, это позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.)

  3. Настойчивость. Часто сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем её решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьётся гораздо лучших результатов в обучении.

  4. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает верные выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.

  5. Осознание. Это важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.

Известный американский психолог К. Роджерс сказал о том, что ни какие усилия не имеют смысла, поскольку знанием становится только та часть информации, которая принята ребёнком. Учитель должен помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы

  • научить решать задачи;

  • самостоятельно работать с учебником;

  • давать возможность высказывать своё суждение и не бояться быть высмеянным;

  • обучать самоконтролю, приведению знаний в систему (путём классификаций, составления таблиц);

  • самостоятельно делать обобщения.

Технология развития критического мышления - один из способов превратить учение в личностно ориентированное. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации, и, используя приёмы технологии превращает обучение - продвижение от незнания к знанию - в совместный и интересный поиск.

Для развития учеников необходимо предусмотреть каждому ситуацию успеха; это значит, что нужно предлагать такие задачи и задания, с которыми ребёнок наверняка справится и почувствует себя победителем, покорителем трудной вершины. Технология развития критического мышления предусматривает самостоятельное добывание знаний. Успех обучения заключается в том, чтобы удержать заинтересованность учащихся на протяжении всего урока. Чтобы улучшить успехи в учении и сделать изучение предмета более интересным нужно:

Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов, одним из которых стала разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма. Структура данной технологии состоит из трёх этапов:

  • Вызов

  • Осмысление новой информации

  • Рефлексия

Технологические этапы

I стадия

II стадия

III стадия

Вызов:

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

Осмысление содержания:

- получение новой информации;

- корректировка учеником поставленных целей обучения.

Рефлексия:

- размышление, рождение нового знания;

- постановка учеником новых целей обучения.

Приёмы и стратегии.

Кластеры.

Кластер - «гроздь», выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди. Кластеры могут стать как ведущим приёмом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. «Грозди» - графический приём систематизации материала. наши мысли уже не громоздятся, гроздятся, то есть располагаются в определённом порядке. Кластер -смысловой блок на основе ключевых слов.

Например: тема урока «Высота и тембр звука. Распространение звука.» ситуация вызова происходит таким образом: задаю вопрос «каким может быть звук?» (ребята предлагают: высоким, низким, тихим, громким и тд), следующий вопрос по ключевым словам (заготовка кластера на доске): Как вы думаете от чего зависит громкость, частота звука? (всё, что говорят фиксирую на доске, если уверены в своём предположении ставим «+», если нет, то «- «, если не понятно, то «?») таким образом формируются цели урока. Затем учащиеся читают тексты параграфов, поделившись на группы или парами, после чего обсуждают между собой, затем коллективно. После обсуждения заполняем кластер. Конечный продукт урока вот такая схема.

Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами например:

А) -ключевые слова, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определённой последовательности, а затем на стадии осмысления содержания искать подтверждение своим предложениям.

Пример 1:

Урок по физике в 9 классе с применением приёмов технологии «Критического мышления»

Тема: «Источники звука. Звуковые колебания».

Изучение нового материала.

(стадия вызова):

этап

Действия учителя

Действия учеников

вызов

Что же такое звук?

Что вы знаете о звуке?

Что хотите узнать?

Заполнение таблицы

знаю

Хочу узнать

узнал

Можно в виде вопросов

Ключевые слова урока: источники звука; камертон; звуковая волна; звук; слышимый звук; неслышимый звук;.

(Ключевые слова и таблица записаны на доске; обсуждение и заполнение таблицы).

- Оцените ещё раз что знаете и что хотите узнать.

(стадия рефлексии):

Итоги урока: (рефлексия) сначала обсуждение в парах или классом по каждому ключ слову: проанализировать что знали , хотели узнать и узнали на уроке.

Заполните таблицу. Что вы узнали о:

источниках звука:

«Источники звука»

Камертоне: - Камертон - изогнутый металлический стержень на ножке, укреплённый на резонаторном ящике для усиления звука. Изобретён в начале XVIII века, для настройки музыкальных инструментов.

звуковой волне: Звуковые волны являются продольными, они образуются при деформациях сжатия-растяжения в любых средах: жидкость, твердое тело, газ. Звук не распространяется в вакууме!

Звуке: Звук - это колебания частиц вещества, которые сталкиваются с другими частицами и передают им энергию.

слышимом звуке: от 16 Гц до 20 000 Гц, - это слышимый звук.

неслышимом звуке:. Это инфразвук (частота колебаний меньше 16 Гц) и ультразвук (частота больше 20 000 Гц). (открыть схему «Звук»)

А теперь составим синквейны.

Синквейн учителя:

«Звук

красивый, мелодичный

колеблется, звучит, распространяется

из массы материала получила урок

песня».

Пример 2:

Урок по физике в 7 классе.

Тема: «Сообщающиеся сосуды и их применение»:

(стадия вызова):

«Рыбак для сохранения пойманной рыбы живой сделал в своей лодке усовершенствование: он отделил часть лодки, поставив две вертикальные перегородки, и в отгороженной части сделал отверстие в дне. Не зальет ли лодку и не потонет ли она, если спустить ее в воду? - думал он перед испытанием своего усовершенствования, а как думаете вы?» (рисунок лодки на альбомном листе приколоть на доску).

(Класс выслушивает мнения ребят.)

- Чтобы дать точный ответ на эти вопросы, нам придется вспомнить кое-что из изученного по физике и узнать нечто новое.

Фронтальный опрос.

Вопросы:

Ответы:

-« Как-то Слонёнок, Мартышка, Попугай и Удав, выдували мыльные пузыри. Пузыри получались шарообразными. Мартышка долго возилась и сделала себе трубочку с квадратной дырочкой. Но пузырь не получился кубиком! Почему? И почему эти пузыри поднимались вверх?»

По закону Паскаля: Давление, производимое на жидкость или газ передаётся в каждую точку среды без изменения.

Потому что внутри них воздух теплее окружающего

-По какой формуле можно найти давление? (эту и другие формулы записываем на доске.)

Р= F/S

p = ρgh

-По какой формуле рассчитывают силу давления?

F=РS

F=mg

-А как определить давление жидкости на любой глубине в ней?

P = ρgh

(Формулы записывать на доске)

-От чего же зависит давление в жидкости или газе?

От плотности жидкости или газа, от высоты столба жидкости или газа.

(слушаем ответы.)

- Запомним эту информацию, она нам сегодня пригодится.

(стадия рефлексии):

Вопрос: вновь рассмотрите рисунок с лодкой. Что вы ответите рыбаку? (Отсек в лодке и русло реки представляют собой сообщающиеся сосуды. Вода, вливающаяся в отсек, не дойдет до края борта, а будет находиться на таком же уровне, как и в реке. Лодку не зальет, и она будет плавать.

Вопрос. Горизонтальна ли поверхность воды в реке? А в озере? (В реке - нет: она наклоняется в сторону течения реки; в озере - да.)

Вопрос Перед вами два кофейника одинаковой ширины, но один высокий, другой низкий (рис. 6). Какой из них вместительнее?

(Емкость кофейника и носик - сообщающиеся сосуды. Так как отверстия носиков расположены на одной высоте, то низкий кофейник оказывается столь же вместительным, как и высокий; жидкость в них входит только до уровня носика.)

Б) - верные и неверные утверждения.

Пример:

(вариант 1) :

Тема урока «Источники звука. Звуковые колебания»

Стадия вызова Маркировка «+», «-«, «?»; Верите ли вы, что:

- звук- это поперечная волна?

-звук-это продольная волна?

- всякое колеблющееся тело звучит?

-источники звука колеблются с той же частотой, что и звуковая волна в передающей среде?

- всякое звучащее тело колеблется? И т.д.

Вопросы подбираются т.о., чтобы учащиеся могли сформулировать цели.

Стадия осмысления: выдаются тексты или текст параграфа, демонстрационные или фронтальные эксперименты, речь учителя. После коллективного обсуждения - заполнение сравнительной таблицы:

(все остальные выводы можно записать в виде предложений.)

Слышимый звук

Линия сравнения

Неслышимый звук

Частота

Вредное действие

Полезное действие

Источники

И т.д.

Стадия рефлексии: вернуться к вопросам, оценить свои догадки и предположения , сделать выводы.

Инсерт.

Исерт - маркировка текста по мере его чтения (интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления).

«V»,- уже знал

«+»,- новое

« - «, - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы.

Некоторые правила, как читать текст, сохраняя интерес к теме:

- делайте пометки на полях:

два значка «V»,- уже знал, «+»,- новое

три значка «V»,- уже знал, «+»,- новое, «?» - не понял, есть вопросы.

четыре значка «V»,- уже знал,«+»,- новое,« - «, - думал иначе,«?» - не понял, есть вопросы.

- Прочитав один раз вернитесь к своим первоначальным прогнозам.

Следующим шагом может стать заполнение таблицы, количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

Художественные формы письменной рефлексии.

Синквейны.

Синквейн - это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществить рефлексию на основе полученных знаний. Это французское стихотворение , состоящее из пяти строк.

Синквейн быстрый , но мощный инструмент для рефлексии, так как он даёт возможность резюмировать информацию , излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что не просто. Интересно использование синквейнов в качестве средства творческого самовыражения.

Составление синквейна:

1-я строка одно существительное - ключевое слово темы.

2-я строка два прилагательных, относящихся к ключевому слову.

3-я строка три глагола, характеризующих действие предмета.

4-я строка фраза из четырёх значимых слов, выражающая отношение к предмету.

5-я строка одно слово - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы.

Одна из форм обобщённого плана урока по развитию критического мышления.

знаю

Хочу узнать

узнал

Источники информации

Речь учителя, текст, дем. эксперимент, таблицы, схемы , видео материал и т.д.

Ключевые слова урока:

  • ….

  • ….

Ход урока:

этап

учитель

учащиеся

вызов

Диагностика имеющихся знаний

Что вы знаете по теме, по ключевым словам, что хотите узнать? (оформляет записи на доске)

Оформляют записи в тетради

Мозговая атака

Работа в парах, группах.

Обсуждение в парах, группах.

Коллективная актуализация знаний

Взаимный обмен мнениями в группах, отработка каждого ключевого момента.

Обсуждение в группах: по очереди предлагают свои идеи по каждому вопросу.

Наблюдение за демонстрацией экспериментов

Проведение экспериментов.

Наблюдение экспериментов, чтение текстов.

осмысление

Обсуждение результатов экспериментов

Какие из имевшихся знаний оказались верными, на какие вопросы нашли ответы, наблюдая эксперимент, читая текст. Какую дополнительную информацию получили из текста?

Коллективное обсуждение.

рефлексия

Возврат к ключевым словам, повторение действий заново.

Итоги обсуждения, обращение к ключевым словам. Предложение проверить , не осталось ли вопросов.

Активное участие в обсуждении. Формулировка проблемных вопросов на следующее занятие.

Итог: составление синквейнов или другое:(таблицы, схемы)

VI. Возможности и условия применения опыта:

Данный опыт может быть использован в более старших классах: 9-11, т.к. в этом возрасте они уже могут подготовиться к критическому восприятию новой информации, проанализировав и оценив то, что уже знают. Некоторые элементы этого опыта можно включать и 7-8 классах, например ситуация вызова: путём шуточной задачи или серии вопросов, позволяющих задуматься и настроиться на восприятие нового материала, путём наглядной схемы или рисунка. Поэтому, чтобы добиться успеха в старшем звене, надо уже в среднем учить работать с текстом, выделять главное, анализировать, классифицировать и т.д. Ещё одна возможность этого опыта состоит в том, что мотивация, созданная на этапе вызова должна поддерживаться на протяжении всех этапов, т.к. мотивы - это то, что побуждает и направляет деятельность человека.

VII. Перспектива развития:

Разработка уроков-диспутов, исследований, конференций, проблем, углубления знаний, наблюдений, пресс-конференций, изучения нового материала, повторения, где можно привести в систему полученные знания, оформив их в виде различных таблиц или кластеров, показывающих общность, различие и другие взаимосвязи понятий темы.

Использованная литература:

1. Пугачева, Т.Н. Урок с использованием технологии критического мышления//География в школе.-2007.-реализации №№7.-С.52-55.
2. Савельева, Н.П. Технология развития критического мышления через чтение и письмо в патриотическом воспитании будущих педагогов//Современные образовательные технологии в подготовке педагога к воспитательной функции. - Бийск,2007.-С.121-129.
3. Соколова, И.Б. Уроки-модели по технологии развития критического мышления: [изучение произведений Е.И. Пермяка и К.Г. Паустовского в нач. кл. гимназии] / И.Б.Соколова // 4. Петербургские педагоги в приоритетном национальном проекте «Образование»: опыт, достижения, проблемы. - СПб.,2007.-С.59-64.
5. Ткачева, Е.Л. Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках права в 9-11-х классах/ Е.Л.Ткачева// Петербургские педагоги в приоритетном национальном проекте «Образование»: опыт, достижения, проблемы. - СПб.,2007.-С.211-216

Ресурсы Интернет:
1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам window.edu.ru/window/
2. Российский общеобразовательный портал school.edu.ru/default.asp
3. festival.1september.ru


© 2010-2022