Программа развития комнаты Боевой славы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Кургана

«Средняя общеобразовательная школа № 50»


УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

МБОУ г. Г. Кургана «СОШ№ 50»

от «__»_______2015года №______

____________/ Тимофеев М.А.









Программа развития

комнаты «Боевой славы»

защитников города Ленинграда

на 2015-2017гг.







Автор: Благинина

Наталья Валерьевна,

учитель истории и обществознания,

руководитель комнаты

«Боевой славы»

защитников города Ленинграда


Курган, 2015

I. Введение.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Основным направлением деятельности школы в настоящее время является «Организация образовательного пространства, способствующего саморазвитию и самореализации учеников и учителей в процессе совместной деятельности».

Школьный музей расширяет образовательное пространство в процессе организации своей работы, которая способствует развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеющих воспитательную и научно- познавательную ценность.

По своему профилю комната «Боевой славы» защитников города Ленинграда средней школы № 50 города Кургана является историко-краеведческой музейной комнатой.

II. Решение проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения средствами школьного музея.

События последних десятилетий подтвердили, что социальная дифференциация общества, обесценивание духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.

В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.

III. Цели и задачи школьной комнаты боевой славы.

Цели:

1. Функционирование музейной комнаты как неотъемлемой части учебного процесса с целью сохранения исторической памяти народа, повышения качества образования и воспитательной работы.

2. Сохранение памяти о боевых подвигах защитников блокадного города Ленинграда во время Великой Отечественной войны.

3. Широкая пропаганда знаний о героях исторических сражений, о тех

личностях, которые составили славу нашей Родины, не жалея своей жизни.

4. Развитие чувства патриотизма, уважения к боевым традициям, ответственности и чувства долга по отношению к своему народу, Родине, городу, микрорайону, семье.

Задачи:

- помощь учащимся в углублѐнном изучении истории Отечества, основ

защиты государства, которые позволяли на протяжении веков выполнять эту задачу.

- создание видеотеки музейной комнаты.

- развитие проектной исследовательской деятельности с привлечением экспонатов музея, музейных связей с ветеранами, общественными организациями, родителями.

- развѐртывание поисковой деятельности, шефской помощи ветеранам ВОВ.

- создание исследовательских групп среди учащихся школы, подготовка различных сменных экспозиций, экскурсионных уроков мужества.

- совместная поисковая, исследовательская работа с музеями города в целях дальнейшего развития школьной музейной комнаты, подготовки экскурсоводов, сменных экспозиций.

- сохранение исторических источников.

- создавать условия для самовыражения, самореализации каждого члена школьного коллектива, через конкретные дела патриотической направленности.

Деятельность музея основывается на принципах:

- принцип свободы выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей;

- принцип партнерства всех школьных структур в организации воспитательной работы;

- принцип добровольного участия детей и взрослых в деятельности музея.

IV. Совершенствование программы деятельности музея.

Организация деятельности музея во многом опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации:

- Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» от 11 июля 2005 года № 422;

- Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России» от 10 февраля 1995 г;

- Положение о школьном музее.

Программа развития музея предусматривает мероприятия по усилению противодействия искажению и фальсификации истории Отечества.

В экспозиции школьной музейной комнате имеются подлинные материалы, награды ветеранов Великой Отечественной войны, документы о героических и трудовых буднях. Все они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории. Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности школьного обучения.

В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе.

Целесообразность проведения уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея школы помогают учителю в освещении важнейших периодов истории страны.

Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год или полугодие предусматривать работу учащихся в музее и использовать музейные материалы в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами по истории, о деятельности выдающихся земляков.

Предполагается усилить инициативу музея в организации общественно-полезных дел. Для этого планируется проведение комплекса мероприятий: экскурсии в музеи города, широкое проведение дней и недель защитника Отечества, встречи с ветеранами войны, поисковые мероприятия, конкурсы творческих работ и т.д.

V. Механизм реализации программы развития музейной комнаты. Руководство работой комнаты.

Музейная комната организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет Совет музея, привлекая актив учащихся.

Совет: направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея, организует учет и хранение существующих фондов, проводит экскурсии по экспозициям музея, разрабатывает план работы.

Осуществление целенаправленного систематического педагогического руководства - важнейшее условие повышения действенности музея в учебно-воспитательном процессе. Координацию деятельности Совета осуществляет руководитель школьного музея. Предполагается активнее привлекать ветеранов, творческие организации к работе в школьном музее, полнее использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций.

VI. Положение о школьной комнате «Боевой славы» защитников города Ленинграда

Утверждено Директором МОУ «Средняя общеобразовательная школа №50» города Кургана Иванцовой Л.П. 25 июня 2008 года.

1. Общие положения

1.1. Работа комнаты «Боевой славы» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №50» осуществляется в интересах единства образования, воспитания и развития личности гражданина и патриота, созидателя и защитника своей Родины. Комната «Боевой славы» является одной из ведущих форм работы по патриотическому, гражданскому и общекультурному воспитанию учащихся, интегрирующей цели формирования личности гражданина России в процессе учебной и внеучебной деятельности данного учреждения.

1.2. Деятельность комнаты боевой славы способствует развитию творческой самостоятельности ученических коллективов и отдельных учеников в освоении исторического прошлого нашей Родины.

1.3. Процесс сбора, исследования, обработки материалов служит целям формирования научного мировоззрения, основ исследовательской деятельности, развивает системность мышления.

1.4. Оформление материалов в экспозиции отвечает целям эстетического воспитания, формирования художественного вкуса, оформительских умений.

1.5. Пропаганда материалов способствует развитию коммуникативных качеств личности, умения структурирования знания и его изложения.

2. Цели школьной комнаты «Боевой славы»

Школьная комната боевой славы призвана обеспечить единство учебной и внеучебной работы по формированию патриотизма и гражданственности обучающихся. Её деятельность основывается на актуализации и пропаганде традиций школы, микрорайона, города, страны среди школьников. Весьма ценен для освоения традиции исторический опыт битвы за Ленинград, которая имеет общероссийское, мировое значение. Данный опыт пронизан российской национальной идеей и выступает как бы в трех ипостасях: служение Отечеству как идеал гражданственности и патриотизма; подвиг и жертвенность во имя Родины как отражение культурно-исторических особенностей российского менталитета, связи прошлого и будущих перспектив; коллективизм, толерантность как ориентирующая и движущая сила социального процесса.

3. Задачи комнаты «Боевой славы»

3.1. Развитие патриотического сознания, чувства любви к Родине, ощущения генетической связи с предшествующими поколениями защитников и созидателей Отечества.

3.2. Формирование гражданственности, чувства гордости за свою страну, стремления внести свой вклад в её возрождение.

3.3. Формирование основных знаний и умений, необходимых экскурсоводу, знакомство и овладение навыками в поисковом деле.

3.4. Воспитание на примере жизни ветеранов Великой Отечественной войны города, укрепление связи поколений.

4. Организация работы комнаты «Боевой славы»

4.1. Комната «Боевой славы» организована в МОУ «СОШ №50» на общественных началах.

4.2. Руководство работой осуществляет педагог, назначаемый приказом директора МОУ. Он формирует актив и строит свою работу согласно плану работы, который утверждается директором МОУ и обсуждается на заседаниях актива.

5. Основные направления работы комнаты «Боевой славы»

  • Воспитательное (организация встреч с ветеранами войны, подготовка и проведение мероприятий гражданской и патриотической направленности).

  • Историко-образовательное (проведение основных и дополнительных занятий по истории и другим предметам).

  • Репродуктивное (расширение и обновление экспозиций).

  • Оформительское.

  • Шефское (оказание внимания и помощи ветеранам).

6. Содержание и формы работы

6.1. Свою работу комната «Боевой славы» осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой школой.

6.2. В зависимости от плана работы постоянный актив музея:

- пополняет фонды музея путем налаживания переписки и личных контактов с ветеранами Великой Отечественной войны;

- проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;

- изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение;

- осуществляет создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;

- проводит экскурсии для обучающихся школы;

- оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе;

-осуществляет связь с музеями города.

7. Учет и хранение фондов

Весь собранный материал составляет фонд музея и учитывается в книге учёта. Фонды музея делятся на основной (подлинные) и вспомогательный, создаваемый в процессе работы над экспозицией (схемы, диаграммы, макеты, фотокопии).

VII. План работы комнаты «Боевой славы» на 2015-2016 учебный год

Месяц

Актив музея

Ветераны ВОВ, участники локальных войн

Научно-исследовательская работа

Поисковая работа

Экскурсионная работа

Массовая работа

Сентябрь

Выбор актива. Составление, утверждение плана работы на год

Сверка документации списка ветеранов

Участие в городских и областных конкурсах (в течение года)

В течение года: обновление фондов музейной комнаты

Октябрь

Работа над проектом «Виртуальный музей» с октября по май

Поздравление с днём пожилых людей

Подготовка стенда «Страничка истории школы»

Поиск сведений по истории школы

Обучение экскурсоводов

Ноябрь

Подготовка к проведению тематических экскурсий

Разработка новых экскурсий

Работа над проектом «Подвиги земляков»

Декабрь

Подготовка экскурсий по истории школы

Участие в конкурсе «Отечество» по теме: «Жил такой Человек»

Тематические экскурсии для учащихся школ города и области

Январь

Подготовка мероприятий, посвящённых снятию блокады Ленинграда

Встреча с ветеранами, праздничное поздравление

Оформление стенда «Страничка истории школы»

Экскурсии по теме: «Блокадный Ленинград»

Экскурсии, уроки мужества, беседы с ветеранами

Февраль

Беседы по классам, посвященные Дню защитника Отечества

Встреча с воинами-интернационалистами, и участниками Чеченской войны

Поиск сведений об участниках Чеченской войны

Беседы с участниками и ветеранами локальных войн

Март

Беседы по классам «У войны не женское лицо…»

Обзорные экскурсии в музейной комнате для учащихся начальной школы

Уроки на базе музея «Наш край в годы войны»

Апрель

Систематизация материалов

Сверка документации

Систематизация материалов

Систематизация материалов

Работа с военкоматом

Май

Праздничное поздравление ветеранов Великой Отечественной войны

Встреча с ветеранами ВОВ

Проведение экскурсий, посвященных Дню победы.

Участие в концертной программе, посвященной Дню победы.

Июнь

Подведение итогов работы за год, разработка перспективного плана на год

VIII. Оценка эффективности реализации программы развития музея.

В результате осуществления программы развития музея ожидается:

- обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения,

- возрождения истинных духовных ценностей российского народа,

- сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций,

- оптимизация работы по военно-патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.

9


© 2010-2022