Реализация требований ФГОС через краеведческую работу

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Т.Н. Кокашинская

МБОУ Ершичская средняя школа

учитель начальных классов

«Реализация требований ФГОС через работу краеведческую работу»

С введением ФГОС второго поколения серьёзно встал вопрос о духовно-нравственном воспитании обучающихся на ступени начального образования.

. ФГОС НОО предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества. ФГОС НОО определяет, что ученик начальных классов должен черпать знания не только из общеобразовательных предметов, но и из произведений искусства, духовной культуры и фольклора России, истории и традиций страны, а также из периодической литературы, публикаций, радио и телепередач. Ученик должен уметь свободно пользоваться полученными знаниями, самостоятельно их находить и применять в жизни.

Одной из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является создание специальной педагогической среды для формирования человеческого потенциала России.

Стандарт направлен на обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

1.Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Современное образование в связи с изменяющимися общественными приоритетами изменило свою цель с простой передачи социального опыта от старшего поколения младшему на формирование всесторонне (гармонично) развитой личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества. В тоже время с позиций гуманизма ведущей целью образования выступает необходимость формирования человека как полноценного субъекта всякой деятельности, ответственного за результаты своего труда.

Современный мир существенно раздвигает рамки образовательного пространства. Традиционный урок перестает быть основным и единственным источником информации для ребенка. Вместе с тем такое образовательное поле, как изучение родного края, содержит огромный потенциал в реализации государственного образовательного стандарта. Основной целью обучения в начальной школе является овладение учащимися коммуникативными навыками во всех видах учебной деятельности и развитие личностных качеств школьников.

Именно в младшем школьном возрасте закладывается привязанность к культуре своего народа, развитие национальной гордости, чтобы воспитывать у ребенка не ложное понимание своего превосходства над другими народами, а неповторимость каждой национальной культуры.

Важным элементом содержания компонента, формируемого участниками образовательного процесса, является краеведение. В основе реализации работы по краеведению лежит системно - деятельностный подход. Он осуществляется через организацию систематической проектно-исследовательской деятельности младших школьников, которая ценна тем, что создаёт условия для успешной реализации задач ФГОС НОО (Второго поколения) и помогает ребёнку в освоении различных видов УУД.

Начальная школа - начало всех начал, первоначальный этап становления познавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему миру. Маленькие дети любознательны, им все интересно, они все впитывают как губки, и я должна прививать своим ученикам сознательное отношение к родному краю с первого класса, прививать через изучение краеведческого материала на уроках и вне уроков.

Краеведческая работа может носить как системный, так и эпизодический характер, но все виды деятельности объединяет одно - ярко выраженная направленность на развитие духовно- нравственной сферы ребенка. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию у детей интереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления и в то же время позволяет учителю четче конкретизировать учебный план. Главная задача краеведческой работы в начальной школе - формирование у детей общеучебных навыков. Важная составляющая краеведения - элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию и инструкции учителя.

А помочь ребенку сделать свои открытия должны мы - учителя. Нужно постараться ненавязчиво и доступно, а также занимательно и интересно ввести детей в мир природы, воспитать нравственные и эстетические отношения к окружающей действительности, сформировать умения вести себя в природе и среди людей в соответствии с экологическими закономерностями и нормами общечеловеческой морали. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению.

Воспитывать и учить ребенка в отрыве от окружающей его действительности невозможно. Одна из задач в моей работе - знакомить детей с традициями, историей и культурой родного края. Быстро проходят годы, на смену одному поколению учеников приходит другое, а то, ушедшее в большую жизнь, - это уже история. Жизнь каждого из нас неразрывно связана с понятием Родины. Она одна, и начинается она с того места, где ты родился. Познавая родной край, младшие школьники в сотрудничестве с учителем будут углублять, и расширять свои знания по мере взросления.

Таким образом, у младших школьников формируется ряд ключевых компетенций:

  • умение применять свои знания в решении практических задач.

  • умение работать индивидуально и в группе, что, в свою очередь, формирует умение в последующем правильно организовывать проектную деятельность.

  • познавательный интерес к природе, истории, культуре родного края.

Краеведение - самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Оно создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников. Наряду с интеллектуальным развитием младших школьников краеведение помогает видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране». Д.С.Лихачёв

Одной из частью окружающей среды ребёнка является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Условием правильного воспитания, счастливого детства, источником благополучия ребенка в семье является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. «Живя в семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребенок должен быть, уверен, что его, кто-то очень, очень любит, и он тоже кого-то любит безгранично». Такая любовь создает чувство душевного комфорта, защищенности. При этом ребенок легко овладевает знаниями, активнее постигает мир. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь формирует чувство долга, отзывчивости, учит человека культуре чувств, пониманию добра, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат. Формирование личностных качеств младшего школьника, развитие его, определяется уровнем воспитания в семье. Семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка младшего школьного возраста. Учитель и родители нуждаются в плодотворном сотрудничестве. Для каждого родителя его ребёнок самый лучший, самый красивый, самый любимый. Взаимодействуя с учителем, участвуя в различных мероприятиях класса, у родителей есть возможность посмотреть на своего ребёнка вне дома, вне семьи и классной комнаты. Сравнить его с другими детьми, сделать для себя определённые выводы. Без помощи родителей ученику начальных классов трудно обойтись.

Физическое и духовное здоровье общества зависит, несомненно, от здоровья семьи. Семейную педагогику К.Д.Ушинской называет народной. «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, оно должно быть народным». Ушинский утверждал, что на воспитание большое влияние оказывает культура народа, быт, его история. «Мы долго воспитывали личность без учета национальной культуры, религии, опыта поколений. Произошел разрыв между поколениями, между школой и семьей, школой и жизнью». Именно в семье сливаются мысли и чувства о народе, Родине, долге, верности, чистоте, личных человеческих помыслах.

Работая в условиях внедрения ФГОС НОО третий год, хочу познакомить Вас с несколькими своими большими проектами, созданными с детьми при помощи родителей.

  1. «Мама, папа, я - спортивная семья».

  2. «Путешествие по экологической тропе»

  3. «Деревянное кружево»

  4. «Костюм ершичской крестьянки»

  5. Народный праздник - «Колядки»

  6. «Не умолкнет птичий звон»

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что изучение родного края, позволило не только в некоторой степени решить проблему ограниченного кругозора у детей, но и привить школьникам навыки творческого, самостоятельного мышления, активизировать их познавательную и исследовательскую деятельность. В результате, учащиеся постепенно начинают осознавать необходимость изучения истории, культуры, природных особенностей родного края, своей малой Родины и проявляют к этому интерес.

Я должна, организуя любую деятельность своего ученика, предусмотреть в ней ситуацию успеха. Только тогда это даст возможность заметить достоинства каждого ученика, его исключительность, и дать возможность реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности.

Очень хочу помочь детям воплотить свои созидательные усилия в результат творческого удовлетворения, признания, а значит и счастья.



© 2010-2022