Статья ИКТ-компетентность современного учителя

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бурукина Наталья Николаевна,

учитель математики МОУ «ООШ с. Никольское Духовницкого района Саратовской области»



ИКТ-компетентность современного учителя

Профессия учителя одна из немногих, где требуется постоянное саморазвитие, самосовершенствование. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и предусматривает необходимость непрерывного образования, процесса постоянного повышения своей профессиональной компетентности. ИКТ-компетентность учителя является составляющей профессиональной компетентности учителя .

Сегодня в школе работают квалифицированные кадры, которые непрерывно осваивают дополнительные профессиональные образовательные программы. Но все ли учителя обладают ИКТ-компетентностью?

Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя. ИКТ-грамотность - знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет). ИКТ-компетентность - не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

На практике, педагоги не очень активно используют ИКТ на уроках по ряду объективных причин.

Федеральный государственный образовательный стандарт, сопровождающие его документы, а также квалификационные характеристики должностей работников образования (приказ Минздравсоцразвития России 14 августа 2009 года) являются основой для квалификационных требований, предъявляемых сегодня к учителю. Они обязывают учителя пересмотреть свое отношение к использованию средств ИКТ и потратить достаточное время и силы на формирование собственной ИКТ-компетентности.

Пока учитель-предметник не осознает необходимости самостоятельного изучения необходимых ему азов компьютерной грамотности, и не приступит к изучению и применению их, он не научится владеть этим инструментом на должном уровне.

Методическую тему своего развития и направление профессионального роста учитель определяет сам, исходя из своих внутренних потребностей. Меня всегда интересовали современные образовательные технологии. Диапазон интересов огромный: проблемное обучение, эвристический метод, разноуровневое обучение, игровые методы, исследовательские методы, метод активного обучения с привлечением наглядности, проектные методы, обучение в сотрудничестве. Все эти технологии можно рассмотреть через призму информационных технологий. Хотелось охватить огромный диапазон и я выбрала тему «Применение информационных технологий на уроках математики».

В 2001 году впервые по президентской программе в школу пришли компьютеры. Долгое время к ним привыкали и серьезно их не воспринимали. В 2004 году поступила ещё оргтехника. Непонятно тогда было, кто кого учил: то ли учителя, то ли дети учителей. К 2008 году почувствовали острую необходимость в компьютерной грамотности. Так в феврале 2008 года я прошла обучение в ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» по дополнительной профессиональной образовательной модульной программе повышения квалификации «НИТ для работников общеобразовательных учреждений». Тогда мною впервые был создан почтовый ящик в Интернет и долгие годы служил для нашего учреждения. Из моих коллег в школе Интернет ресурсами пользоваться еще никто не умел. Я делилась полученными знаниями со своими коллегами, проводила практикумы. Вначале мы осваивали Word. Говорят, что изучив один иностранный язык, второй и третий уже учить значительно проще. Так и в Microsoft Office. Познакомившись с интерфейсом программы Word, программа Power Point показалась давно знакомым и понятным другом. Программа Excel мне показалась не нужной, и я в нее очень долго не заглядывала, пока не увидела в сети Интернет, что коллеги делают в этой программе тесты. Постепенно коллегам из своей школы помогала учиться пользоваться Интернет, помогла многим создать электронную почту. Я продолжала напряженно бороздить просторы Microsoft Office.

В 2008- 2009 учебном году со своими учениками приняли участие в дистанционной форме в «Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»». В 2009-2010 мы вновь приняли участие в дистанционной форме в «Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»». Теперь практически все учителя в нашей школе используют информационные технологии в этом направлении. Ведь благодаря Интернет, стало возможно участие в конкурсах любого уровня.

В 2009 - 2010 учебном году я прошла дистанционное обучение на курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и Факультета педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова по образовательной программе «Методика преподавания наглядной геометрии учащихся 5- 6 классов». Поделилась опытом с коллегами на ШМО и педагогических советах. В результате ещё три педагога прошли таким же образом курсы. Параллельно с обучением в 2009-2010 учебном году я приняла участие в «Фестивале педагогических идей «Открытый урок»». Ещё в 2009-2010 учебном году рамках «Фестиваля педагогического мастерства «Золотые россыпи»» стала призером районного конкурса «Лучший урок с использованием ИКТ по геометрии».

Теперь настало время использования современных дистанционных образовательных технологий нашим учреждением. И в этом направлении делаются первые шаги - это создание сайтов. Школьный сайт создан в 2008-2009 учебном году. В декабре 2011года я создала свой персональный сайт. Трудностей было много, но этого стоит.

Я привела эти примеры, чтобы показать, что мое самообразование в области дистанционных технологий и сетевой практической деятельности началось почти с нулевой отметки. Материальная база школы постепенно улучшается, это не может оставить педагога в стороне от современных технологий, просто невозможно работать не самосовершенствуясь в области ИКТ. Результаты работы над данной темой дали мне новые знания, умения. Накоплен большой методический "багаж", который уже приносит опыт и результаты не только мне, но и моим коллегам - учителям. Мои работы размещены на сайтах издательского дома «1 сентября», сети творческих учителей, на школьном nikolscoe-oosh.ucoz.ru/ и моем персональном burukinann.ucoz.ru/ сайтах.



© 2010-2022