ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ СБО

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ СБО КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Тимончук Любовь Станиславовна

ГКОУ СО «Богдановичская СКОШИ»

Для обучающихся коррекционной школы особенно важно владение навыками профессионального самоопределения, профессиональной культуры и трудоустройства, так как оно обеспечивает их социальную адаптацию по окончании школы.

Профориентационная работа может осуществляться как на уроке, так и вне его. Практически все учебные предметы могут информировать обучающихся о различной профессиональной деятельности. На уроках и на воспитательных мероприятиях педагог должен сообщать школьникам определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать обучающихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии. Для формирования профессиональной культуры школьников, профессионального самоопределения, планирования и реализации карьеры подростки нуждаются в определённых знаниях о себе, своих интеллектуальных возможностях, склонностях и способностях.

Им необходимо уметь объективно оценивать личные запросы и потребности, соотносить свои личные качества с требованиями профессиональной культуры труда и психологическими характеристиками трудовой деятельности. На уроках СБО в 9-ых классах вопросам формирования профессиональной культуры обучающихся посвящён целый раздел «Трудоустройство». Цели этого раздела следующие:

  • Формирование у обучающихся ориентационных схем, позволяющих адаптироваться к социальной среде, находить возможности реализации себя в профессиональной деятельности.

  • Содействие профессиональному самоопределению школьников СКОШИ VIII вида.

  • Обучение планированию карьеры, технологиям поиска работы и трудоустройства.

В своей работе по профориентации использую:

  • Тесты, помогающие определить склонности к той или иной профессии.

  • Игровые практикумы, деловую игру «Выбор профессии», которые помогают обучающимся пробовать себя в роли той или иной профессии.

  • Знакомство с профессией с помощью вывески, бесед, иллюстраций, кроссвордов, ребусов, презентаций.

  • Экскурсии на предприятия.

Основываясь на профессиональном интересе школьников, параллельно ведется коррекционная работа по формированию навыков культуры труда и развитию профессиональной культуры обучающихся:

  • Дисциплинированность (умение приходить на урок до звонка, начинать и заканчивать роботу вовремя, подчиняться требованиям учителя).

  • Ответственность (добросовестное выполнение всего объёма работы).

  • Тактичность (умение общаться в коллективе, соблюдение субординации в общении с учителем).

  • Умение преодолевать трудности и др.

Выполнение такой работы по профориентации приводит к совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у обучающихся способностей, актуальных для дальнейшей профессиональной судьбы, повышению социальной активности.

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится:

  • достаточная информированность о профессии и путях ее получения;

  • потребность в обоснованном выборе профессии;

  • уверенность школьника в социальной значимости труда;

  • степень самопознания ребенка;

  • наличие у обучающегося обоснованных профессиональных перспектив.

Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности обучающихся при выполнении новых учебных и трудовых заданий. Вся система коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.

Список использованной литературы

  1. Воронкова В.В., Казанкова С.А. Социально - бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида : пособие для учителя. М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

  2. Хилько А.А. и др. Преподавание социально- бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида: Пособие для учителя. (Серия "Учителю коррекционной школы").- СПб.: филиал издательства "Просвещение", 2006. 223с.

  3. Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н. Э. Профессиональная ориентация в УПК. М.: Педагогика, 1985.

© 2010-2022